Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Центр социально-гуманитарного образования»
Проектная работа на тему:
«Тимуровский дневник»
Патриотическое воспитание в
Рамках внеурочной деятельности в школе на основе
требований ФГОС ООО)
Выполнила: педагог-организатор Карпухина М.С . МБОУ "СОШ им.а Р.З. Сагдеева" г.Буинска РТ
2018-2019г.г.
Актуальность и важность выбранной темы для детского коллектива и социума.
Тимуровское движение – это не только массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, но и действенная (с элементами игры) форма общественно - полезной деятельности детей. Сейчас возникла идея о «возрождении» тимуровского движения. Идеология проекта «возрожденного» тимуровского движения «Береги тех, кто жив. Помни о тех, кого нет» . Национальная доктрина образования в Российской Федерации призывает обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и считает необходимым обеспечить «историческую преемственность поколений, воспитание патриотов России», строить воспитательную работу с учетом «отечественного опыта и традиций».
Одна из основных воспитательных задач педагогического коллектива МБОУ «СОШ им.а Р.З. Сагдеева" г.Буинска РТ» на современном этапе состоит в том, чтобы пробудить душу ребенка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, мудрым, честным, щедрым, милосердным, благородным. Сегодня ставится задача возрождения и развития тимуровского движения в России.
Тимуровское движение существует в нашей школе с 2017 года. Первоначально в отряд входило 10 человек из числа старшеклассников. В настоящее время, когда во многих сферах нашей жизни утрачены общечеловеческие ценности, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Поэтому нами было решено разработать проект «Тимуровский дневник», включив в него учащихся с 4 по 7класс. Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать поколение людей, на которых в дальнейшем можно с уверенностью опереться, рассчитывать на их помощь, поддержку и заботу? Считая данный вопрос актуальным в системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, мы разработали проект по развитию тимуровского движения в разновозрастном детском коллективе. В каждом классе - это самостоятельная группа , которая входит в состав тимуровского отряда. У каждой группы есть свои подшефные . Ребята ходят к своим подшефным и оказывают им посильную помощь. За каждой группой закреплен ребенок Тимуровское движение поможет организовать разумный и созидательный досуг детей и будет способствовать воспитанию их в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних. Считая данный вопрос актуальным в системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения, я разработала проект по развитию тимуровского движения в разновозрастном детском коллективе.
Проблема:
Возрождение традиций тимуровского движения и формирование тимуровских отрядов.
Цель: Пропаганда идеи тимуровского движения и формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества.
Задачи :
Оказание помощи ветеранам войны, локальных войн и труда, инвалидам и престарелым, нуждающимся в помощи людям;
Повышение самосознания учащихся через разнообразные формы тимуровского движения;
Организация занятости подростков девиантного поведения.
Основные направления :
1. “Шаг навстречу. Организация совместной деятельности, помогающей вхождению детей с ограниченными физическими возможностями и социально незащищенных подростков в социум.
2. Дом без одиночества . Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, с теми, кто находится практически только в стенах своего дома .
3. «Ты знаешь – я рядом!” Трудовой десант.
4. «Колокольчики добра”. Адресная помощь
Стратегические направления проекта
Для реализации цели и задач деятельности необходимо осуществить работу по ряду направлений:
1. Информационно – аналитическая деятельность, нацеленная на создание банка данных о социально незащищенных слоях населения деление их на категории, изучение характера проблем;
2. Социально значимая деятельность;
3. Шефская помощь;
4. Пропаганда тимуровского движения в школе.
Участники проекта
В реализации проекта участвуют дети в возрасте от 10 до 13 лет.
Целевая аудитория: Ветераны труда , ветераны и труженики тыла ,воины-интернационалисты , участники ликвидации Чернобыльской АЭС ,жители города ,о казавшиеся в трудной жизненной ситуации..
География проекта: г. Буинск
Исполнители: учащиеся 4-7 классов
Руководитель проекта: педагог-организатор Карпухина М.С.
Финансовое обеспечение.
Реализация мероприятий проекта будет осуществляться за счет спонсорских и благотворительных средств, зависеть от количества подручного
материала, который понадобится для помощи ветеранам.
Источники финансирования | Общий объем финансирования, руб. |
1.Бумага | 500 руб. |
2..Проявка и печать фотографий | 1000 руб. |
3.Транспортные расходы | 1000 руб. |
4.Расходные материалы и канцелярские товары. | 1000 руб. |
Итого | 3500 руб. |
Партнёры: Отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты в Буинском муниципальном районе, Муниципальное казенное учреждение «Управление образования Буинского муниципального района», ГАУСО «Буинский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Компания «Буинский районный совет ветеранов», Федерация ветеранов воинов-интернационалистов Буинского муниципального района. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы г. Буинска РТ».
Куратор проекта: Компания «Буинский районный совет ветеранов». Также он реализуется при поддержке Татарстанского отделения партии "Единая Россия".
|
Ожидаемые результаты
1. Создание в школе банка данных, включающих в себя сведения о социально незащищенных слоях населения.
2. Разработка и реализация мероприятий с целью поддержки социально незащищенных слоев населения.
3. Обобщение и систематизация материалов тимуровского движения.
4. Увеличение числа участников тимуровского объединения.
5. Реальная адресная помощь социально незащищенным слоям населения.
6. Укрепление связей школы и общественности .
Оценка результативности реализации проекта
Эффективность реализации программы развития можно определить, используя количественные и качественные показатели:
Количественные показатели:
- количество субъектов образовательно-воспитательного процесса участников реализации проекта (учителей, учащихся, родителей);
- количество социальных партнеров, участвующих в реализации проекта;
- количество жителей города, изъявивших желание участвовать в реализации проекта;
- количество партнеров, предлагающих инициативы.
2. Качественные показатели:
- позитивное общественное мнение к предложенному проекту;
- открытость школы к происходящим изменениям;
- активность деятельности органов самоуправления;
- промежуточная динамика позитивных изменений.
Реализация мероприятий проекта будет способствовать расширению возможностей занятости детей в свободное время, увеличению числа людей, заботящихся о социально незащищенных слоях населения; людей, пропагандирующих тимуровское движение.
Проект позволит снизить процент детей не занятых дополнительным образованием. Реализация проекта повысит уровень воспитанности участников по вопросам патриотического, духовно – нравственного воспитания.
3.Социальные показатели:
а) Социальное становление :
• понимание и уважение других людей;
• адаптация своего поведения к поведению других людей;
•стремление помогать людям.
• стремление работать вместе с другими людьми.
б) Социальное развитие :
• умение выступить перед другими;
• умение выражать свои мысли и чувства;
• умение объяснять поведение других людей;
• умение контролировать собственное поведение.
в).Социальное развитие позволяет:
• быть открытым для дружбы и товарищества;
• уважать человеческие ценности;
• понимать все разнообразие человеческого опыта;
• познавать и признавать важность объединенных усилий в качестве ведущего фактора прогресса.
Формы и методы:
Разведка
Разведка - наблюдение;
разведка - интервью;
разведка-экскурсия;
разведка - изучение документов.
Сбор - старт.
Перспективное планирование на определенный срок или разработка плана предстоящей акции.
Виртуальный костёр.
Видео о тимуровском отряде.
Костер – огонек.
Свободное общение, возможность осмысления каких – либо вопросов, подведение итогов дня, разговоров о планах на предстоящее.
Костер – представление.
Конкурсы, песни, сценки, шутки. На таком костре могут быть и гости – зрители.
Гостевой костер .
Разговор, беседы. На таком костре возможны творческие подарки для гостей. Надо помнить, что при проведении костра особое внимание обращают на ритуал зажжения костра и на правила безопасности.
Огонёк.
огонек знакомства;
огонек оргпериода ;
огонек – анализ дня;
огонек прощания;
тематический огонек.
Десант
по просьбе тех, кто нуждается в помощи;
по заданию руководящих органов отряда , администрации города и школы;
по собственному почину.
Атака
быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда.
трудовые атаки.
проведение совместных экскурсий, поездок, походов
Срок реализации проекта:
Сентябрь 2018- Май 2019.Реализация проекта: ежегодно.
Первый этап – организационный.
Второй этап – организационно-практический - связан с непосредственной работой с социально незащищенными слоями населения во всех указанных направлениях.
Третий этап – заключительный. На этом этапе планируется провести анализ деятельности, определить проблемы, возникшие в ходе реализации проекта.
Механизм реализации.
Сроки . | Этапы. | Мероприятия. |
Сентябрь - октябрь 2018г. | Организационный. |
Прочтение с детьми повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» или посмотреть одноимённый фильм; Формирование команды проекта. Выбор названия, девиза, эмблемы. Оформление эскиза эмблемы. Оформление визитной карточки на сайте школы. Разработка и утверждение плана мероприятий. Изготовление объявлений, визиток. Беседы с учащимися школы, анкетирование. Обработка анкет . Внешняя презентация проекта.
|
Ноябрь 2018-Май 2019.
| Организационно-практичесский. | Обработка результатов анкетирования. Оформление результатов работы на странице сайта школы. Создание карты ЗПД. Определение подшефных домов в ЗПД(зона полезных действий). Тимуровская разведка. Распределение шефствующих отрядов. Свободный микрофон» (участники предлагают свои идеи и пожелания по улучшению тимуровского движения). Театральная постановка «Тимур и его команда» . Работа «Тимуровской скорой помощи». Создание картотеки ветеранов Великой Отечественной войны и воинов интернационалистов. Создание копилки материалов об А.П. Гайдаре, о работе тимуровцев. Операция «Ветеран живет рядом». Деловая игра «Тимуровский экспресс в стране «Гайдар и Я». Благотворительный концерт. Тимуровские письма ( рассказывают друзьям из других регионов о самых интересных делах, делились с друзьями материалами местных праздников, сборов, результатами экспедиционных находок. Разработка постеров « Какими качествами должен обладать тимуровец». Дом без одиночества .Постоянное общение с ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, с теми, кто находится практически только в стенах своего дома . Окружение заботой и вниманием детей-сирот, находящихся на опеке. “Фонарик дружбы” (поздравительные открытки, мини-газеты). Обучения компьютерной грамотности "КиберЛИКБЕЗ" .
|
Май 2019 | Заключительный. | Создание дневника добрых дел : «Дерево доброты» . Оформление результатов. Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества». Подведение итогов. Лучший Тимуровский отряд.
|
Результат: благодаря переписке пополнялась копилка материалов об А.П. Гайдаре, о работе тимуровцев, работа не только с ветеранами ВОВ, но и с ветеранами педагогического труда и ветеранами тимуровского движениями.
Формы представления результатов :
- ежемесячные аналитические отчеты о деятельности тимуровского отряда;
- публикации в СМИ (школьная газета, сайт)
- отзывы;
- обмен опытом.
Продукт: дневник добрых дел : «Дерево доброты» - тимуровский отряд создаёт дерево и на нем пишет добрые слова и мысли; свои дела, которые
они совершали в течение учебного года; рисуют свои добрые сердца в виде птичек . Условия: корни дерева - это добрые слова –-1 искорка , цветы на дереве - это добрые мысли –– 2 искорки, плоды дерева – это добрые дела отряда –– 3 искорки, птицы на деревьях - это добрые сердца тимуровцев - 4 искорки.
Средства контроля и достоверность результатов.
Будет обеспечена публичными отчетами и докладами о реализации данного проекта перед родительской общественностью.
Приложение№1
Таблица активности отрядов.
Команда. | Наличие Логотипа. | Наличие фоторепортажа | Наличие видеорепортажа | Наличие страницы команды | Наличие анкетирования слушателей. |
|
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Приложение№2.
Анкета участника проекта
««Тимуровский дневник»
Дата _____________
Фамилия: | |||||||||||
Имя: | Отчество: | ||||||||||
Дата рождения: | Имя Мамы: | Имя Папы: | |||||||||
Учебное заведение: | |||||||||||
Класс, курс: | Город, село: | ||||||||||
Адрес учебного заведения: | |||||||||||
| |||||||||||
Домашний адрес: | |||||||||||
| |||||||||||
Домашний телефон (с кодом города): | |||||||||||
Мобильный телефон: | E-mail: | ||||||||||
Skype, ICQ и др.: | |||||||||||
Кем Вы мечтаете стать (кратко опишите профессию)? | |||||||||||
| |||||||||||
Занимались ли Вы добровольческой деятельностью (если да, то, что именно Вы делали)? | |||||||||||
| |||||||||||
Почему Вы хотите вступить в Тимуровское движение? | |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
Когда Вам удобно бы было работать? Часы с |
| по |
| Дни недели |
| ||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
Дата заполнения анкеты |
| Подпись |
|
Приложение№3
Шаблон. Регистрационный бланк «Тимуровской скорой помощи»
№ | Ф.И.О | Категория | Место проживания ,телефон. | ||
1 |
|
|
| ||
2 |
|
| 3 |
Приложение№4
https://rg.ru/2015/02/18/ssilki.html
https://pamyat-naroda.ru/heroes/
https://www.moypolk.ru/rekomendacii-po-poisku
https://webtous.ru/raznoe/pobediteli-poisk-veteranov-velikoj-otechestvennoj-vojny.html
https://www.kakprosto.ru/kak-127851-kak-nayti-uchastnika-voyny