Проектная работа
Введение
С. И. Ожегов писал: «Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка…». И сегодня в нашем обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи.
Наш исследовательский проект посвящен изучению особенностей речевого портрета современного шестиклассника.
Носителями молодёжного языка принято считать школьников, студентов, представителей творческой интеллигенции, молодых специалистов.
Школьники – возрастная группа, представляющая наибольший интерес. Почему мы выбрала именно эту тему? Потому что сами принадлежим к этой возрастной категории и общаемся со сверстниками. Школьники быстрее всех подмечают изменения в языке и реагируют на них. Во время обучения в школе происходит развитие языковой личности подростков. Школьники – это будущее.
По нашему глубокому убеждению, они будут продолжать оказывать наибольшее влияние на формирование, отбор и сохранение норм языка в дальнейшем. Именно в этом заключается актуальность исследования.
Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных шестиклассников.
Предметом исследования стали особенности современного лексикона и речевого поведения учащихся 6 «Б» класса, проявляющиеся в процессе общения.
Цель работы - описать и проанализировать речевой портрет учащихся 6 «Б» класса.
Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач:
изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике,
анализ лексикона современного шестиклассника и выявление его особенностей,
представление особенностей речевого поведения шестиклассников (речевые формулы общения, речевые особенности завоевания авторитета в группе, языковую игру и др.).
Глава 1. Понятие «речевой портрет» в современной науке.
Речевой портрет - воплощенная в речи языковая личность.
В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, принадлежащего к определенной социально-возрастной группе (интеллигент, бизнесмен, политик, актер, студент, школьник и пр.) Вследствие этого в языковедение органично вошло такое понятие, как «речевой портрет». Понятие речевого портрета групп носителей языка не ново в лингвистике.
В середине XX века методы диалектологического исследования заинтересовали ученых. Например, работы Б. А. Ларина содержат программу изучения языка города. В США первые социолингвистические обследования проводились диалектологами У. Лабовым, Р.Фэйсолдом и др.
Исследование городской речи можно считать шагом к созданию социально-речевых портретов. Интерес ученых привлекают те черты языковой личности, которые несут в себе признаки групповой принадлежности.
При изучении языка города возникла необходимость составить представление о свойствах языка и речевого поведения, достаточно четко очерченных групп городского населения, выделяемых по общности профессии, уровню и характеру образования, по принадлежности к одному поколению, а также по совокупности прочих характеристик. Причем особое внимание исследователи, например, Л.П. Крысин, Т.М. Николаева, Т.И. Ерофеева и др., уделяют изучению способов выбора и употребления языковых средств и особенностям речевого поведения членов определенной группы. Наиболее близкой к школьникам группой является интеллигенция. Для этой группы характерными особенностями речи являются языковая игра, выбор и неприятие определенных языковых единиц.
Итак, в речи каждой социально-возрастной группы реализуется особенный для нее набор языковых единиц и различные приемы общения, свойственные данной группе и выделяющие речь ее представителей в обществе. Анализ всех этих факторов позволяет составить речевой портрет определенной социально-возрастной общности, в частности, современных школьников.
Глава 2. Языковой анализ речевого портрета учащихся 6 «Б» класса.
Привели однажды к философу юношу, чтоб тот обучил его искусству ораторства. И Сократ, чтобы проверить способности юноши сказал ему: "Заговори, чтоб я тебя увидел...", "Каков человек, такова его и речь", - считал Сократ. Отсюда и появился этот великолепный сократовский афоризм. В своё время великий древний учёный Сократ, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Мудрый, умный и очень правильный путь познания человека и его сущности. Благодаря общению, мы познаём и узнаём окружающих нас людей, создаём атмосферу взаимопонимания, выражаем своё мнение по самым различным вопросам.
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается в школьные годы.
С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим друзьям- одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Моим детям, внукам. Всем нам, говорящим на русском языке. Я искренне верю в то, что русский язык – « великий и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.
Однако что же мы слышим сегодня из уст современной молодежи? «У тебя «клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, определило проблему нашего исследования.
Наше исследование мы проводили в своем 6 «Б» классе. Для этого, в первую очередь, мы начали проводить наблюдения над устной речью наших одноклассников. Давид отслеживал устную речь мальчиков, а я – речь девочек.
Для выявления особенностей лексикона шестиклассников мы провели сбор языкового материала. Таким образом, составили словарь школьного жаргона наших одноклассников, который позволил нам создать речевой портрет учащихся 6 «Б» класса.
СЛОВАРЬ ШКОЛЬНОГО ЖАРГОНА
МАТЕМАТИЧКА - учитель алгебры.
БАБКИ - деньги, купюры.
БАЗАР - разговор. Кончай базар - перестань разговаривать, замолчи.
БАШНЯ – голова.
БРАТАН, БРАТИША, БРАТОК - любой человек; употребляется и как обращение.
БЫКОВАТЬ - нападать, быть агрессивным по отношению к кому либо.
ВИДАК – видеомагнитофон.
ВКАТИЛО-понравилось.
ВРУБАТЬСЯ - понимать, догадываться, вникать.
ВСЕКАТЬ – понимать, догадываться, вникать.
ВСЁ НОРМ – всё нормально.
ГАСИТЬ - бить, избивать.
ГЕМОРРОЙ – проблемная ситуация.
ГЛЮКИ – галлюцинации.
ГЕографичка – география.
ТЕЛЕК– телевизор.
ГРУЗИТЬ - врать, много говорить.
ДР- день рождения.
ДИСКАЧ – дискотека.
ЖЕЛЕЗНО, ЖЕЛЕЗОБЕТОННО - точно, гарантированно, наверняка.
ЗАВАЛИТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬСЯ - не сдать экзамен, зачет.
ЗАЖИГАТЬ - 1. Заводить, разогревать публику. 2. Распутничать, развратничать.
ЗАЕЛО – надоело.
ЗАМЕТАНО - договорились, по рукам, хорошо, понятно.
ЗАПАДАТЬ - 1. Влюбляться. 2. Сильно увлекаться, быть одержимым чем-либо.
ЗАПАДЛО, ЗАПАДЛЯК, ЗАПАДЛЯНКА - 1. Подлость, дурной поступок. 2. Лень, не хочется.
ЗАПАЛИЛИ, ЗАСЕКЛИ – поймали.
ЗАПЛЮЩИТЬ - побить, избить.
ЗАПОРОТЬ - сломать, испортить.
ЗУБРИЛА - заученный человек.
ИСТОРИЧКА - учительница истории.
КАЙФ - удовольствие, удовлетворение, радость, наслаждение.
КАМЧАТКА - задние парты.
КЛАВА - компьютерная клавиатура.
КЛЕШНИ – руки.
КЛЁВЫЙ - интересный, веселый.
КОЛБАСИТЬСЯ – отдыхать.
КОЛОТЬСЯ – признаваться.
КОМП - компьютер..
КОТЕЛОК – голова.
КУЛЬТЯПКИ – руки.
ЛЫЖИ – ноги.
МАХАТЬСЯ – драться.
МЕЛОЧЬ - ученики младших классов.
МОБИЛА – мобильный телефон.
МОЛОТОК – молодец.
МОЧИТЬ – бить.
НАЕЗЖАТЬ - идти на конфликт, искать ссоры.
НЕФОНТАН - нехорошо, некрасиво.
ОБЛОМ - неудача, невезение.
ОБЛОМАТЬСЯ - потерпеть неудачу.
ОТПАД – используется для выражения крайнего эмоционального состояния.
ОТФУТБОЛИТЬ – отвадить.
ПАРИТЬСЯ – думать.
ПРЕДКИ – родители.
ПРОШВЫРНУТЬСЯ - пройтись, прогуляться.
ПРИБАМБАС - аксессуар.
ПРИКИД – модная, современная одежда.
ПРИКОЛ - что-либо интересное, смешное, остроумное; шутка, анекдот, свежая новость.
ПРИТОРАНИТЬ - принести что-либо.
РАЗБОРКА - выяснение отношений, спор.
РОДОКИ – родители.
САЧОК – врун.
СБАЦАТЬ - сделать что-либо.
СВИСТЕТЬ – говорить неправду.
СКАТАТЬ – списать.
СКИНУТЬ, ПЕРЕКИНУТЬ – скопировать на USB- носитель.
СЛИЗЫВАТЬ, СКАТЫВАТЬ - списывать, заниматься плагиатом.
СМОРОЗИТЬ - сказать что-либо глупое, смешное.
СПС – спасибо.
СТОПУДОВО - точно, гарантированно.
СТРЕЛКА - встреча. Забить стрелку - договориться о встрече; пробить стрелку - не прийти на встречу.
СТУКАЧ – доносчик.
ТАЧКА - машина, автомобиль.
ТРОЙБАН – тройка.
ТЫРИТЬ, ТЫБЗИТЬ – воровать.
ХАВЧИК – еда.
ХАЙ – привет.
ЧЕЛ – человек.
ЧУВАК – парень.
ШЕВЕЛИ БУЛКАМИ – иди быстрей.
ШМОТЬЁ – вещи.
ШПОРЫ– шпаргалки.
В ходе анализа языкового материала было обнаружено, что для учеников нашего класса свойственно употребление жаргонизмов.
Но прежде чем говорить о молодежном жаргоне, необходимо дать понятие жаргона.
Жаргон (французское jargon, предположительно от галло-романского gargone — болтовня). Некоторые лингвисты, педагоги, психологи подчёркивают, что молодёжный жаргон – паразитарный вид лексики, засоряющий речь; он, по их мнению, не имеет общественно полезной функции, а загромождает русский литературный язык.
Другие учёные рассматривают молодёжный жаргон как своеобразную дань возрасту, моде, считают, что со временем жаргонные словечки исчезнут из речи молодёжи.
Третьи говорят о том, что из всех современных социально – групповых разновидностей языка молодёжный жаргон наиболее значим социально: им пользуются достаточно многочисленные группы носителей языка, элементы его во множестве проникают в литературную речь.
С.И.Ожегов дает следующее определение понятию «жаргон»:
1.Это речь какой – либо группы, объединенной общими интересами;
2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.
В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта. В ходе исследования мы выявили, что шестиклассники нашей школы используют в своей речи слова всех сфер.
1. Слова сферы школы.
Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:
- наименования учителей (математичка, физичка, историчка, химичка, англичанка);
- наименования учебных предметов (физра, литра, общество, инглиш (английский язык), матем, рашенский язык (русский язык) и т.д.);
- наименования других реалий учебного процесса (шпора (шпаргалка), зубрилка, ботан, столовка, камчатка, (задние парты).
2. Жаргон школьников и сфера досуга.
К сфере досуга в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как мафон, комп, дискач, мамка (материнская плата), поп, рок, попса, гоп-компания, водяра, кореша, тусовка, лопата (большой смартфон), стукач, замочить, махаться и т.д.
3. Жаргон школьников и сфера быта.
Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:
- лексемы, называющие части тела (рожа, табло, физиономия - лицо; культяпки, грабли, клешни, крылья - руки; котелок, кочан, жбан, тыква, дыня - голова; лыжи, педали, лапти - ноги). Для данных слов характерна наибольшая традиционность;
- лексемы, называющие одежду, обувь и аксессуары (шкура, косуха, бомбер - куртка; потники, носкаины – носки; кроссы-кроссовки). Данные слова были широко распространены в сленге молодежи, относящейся к неформальным группам;
- лексемы, называющие различную бытовую технику (комп - компьютер; клава - клавиатура; скинуть, перекинуть - скопировать на флеш-карту; маус, мышара – мышь, телик - телевизор), планшет, телефон – гаджеты и тд. Данные лексемы являются новациями в жаргоне школьников.
Далее, мы решили выяснить, с какой целью наши одноклассники употребляют жаргонизмы в своей речи. Для этого мы провели в классе анкетирование, в котором предлагали ответить на вопрос:
- С какой целью вы употребляете жаргонные слова?
А) снятие напряжения;
Б) способ самовыражения и выделения из общей массы;
В) способ сломать стереотип общения.
Выяснилось, что для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для способа сломать стереотипы. Однако, большая доля школьников таким образом снимает напряжение.
Немалую роль в современном лексиконе шестиклассников занимают так называемые слова – паразиты. По нашим наблюдениям, их употребляют обычно те, кто часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Мы отметили также, что некоторые ученики намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль таких слов в данном случае – тактическая. Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м. Эта привычка обычно очень раздражает слушателей, ему говорят: «Не тяни время, отвечай быстрее! Такой результат говорит о «бедном словарном запасе говорящих», что приводит к «упрощению языка».
Заключение
Анализ языкового материала позволил нам создать речевой портрет шестиклассника нашей школы.
Мы выяснили, что для лексики современных шестиклассников особенно свойственны единицы таких форм речи как жаргон и слова- паразиты, причем эти языковые средства составляют достаточно большой объем всего лексического состава речи школьников, и в большей степени характеризуют культурно-речевой аспект речевого портрета школьников.
В результате исследования и анализа полученных результатов можно сделать следующие выводы:
В речи современных семиклассников прослеживается отчуждение от общепринятого языка. Значительную роль в лексическом портрете учеников играют жаргонизмы, употребление которых объясняется желанием отделить себя от мира взрослых, дать знак «я свой».
Немалую роль в современном лексиконе шестиклассников занимают слова – паразиты, которые употребляют их в речи тогда, когда не знают, что ответить на поставленный вопрос. Кроме этого, наиболее часто начинают употреблять ненужные слова, когда волнуются или торопятся произнести свою речь. Употребление в речи таких слов говорит о «бедном словарном запасе говорящих», что приводит к «упрощению языка».
Нам очень понравилось проводить данное исследование, наблюдать, анализировать полученные результаты. В дальнейшем хотели бы углубить эту тему, рассмотреть остальные особенности лексикона шестиклассников.
Список использованной литературы
Будагов Р. А.. Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.
Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
Вопросы языкознания. - М.: Наука. №1. 2004. - с.4-34
Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.
Колесов В.В. Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.
Крысин 2003 - Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.
Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л «Русская речь», 1995.
Ларин Б. А. К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.
Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
Левикова С. И. Бытие и язык. – Новосибирск:, 2004.
Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.: ФПб, 1998
Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.