12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
#
Аккаунт удалён


ДОКЛАД









Тема: Применение метода проектов в начальной школе

( из опыта работы)












Автор: учитель начальных классов

ГБОУ СОШ г.Беслан

2018г. Швыдкая Марина Витальевна



Актуальность темы:

Знания – дети удивления и любопытства...

Луи де Бройль

Проектная деятельность – одна из наиболее популярных форм организации работы с учащимися. Она находит в последние годы все более широкое распространение в системе образования разных стран мира. Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.



«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.


Кто такой успешный человек? Это человек, который занял определенное значимое место в обществе. Для того чтобы достичь высот в какой-либо сфере деятельности нужно самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировать что удалось и что нет. Такие люди обладают проектным типом мышления.

Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особо вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).





Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:



1) отвечает современным требованиям времени,





2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,



3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,



4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

5) вызвала у меня самой большой интерес.

Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.

В связи с этим я определила следующие цели и задачи:

способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;

способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;

выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.
Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2.
Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно- следственные связи.

3.
Навыки оценочной самостоятельности.

4.
Умения и навыки работы в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения



взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.
Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и.т.п.







6.Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.










t1571505512aa.png

















Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.

t1571505512ab.png

t1571505512ac.png





1 этап:

Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.

На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

Творческие задания они выполняют на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники), в роли проектировщиков и строителей (проект дома, материалы, техника для использования в строительстве).

Такие виды творчества готовят учеников к основным этапам ПД







В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.

Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Это очень важное направление в проектной деятельности. И где, как ни в начальной школе, заинтересовать надо сначала родителей и уже с их помощью - детей. Ребенок задал вопрос, как надо найти время и не оттолкнуть от себя, а, наоборот, продлить этот интерес, найти вместе на этот вопрос ответ, сходить вместе в библиотеку. Работа с родителями: научить отвечать на вопросы детей, а если еще вместе с мамой, оформив проект, найти тот или иной конкурс и участвовать в нем. Так что работы у учителя начальных классов много.



2 этап.

На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных



мероприятий.



Как то задала детям вопрос: Знаете ли вы о пользе молока? Что мы знаем о молоке, почему испокон века люди ценили его, какие стихи, загадки, сказки мы знаем.

Оказалось, что о ценности молока знают все, а о литературных произведениях, о молоке знают мало.

Ребята нашего класса поинтересовались у своих знакомых, друзей, родителей: какие литературные произведения о молоке им известны.

Вспомнили стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал», «Уж как я свою коровушку люблю!».

Такая информация не удовлетворила любознательности ребят. Тогда они решили побольше узнать о литературе на данную тему и поделиться своими находками с одноклассниками. Так началась исследовательская работа

«Пейте, дети, молоко – будете здоровы»

Гипотеза:

Человек, не употребляющий молоко и молочные продукты, чаще других болеет инфекционными заболеваниями, у него становятся хрупкими кости и суставы.

Объектом исследования стали различные жанры литературы о молоке.





С помощью учителя ребята определили цели своей исследовательской работы:

*выяснить, какую роль в жизни человека играло молоко с древних времен;

* как отражается тема молока в литературных произведениях.

Задачи исследования:

*осуществить поиск материалов по теме исследования в библиотеке (справочники, энциклопедии, художественная литература), Интернете;

*изучить литературу по теме исследования;

*собрать книги, фотоматериалы, рисунки к литературным произведениям.

*Используя различные источники информации, дети многое узнали о молоке.

Так проходила исследовательская работа нал проектом.



Одним из этапов исследования – это знакомство с местным производством кисло - молочных продуктов ЗАО ПЗ «Мелиоратор»

Мы выяснили, чем ценно молоко для человека

Каждое утро мы пьем молоко.

У нас возникли вопросы:

- Наверное, в этом есть какой-то смысл?

- В чем же польза молока?

Самая удивительная пища

Пожалуй, самая удивительная пища в мире это та, которой животное кормит своих детенышей, - молоко.

Молоко превращает беспомощного львенка в мощного зверя. Огромный кит, как и крошечная морская свинка, вскормлен молоком.

Материнское грудное молоко – это единственная идеальная пища, защита от многих болезней.

Почему?

В молоке есть все, что нужно малышу: в нем есть и вода, и жир, и сахар, и белок, и соли, и витамины.

Молоко богато кальцием, который усваивается из него почти на 100 %, чем не могут похвастаться другие продукты.

Молочный белок усваивается из молока очень легко, не в пример мясу! Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А





без них человек просто не может жить.



Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы.

Молоко полезно очень

И для взрослых и ребят

Кашу, йогурт и сметану

Большой ложкою едят.

В молоке полезных много витаминов и веществ.





Пейте молоко парное, чтобы кариес исчез.



Чтобы кости были крепки, не болела голова.

Настроение чтобы было превеселое всегда!

Шлет привет вам всем корова.

-Пейте, дети, молоко

Будете здоровы!

Коровьи новости

Согласно археологическим данным, в период неолита люди еще не могли пить молоко животных – в их организме отсутствовал ген, необходимый для усвоения лактозы. Эта способность пришла к нашим предкам позже, ввиду генетической мутации.

По всей видимости, молоко животного человек впервые стал употреблять в пищу в 8-9 тысячелетии до нашей эры, когда народы, населявшие Средний Восток, сумели одомашнить овец и коз.

В 7 тысячелетии на территории современной Турции люди начали пасти коров, таким образом, получив в свой рацион один из наиболее популярных современных продуктов.

Испокон века люди высоко ценили целебные свойства молока. Они называли его «соком жизни», «эликсиром жизни».

Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей, академик Павлов называл молоко пищей, приготовленной самой природой.

Самые красивые женщины мира использовали молоко, чтобы сохранить свою красоту и молодость на долгие годы: царица Египта Клеопатра ежедневно принимала молочные ванны, а жена Нерона Поппея всегда брала с собой в путешествие 500 ослиц, чтобы иметь возможность принимать молочные ванны, улучшающие кожу.

Молоко животных спасало людей от смерти в голодные годы.



За день корова дает 160 стаканов молока.

В 2009 году ветеринары доказали, что корова, имеющая какую бы ни было кличку, дает больше молока, чем безымянная.

А каково было наше удивление, когда мы узнали, что в одном стакане молока содержится столько необходимого нам кальция, сколько его



в 7 сардинах или в 3-х стаканах арахиса, или в 4-х стаканах черной фасоли.



Также мы узнали, откуда пришло слово «молоко» и о первом упоминании, о молоке

«Молоко» - это слово имеет индоевропейскую природу.

В литовском находим malkas «молоко»,

в немецком Milch «молоко»,

в английском milk «молоко».

Интересно, что первичное значение этого слова – «жидкость».

В латышском mâlks «питье»,

В кельтском melgô - молоко буквально- «то, что выдаивается из вымени».



Первое упоминание о молоке

Оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. В Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н.э., написано, что зубы Иуды станут белыми от молока. Земля Ханаанская была «землей молока и меда». В 1500 году до н.э. Иов часто ссылался на сыр.

Во всех этих примерах мы видим, что молоко было известно задолго до этого.



Копилка

Как видим, люди высоко ценили молоко за его питательные и целебные свойства. Мы предположили, что в сокровищницах мировой литературы должны быть произведения разных жанров, воспевающих молоко. И мы не ошиблись. Нам удалось найти загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы, песенки, мифы, легенды, притчи, народные приметы.









Мифы о молоке





Древние римляне считали, что Юпитер был вскормлен молоком божественной козы Амалфеи и потому в качестве жертвы подносили грозному Богу именно молоко.

У южных славян и на Русском Севере известны легенды о коровах,





обитающих в озерах. Считается, что иногда они выходят на прибрежные



луга, и тогда человек может отбить одну корову от стада, обежав вокруг нее. Такая корова дает очень много молока и всегда крепка и здорова.

Славянская легенда

Кошка для людей спасла Молоко. Когда-то вымя коров было на все брюхо, и молока было «как воды». Люди возгордились. Стали купать в Молоке детей, да и сами умывались им. Бог отнял у коровы вымя, но кошка упросила его оставить корове только четыре соска.

По поведению коров крестьяне предугадывали погоду. Считалось, например, что когда коровы поднимают головы к небу, бьются рогами, подпрыгивают – это предвещает дождь. Черные или темные коровы, возглавляющие стадо, возвращающееся с пастбища, также предвещали непогоду или ливень. Также, если молоко при доении сильно пенится, то это к ненастной погоде.

Как же мы удивились, когда узнали о древней примете, свидетельствующей о том, что в грозу молоко киснет быстрее. Эта примета действует и сейчас, хотя молоко хранится в холодильниках. Биохимики полагают, что виной тому длинноволновые электромагнитные импульсы. Однако причины этого явления до сих пор не изучены.

Выводы, обобщения.

Таким образом, изучив литературу, материалы на Интернет-сайтах, ребята пришли к следующим выводам:

* молоко – это источник веществ, необходимых человеческому организму, поэтому следует отдавать предпочтение не сладким газированным напиткам, а молоку;

*больше всего сведений о молоке мы почерпнули из книг;



*самую главную оду молоку спели в своих трудах ученые, писатели, поэты.



2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, сочинений, рисунков, так и с использованием компьютерных презентаций.



3 этап.

На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютерных технологий. Для этого я знакомлю ребят с основными операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся с моей помощью создавать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях. Так учащиеся подготовили газету и презентацию «История жизни в истории школы…», посвящённую 70-летию нашей школы.

Проект «Красная книга» представлен в виде книг, рисунков, сообщений, докладов и презентаций.

Какова же роль учителя в ПД?

Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:

Подходить творчески к любому проекту моего ученика.

Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.

Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.

Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).

В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.

Тесно сотрудничать с родителями.

При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.





Ожидаемые результаты

повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.



В процессе проектно-исследовательской деятельности школьник учится


вести наблюдения, ясно и коротко излагать свои мысли, выделять главное, отстаивать свою точку зрения, делать выводы;


работать со справочной литературой, словарями;

предоставлять результаты в виде публичного выступления.

Также формируется умение выдвигать гипотезу, планировать свою деятельность;

Развивается коммуникативность.

Исследовательская деятельность мотивирует детей к учёбе, стимулирует творчество и самостоятельность. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из областей, близких к ним. Для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Кроме того, важно вместе с младшими школьниками определить учебные цели: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями? Каким образом их можно приобрести?» Тема проекта должна быть интересна в первую очередь самим учащимся. Нередко такая тема рождается после познавательной экскурсии или поездки. Обучение проектно_исследовательской деятельности в начальной школе целесообразно начинать с тренинговых занятий. Приведём примеры занятий в начальных классах, предназначенных для подготовки к проектной деятельности.

Задание 1. «Посмотри на мир чужими глазами».

«Утром небо покрылось чёрными тучами и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…».

Продолжи рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе; водителя грузовика; лётчика; мэра города; вороны, сидящей на дереве …

Задание 2. «Составь рассказ, используя данную концовку».

«…Так я и не выполнил домашнее задание».

«…Моя одноклассница не обратила на это никакого внимания».

Задание 3. «Давайте вместе подумаем». «Почему у зайца глаза косые?»



Задание 4. У тебя имеется: соль, сахар, мобильный телефон. При каких условиях каждый из этих предметов может оказаться тебе полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны или даже вредны?

Работу каждого школьника, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность

Собственная исследовательская практика расширит кругозор ребенка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний. Основным же критерием выступает стремление и попытки использовать исследовательский метод не только в учебном процессе, но и в повседневной практике взаимодействия с миром.



Таким образом, именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступными информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нетрадиционных условиях. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать ответственность за свои решения

Использование проектной деятельности помогает решать сразу несколько задач:

- каждый ученик может проявить себя как творческая личность;

- каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе»;

- добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения;

- у учащихся развиваются навыки самостоятельной работы;

- школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации;

- работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.


При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями.


Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.




В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”.

Педагогическая технология, как метод проектов, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее.



В своей работе я столкнулась и с трудностями. Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, совершенно меняют все составные части учебного процесса, систему оценивания, тип отношений школьников, отбор учебного материала. Решение этих проблем является необходимостью, так как проектное обучение- альтернатива классно-урочной системы. Я хочу закончить словами из пословицы: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, вовлеки - и я пойму», которые можно считать девизом проектной деятельности.







Памятка для учителя.

Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.

Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.

Создать психологический комфорт:

а) дети не должны бояться совершить ошибку;

б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;

в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.

Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.

Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.





В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.
















Памятка для родителей.

Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.

Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.

Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

Меньше наставлений, прямых инструкций.

Не сдерживайте инициативу.

Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

Не раздражайтесь.

Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.

Учите доводить дело до конца.


Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.












Правила презентации для ученика:

Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.

Найди удобное положение тела и место для рук.

Спокойно посмотри на слушателей.

Назови тему.

Заинтересуй слушателей выступлением.

Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.

Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.

Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.

Логично закончи свое выступление.







Памятка для учителя по подготовке к презентации.

Помогите ученикам произвести самооценку проекта:

Почему начали работу над проектом?

Решили ли вы проблему?

Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?

Что не доделано, а может быть можно изменить.

Помогите оценить процесс проектирования.

Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.

Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.

Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.

Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.