Рабочая программа «Проектная работа учащихся» (2–5 класс)

1
0
Материал опубликован 16 April 2018 в группе

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы: «Проектная работа учащихся».

Автор программы, должность: Балина Ирина Вениаминовна, педагог дополнительного образования.

Организация, реализующая программу: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.

Адрес организации, реализующей программу:

- город Калуга, улица Телевизионная, дом 14, корпус 1, тел. 8 (4842) 550-209;

- город Калуга, улица Поселковая, дом 4.

Возраст детей: от 8 до 11 лет.

Направленность: естественнонаучная

Вид деятельности: творческие и исследовательские предметные и межпредметные проекты.

Год разработки: 2013 год.

Срок реализации программы: 2 года.

Вид программы: модифицированная.

Уровень реализации: дополнительное образование.

Уровень освоения: общеразвивающий.

Способ освоения содержания образования: креативный.

Форма организации образовательной деятельности: общество.

Название объединения: научное общество «Путь к познанию»

Особые достижения:

Учащиеся неоднократно становились лауреатами Всероссийских конкурсов и проектов. В Особенности Всероссийского фестиваля детских творческих открытий и инициатив «Леонардо»

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
  1. Пояснительная записка

Науку часто смешивают со знанием.

Это грубое недоразумение.

Наука есть не только знание, но и сознание,

т.е. уменье пользоваться знанием как следует.

Василий Ключевский

Одной из тенденций модернизации и развития российского образования является переход учебных заведений от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу. Этот переход позволяет осуществлять организацию образовательной деятельности обучающихся с помощью разнообразных технологий, методов, форм. В последнее время все большей популярностью пользуется метод проектов. Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.1

Для обучающегося проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей. Для педагога – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

В таком виде учебной деятельности нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества педагога и обучающегося.

Актуальность программы «Основы проектной деятельности» обусловлена рядом причин.

Во-первых, проектная деятельность обучающихся все больше проникает в различные отрасли знания, а учебный процесс строится в соответствии с пониманием проектирования как инновационной деятельности педагога.

Во-вторых, в соответствии с ФГОС2 «результаты освоения образовательной программы должны включать «владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания».

Новизна данной программы состоит в том, что она представляет собой алгоритм действий по созданию проекта, отвечающей особенностям организации и учитывающей специфику педагогического сопровождения проектной работы на всех ее этапах, с учетом возрастных особенностей обучающихся. Программа может быть использована для организации образовательного процесса в школьном научном обществе, а так же педагогами для проведения проектной работы обучающегося по любому предмету школьного курса.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что приобщение обучающихся к проектной деятельности является особенно значимым на заключительном этапе формирования рефлексивных умений, которые становятся важнейшим психологическим механизмом теоретического мышления. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества.

Задачи программы:

Образовательные:

- сформировать представление о возрастающей роли проектной работы;

- дать представление о понятиях «проект», «целеполагание», «проектный продукт»;

- обучить видам проектов;

- обучить основам построения проекта, единых для большинства видов проектов, дать представление о планировании проекта;

- обучить умению работать с литературой, с фактическими материалами и архивными источниками;

- обучить умению формулировать конструировать,  проводить исследование, оценивать полученные результаты;

- обучить навыкам оформления проектной работы в соответствие с установленными требованиями;

- познакомить обучающихся с основными формами представления результатов проекта;

Личностные:

- формировать потребность обучающихся к саморазвитию, личностному самоопределению и непрерывному образованию;

- развивать готовность самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками;

- развивать ответственное отношение к обучению;

- развивать познавательную активность, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности обучающихся;

- развивать долговременную, оперативную и кратковременную память;

- развивать способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;

- развивать ассоциативное, образное и логическое мышление;

- развивать личностные качества: аккуратность, усидчивость, трудолюбие;

- развивать внимание, воображение, речь.

Воспитательные:

- воспитывать патриотизм, уважение к Отечеству;

- формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

- воспитывать уважительное отношение к результатам интеллектуального труда других людей, ученых;

- формировать доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность вести диалог с другими людьми;

- воспитывать сознательное отношение к труду;

- формировать культуру публичного выступления;

- воспитывать волевые качества обучающихся: целеустремленность, решительность, дисциплинированность, ответственность, настойчивость;

Вид программы: модифицированная.

Направленность: социально-педагогическая.

Особенности программы

Возраст обучающихся: 7 – 11 лет.

Для учащихся 7 – 11 лет характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Несмотря на то, что к 4 – 5 классам учащиеся уже владеют определенными приемами проектирования, они нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы.

Младшие школьники часто не в состоянии гибко реагировать на новые обстоятельства и вносить необходимые изменения в работу. Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе, не выпускать из виду отдаленную цель. Не всегда в потоке информации удается отделить главное от второстепенного, достоверные сведения от сомнительных. Кроме того, многие четырех- и пятиклассники медленно читают, не всегда понимают прочитанное, не умеют анализировать, обобщать, классифицировать, не обладают другими общеинтеллектуальными навыками, необходимыми для работы над проектом. Все это следствие недостаточно сформированных общеучебных и проектных навыков.

Обучающиеся этого возраста не слишком рефлексивны, не умеют анализировать чувства и эмоции, давать объективную оценку своим достижениям.

В образовательной программе «Основы проектной деятельности» учитываются возрастные особенности учащихся, значительный объем работы над проектном осуществляется педагогом и обучающимися совместно. В процессе обучения организуются мотивационные тренинги, тренинги на преодоление стресса.

Вид группы: предпрофильная.

Состав группы: постоянный.

Особенности набора: свободный.

Срок обучения: 2 года (216 часов).

Режим занятий: 1 раз в неделю – по 3 часа.

1.3 Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения)

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

всего

теории

практики

Инструктаж по технике безопасности

2

2

-

1.

Введение.

8

3

5

1.1

Тренинг «Давайте познакомимся».

2

-

2

1.2

Что такое проект. Типы проектов.

3

1

2

1.3

Структура проекта.

3

2

1

2.

Способы получения и переработки информации.

6

3

3

2.1

Работа с информацией.

3

2

1

2.2

Поиск литературы в библиотеке. Работа с каталогами

3

1

2

3.

Постановка темы проекта

15

2

13

3.1

Составление и обсуждение списка тем.

3

1

2

3.2

Описание и анализ ситуации.

3

-

3

3.3

Постановка цели, планирование работы над проектом. Составление карты (схемы, плана) проекта.

9

1

8

4.

Реализация проекта

50

5

45

4.1

Выделение ролевых позиций, необходимых для решения поставленных задач проекта.

3

-

3

4.2

Составление индивидуальных графиков работы над проектом.

3

-

3

4.3

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

29

2

27

4.4

Оформление проекта.

15

3

12

5.

Презентация проекта.

21

7

14

5.1

Написание доклада выступления.

9

3

6

5.2

Оформление слайдовой презентации.

6

3

3

5.3

Устная защита проекта.

6

1

5

6.

Промежуточная аттестация

6

-

6

Итого:

108

22

86

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(второй год обучения)

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

всего

теории

практики

Инструктаж по технике безопасности

2

2

-

1.

Введение.

8

3

5

1.1

Тренинг «Подводная лодка».

2

-

2

1.2

Типы проектов.

3

1

2

1.3

Структура проекта.

3

2

1

2.

Способы получения и переработки информации.

12

6

4

2.1

Работа с информацией.

3

2

1

2.2

Поиск литературы в библиотеке. Работа с каталогами

6

2

1

2.3

Правильное оформление сноски. Ресурсы интернет.

3

1

2

3.

Постановка темы проекта

12

2

10

3.1

Составление и обсуждение списка тем.

3

1

2

3.2

Описание и анализ ситуации.

3

-

3

3.3

Постановка цели, планирование работы над проектом. Составление карты (схемы, плана) проекта.

6

1

5

4.

Реализация проекта

50

6

44

4.1

Выделение ролевых позиций, необходимых для решения поставленных задач проекта.

3

-

3

4.2

Составление индивидуальных графиков работы над проектом.

3

-

3

4.3

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

29

3

26

4.4

Оформление проекта.

15

3

12

5.

Презентация проекта.

18

5

13

5.1

Написание доклада выступления.

3

1

2

5.2

Оформление слайдовой презентации.

6

3

3

5.3

Устная защита проекта.

9

1

8

6.

Промежуточная аттестация

3

-

3

7.

Итоговая аттестация

3

-

3

Итого:

108

22

86

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение.

Определение проекта, типы проектов. Структура проектов.

Практика: тренинг знакомства: упражнения «Зачем мы здесь собрались?», «Карандаши», «Взаимное представление», «Дракон ловит свой хвост»; работа обучающихся в группах, «Мозговой штурм»; тестирование на определение интенсивности познавательной потребности у обучающихся, особенностей учебных интересов и склонностей, особенности мотивации выполнения проектных творческих заданий у обучающихся. Телемост (с помощью программного обеспечения Skypeс) с городом Москва РХТУ им. Д.И. Менделеева заслуженным учителем России, кандидатом педагогических наук Е.Е. Шестерниновым (тема беседы: «Актуальность проектной деятельности обучающихся»).

2. Способы получения и переработки информации.

Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Литературный отбор в исследовательской работе. Библиографическое оформление работы. Виды чтения книг. Особенности работы с Интернет источниками.

Практика: работа с каталогами в библиотеке; поиск информации в Интернет-ресурсах; чтение отрывка из статьи разными способами (беглое, скоростное, аналитическое); заполнение листа самооценки учебных умений (12 умений).

3. Постановка темы проекта.

Особенности постановки темы. Составление и обсуждение списка тем.

Описание и анализ ситуации. Постановка цели, планирование работы над проектом. Составление карты (схемы, плана) проекта

Практика: решение проблемных задач, тренинг «Реклама статьи», упражнения «Другими словами», «Странные ответы», «Слушание в разных позах». Коррекция индивидуальных планов работы и плана работы группы над проектом; тестирование. Упражнения: «Необычные названия», «Преодоление пространства».

4. Реализация проекта

Выделение ролевых позиций, необходимых для решения поставленных задач проекта. Составление индивидуальных графиков работы над проектом. Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта. Оформление проекта.

Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации. Требования к оформлению результатов работы. Цитирование, ссылки. Схемы и иллюстрации. Таблицы и диаграммы. Приложения и графики.

Практика: работа за компьютером в программах Word, Point, Photo Shop; индивидуальная работа обучающихся по написанию текста работы, оформлению приложений.

5. Презентация проекта.

Доклад. Правила составления доклада выступления. Создание презентаций, разработка буклетов; дистанционный контроль обучающихся (при помощи Интернет). Презентация результатов работы.

Выступление на конференции, конкурсе является завершающим этапом проектной работы деятельности. Типичное выступление на конференции занимает 7-10 минут. Это оптимальное время для того, чтобы рассказать об одном завершённом проекте, успев раскрыть наиболее важные технические детали. Поэтому в рамках данной программы предусмотрены практические занятия, на которых обучающиеся готовятся максимально эффективно представить себя в течение такого короткого времени.

  1. Подготовка текста доклада в соответствии с требованиями конкурса.

    Написание тезисов работы.

    Репетиция доклада.

В процессе репетиции педагог обращает внимание обучающегося на возможные трудные для чтения или восприятия слушателями места в тексте. Изменяет их или оформляет более четко. Выделяет ключевые слова, на которые следует сделать ударения в процессе выступления. Обращает внимание на то, что во время репетиций и, особенно, во время доклада нужно делать паузы при ссылках на наглядные материалы, чтобы дать время слушателям обратить на них внимание. Рассказывает о том, как работать со своим голосом, повышать, понижать тон, делать паузы. Рассказывает о том, что речь должна иметь эмоциональную окраску.

Практика: тренинг «Мой страх в моих руках»; тренинг «Психологические особенности публичного выступления»; инсценизация выступления на конференции; защита научно-исследовательской работы, рефлексия; планирование участие лучших работ на региональных и всероссийских конференциях.

РАЗДЕЛ № 2

«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1 Календарные графики

Календарный график. Первый год обучения

Неделя

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма работы

1

05 – 11

сентября

Инструктаж по технике безопасности.

Тренинг «Давайте познакомимся».

1

2

беседа,

тренинг

2

12 – 18 сентября

Что такое проект. Типы проектов.

3

обсуждение, практикум, презентация

3

19 сентября – 25 сентября

Структура проекта.

3

семинар

4

26 сентября – 02 октября

Работа с информацией.

3

практикум

5

03 – 09 октября

Поиск литературы в библиотеке.

Работа с каталогами

3

экскурсия

6

10 – 16 октября

Составление и обсуждение списка тем.

3

дебаты

7

17 - 23 октября

Описание и анализ ситуации.

3

круглый стол

8

24 - 30 октября

Постановка цели, планирование работы над проектом. Составление карты (схемы, плана) проекта.

3

практикум

9

31 октября – 06 ноября

Постановка цели, планирование работы над проектом. Составление карты (схемы, плана) проекта.

3

аукцион

10

07 – 13 ноября

Постановка цели, планирование работы над проектом. Составление карты (схемы, плана) проекта.

3

квест

11

14 – 20 ноября

Выделение ролевых позиций, необходимых для решения поставленных задач проекта.

3

соревнование

12

21 - 27 ноября

Составление индивидуальных графиков работы над проектом.

3

практикум, анкетирование

13

28 ноября – 04 декабря

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

3

объяснение, обсуждение, практическая работа, упражнения

14

05– 11 декабря

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

3

круглый стол

15

12 – 18 декабря

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

3

объяснение, практическая работа

16

19 – 25 декабря

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

3

экскурсия

17

26 - 31 декабря

Промежуточная аттестация

3

творческий отчет

18

09 – 15 января

Инструктаж по технике безопасности

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

1

2

беседа,

тренинг

19

16 – 22 января

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

3

беседа,

работа в группах

20

23 – 29 января

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

3

лекция

21

30 января – 05 февраля

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

3

дебаты

22

06 – 12 февраля

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

3

проблемное обучение

23

13 – 19 февраля

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта.

3

планирование, обсуждение, диалог

24

20-26 февраля

Оформление проекта.

3

проблемное обучение

25

27 февраля – 05 марта

Оформление проекта.

3

презентация, обсуждение

26

06 – 12 марта

Оформление проекта.

3

лекция

27

13– 19 марта

Оформление проекта.

3

практическое занятие

28

20 – 26 марта

Оформление проекта.

3

практическое занятие

29

27 марта – 02 апреля

Написание доклада выступления.

3

практическое занятие

30

03 – 09 апреля

Написание доклада выступления.

3

практическое занятие

31

10 – 16 апреля

Написание доклада выступления.

3

практическое занятие

32

17 – 23 апреля

Оформление слайдовой презентации.

3

консультация, демонстрация

33

24 – 30 апреля

Оформление слайдовой презентации.

3

практическое занятие

34

01 – 07 мая

Устная защита проекта.

3

конференция

35

08 – 14 мая

Устная защита проекта.

3

конференция

36

15 -21 мая

Промежуточная аттестация

3

презентация

Календарный график. Второй год обучения

Неделя

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма работы

1

05 – 11

сентября

Инструктаж по технике безопасности.

Тренинг «Подводная лодка».

1

2

беседа,

тренинг

2

12 – 18 сентября

Типы проектов.

3

обсуждение, практикум,

3

19 сентября – 25 сентября

Структура проекта.

3

круглый стол

4

26 сентября – 02 октября

Работа с информацией.

3

практикум

5

03 – 09 октября

Поиск литературы в библиотеке.

Работа с каталогами

3

экскурсия

6

10 – 16 октября

Поиск литературы в библиотеке.

Работа с каталогами

3

ролевая игра

7

17 - 23 октября

Правильное оформление сноски. Ресурсы интернет.

3

круглый стол

8

24 - 30 октября

Составление и обсуждение списка тем.

3

практикум

9

31 октября – 06 ноября

Постановка цели, планирование работы над проектом. Составление карты (схемы, плана) проекта.

3

аукцион

10

07 – 13 ноября

Постановка цели, планирование работы над проектом. Составление карты (схемы, плана) проекта.

3

квест

11

14 – 20 ноября

Выделение ролевых позиций, необходимых для решения поставленных задач проекта.

3

соревнование

12

21 - 27 ноября

Составление индивидуальных графиков работы над проектом.

3

практикум, анкетирование

13

28 ноября – 04 декабря

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта

3

объяснение, обсуждение, практическая работа, упражнения

14

05– 11 декабря

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта

3

круглый стол

15

12 – 18 декабря

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта

3

объяснение, практическая работа

16

19 – 25 декабря

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта

3

экскурсия

17

26 - 31 декабря

Промежуточная аттестация

3

творческий отчет

18

09 – 15 января

Инструктаж по технике безопасности

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта

1

2

беседа,

тренинг

19

16 – 22 января

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта

3

беседа,

работа в группах

20

23 – 29 января

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта

3

лекция

21

30 января – 05 февраля

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта

3

дебаты

22

06 – 12 февраля

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта

3

проблемное обучение

23

13 – 19 февраля

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта

3

планирование, обсуждение, диалог

24

20-26 февраля

Оформление проекта.

3

проблемное обучение

25

27 февраля – 05 марта

Оформление проекта.

3

презентация, обсуждение

26

06 – 12 марта

Оформление проекта.

3

лекция

27

13– 19 марта

Оформление проекта.

3

практическое занятие

28

20 – 26 марта

Оформление проекта.

3

практическое занятие

29

27 марта – 02 апреля

Написание доклада выступления.

3

практическое занятие

30

03 – 09 апреля

Оформление слайдовой презентации.

3

практическое занятие

31

10 – 16 апреля

Оформление слайдовой презентации.

3

практическое занятие

32

17 – 23 апреля

Устная защита проекта.

3

консультация, демонстрация

33

24 – 30 апреля

Устная защита проекта.

3

практическое занятие

34

01 – 07 мая

Устная защита проекта.

3

конференция

35

08 – 14 мая

Устная защита проекта.

3

конференция

36

15 -21 мая

Итоговая аттестация

3

презентация

37

22 – 28 мая

Резерв

6

 

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

учебный кабинет для занятия с учащимися, имеющий хорошее освещение и вентиляцию;

информационный стенд для учащихся;

оборудование:

- столы и стулья, для детей старшего школьного возраста;

- кафедра;

- указка;

- планшет;

- магнитная доска;

- маркеры для доски;

- магниты для доски;

- телевизор;

- DVD;

- цифровой фотоаппарат;

- проектор;

- компьютеры или ноутбуки по количеству учащихся в группе;

- принтер;

- сканер;

- ксерокс

- доступ к Интернет;

- дисковые накопители для записи результатов занятий.

раздаточный материал:

- рабочие тетради;

- буклеты к занятиям;

- карточки с заданиями;

- статьи;

- памятки;

- бланки тестов;

- рейтинговые карты;

- рекомендации;

- фотографии ученых.

5. канцелярские товары:

- бумага для печати формата А4;

- фотобумага;

- шариковые ручки;

- маркеры;

- фломастеры;

- ватман;

- цветная бумага;

- картон;

- конверты.

Нормативно-правовые документы и методические рекомендации

Правительства Российской Федерации

Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы».

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. N 26993.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.

Кадровое обеспечение

Программа может быть реализована в учреждениях дополнительного образования, в центрах развития детей дошкольного возраста, группах кратковременного пребывания.

Реализация данной программы предполагает следующих специалистов:

Педагог дополнительного образования.

Педагог-психолог, обеспечивающий психологическое сопровождение программы.

Критерии отбора педагогов:

профессионально-педагогическая компетентность: наличие теоретической и практической подготовки, в соответствии с профилем деятельности; профессионально-педагогической информированности; умение творчески применять имеющиеся знания на практике; программировать свою деятельность; анализировать и развивать свой опыт с учетом современных условий; знания основных законодательных и нормативных документов по вопросам образования и защиты прав обучающихся;

духовно-нравственные качества, эрудиция, эмпатия и креативность, способность принимать решение и нести за них ответственность;

ориентированность на принципы гуманизма;

умение создавать обстановку психологического комфорта и безопасности для личности учащегося.

2.3 Формы аттестации

Формы отслеживания результатов обучения по программе

Виды контроля

Содержание

Формы контроля знаний

Методы контроля

Вводный контроль

Проводится в начале первого года обучения.

Цель: выявление общего уровня интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей

Набор обучающихся в научное общество «Путь к познанию»

Тестирование, собеседование, наблюдение, анкетирование.

Текущий контроль

1. Единая рейтинговая система, с помощью которой происходит анализ деятельности каждого учащегося в течение всего периода обучения.

Рейтинговые таблицы учащихся.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. Критерии оценки (рейтинга).

2. Освоение учебного материала.

Решение задач, домашние задания, зачеты, контрольные работы.

Решение кроссвордов, выполнение упражнений, практические задания.

Итоговый контроль

Участие в различных научно-исследовательских конференциях обучающихся

Оценка защиты исследования

Оценка исследовательских работ

Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживания хода работы над учебным исследованием (круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки);

Форма итоговой аттестации - защита научно-исследовательской работы.

Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:

защиту темы исследования;

обсуждение исследовательской работы;

предзащиту исследовательской работы;

защита тем исследовательских проектов;

предзащита завершенных исследовательских работ;

защита завершенных исследовательских работ;

итоговая конференция научного общества «Путь к познанию».

Критерии оценивания научно-исследовательской деятельности:

соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;

наличие литературного обзора, его качество;

соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;

умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;

логичность и полнота доказательств;

соответствие выводов полученным результатам;

культура оформления материалов.

2.4 Оценочные материалы

Результат программы

Направление диагностики

Параметры диагностики

Методы диагностики

Методики

Обучение

 

I. Теоретические ЗУН

Владение основными научными понятиями, умениями

Опрос, выполнение домашних заданий, решение кроссвордов, практических задач, наблюдение. Мини-конференция.

Рейтинговая таблица обучающегося.

II. Практическая творческая деятельность обучающихся

Личностные достижения обучающихся в процессе усвоения программы

Анализ творческой деятельности: конференция «Путь к познанию», участие обучающихся в городских, региональных и всероссийских конкурсах: метод экспертных оценок.

Рейтинговая таблица обучающегося.

Развитие

I. Особенности личной сферы

Коммуникативные способности

Тестирование, наблюдение

Психогеометрический тест,

тест-анкета «Мои способности».

Творческие способности

Тестирование, конкурсные и иные творческие мероприятия, метод экспертных оценок.

тест-анкета

«Мои способности».

Воображение

Тестирование

Проективная методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич

Аккуратность

Тестирование

Графологический анализ

Самооценка

Тестирование, наблюдение.

Методика Л.Д. Столяренко «Самооценка»

Эмпатия

Тестирование, наблюдение.

Методика «Исследование эмоциональной отзывчивости»

Страхи

Тестирование, беседа, консультирование.

Методика

«Виды страха»

И.П. Шкуратовой

Готовность к саморазвитию

Тестирование

Методика «Готовность к саморазвитию»

II. Познавательная сфера

Познавательные потребности

Тестирование

Методика определения интенсивности познавательной потребности

Мотивация

Тестирование

Методика «Направленность учебной мотивации»,

методика

«Моя работа над творческим проектом»

Интеллектуальные способности

Анкетирование, беседа

Тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Память

Тестирование.

9 субтест теста структуры интеллекта Амтхауэра, методика «заучивание 10 слов»

Мышление

Тестирование.

Методика «Свободный ассоциативный тест»

Внимание

Тестирование

Таблица Шульте

Воспитание

I. Нравственная сфера

Ценностные ориентации

Тестирование.

Опросник «Ценностные ориентации Рокича»

II. Социальные отношение

Удовлетворенность отношениями в группе, положение личности в коллективе, сплоченность коллектива

Тестирование, наблюдение

«Методика изучения социально-психологического климата группы»

III. Профессиональное самоопределение

Профессиональные намерения, готовность к выбору профессии

Тестирование.

Методика

Дж.Голланда «Профессиональный тип личности»,

Методика

«Карта интересов»,

ДДО Климова.

2.5 Оценочные материалы

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательный процесс основывается на следующих принципах:

- принцип систематичности;

- принцип доступности учебного материала;

- принципа наглядности;

- принципа сознательности и активности;

- принцип индивидуализации.

Формы организации обучения

Теоретические формы

Практические формы

Формы самообразования

Внеурочные формы

Консультация.

Семинар.

Проблемное обучение

Тестирование.

Тренинг.

Круглый стол.

Мозговой штурм.

Экскурсия.

Соревнования.

Дебаты.

Дискуссии.

Походы.

Практикум.

Игра.

Планирование проектной работы в группе и индивидуально.

Работа над индивидуальным заданием.

Конференции.

Олимпиады.

Консультация.

КВН.

Пресс-конференции.

Акции.

Любая форма обучения может быть коллективной, групповой или индивидуальной.

Процесс обучения должен предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объемов информации и обратной связи о своих действиях, применяются и компьютеризованные средства обучения. Полезны и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд (видео, презентации, фотографии и т.п.).

Чтобы избежать ошибок при выступлении в рамках реализации данной программы предусмотрены практические занятия, на которых обучающиеся узнают о том, как избежать ошибок при выступлении. На таких занятиях педагог рассказывает о том:

Как правильно пользоваться терминологией.

Как нужно говорить, чтобы уложиться по времени.

Правила владения текстом.

Как вести себя, если в речи была допущена ошибка или обучающийся забыл текст.

Используются также и образно-художественные формы. Главным средством воздействия здесь являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Задача педагога — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях. Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую силу массовых чувств, знали и их разрушительную силу. Педагог здесь с помощью различных средств (просмотр фильма, прослушивание рассказа и т.д.) обеспечивает совместные переживания обучающихся, благодаря которым они станут лучше, в таких формах, как концерт, выступление, публичная речь и т. п.

Формы психологической поддержки перед выступлением

Индивидуальные и групповые психологические консультации.

Беседа обучающегося с руководителем, педагогом.

«Письмо поддержки» - письмо, написанное обучающимися, в котором они пишут слова поддержки тому, кто готовится к конкурсу. Как правило, такое письмо, юный исследователь получает от руководителя перед самим выступлением.

Постоять в кругу перед театральным выступлением, особым образом хлопнуть по плечу друг друга, выкрикнуть речевку, - все эти маленькие ритуалы и традиции также являются своеобразной психологической поддержкой.

Перед выступлениями необходима и помощь родителей, с которыми также проводятся индивидуальные беседы и родительские собрания, на которых даются рекомендации о поведении родителя перед выступлением ребенка.

Формы работы с родителями

круглые столы;

информационно-практические беседы;

информационные лектории с элементами практикума;

обучающие семинары;

мастер-классы;

творческие лаборатории родителей;

родительские педагогические тренинги;

привлечение родителей к подготовке исследовательской работы;

обмен мнениями.

2.6 Список литературы

Для педагогов:

Алексеев Н. Г., Леонтович А. В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.

Викторов Ю.М., Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из педагогического опыта школы-гимназии №168 Санкт-Петербурга). Спб., 1998.

Гансберг Ф. Творческая работа в школе. М., 1913. 

Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985.

Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.

Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.

Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.

Грецов А. Тренинги развития с подростками. Творчество. Общение. Самопознание. – Спб: Питер, 2011.

Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. – М.: Академия, 2010.

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 2009

Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.

Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Спб: Речь, 2011.

Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. – М.: Академия, 2011.

НинбургЕ.А. Технология научного исследования. Программа курса. – СПб.,2000

Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы научно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2010.

Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. – Новосибирск, 1979

Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 2005

Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения. – М., 1985г.

Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.

Уколова А.М. Организация проектной деятельности обучающихся: Учебно-методическое пособие / Автор-составитель Уколова А.М.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2005.

Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 2007.

Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.

Фролова Т.В. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения: Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск №6, 1999./ под ред. М.А. Ушаковой. – М.: Сентябрь, 1999.

Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010.

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе: Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск №7, 1998./ под ред. М.А. Ушаковой. – М.: Сентябрь, 1998.

1 Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003.

2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования". Требования к результатам освоения основной образовательной программы. Пункт 2.8
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.