Проектно-исследовательская работа на тему «Наличие витамина С во фруктах» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
«Я – исследователь»
Секция «Экология»
Наличие витамина C во фруктах
Выполнила:
Бурмицкая Полина
ученица 7 «А» класса
МБОУ школы №42
Железнодорожного района
г.о. Самара
Руководитель:
Павкина Галина Геннадьевна,
учитель технологии высшей категории
С О Д Е Р Ж А Н И Е
|
Введение |
||
|
Цель работы, задачи исследования, анализ информационных источников. |
3 |
|
|
Почему мне интересно узнать больше о витаминах и их наличии во фруктах? |
3 |
|
|
Основная часть |
||
|
1. |
Почему необходимо знать где содержится витамин С? |
4 |
|
2. |
Сколько и в каких фруктах и овощах содержится витамина С? |
5 – 9 |
|
3. |
Анализ анкетного опроса. |
10 |
|
4. |
Определение витамина С методом йодометрии. |
11 – 14 |
|
Заключение |
15 |
|
|
Список литературы |
16 |
|
Презентация к проектно-исследовательской работе PPT / 3.84 Мб |
||
Введение
Проблемная ситуация:
Я знаю, что мы употребляем в пищу много фруктов и овощей. Из различных источников мы знаем, что в них содержится большое количество витаминов, но достоверно нам неизвестно, правда это или нет. Хотелось бы узнать о наличии витамина С во фруктах больше, и рассказать о новом изученном своим одноклассникам.
Цель: Определить, правда ли, что витамин С содержится в большинстве потребляемых мною фруктах: бананах, лимонах, яблоках, грейпфрутах
Задачи:
Рассказать о том, в каких фруктах содержится витамин С.
Определить роль витамина С в нашей жизни.
Экспериментально определить наличие витамина С во фруктах, которые мы часто употребляем в зимнее время.
Сделать выводы о том, какие фрукты наиболее богаты витамином С.
Гипотеза:
выяснить, можно ли с помощью несложных химических опытов определить наличие витамина С во фруктах, которые нам рекомендуют есть каждый день,
правда ли то, что витамины во фруктах сохраняются долгое время.
Были использованы методы исследования:
-
метод эксперимента – йодометрия;
тестирование (в котором приняло участие 50 человек).
Почему необходимо знать где содержится витамин С?
И
ммунная система защищает нас от воздействия внешних неблагоприятных факторов, это своего рода "линия обороны" против агрессивного действия бактерий, грибков, вирусов и т.д. Без здоровой и эффективно работающей иммунной системы организм ослабевает и гораздо чаще страдает от вирусных и бактериальных инфекций.
Витамин С повышает иммунобиологическую сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям, а также снижает риск возникновения заболеваний ОРЗ, ОРВИ.
Слова «витамины - источник здоровья» знакомы всем: мне, моим одноклассникам, друзьям, взрослым, мы настолько привыкли к ним, что перестаем придавать им значение. А напрасно! Ведь на самом деле без витаминов обеспечить полноценное здоровье совершенно невозможно.
Витамины играют очень важную роль в процессах усвоения пищевых веществ и во многих биохимических реакциях организма. Большая часть витаминов поступает с пищей, некоторые из них синтезируются микробной флорой кишечника и всасываются в кровь, поэтому даже при отсутствии таких витаминов в пище организм не испытывает в них потребности.
Сколько и в каких фруктах и овощах содержится витамин С? Таблица №1
|
Название растения |
Содержание витамина С на 100 г продукта |
Изображение |
|
Красный перец сладкий |
250 |
|
|
Сушеный шиповник |
650 |
|
|
Шиповник свежий |
470 |
|
|
Щавель |
43 |
|
|
Лимон |
40 |
|
|
Черная смородина |
200 |
|
|
Мандарины |
38 |
|
|
Грибы Лисички |
34 |
|
|
Грейпфруты |
60 |
|
|
Апельсины |
60 |
|
|
Капуста краснокочанная |
60 |
|
|
Капуста цветная |
70 |
|
|
Брусника |
15 |
|
|
Банан |
20 |
|
|
Салат |
15 |
|
|
Кабачки |
15 |
|
|
Яблоки |
10 |
|
|
Лук |
10 |
|
|
Морковь |
5 |
|
|
Вишня |
15 |
|
В одном стакане свежевыжатого яблочного сока содержится 4 – 4,5 мг витамина С (суточная норма – 60 мг). Таким образом, чтобы получить дневную норму витамина из яблочного сока С, нужно за день выпить около 15-ти стаканов сока.
Считается, что при простудах помогает лимон, богатый витамином С. На самом деле, лимоны, апельсины и другие цитрусовые всего лишь на 10-м месте по содержанию витамина С.
Например, намного больше витамина С в болгарском перце, помидорах разных видов, капусте (брокколи и цветной), шпинате, листовых салатах и петрушке. Даже в картофеле содержится больше витамина С, чем в лимонах.
Тем не мене, эффекта от Витамина С, содержащегося в картофеле, мало. При термической обработке витамин С разрушается почти на 90% – варёная и жареная картошка почти не содержат витамин С. Это же относится и ко всем остальным овощам и фруктам. Поэтому лучший источник витамина С – сырые овощи и фрукты.
У курильщиков в два раза больше дефицит витамина С, чем у некурящих. Поэтому старайтесь как можно больше потреблять его из сырых овощей и фруктов.
Если взглянуть на таблицу №2, то мы увидим для чего необходимо употреблять продукты, содержащие витамин С.
Таблица №2
|
Витамин С (аскорбиновая кислота) |
сухой шиповник черная смородина яблоки виноград земляника капуста белокочанная капуста брокколи цветная капуста зелёный салат укроп и петрушка апельсины и цитрусовые картофель морковь лук зелёный перец арбуз |
работает в качестве антиокислителя помогает защищать клетки тела от свободных радикалов (развитие рака и заболеваний сердечно-сосудистой системы) помогает в выработке коллагена (здоровые кожа и кости) улучшает усвоение железа в пищеварительном тракте |
Анализ анкетного опроса
Было опрошено 50 учащихся 6-7 классов (12-14лет) 24% опрошенных не знают, что недостаток витамина С может вызывать болезни.
Все знают о витамине С, о его влиянии на иммунитет и о том, что витамин С есть во всех фруктах.
А
где витамина С больше, представлено на диаграммах
В каких еще овощах и фруктах, произрастающих на территории Самарской области, содержится витамин С, представлено на диаграмме. Половина опрошенных считают, что количество витамина С уменьшается при тепловой обработке.
Все опрошенные считают, что овощи и фрукты полезнее употреблять с кожурой.
Определение витамина С методом йодометрии.
Анализ витаминов в продуктах питания – дело сложное. Я проанализировала содержание витамина С ¬ в некоторых фруктах в домашних условиях. У аскорбиновой кислоты есть свойство, которого нет у других кислот: быстрая реакция с йодом. Один моль аскорбиновой кислоты (176 г) реагирует с одним молем йода (254 г).
Взаимодействие аскорбиновой кислоты с йодом происходит по уравнению:
C6H8O6+I2= C6H6O6+2HI
В
качестве рабочего раствора мы применили раствор йода, который готовили из 5 %–ной аптечной настойки, что соответствует концентрации йода примерно 0,2 моль/литр. К 1 мл йодной настойки добавляем дистиллированной воды до общего объема 40 мл, т.е. разбавим настойку в 40 раз. Концентрация такого раствора будет 0,005 моль/литр, уменьшится в 40 раз.
В качестве индикатора реакции используем раствор крахмала. Как только вся аскорбиновая кислота прореагирует с йодом, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет. Титрование ведем до появления устойчивого синего окрашивания. Отбираем 20 мл исследуемого сока из фрукта и измеряем объем использованного на титрование йода.
Д
ля начала я определила объем одной капли: с помощью мензурки отмерила 1 мл разбавленного раствора йода и посчитала, сколько капель из обычной пипетки содержится в этом объеме, и получилось, что в этом объеме 27 капель. Для опыта понадобится также крахмальный клейстер. Нужно приготовить очень жидкий крахмальный клейстер. Важно чтобы он был без комков и совершенно прозрачный, я вскипятила в небольшой кастрюльке примерно полстакана воды. Во время нагревания воды, я размешала немного крахмала (примерно четверть чайной ложки) со столовой ложкой холодной воды так, чтобы не было комков. Медленно, постоянно перемешивая, вылила мутную взвесь крахмала в кипящую воду, хорошо все размешала и охладила.
Что бывает, когда йод реагирует с крахмалом, знают, наверное, все. Если капнуть в чашку сначала крахмальный клейстер, а потом йодную настойку – все тотчас окрасится в синий цвет.
П

режде чем приступить к анализу сока, я потренировалась на растворе, в котором содержание витамина С уже известно. Лучше всего подойдет аскорбиновая кислота в таблетках – ее продают в аптеках. Взятая мной таблетка содержит 0,1 г чистого витамина, так написано на упаковке. Растворив ее в 0,5 л кипяченой воды, тщательно перемешала раствор и отобрала из него с помощью шприца 20 мл. В этом количестве раствора аскорбиновой кислоты будет в 25 (500мл/20мл=25) раз меньше, чем в таблетке. Долила к нему половину чайной ложки раствора крахмала и осторожно, по каплям, добавила из пипетки разбавленный раствор йода, постоянно взбалтывая содержимое. Внимательно считала капли и следила за цветом раствора. Как только вся аскорбиновая кислота прореагировала с йодом, следующая же его капля окрасила раствор в синий цвет.
Титрование надо вести до появления устойчивого синего окрашивания.

Оказалось, что больше всего витамина C содержит грейпфрут. За ним идет лимон, банан, а на последнем месте по содержанию витамина C – яблоко. К этому выводу мне помогли прийти сами процессы протекания реакций. Меньше всего капель йода пришлось израсходовать на яблоко, что свидетельствует о малом содержании в нем витамина C (на меньшее количество капель йода приходилось меньшее количество аскорбиновой кислоты). А больше всего капель соответственно пришлось потратить на реакцию с соком грейпфрута.
Заключение
На основании полученных данных исследования, можно сделать вывод, что наиболее богатым витамином С является грейпфрут. Свежие фрукты: яблоко, банан, лимон содержат достаточное количество витамина С.
Мне очень хотелось проверить наличие витамина С в горячем чае с лимоном, не разрушается ли аскорбиновая кислота в горячей воде? Может быть, мы пьем «мертвый» чай? Однако эксперимент показал, что витамин С содержится в напитке, хотя в малых количествах, значит, чай с лимоном пить полезно.
Проведя эксперименты, доказывая наличие витамина С в продуктах, мы хотим порекомендовать употреблять фрукты, соки и компоты. Особенно, в зимний и весенний период, когда иммунная система ослаблена, и тогда хорошее здоровье и настроение Вам обеспечено.
Список литературы
Дудкин М. С., Щелкунов Л. Ф. Новые продукты питания. — М.: Наука, 1998.
Леенсон И. Занимательная химия, - М.:Росмен, 1999.
Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище с точки зрения химика. ‒ М.: Высшая школа, 1991.
Смирнов М.И. «Витамины», М.: «Медицина» 1974 год .
Тюренкова И.Н. «Растительные источники витаминов», Волгоград 1999
Химический состав пищевых продуктов / Под ред. И. М. Скурихина, М. Н. Волгарева. ‒ М.: Агропромиздат, 1987.
http://vitamini.solvay-pharma.ru/encyclopedia/info.aspx?id=13
http://kref.ru/infohim/138679/3.html
“Энциклопедический словарь юного химика” - Москва 1990 Педагогика,650с.
http://vitamini.solvay-pharma.ru/encyclopedia/info.aspx?id=13















































