Проектная работа

0
0
Материал опубликован 11 October

Введение


С. И. Ожегов писал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…». И сегодня в нашем обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи.

Наш исследовательский проект посвящен изучению особенностей речевого портрета современного шестиклассника.

Носителями молодёжного языка принято считать школьников, студентов, представителей творческой интеллигенции, молодых специалистов.

Школьники – возрастная группа, представляющая наибольший интерес. Почему мы выбрала именно эту тему? Потому что сами принадлежим к этой возрастной категории и общаемся со сверстниками. Школьники быстрее всех подмечают изменения в языке и реагируют на них. Во время обучения в школе происходит развитие языковой личности подростков. Школьники – это будущее.

По нашему глубокому убеждению, они будут продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем. Именно в этом заключается актуальность исследования.

Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных шестиклассников.

Предметом исследования стали особенности современного лексикона и речевого поведения учащихся 6 «Б» класса, проявляющиеся в процессе общения.

Цель работы - описать и проанализировать речевой портрет учащихся 6 «Б» класса.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:

изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике,

анализ лексикона современного шестиклассника и выявление его особенностей,

представление особенностей речевого поведения шестиклассников (речевые формулы общения, речевые особенности завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).



Глава 1. Понятие «речевой портрет» в современной науке.


Речевой портрет - воплощенная в речи языковая личность.

В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, принадлежащего к определенной социально-возрастной группе (интеллигент, бизнесмен, политик, актер, студент, школьник и пр.) Вследствие этого в языковедение органично вошло такое понятие, как «речевой портрет». Понятие речевого портрета групп носителей языка не ново в лингвистике.

В середине XX века методы диалектологического исследования заинтересовали ученых. Например, работы Б. А. Ларина содержат программу изучения языка города. В США первые социолингвистические обследования проводились диалектологами У. Лабовым, Р.Фэйсолдом и др.

Исследование городской речи можно считать шагом к созданию социально-речевых портретов. Интерес ученых привлекают те черты языковой личности, которые несут в себе признаки групповой принадлежности.

При изучении языка города возникла необходимость составить представление о свойствах языка и речевого поведения, достаточно четко очерченных групп городского населения, выделяемых по общности профессии, уровню и характеру образования, по принадлежности к одному поколению, а также по совокупности прочих характеристик. Причем особое внимание исследователи, например, Л.П. Крысин, Т.М. Николаева, Т.И. Ерофеева и др., уделяют изучению способов выбора и употребления языковых средств и особенностям речевого поведения членов определенной группы. Наиболее близкой к школьникам группой является интеллигенция. Для этой группы характерными особенностями речи являются языковая игра, выбор и неприятие определенных языковых единиц.

Итак, в речи каждой социально-возрастной группы реализуется особенный для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Анализ всех этих факторов позволяет составить речевой портрет определенной социально-возрастной общности, в частности, современных школьников.


Глава 2. Языковой анализ речевого портрета учащихся 6 «Б» класса.


Привели однажды к философу юношу, чтоб тот обучил его искусству ораторства. И Сократ, чтобы проверить способности юноши сказал ему: "Заговори, чтоб я тебя увидел...", "Каков человек, такова его и речь", - считал Сократ. Отсюда и появился этот великолепный сократовский афоризм. В своё время великий древний учёный Сократ, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Мудрый, умный и очень правильный путь познания человека и его сущности. Благодаря общению, мы познаём и узнаём окружающих нас людей, создаём атмосферу взаимопонимания, выражаем своё мнение по самым различным вопросам.
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается в школьные годы.

С первого и по  одиннадцатый  класс мы  изучаем  русский  язык. Это  один  из  самых трудных  школьных  предметов.  Но  ни у  кого  не  возникает сомнений  в том,  что  изучать  русский  язык  надо. Кому  надо?  Мне, моим  друзьям- одноклассникам, тем, кто  придёт в  школу  после  нас. Моим  детям,  внукам.   Всем  нам,  говорящим на русском языке. Я  искренне верю в то,  что  русский  язык –   « великий  и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.

Однако что же мы слышим сегодня из уст современной молодежи? «У тебя «клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, определило проблему нашего исследования.

Наше исследование мы проводили в своем 6 «Б» классе. Для этого, в первую очередь, мы начали проводить наблюдения над устной речью наших одноклассников. Давид отслеживал устную речь мальчиков, а я – речь девочек.

Для выявления особенностей лексикона шестиклассников мы провели сбор языкового материала. Таким образом, составили словарь школьного жаргона наших одноклассников, который позволил нам создать речевой портрет учащихся 6 «Б» класса.


СЛОВАРЬ ШКОЛЬНОГО ЖАРГОНА
МАТЕМАТИЧКА - учитель алгебры.
БАБКИ - деньги, купюры.
БАЗАР - разговор. Кончай базар - перестань разговаривать, замолчи.
БАШНЯ – голова. 
БРАТАН, БРАТИША, БРАТОК - любой человек; употребляется и как обращение.
БЫКОВАТЬ - нападать, быть агрессивным по отношению к кому либо.
ВИДАК – видеомагнитофон.

ВКАТИЛО-понравилось.
ВРУБАТЬСЯ - понимать, догадываться, вникать.

ВСЕКАТЬ – понимать, догадываться, вникать.
ВСЁ НОРМ – всё нормально.

ГАСИТЬ - бить, избивать.
ГЕМОРРОЙ – проблемная ситуация.
ГЛЮКИ – галлюцинации.

ГЕографичка – география.
ТЕЛЕК– телевизор.
ГРУЗИТЬ - врать, много говорить.
ДР- день рождения.
ДИСКАЧ – дискотека.
ЖЕЛЕЗНО, ЖЕЛЕЗОБЕТОННО - точно, гарантированно, наверняка.
ЗАВАЛИТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬСЯ - не сдать экзамен, зачет.
ЗАЖИГАТЬ - 1. Заводить, разогревать публику. 2. Распутничать, развратничать.
ЗАЕЛО – надоело.

ЗАМЕТАНО - договорились, по рукам, хорошо, понятно.
ЗАПАДАТЬ - 1. Влюбляться. 2. Сильно увлекаться, быть одержимым чем-либо.
ЗАПАДЛО, ЗАПАДЛЯК, ЗАПАДЛЯНКА - 1. Подлость, дурной поступок. 2. Лень, не хочется.
ЗАПАЛИЛИ, ЗАСЕКЛИ – поймали.

ЗАПЛЮЩИТЬ - побить, избить.
ЗАПОРОТЬ - сломать, испортить.
ЗУБРИЛА - заученный человек.
ИСТОРИЧКА - учительница истории.
КАЙФ - удовольствие, удовлетворение, радость, наслаждение.
КАМЧАТКА - задние парты.
КЛАВА - компьютерная клавиатура.
КЛЕШНИ – руки.
КЛЁВЫЙ - интересный, веселый.
КОЛБАСИТЬСЯ – отдыхать.

КОЛОТЬСЯ – признаваться.
КОМП - компьютер..

КОТЕЛОК – голова.
КУЛЬТЯПКИ – руки.
ЛЫЖИ – ноги.

МАХАТЬСЯ – драться.
МЕЛОЧЬ - ученики младших классов.
МОБИЛА – мобильный телефон.

МОЛОТОК – молодец.
МОЧИТЬ – бить.
НАЕЗЖАТЬ - идти на конфликт, искать ссоры.
НЕФОНТАН - нехорошо, некрасиво.
ОБЛОМ - неудача, невезение.
ОБЛОМАТЬСЯ - потерпеть неудачу.
ОТПАД – используется для выражения крайнего эмоционального состояния.
ОТФУТБОЛИТЬ – отвадить.
ПАРИТЬСЯ – думать.

ПРЕДКИ – родители.
ПРОШВЫРНУТЬСЯ - пройтись, прогуляться.
ПРИБАМБАС - аксессуар.
ПРИКИД – модная, современная одежда.
ПРИКОЛ - что-либо интересное, смешное, остроумное; шутка, анекдот, свежая новость. 
ПРИТОРАНИТЬ - принести что-либо.
РАЗБОРКА - выяснение отношений, спор.
РОДОКИ – родители.
САЧОК – врун.

СБАЦАТЬ - сделать что-либо.
СВИСТЕТЬ – говорить неправду.

СКАТАТЬ – списать.

СКИНУТЬ, ПЕРЕКИНУТЬ – скопировать на USB- носитель.
СЛИЗЫВАТЬ, СКАТЫВАТЬ - списывать, заниматься плагиатом.
СМОРОЗИТЬ - сказать что-либо глупое, смешное.
СПС – спасибо.
СТОПУДОВО - точно, гарантированно.
СТРЕЛКА - встреча. 
Забить стрелку - договориться о встрече; пробить стрелку - не прийти на встречу.
СТУКАЧ – доносчик.
ТАЧКА - машина, автомобиль.

ТРОЙБАН – тройка. 
ТЫРИТЬ, ТЫБЗИТЬ – воровать.
ХАВЧИК – еда.
ХАЙ – привет.
ЧЕЛ – человек.
ЧУВАК – парень.
ШЕВЕЛИ БУЛКАМИ – иди быстрей.
ШМОТЬЁ – вещи.
ШПОРЫ– шпаргалки.



В ходе анализа языкового материала было обнаружено, что для учеников нашего класса свойственно употребление жаргонизмов.

Но прежде чем говорить о молодежном жаргоне, необходимо дать понятие жаргона.

Жаргон (французское jargon, предположительно от галло-романского gargone — болтовня). Некоторые лингвисты, педагоги, психологи подчёркивают, что молодёжный жаргон – паразитарный вид лексики, засоряющий речь; он, по их мнению, не имеет общественно полезной функции, а загромождает русский литературный язык.

Другие учёные рассматривают молодёжный жаргон как своеобразную дань возрасту, моде, считают, что со временем жаргонные словечки исчезнут из речи молодёжи.

Третьи говорят о том, что из всех современных социально – групповых разновидностей языка молодёжный жаргон наиболее значим социально: им пользуются достаточно многочисленные группы носителей языка, элементы его во множестве проникают в литературную речь.

С.И.Ожегов дает следующее определение понятию «жаргон»:

1.Это речь какой – либо группы, объединенной общими интересами;

2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.


В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта. В ходе исследования мы выявили, что шестиклассники нашей школы используют в своей речи слова всех сфер.

1. Слова сферы школы.

Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:

- наименования учителей (математичка, физичка, историчка, химичка, англичанка);

- наименования учебных предметов (физра, литра, общество, инглиш (английский язык), матем, рашенский язык (русский язык) и т.д.);

- наименования других реалий учебного процесса (шпора (шпаргалка), зубрилка, ботан, столовка, камчатка, (задние парты).

2. Жаргон школьников и сфера досуга.

К сфере досуга в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как мафон, комп, дискач, мамка (материнская плата), поп, рок, попса, гоп-компания, водяра, кореша, тусовка, лопата (большой смартфон), стукач, замочить, махаться и т.д.

3. Жаргон школьников и сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:

- лексемы, называющие части тела (рожа, табло, физиономия - лицо; культяпки, грабли, клешни, крылья - руки; котелок, кочан, жбан, тыква, дыня - голова; лыжи, педали, лапти - ноги). Для данных слов характерна наибольшая традиционность;

- лексемы, называющие одежду, обувь и аксессуары (шкура, косуха, бомбер - куртка; потники, носкаины – носки; кроссы-кроссовки). Данные слова были широко распространены в сленге молодежи, относящейся к неформальным группам;

- лексемы, называющие различную бытовую технику (комп - компьютер; клава - клавиатура; скинуть, перекинуть - скопировать на флеш-карту; маус, мышара – мышь, телик - телевизор), планшет, телефон – гаджеты и тд. Данные лексемы являются новациями в жаргоне школьников.


Далее, мы решили выяснить, с какой целью наши одноклассники употребляют жаргонизмы в своей речи. Для этого мы провели в классе анкетирование, в котором предлагали ответить на вопрос:

- С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

А) снятие напряжения;

Б) способ самовыражения и выделения из общей массы;

В) способ сломать стереотип общения.


Выяснилось, что для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для способа сломать стереотипы. Однако, большая доля школьников таким образом снимает напряжение.

Немалую роль в современном лексиконе шестиклассников занимают так называемые слова – паразиты. По нашим наблюдениям, их употребляют обычно те, кто часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Мы отметили также, что некоторые ученики намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль таких слов в данном случае – тактическая. Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м. Эта привычка обычно очень раздражает слушателей, ему говорят: «Не тяни время, отвечай быстрее! Такой результат говорит о «бедном словарном запасе говорящих», что приводит к «упрощению языка».












Заключение

Анализ языкового материала позволил нам создать речевой портрет шестиклассника нашей школы.

Мы выяснили, что для лексики современных шестиклассников особенно свойственны единицы таких форм речи как жаргон и слова- паразиты, причем эти языковые средства составляют достаточно большой объем всего лексического состава речи школьников, и в большей степени характеризуют культурно-речевой аспект речевого портрета школьников.

В результате исследования и анализа полученных результатов можно сделать следующие выводы:


В речи современных семиклассников прослеживается отчуждение от общепринятого языка. Значительную роль в лексическом портрете учеников играют жаргонизмы, употребление которых объясняется желанием отделить себя от мира взрослых, дать знак «я свой».


Немалую роль в современном лексиконе шестиклассников занимают слова – паразиты, которые употребляют их в речи тогда, когда не знают, что ответить на поставленный вопрос. Кроме этого, наиболее часто начинают употреблять ненужные слова, когда волнуются или торопятся произнести свою речь. Употребление в речи таких слов говорит о «бедном словарном запасе говорящих», что приводит к «упрощению языка».

Нам очень понравилось проводить данное исследование, наблюдать, анализировать полученные результаты. В дальнейшем хотели бы углубить эту тему, рассмотреть остальные особенности лексикона шестиклассников.






Список использованной литературы


Будагов Р. А.. Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.

Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.

Вопросы языкознания. - М.: Наука. №1. 2004. - с.4-34

Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.

Колесов В.В. Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.

Крысин 2003 - Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.

Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л «Русская речь», 1995.

Ларин Б. А. К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.

Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.

Левикова С. И. Бытие и язык. – Новосибирск:, 2004.

Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998

Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.