Занятие «Тимуровские заботы».
Место проведения: кабинет, отрядное место.
Необходимый реквизит: листы бумаги А-4 , маркеры , ножницы, клей, фломастеры, линейки, план презентации, карточки: ГОТОВЫ (зелёный) и НЕ ГОТОВЫ (красные),декорация –костёр,звёздочки-10 штук, большие звёзды на листах бумаги А-4 -2шт.,свеча, 20 гранёных карандашей– «поленьев», барабан, галстуки ,вырезанные звёздочки и мини карты боевых действий времён ВОВ, фрагменты из фильма «Тимур и его команда», аудиозаписи, видеопроектор, а также столы – по количеству команд, стулья – по количеству участников.
Предварительная работа:
1. Просмотр кинофильма «Тимур и его команда»
2. Подборка аудио и видеоматериала.
3. Изучение литературы и просмотр презентаций о Тимуровском движении.
Перед проведением занятия было дано задание записать воспоминания членов семей о тимуровском движении. Ответы были следующие:
25 % - «о тимуровском движении у нас никто не помнит»,
75% - «дедушки и бабушки принимали участие в тимуровском движении»
УУД:
Личностные УУД: сравнение образа «Я» с героями литературного произведения посредством эмоционально-действенной идентификации; знакомство с героическим историческим прошлым своего народа, своей страны и гордость, эмоциональная сопричастность к подвигам и достижениям её граждан; проявление эмоционально-ценностного отношения к проблеме через творческое отношение к процессу обучения.
Регулятивные УУД: определение логической причинно-следственной последовательности событий и действий героев, живописи, музыки и исторических лиц.
Коммуникативные УУД: умение представить себя устно и письменно, отождествление себя с героями тимуровского движения; соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов и мнений; воссоздание картины событий и поступков персонажей; формулирование высказываний, с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя через использование аудиовизуальных средств.
Познавательные УУД: обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию; развитие творческого отношения к процессу обучения.
Планируемые результаты:
1) уметь представить себя устно и письменно;
2) выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
3) владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;
4) владеть разными видами речевой деятельности (монологи, диалоги, чтение...).
5) владеть приемами действий в ситуациях общения;
6) иметь позитивные навыки общения в обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп;
7) формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи;
8) отождествлять себя с героями произведений, уметь соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды, мнения, воссоздавать картины событий и поступков персонажей;
Предметные:
Знать творчество А.П. Гайдара.
Уметь выразительно читать, понимать культурологический аспект текстов, инсценировать фрагменты произведения, проявлять творческие способности, показать способность к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух.
Личностные: осознание эстетической ценности искусства; гордость за историю своей страны, осознание национальной идентичности,
Метапредметные:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования .
Межпредметные связи: музыка, история, МХК,технология.
Ресурсы: Интернет, научная и художественная литература.
Основные: компьютер, проектор, экран, презентации.
Форма: фронтальная, групповая
Технологии: развивающие, совместного поиска, информационно-коммуникативные, проектные.
Мотивация:
Актуализация знаний учащихся о современных тимуровцах, мотивация на изучение их деятельности.
Участники:
Педагог-организатор, актив 7-х классов.
Методы и приемы:
Мозговой штурм , разведка, виртуальный костёр, беседа с активным привлечением детей, проблема, упражнения, практическая работа, огонёк, десант.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Учащиеся заранее рассаживаются на свои места. В это время, не очень громко, звучит песня «Дорога добра» на слова Ю. Энтина, музыку М. Минкова.
Цель этапа: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
I. Дети сидят за партами .Педагог находится перед детьми , у учительского стола, приветствует детей и обозначает тему и цели занятия
Учитель: Добрый день, рада вас видеть на нашем занятии. Мы с вами собрались здесь не просто так, вы пришли на занятие «Тимуровские заботы».
На экране отражается слайд с названием мероприятия.
Дети сидят за партами.
Звучит песня.
А начнём с огонька знакомств. Прошу выйти из-за парт, встать вокруг костра. А как вы думаете, для чего нужен этот огонек? (Огонь-это тепло , это домашний очаг ,это желание быть вместе, как в семейном кругу).
Все: и дети, и взрослый - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре . Дети встают вокруг костра.
Учитель: Какие интересные ответы. С каждым из вас я согласна . Огонь - это сближение, это общение. Талисманом нашего огонька знакомства будет вот эта звёздочка. Сблизиться поможет она - эта звезда! У вас на столах звёздочки разных оттенков , выбираете одну из них и называете своё имя и прикрепляете на грудь . Понятно задание? Ну что начнем?
« Огонек знакомств».
Звучит песня» «Пионерский огонёк» Музыка Зары Левиной.Слова Ольги Фадеевой . Говорит тот, у кого звезда.
Цель: Сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде, а также более глубокое знакомство друг с другом.
Задача: Сформировать доброжелательное отношение к каждому члена отряда для последующей совместной работы.
Учитель: Ну, вот мы и познакомились! И звезды на груди каждого из вас объединились в созвездие.
Презентация . Слайд , где звёздочки разных цветов в одном созвездии.
Прежде чем начать наше мероприятие «Тимуровские заботы» , хочу напомнить, о традиционных законах общественных мероприятий . Внимание на экран. Давайте вместе зачитаем.
Закон поднятой руки – прошу тишины.
Закон скрещенных рук – не повторяться!
Закон такта – один говорит, а остальные слушают.
Закон точности – всё делаем вовремя.
Закон солнышка – каждый имеет право высказать своё мнение по кругу.
Высказывания участников демонстрируются хлопками в ладоши.
Прежде чем мы начнем занятие , я хочу предложить вам посмотреть на экран.
II. Фрагмент из фильма «Тимур и его команда».
Целеполагание:
Учитель: Ребята, как вы думаете : «С какой целью я выбрала отрывок именно из этого фильма? О чём пойдёт речь на нашем занятии? Подумайте и скажите, для чего мы сегодня здесь собрались? Какие важные вопросы мы должны рассмотреть, совместно обсудить?
Заслушиваются ответы участников. ( Правильные высказывания участников поощряется хлопками в ладоши).
III.Мозговой штурм:
Учитель: Как вы думаете когда зародилось тимуровское движение ?
Заслушиваются ответы детей .
И сейчас я расскажу вам о возникновении тимуровского движения .
Слайд № 2 История создания.
Пожалуйста, внимание на экран.
Информационный блок.
Педагог-организатор : В декабре 1940 года на экраны Советского Союза вышел фильм «Тимур и его команда». Тогда и началось массовое тимуровское движение. Помогали людям , совершали добрые поступки, оказывали посильную помощь в это тяжелое военное время).Назовите книгу , которая проложила начало самому массовому движению (произведение Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»
Заслушиваются ответы участников. ( Высказывания участников поощряется хлопками в ладоши).
Учитель: Молодец! А кто такие тимуровцы?
-Чем они занимались?
-Кто придумал тимуровское движение?
-Как вы думаете можно ли сегодня встретить тимуровцев?
-Что нас объединяет людей в эти команды? (желание и стремление помочь людям).
Чтобы облегчить работу, предлагаю проследить цепочку воспоминаний: «В моей семье тимуровским движением занимались…» «Мне посчастливилось услышать от деда, от бабушки…» Послушайте, пожалуйста, инструкцию. В руках у рассказывающего свеча-символ памяти, которая передаётся , как эстафета от одного к другому участнику. Для объяснения задания мне нужен помощник, кто хочет? Прошу выйти вперёд, встать в круг.
Кто-то из участников выбирается. Игра «Цепочка воспоминаний».
IV .
Учитель: Игра закончилась, занимайте, пожалуйста, свои места . У нас есть участники, которые еще не слышали о тимуровском движении. Это не страшно, сегодня мы о нем поговорим очень подробно.
Совершив это интересное путешествие в историю, мы можем утверждать, что Тимуры, рожденные в Гайдаровской книжке, жили и будут жить. Традиции первых тимуровцев продолжаются. Тимуровское движение актуально и сегодня.И главная их задача- быть там, где нужна твоя помощь. Конечно, каждая эпоха диктует свои формы работы, и это тоже хорошо. Мы должны стремиться увеличивать армию тимуровцев.
А знаете ли вы, по каким заповедям жили и творили свои добрые дела тимуровцы? Какой у них был девиз, какие дела были традиционными. Я предлагаю узнать вам это самостоятельно.
И для начала вам нужно разделиться на группы. А сделаем мы это по двум цветам звездочек, которые вы получили при знакомстве.
Разделение на группы. Звучит песня «Тимуровцы» (Ю. Чичков - К. Ибряев).
Учитель:
Каждая команда выбирает своего спикера. На выполнение этого задания отводится 3мин. , затем спикер каждой группы будет выступать по выполнению своего задания. (2мин.)
Главное условие, чтобы выполнить все задания, вы должны быть одной командой, принимать решения все вместе. У вас на столах приготовлены карточки: ГОТОВЫ (зелёный) и НЕ ГОТОВЫ (красные), после того как закончится обсуждение или вы выполните задание, вы поднимаете карточки.
Итак, слушаем внимательно мой вопрос и отвечаем на него после обсуждения в группе.
1. Горожане знали, что если в левом углу дома горит пятиконечная звезда, значит здесь зона действия тимуровцев, и в душе каждого взрослого поднималась волна благодарности и гордости за подрастающее поколение.
А почему красная пятиконечная звезда, как вы считаете?
Ответы детей. ( Высказывания участников поощряется хлопками в ладоши).
Учитель : Что же, все молодцы, с заданием справились, теперь вы видите, что у вас могут быть разные мнения по одному вопросу, но в процессе обсуждения вы можете получить больше информации по этому вопросу, а также отстоять собственное мнение. Ну, а чтоб проверить совпали ли ваши представления, давайте посмотрим на экран.
А вот что говорил о звезде сам Тимур…
Ответ: сцена из фильма «Тимур и его команда» - беседа Жени и Тимура. Просмотр видеоролика
После просмотра ведется обсуждение.
Учитель: Совпали представления? Поднимите руки те у кого совпали. Главное условие, чтобы выполнить все задания, вы должны быть одной командой, принимать решения все вместе.
2.-Сейчас мы с вами совершим трудовой десант. Что же это такое?
Заслушивается ответы детей.
Учитель: Правильно, это трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле.
На экране появляется сюжет, где Тимуровцы складывают поленницу.
3.Учитель: Кто догадался , что мы сейчас будем делать?
Заслушивается ответы детей.
Перед Вами находятся импровизированные дрова. Ваша задача – сложить их в поленницу. Засекаю время.
Звучит песня Гимн Клинских тимуровцев. На слова Е.Турченкова, музыку .В.Василевского.
Команде выдается 20 гранёных карандашей или счётных палочек – «поленьев». Команды встают в шеренгу. По сигналу начинают передавать одно за другим «поленья» рядом стоящему игроку, тот следующему и так по цепочке, пока не будут переданы все «поленья». Последний игрок в цепочке складывает поленницу из полученных «поленьев». По истечении отведенного времени ,педагог фиксирует результаты и просит участников закончить работу и занять свои места.
После того, как все заняли свои места, педагог продолжает дальше.
4. Учитель: Мне кажется, вы отлично разогрелись и готовы продолжить наше занятие. Вы часто слышите фразу : «Я пошёл бы с тобой в разведку . Я вам доверяю и хочу с вами отправимся в разведку. Тимуровцами используется обычно как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел. Перед каждой из ваших команд лежат большие звёзды. Ваша задача : определить и написать на лучах звёзды , какую реальную помощь вы могли бы оказать старшему поколению На выполнение этого задания отводится 3мин. , затем спикер каждой группы выступит по выполнению своего задания. (2мин.)
Коллективная творческая деятельность. На лучиках звезды ребята пишут названия тех мероприятия, которые они хотели бы провести у себя.
Заслушивание спикеров ( Высказывания участников поощряется хлопками в ладоши).
5.Молодцы! Спасибо большое за такую глубокую работу. Вот вы и составили план работы вашего отряда. Вы стали единым целым.
Я хочу Вам вручить памятку начинающим от Тимуровского отряда «Бригантина» нашей школы им.Р.З.Сагдеева г.Буинска , Эти советы помогут вам стать настоящими тимуровцами, знающими к какой цели они стремятся и чего хотят достичь?
На экран выводится слайд с текстом . Каждому участнику раздаётся памятки.
1. В сегодняшнее тревожное время люди очень осмотрительны и осторожны. Предупредите о своем приходе заранее , представьтесь.
2. Никогда не обещайте пожилым людям того, чего не выполните. Старики очень доверчивы и пустое обещание для них настоящая трагедия.
3. Всегда иди к людям с хорошим настроением, с улыбкой и желанием искренне делиться радостью своего труда.
4. К каждому человеку подходите как к новому неизведанному миру. Умейте слушать и слышать его! Каждая встреча обогатит тебя новым житейским опытом, а любой опыт ведет к мудрости!
5. Не ждите слов благодарности. Доброе дело вернется к вам сторицей.
6. Зорко всматривайтесь в окружающую жизнь. Каждый новый день обогатит вас и подскажет путь, по которому вы пойдете не в одиночестве. Привлекайте к добрым делам
6.Упражнение «Дерево доброты».
Учитель: Интересные советы ? Они вам понравились? Но наверняка ,вам уже есть о чём рассказать вашей команде и нам о том кому и в чем вы помогли за последние дни. Кто это был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил о помощи или это была ваша инициатива?
Кто первый готов рассказать о своей бескорыстной помощи людям?
Перед вами дерево доброты. Яблоки –стикеры : это символ бескорыстной помощи людям Вы рассказываете о своём поступке и вешаете своё яблочко.
Упражнение «Тимуровцы». «Дерево доброты». Звучит « Песня тимуровцев» . Музыка: М. Блантер . Слова: Я. Тайц.
Атрибут тимуровского движения-барабан. Педагог берёт барабан и начинает играть барабанную дробь.
Учитель: Назначение барабана — сопровождать строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирает сбор или совет отряда) должен уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».
Кто желает воспроизвести барабанную дробь? Прошу выйти по одному человеку от команды.
Дети барабанят.
Учитель: А что означает красный галстук ?
Заслушивается ответы детей.
Учитель: Красный галстук на груди наших героев – символ помощи людям.
8.Акция «Подарок ветерану».
Милосердие -это основное качество тимуровца. И для более подробного разбора этого качества я предлагаю вам поучаствовать одной из традиционных тимуровских акций – «Подарок ветерану». Перед вами на столе лежат клей, ножницы, цветная бумага и различные заготовки, ваша задача: сделать своими руками открытку ветеранам. Приступаем.
Практический блок (работа детей).
9.Учитель : Ребята , вы творческие личности ,вы настоящие тимуровцы ,вы вложили частичку себя, частичку своего сердца и души в сделанные вашими руками открытки. И я надеюсь, что после этого занятия вы выйдете на улицу и от всей души подарите ее хорошему человеку, сделав ему приятно.
Если вы забыли, напоминаю, что тимуровцы — это ребята , которые делают добрые дела и никому не говорят об этом. Сделайте кому-либо доброе дело, но так, чтобы человек не узнал, что это сделали именно вы. И постарайтесь (хотя это будет трудно для вас) не говорить ему об этом. Понаблюдайте за его реакцией, вместе с ним удивитесь и обрадуйтесь, но ни за что не говорите, кто это сделал.
10. Выводы занятия.
Учитель: В каждом из нас есть Солнце. Это солнце – Доброта. Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком. Ведь человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З- земля,Л – люди, М – мысль, Д – добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро.
Эти слова выводятся на экран.
Подведение итогов.
11.Рефлексия. . Ну, а занятие подходит к своему завершению и я предлагаю подвести итоги нашей с вами продуктивной работы с помощью тех самых звездочек, с которых и начиналось наше занятие.Если занятие вам понравилось, то не снимайте звездочки с вашей груди, если вам было скучно, или что-то не удалось, может, не понравилось, то оставьте звездочку на столе со своим предложением на будущее. Итак, я предлагаю вам сделать свой выбор.
Кадырова Ольга Игоревна