Занятие «Тимуровские заботы»

1
1
Материал опубликован 24 April 2019 в группе

                                                                                  Занятие  «Тимуровские заботы».

Место проведения: кабинет, отрядное место.

Необходимый реквизит:  листы бумаги А-4  , маркеры , ножницы, клей, фломастеры, линейки, план презентации, карточки: ГОТОВЫ (зелёный) и НЕ ГОТОВЫ (красные),декорация –костёр,звёздочки-10 штук, большие звёзды на листах бумаги А-4  -2шт.,свеча, 20 гранёных карандашей– «поленьев», барабан, галстуки ,вырезанные звёздочки и мини карты боевых действий времён ВОВ, фрагменты   из фильма «Тимур и его команда», аудиозаписи,  видеопроектор а также столы – по количеству команд, стулья – по количеству участников.

Предварительная работа:
1. Просмотр кинофильма «Тимур и его команда»
2. Подборка аудио и видеоматериала.

3. Изучение  литературы и просмотр презентаций о Тимуровском движении.

Перед проведением  занятия было дано задание записать воспоминания членов семей о тимуровском движении. Ответы были следующие: 

25 % - «о тимуровском движении у нас никто не помнит», 

75% - «дедушки и бабушки принимали участие в тимуровском движении»

 

 

 

УУД:

Личностные УУД: сравнение образа «Я» с героями литературного произведения посредством эмоционально-действенной идентификации; знакомство с героическим историческим прошлым своего народа, своей страны и  гордость, эмоциональная сопричастность к подвигам и достижениям её граждан; проявление эмоционально-ценностного отношения к проблеме через творческое отношение к процессу обучения.

Регулятивные УУД: определение логической причинно-следственной последовательности событий и действий героев, живописи, музыки и исторических лиц.

Коммуникативные УУД: умение представить себя устно и письменно, отождествление себя с героями тимуровского движения; соотнесение  и сопоставление  их позиций, взглядов и мнений; воссоздание картины событий и поступков персонажей; формулирование высказываний, с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя через  использование аудиовизуальных средств.

Познавательные УУД: обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию; развитие творческого отношения к процессу обучения.

Планируемые результаты:

1) уметь представить себя устно и письменно;

2) выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

3) владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

4) владеть разными видами речевой деятельности (монологи, диалоги, чтение...).

 5) владеть приемами действий в ситуациях общения;

6) иметь позитивные навыки общения в обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп;

7) формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи;

8) отождествлять себя с героями произведений, уметь соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды, мнения, воссоздавать картины событий и поступков персонажей;

Предметные:

Знать творчество А.П. Гайдара.

Уметь выразительно читать, понимать культурологический аспект текстов, инсценировать фрагменты произведения, проявлять творческие способности, показать способность к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух.

Личностные: осознание эстетической ценности искусства; гордость за историю своей страны, осознание национальной идентичности,

Метапредметные:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;; способность извлекать информацию из различных источников;  овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования   .


Межпредметные связи: музыка, история, МХК,технология.

Ресурсы: Интернет, научная и художественная литература.

Основные: компьютер, проектор, экран, презентации.

Форма: фронтальная, групповая

Технологии: развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные, проектные.

Мотивация:

Актуализация знаний учащихся о современных тимуровцах, мотивация на  изучение их деятельности.

Участники:

Педагог-организатор, актив 7-х  классов.

Методы и приемы:

Мозговой штурм  ,  разведка,  виртуальный костёр, беседа  с активным привлечением детей, проблема, упражнения, практическая работа, огонёк, десант.

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Учащиеся заранее  рассаживаются на свои места. В это время, не очень громко, звучит песня «Дорога добра» на слова Ю. Энтина, музыку М. Минкова.


 

Цель этапа: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

I.   Дети сидят   за партами .Педагог находится перед   детьми   , у учительского стола, приветствует детей и обозначает тему и цели занятия

Учитель: Добрый день, рада вас видеть на нашем занятии. Мы с вами собрались здесь не просто так, вы   пришли   на занятие  «Тимуровские заботы».

                                          На экране отражается слайд с названием мероприятия.

                                                                        Дети сидят за партами.

                                                                             Звучит песня.

 

 

А начнём  с  огонька знакомств. Прошу выйти из-за парт, встать вокруг  костра. А как вы думаете, для чего нужен этот огонек? (Огонь-это тепло  ,  это домашний очаг ,это желание быть вместе, как в семейном кругу). 

Все: и дети, и взрослый - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре  .    Дети встают вокруг костра.

Учитель: Какие интересные ответы. С каждым  из вас я согласна   . Огонь - это сближение, это общение. Талисманом нашего огонька знакомства будет  вот эта звёздочка. Сблизиться  поможет она - эта звезда! У вас на столах звёздочки разных оттенков ,  выбираете одну из них и  называете своё имя и прикрепляете на грудь . Понятно задание? Ну что начнем?

                                                                             « Огонек знакомств».

 Звучит песня» «Пионерский    огонёк»  Музыка Зары Левиной.Слова Ольги Фадеевой . Говорит тот, у кого звезда.

Цель: Сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде, а также более глубокое знакомство друг с другом.

Задача: Сформировать доброжелательное отношение к каждому члена отряда для последующей совместной работы.

 

Учитель: Ну, вот мы и познакомились! И звезды на груди каждого из вас объединились в созвездие.

                            Презентация  .  Слайд , где  звёздочки разных цветов в одном созвездии.

Прежде чем начать наше мероприятие «Тимуровские заботы» ,  хочу напомнить, о традиционных законах общественных мероприятий . Внимание на экран. Давайте вместе зачитаем.

Закон поднятой руки – прошу тишины.

Закон скрещенных рук – не повторяться!

Закон такта – один говорит, а остальные слушают.

Закон точности – всё делаем вовремя.

Закон солнышка – каждый имеет право высказать своё мнение по кругу.

Высказывания  участников демонстрируются  хлопками в ладоши.

Прежде чем мы начнем   занятие  ,  я хочу предложить вам  посмотреть   на экран.

               II.                           Фрагмент   из фильма «Тимур и его команда».

 Целеполагание:

 Учитель: Ребята, как вы думаете  :  «С  какой целью я выбрала отрывок именно из этого фильма? О  чём пойдёт речь на нашем занятии? Подумайте и скажите, для чего мы сегодня здесь собрались? Какие важные вопросы  мы должны рассмотреть, совместно обсудить?

         Заслушиваются ответы участников. ( Правильные высказывания участников поощряется хлопками в ладоши).

III.Мозговой штурм:

Учитель: Как  вы думаете   когда зародилось  тимуровское движение ? 

                                                       Заслушиваются   ответы  детей .

И сейчас я расскажу вам о возникновении тимуровского движения .

                                                                         Слайд № 2 История создания.

Пожалуйста, внимание на экран.

                                                                           Информационный блок.

   Педагог-организатор : В декабре 1940 года на экраны Советского Союза вышел фильм  «Тимур и его команда». Тогда и началось массовое тимуровское движение. Помогали  людям , совершали добрые поступки, оказывали посильную помощь в  это тяжелое военное время).Назовите  книгу ,  которая проложила начало самому массовому движению  (произведение Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»

          Заслушиваются ответы участников. ( Высказывания участников поощряется хлопками в ладоши).

Учитель: Молодец! А кто такие тимуровцы?

-Чем они занимались?

-Кто придумал тимуровское движение?

-Как вы думаете можно ли сегодня встретить тимуровцев?

-Что нас объединяет людей в эти команды? (желание и стремление помочь людям).

Чтобы облегчить работу, предлагаю проследить цепочку воспоминаний: «В моей семье тимуровским движением занимались…» «Мне посчастливилось услышать от деда, от бабушки…» Послушайте, пожалуйста, инструкцию. В руках у рассказывающего   свеча-символ памяти, которая передаётся  ,  как эстафета от одного к другому участнику. Для объяснения задания мне нужен помощник, кто хочет? Прошу выйти вперёд, встать в круг.

                                      Кто-то из участников выбирается. Игра «Цепочка воспоминаний».

IV .

Учитель: Игра  закончилась, занимайте, пожалуйста, свои места . У нас есть участники, которые еще не слышали о тимуровском движении. Это не страшно, сегодня мы о нем поговорим очень подробно.

Совершив это интересное путешествие в историю, мы можем утверждать, что Тимуры, рожденные в Гайдаровской книжке, жили и будут жить. Традиции первых тимуровцев продолжаются. Тимуровское движение актуально и сегодня.И главная их задача- быть там, где нужна твоя помощь. Конечно, каждая эпоха диктует свои формы работы, и это  тоже хорошо. Мы должны стремиться увеличивать армию тимуровцев.

А знаете ли вы, по каким заповедям жили и творили свои добрые дела тимуровцы? Какой у них был девиз, какие дела были традиционными. Я предлагаю узнать вам это самостоятельно.

И для начала вам нужно разделиться на группы. А сделаем мы это по двум цветам звездочек, которые вы получили при знакомстве.

Разделение на группы. Звучит песня «Тимуровцы» (Ю. Чичков - К. Ибряев).

 

Учитель:

Каждая команда выбирает своего спикера. На выполнение этого задания отводится  3мин. ,  затем спикер каждой группы  будет выступать по выполнению своего задания. (2мин.)

 Главное условие, чтобы выполнить все задания, вы должны быть одной командой, принимать решения все вместе. У вас на столах приготовлены карточки: ГОТОВЫ (зелёный) и НЕ ГОТОВЫ (красные), после того как закончится обсуждение или вы выполните задание, вы поднимаете карточки.

Итак, слушаем внимательно мой вопрос и отвечаем на него после обсуждения в группе.

1. Горожане знали, что если в левом углу дома горит  пятиконечная звезда, значит здесь зона действия тимуровцев, и в душе каждого взрослого поднималась волна благодарности и гордости за подрастающее поколение.

А почему красная пятиконечная звезда, как вы считаете?

             Ответы детей. ( Высказывания участников поощряется хлопками в ладоши).

Учитель : Что же, все молодцы, с заданием справились, теперь вы видите, что у вас могут быть разные мнения по одному вопросу, но в процессе обсуждения вы можете получить больше информации по этому вопросу, а также отстоять собственное мнение. Ну, а чтоб проверить совпали  ли ваши представления, давайте посмотрим на экран.

А вот что говорил о звезде сам Тимур…

 

Ответ: сцена из фильма  «Тимур и его команда» - беседа Жени и Тимура. Просмотр видеоролика

После просмотра ведется обсуждение.

 

Учитель: Совпали представления? Поднимите руки те у кого совпали.  Главное условие, чтобы выполнить все задания, вы должны быть одной командой, принимать решения все вместе.

2.-Сейчас мы с вами совершим трудовой десант.  Что же это такое?

                           Заслушивается ответы детей.

Учитель:  Правильно, это трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле.

             На экране появляется сюжет, где Тимуровцы  складывают поленницу.

3.Учитель:  Кто  догадался   ,  что мы сейчас будем делать?

                                  Заслушивается ответы детей.

Перед Вами находятся импровизированные  дрова. Ваша задача – сложить их в поленницу.  Засекаю время.

                  Звучит песня Гимн Клинских тимуровцев. На слова Е.Турченкова, музыку .В.Василевского.

Команде выдается 20 гранёных карандашей или счётных палочек – «поленьев». Команды встают в шеренгу. По сигналу начинают передавать одно за другим «поленья» рядом стоящему игроку, тот следующему и так по цепочке, пока не будут переданы все «поленья». Последний игрок в цепочке складывает поленницу из полученных «поленьев». По истечении отведенного времени ,педагог фиксирует результаты  и просит участников закончить работу и занять свои места.

После того, как все заняли свои места, педагог продолжает дальше.

4.   Учитель: Мне кажется, вы отлично разогрелись и готовы продолжить наше занятие.  Вы часто слышите фразу  : «Я  пошёл бы с тобой в разведку .  Я вам доверяю и хочу  с вами отправимся в разведку. Тимуровцами  используется обычно как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел. Перед каждой из  ваших  команд лежат  большие звёзды. Ваша задача : определить и написать на лучах  звёзды , какую реальную помощь  вы могли  бы оказать старшему поколению На выполнение этого задания отводится  3мин. ,  затем спикер каждой группы выступит по выполнению своего задания. (2мин.)

                                     Коллективная творческая деятельность. На лучиках звезды ребята пишут названия тех мероприятия, которые они хотели бы провести у себя.

                                 Заслушивание спикеров  ( Высказывания участников поощряется хлопками в ладоши).

 

5.Молодцы! Спасибо большое за такую глубокую работу. Вот вы и составили план работы вашего отряда. Вы стали единым целым.

Я хочу Вам вручить памятку  начинающим от Тимуровского отряда «Бригантина» нашей школы им.Р.З.Сагдеева г.Буинска , Эти советы помогут вам стать настоящими тимуровцами, знающими к какой цели они стремятся и  чего хотят достичь?

             На экран выводится слайд с  текстом  . Каждому участнику раздаётся памятки.

1. В сегодняшнее тревожное время люди очень осмотрительны и осторожны. Предупредите о своем приходе заранее , представьтесь. 
2. Никогда не обещайте пожилым людям того, чего не выполните. Старики очень доверчивы и пустое обещание для них настоящая трагедия. 
3. Всегда иди к людям с хорошим настроением, с улыбкой и желанием искренне делиться радостью своего труда. 
4. К каждому человеку подходите как к новому  неизведанному миру. Умейте слушать и слышать его! Каждая встреча обогатит тебя новым житейским опытом, а любой опыт ведет к мудрости! 
5. Не ждите слов благодарности. Доброе дело вернется к вам сторицей. 
6. Зорко всматривайтесь в окружающую жизнь. Каждый  новый день обогатит вас и подскажет путь, по которому вы пойдете не в одиночестве. Привлекайте к добрым делам

                                                            6.Упражнение «Дерево доброты».

Учитель:  Интересные советы ? Они вам понравились? Но наверняка ,вам уже есть о чём рассказать вашей команде и  нам о том кому и в чем вы помогли за последние дни. Кто это был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил о помощи или это была ваша инициатива?

Кто первый готов рассказать о своей бескорыстной помощи людям?   

Перед вами дерево доброты. Яблоки –стикеры : это символ  бескорыстной помощи людям Вы рассказываете о своём поступке и вешаете своё яблочко.

  Упражнение «Тимуровцы». «Дерево доброты». Звучит « Песня тимуровцев» . Музыка: М. Блантер . Слова: Я. Тайц.

Атрибут  тимуровского движения-барабан. Педагог берёт барабан  и начинает играть барабанную дробь.

Учитель:    Назначение барабана — сопровождать строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирает сбор или совет отряда) должен уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».

Кто желает воспроизвести барабанную дробь? Прошу выйти по одному человеку от команды.

                                         Дети барабанят.

 

Учитель:    А что означает красный галстук  ?

                        Заслушивается ответы детей.

Учитель:    Красный галстук на груди наших героев – символ помощи людям.

8.Акция «Подарок ветерану».

Милосердие -это основное качество тимуровца. И для более подробного разбора этого качества я предлагаю вам поучаствовать одной из традиционных тимуровских акций – «Подарок ветерану». Перед вами на столе лежат клей, ножницы, цветная бумага и различные заготовки, ваша задача: сделать своими руками открытку ветеранам. Приступаем.

                                                                Практический блок (работа детей).

9.Учитель : Ребята , вы творческие личности ,вы настоящие тимуровцы ,вы вложили частичку себя, частичку своего сердца и души в сделанные вашими руками открытки. И я надеюсь, что после этого занятия  вы выйдете на улицу и от всей души подарите ее хорошему человеку, сделав ему приятно.

Если вы забыли, напоминаю, что тимуровцы — это ребята ,  кото​рые  делают добрые дела и никому не говорят об этом. Сделайте кому-либо доброе дело, но так, чтобы человек не узнал, что это сделали именно вы. И постарайтесь (хотя это будет трудно для вас) не говорить ему об этом. Понаблюдайте за его реакцией, вместе с ним удивитесь и обрадуйтесь, но ни за что не говорите, кто это сделал.

 10. Выводы занятия.

Учитель: В каждом из нас есть Солнце. Это солнце – Доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком. Ведь человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

 З- земля,Л – люди, М – мысль, Д – добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро.

                                                                Эти слова выводятся  на экран.

                                                                           Подведение итогов.

 

11.Рефлексия. . Ну, а занятие подходит  к  своему  завершению  и я предлагаю подвести итоги нашей с вами продуктивной работы с помощью тех самых звездочек, с которых и начиналось наше занятие.Если занятие вам понравилось, то не снимайте звездочки с вашей груди, если вам было скучно, или что-то не удалось, может, не понравилось, то оставьте звездочку на столе со своим предложением на будущее. Итак, я предлагаю вам сделать свой выбор.

Комментарии

Тема нужная!

25 April 2019