Доклад на тему «Применение метода проектов на уроках английского языка в процессе формирования коммуникативной компетенции школьников»
Обобщение педагогического опыта работы по теме «Применение метода проектов на уроках английского языка в процессе формирования коммуникативной компетенции школьников»
«Для изучения языка гораздо важнее
свободная любознательность,
чем грозная необходимость»
Аврелий Августин
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни.
В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития ключевых компетенций школьников, в том числе и коммуникативной. Каждый ребенок имеет возможность проявить себя наилучшим образом: продемонстрировать свои творческие способности, используя при этом приобретенные знания и навыки, поделиться жизненным опытом, раскрыть в себе и своих друзьях новые таланты, избавиться от многих комплексов, иметь свое собственное мнение и не бояться его аргументировать, научиться слушать мнения других и уважать их.
Условия возникновения опыта.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современном мире недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни.
Одной из задач образования является формирование коммуникативной компетенцией у учащихся. За этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать её, принимать или не принимать, иметь собственную точку зрения, отличать её от чужой и защищать. От уровня коммуникативной компетенции личности во многом зависит успешность её взаимодействия с партнёрами по общению и самореализации в обществе.
Коммуникативная компетенция - это одна из основных целей обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня. Однако целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность. Причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия (Н.Д.Гальскова).
Проведенный мониторинг качества знаний среди учащихся среднего звена позволил выявить низкий уровень развития речевой и языковой компетенций, которые являются основными составляющими коммуникативной компетенции. Таким образом, одной из проблем, требующих разрешения, является проблема развития коммуникативной компетенции учащихся средней общеобразовательной школы.
Среди современных активных методов, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию в последние годы все более широкое распространение в практике обучения иностранным языкам находит метод проектов, который позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, и применять их для решения познавательных и практических задач.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Актуальность опыта
В настоящее время очевидно, что основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности, что предполагает масштабные изменения. Значительное обновление содержания образования направлено на то, чтобы привести его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны в целом. В целях воспитания личности, развития на основе собственной самостоятельной учебной деятельности реализуется системно-деятельностный подход, в рамках которого применяется метод проектов.
Опыт по развитию коммуникативной компетенции актуален, так как помогает выполнить социальный заказ государства и решить задачи, поставленные перед педагогами в школе.
В редакции «Закона об образовании» предусматриваются следующие требования: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира.
В Концепции модернизации российского образования обозначены цели обучения иностранным языкам как развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, естественно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Положительным моментом является тот факт, что ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, современным интернет-источникам), анализируют, сравнивают, отбирая самое важное и занимательное. В основе проекта лежит конкретная проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. Учитель иностранного языка обучает способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам
Проектная деятельность – один из способов достижения социального заказа, который помогает нивелировать основные противоречия учебного процесса между:
- ориентированностью нового содержания образования и традиционными формами и методами;
- большим объемом информации и необходимостью быстрого его усвоения;
- стремлением к повышению уровня обученности и неоднородностью классного коллектива по уровню обучаемости.
- недостаточно высоким уровнем владения иностранным языком и возрастающими требованиями к результатам обучения, предполагающими умение учащихся строить своё коммуникативное поведение;
Метод проектов является интегрирующим, включающим в себя мультимедийные технологии, ролевые игры, обучение в сотрудничестве.
Ведущая педагогическая идея:
Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка.
Теоретическая база опыта
Проектная методика уходит своими корнями в начало XX века и берет свое начало от понятия «обучение посредством делания», которое ввел американский философ и педагог Джон Дьюи, его общий смысл заключался в том, чтобы установить связь учебного материала с жизненным опытом обучающихся. В 1918 г. вышла в свет статья известного американского педагога У. Килпатрика «Метод проектов», в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством Станислава Теофиловича Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
В наше время метод проектов широко стал внедряться в образовательную практику в России благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения. Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Евгения Семеновича Полат .
Полат Е.С. обращается к методу проектов на уроках иностранного языка.
«Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы».
«Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющие решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем чтобы дети акцентировали внимание на содержание своего высказывания чтобы к центре внимания была мысль., а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей».
«Основная идея подобного подхода к обучению ИЯ, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала».
Исследованиям по проектной методике также посвятили свои труды М.Ю.Бухаркина, Н. Д. Гальскова, И А Зимняя, Татарченкова С. С. . Все они отмечали высокую роль метода проектов в формировании коммуникативной компетенции школьников на уроках иностранного языка.
Цель и задача педагогической деятельности
Целью педагогической деятельности является создание условий для формирования коммуникативной компетенции школьников посредством применения метода проекта на уроках английского языка.
Задачи:
Изучить технологию проектного метода;
▪ Изучить психолого-педагогические аспекты формирования коммуникативной компетенции обучающихся.
▪ Выявить педагогический потенциал проектной технологии для формирования коммуникативной компетенции.
▪ Определить особенности использования содержательных ресурсов английского языка, направленных на формирование коммуникативных компетенций.
▪ Изучить технологию критериального и формирующего оценивания в проектной деятельности обучающихся при обучении английскому языку, направленного на достижение метапредметных и предметных результатов.
Диапазон и новизна опыта
Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик,
моделировании уроков, интегрирование интернет-ресурсов в учебный процесс, разработке проектов совместно с учащимися, учащиеся вовлечены в учебно-познавательную деятельность на сайтах для школьников.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность, охватывает как предмет, так и надпредметную область. Возможно широкое использование полученного опыта во внеурочной деятельности.
Результаты деятельности учителя представлены на заседаниях РМО, на сайтах педагогических сообществ.
Применение проектных технологий в рамках предмета английский язык позволяет сформировать высокий познавательный интерес, познавательную активность, влекущую за собой высокую познавательную деятельность, что в конечном итоге повышает мотивацию учащихся к более качественному освоению предмета.
Деятельностный аспект
Основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов ;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола",творческих отчетов, защиты проекта, пр.).
Типология проектов.
Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнерами (с зарубежными школьниками, учителями). Прежде всего, определимся с типологическими признаками:
1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированная, и т. п..
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.
5.Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
6. Продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
Существуют основные принципы проектной технологии:
Вариативность деятельности– конечный продукт представляется в виде диалога, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, реферата, сообщения в устной, письменной, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями).
Когнитивный принцип, который предполагает решение проблем, в том числе и проблем в употреблении грамматических и лексических структур.
Удовольствие от учения или учение с увлечением – одно из главных условий эффективности обучения, учащиеся способны усваивать только в том случае, если им нравится процесс обучения, если он отвечает их потребностям.
Личностный фактор, учащиеся говорят о себе, своей жизни, интересах, проблемах.
Адаптация заданий, предусматривает разработку заданий, соответствующих уровню владения материалом учащихся.
В проектной методике учителю отводится сложная роль, т.к. во главе всего учебно-воспитательного процесса стоит личная деятельность ученика, которую необходимо направлять и регулировать. Согласно ФГОС должна быть создана ситуация, где ученик самостоятельно добывает знания, а учитель создает все предпосылки для этого.
Проектная работа вызывает у учителя определенные проблемы и трудности:
- Организация работы.
- Дополнительная нагрузка.
- Планирование серии уроков, на которых предполагается проведение проектной работы.
- Отслеживание и регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом.
- Оценка работы учащихся.
- Трудности, связанные с личностью ученика, необходимо учитывать психологические особенности детей и их совместимость.
При работе над проектами у учащихся также возникают трудности:
- Трудности, связанные с лексическим и грамматическим материалом.
- Трудности в работе с информационным материалом (сравнить, выбрать материал по определенной теме)
- Трудности логического связного построения текста.
- Трудности взаимодействия с другими учащимися.
- Трудности в работе со справочным материалом.
- Трудности оформления и презентации проектов.
Данные трудности легко преодолеваются в ходе правильно организованного взаимодействия учителя и учащихся.
Практическое применение метода проектов на уроках английского языка
На уроках английского языка я часто использую проектную методику, т.к. считаю, что именно она в полной мере помогает контролировать усвоение материала темы или раздела. Мои ученики с удовольствием выполняют проекты, это позволяем им выразить себя творчески, узнать что-то новое и поделиться полученными знаниями. На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды проектов. Я считаю, что проектная методика – это путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениями и навыками.
В своей педагогической практике я включаю следующие этапы работы над проектом:
Подготовительный этап. Постановка проблемы.
«Мозговой штурм». Планирование проекта.
Поиск информации.
Оформление проекта. Подготовка к защите.
Защита проекта.
Рефлексия. Оценка и обсуждение результатов.
Метод проектов на уроках английского языка я использую с первого года обучения. Первый проект «Моя любимая буква» я провожу во втором классе.
Тип проекта – творческий, личностный, краткосрочный.
В начальной школе в основном я организую индивидуальные и краткосрочные проекты, что объясняется психологическими особенностями учащихся младших классов.
Результат проекта: второклассники представляют свою любимую букву в различных образах (делают поделку или рисунок), используют различные техники изображения своей любимой буквы и придумывают о ней сказку или стихотворение.
Защита проекта проходит на русском языке, так как учащиеся 2-х классов не обладают еще достаточным словарным запасом.
Одним из любимых проектов младших школьников является проект «Мое любимое животное».
Тип проекта – информационный, творческий, личностный, краткосрочный.
1 этап проекта – постановка проблемы: учащиеся не могут рассказать по-английски о своем любимом животном.
2 этап – планирование. Дети думают о каком животном они хотели бы рассказать, и что для этого нужно узнать.
3 этап – поиск информации. Этот этап проходит внеурочно. Учащиеся ищут информацию о своем любимом животном в книгах, энциклопедиях или на Интернет-сайтах, подбирают необходимую английскую лексику.
4 этап – оформление результатов: рисунок или поделка, небольшое сообщение.
5 этап – защита. Учащиеся показывают свой продукт, рисунок или поделку, и рассказывают о своем любимом животном. Я прошу именно рассказывать наизусть и не разрешаю читать, только в этом случае будут сформирована монологическая речь. Поэтому текст презентации проекта должен быть небольшой, 5-7 предложений.
6 этап – рефлексия. Результаты проектов обсуждаются всем классом. Ребята высказываются, что им понравилось в работах ребят, какие ошибки речи они заметили и т. д. И также вместе оцениваем проекты по критериям.
Групповые проекты на уроках английского языка я начинаю внедрять в 4-х классах. Например, изучив лексику по теме «погода», ребята поработали над мини-проектом «Прогноз погоды на выходные». Провести такой проект нам хватило времени на одном уроке.
Тип проекта – информационный, групповой, краткосрочный.
1.Проблема: герой урока собирается пойти на пикник в выходные, но не знает, какая будет погода.
2.Планирование проекта: учащиеся обсуждают, как они могут узнать, какой будет погода в выходные.
3. Поиск информации. Учитель предлагает разным группам различные источники прогноза погоды: выписка из газеты, Интернет, радио-запись.
4. Оформление результатов в виде рисунка или таблицы, составление прогноза погоды на английском языке.
5. Защита проекта.
6. Рефлексия. Учащиеся сравнивают результаты, делают выводы. Проводят взаимную оценку работ.
В среднем звене учащиеся становятся более самостоятельными, компетентными в области ИКТ, умеют работать в сотрудничестве, и поэтому перед педагогами открывается широкий выбор тем и типов проектной деятельности.
Учащиеся 5-7 классов любят мечтать и фантазировать. Так в 5-м классе ребята создали проекты «Город нашей мечты». Целью проекта являлось создание плана или рисунка города своей мечты. Проект по типу творческий и краткосрочный. Работа проводилась с целью систематизации лексики по теме «Город», закрепления грамматических конструкций “there is\are”.
Так же семиклассники воплощали свои идеи и фантазии, создавая групповой проект «Школа будущего». Главной задачей учащихся было создать макет школы будущего и представить его одноклассникам. На презентации своего проекта учащиеся рассказывали о системе образования своей школы, оборудовании классных кабинетов, расписании занятий и о многом другом. Таким образом систематизировался и закреплялся учебный материал по теме «школа».
Ребята работали увлеченно и с удовольствием, потому что, то о чем нужно было рассказать, было для них интересно. Им не терпелось поделиться своими фантазиями с одноклассниками.
Одной из составляющей современной системы образования является патриотическое воспитание. Воспитание патриотизма – это одна из задач в том числе и урока иностранного языка. Пятиклассниками был создан проект «Мой родной поселок».
Цель проекта: представить свой родной поселок иностранным туристам на английском языке.
Тип проекта: информационный, межпредметный, групповой, средней продолжительности (один месяц).
Класс разрабатывал один проект, разделившись на группы, которые выполняли определенную роль. Одна группа искала информацию о географическом положении своего поселка, другая об истории, третья о достопримечательностях, четвертая оформляла плакат и презентацию. Защита проводилась полностью на английском языке.
Практико-ориентированные проекты отличаются четко-обозначенной с самого начала целью деятельности, которая имеет социальную направленность. Проект подобного рода требует хорошо продуманного сценария. Поэтому чаще он является долгосрочным. Так группа учащихся 7, 8 классов реализовали проект «Изучать английский – это весело». Участники проекта проводили различные мероприятия, направленные на формирование мотивации к изучению английского языка у учащихся 2-х классов. Для этого им пришлось изучать методическую литературу, придумывать сценарии, игры, искать необходимые ресурсы в Интернете. На первом мероприятии второклассники отправились в увлекательное путешествие в страну английского языка вместе с героями английских сказок, роль которых исполняли участники проекта. Творческая группа инсценировала сказки на английском языке. Еженедельно проводились языковые игры с младшими школьниками. Позже была организована викторина для маленьких лингвистов. Конечным результатом этого проекта стал сборник сценариев и игр для занятий с младшими школьниками, который может быть взят на вооружение учителями в своей педагогической деятельности.
Исследовательские проекты полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним. Такого типа проекты, как правило, долгосрочные. Так учащиеся 8 класса, заинтересовавшись легендами Великобритании, провели исследовательский проект по теме «Отражение английских легенд в современной жизни Великобритании». Эта работа заняла у них 3 месяца.
Известно, что британцы чтят свою историю и традиции: проводится много праздников и фестивалей, посвященных легендарным событиям страны. Но иностранному туристу трудно понять подлинную основу того или иного праздника. Этот факт учащиеся определили актуальностью и проблемой своей исследовательской работы. Объектом исследования выбрали английские легенды, которые нашли отражение в современных праздниках и фестивалях. Школьники составили план своих действий, определили цели и задачи, искали источники нужной информации. Далее учащиеся разделились на группы, каждая из которых выбрала по одному фестивалю. После чего осуществлялось углубленное изучение легенд, выявлялись связи с современностью. На последнем этапе школьники представляли свои исследовательские проекты учащимся других классов, чем вызвали интерес аудитории к культуре и истории британского народа. Подводя итоги, участники проекта выразили свое желание продолжать изучать традиции и культуру Соединенного Королевства.
Одной из главных составляющих защиты проекта являются ответы на вопросы одноклассников по теме своей работы. Таким образом, применение метода проектов способствует развитию не только монологической речи, но и диалогической.
Результативность опыта
Применение метода проектов в моем педагогическом опыте дало следующие результаты.
Работая над проектом, школьники научились самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками.
Совместная работа способствовала сплочению коллектива. Учащиеся учились договариваться, уважать мнение каждого участника, ответственно относится к работе всей группы.
Проектная методика дала большие возможности для активной устной и письменной практики учащихся, помогла при подготовке к предметным олимпиадам.
Школьники, защищая свой проект, перестали бояться говорить перед одноклассниками на иностранном языке.
Работая над проектами учащиеся расширили свой словарный запас.
У учащихся появилось желание работать над новыми проектами и участвовать в творческих конкурсах по английскому языку.
Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный, практический результат, значимый для школьника. У каждого ученика есть возможность развить свои способности и таланты, проявлять и проверять себя в лидерстве. У школьников проявляется личная ответственность за свои знания, которые он включает в реальную деятельность.
Литература:
Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. -192 с.
Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам.
Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителей / под ред. Е. И. Пассова, В. Б. Царьковой. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.
Новые педагогические и информационные технологии / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат- М., Академия, 2009.-272с. 2009.-272с.
Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - №2, 3 – 2000
Полат Е. С. Метод проектов. История и теория вопроса. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: изд. центр «Академия», 2010. С. 193-200
Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность, СПб.:КАРО,2008.
http://www.ioso.ru/distant