12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шулаева Елена Алексеевна47
Материал размещён в группе «Уроки информатики в условиях ФГОС»

Проектный модуль как система уроков по теме

«Виды алгоритмов» или «Можем ли мы прожить без алгоритмов!

Шулаева Е.А.., учитель информатики

высшей кв. категории МАОУ СШ №3 р.п. Ильиногорск

Введение (целевые ориентиры модуля)

Предмет информатика

Класс 6

Количество учебных часов 3 часа

Раздел учебной программы с указанием УМК

Проектный модуль реализуется в рамках темы «Алгоритмика».

УМК: Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Информатика: учебник для 6 класса/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

Краткое описание предметного содержания модуля (с описанием предметной/межпредметной/метапредметной проблемной ситуации).

Предметное содержание. В процессе реализации проектного модуля обучающиеся знакомятся с основными понятиями раздела: «алгоритм», «исполнитель»; рассмотрят сферы человеческой деятельности, где применяются алгоритмы; рассмотрят различные виды алгоритмов, а также их исполнение.

Метапредметное содержание: В процессе создания проекта учащиеся научатся описывать проблемную ситуацию и самостоятельно формулировать проблему, определять цели учебной деятельности, составлять план решения проблемы. Используя различные источники информации, учащиеся научатся анализировать и систематизировать информацию и представлять ее в виде блок-схем, презентаций. В процессе групповой работы учащиеся научатся организовывать и планировать учебное сотрудничество, распределять обязанности между членами группы и публично презентовать полупродукты и окончательный продукт.

Проблема проекта:

Противоречие: с одной стороны, мы знаем, что в информатике существуют алгоритмы и знаем их виды

Проблема: Трудности создания блок-схем в жизненных ситуациях. Можем ли мы прожить без алгоритмов?

Цель проектного модуля: создать банк презентаций «Алгоритмы вокруг нас» (создание блок-схем)

Конечный продукт проектного модуля: банк презентаций класса в электронном варианте. Банк представляет собой презентации 3-х групп «Алгоритмы вокруг нас»:

- «Алгоритмы в сказках»

- «Алгоритмы в учебных предметах»

- «Алгоритмы в профессиях»

Каждый отдельный проектный продукт оценивается.

В данном проектном модуле разработаны задания, как базового уровня, так и задания повышенного уровня сложности.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Технологическая карта проектного модуля

уроков

Этапы проектной деятельности

Деятельность учителя на уроке

Действия учащихся на уроке/этапе проектной деятельности

Продукт этапа урока

Дидактические средства

Материальные, технические ресурсы

Домашнее задание

1-й урок: актуализация – проблематизация - целеполагания-планирование действий-концептуализация.

1

Актуализация

Предлагает учащимся найти соответствие каждому понятию (алгоритм, элементы блок схемы, виды алгоритмов) соответствующее определение

Находят соответствующим понятиям определения и их проговаривают вслух

Найдено соответствующим понятиям определения.

Слайд презентации

Задание на соответствие: «понятие-определение»,

Приложение №1

Индивидуальный маршрут учащихся на уроках при выполнении проектного модуля

Форма 3.

Мультимедийный комплекс

 

1

Проблематизация

Организует действия учащихся по выявлению и формулировке противоречия и проблемы.

Учащиеся описывают ситуацию, формулируют противоречие и проблему: с одной стороны, обучающиеся часто встречается с алгоритмами, и знают разнообразие действий, которые можно выполнить по алгоритму, а с другой стороны не умеют находить ситуации в своей жизни, учебе, литературных произведений, в которых можно использовать и создать блок-схему алгоритмы и создать блок-схему ситуации в жизни

Проблема: Трудности создания блок-схем в жизненных ситуациях. Можем ли мы прожить без алгоритмов?

Сформулировано противоречие и проблема проектного модуля

Слайд презентации, карточки с заданиями

Индивидуальный маршрут учащихся на уроках при выполнении проектного модуля

Форма 3.

Мультимедийный комплекс, ПК

 

1

Целеполагание

На основе сформулированной проблемы создает условия для формулировки цели и определения будущего проектного продукта

Формулируют цель проекта: банк презентаций «Алгоритмы вокруг нас»

Сформулирована цель проектного модуля

Задания базового и повышенного уровня и памятка-алгоритм формулировки цели

Приложение №3

Индивидуальный маршрут учащихся на уроках при выполнении проектного модуля

Форма 3.

Мультимедийный комплекс

 

1

Планирование

Создает условия для формирования проектных групп и распределение

обязанностей внутри групп по выполнению проектных заданий. Задает вопрос: «Что необходимо сделать для того, чтобы разрешит поставленную проблему и добиться поставленной цели?»

Предлагает выполнить задания в группах.

Планируют деятельность: 1.Сформировать группы и распределить обязанности в группе.

2. Изучить виды алгоритмов (через выполнения заданий базового и повышенного уровня)

3.Продумать концепцию и создать модель презентации

Выполняют задания в группах.

Сформированы группы и распределены обязанности по группам.

Отработаны основные понятия.

Составленный план действий для реализации проекта каждой группой

Карточки-задания (базового и повышенного уровня)

Понятия темы.

«Виды алгоритмов»

Индивидуальный табель учета деятельности учащегося

Памятка-алгоритм: планирование деятельности

работа с информацией, работа в группе, коррекция работы

Приложение №4

Индивидуальный маршрут учащихся на уроках при выполнении проектного модуля

Форма 3.

Мультимедийный комплекс

Ресурс интернета

 

1

Концептуализация и моделирование

Организует действия учащихся по созданию образа и модели проектного продукта.

Предлагает разработать критерии оценки проектного продукта.

Обсуждают в группах образ проектного продукта и набрасывают предполагаемую модель. Руководители каждой группы представляют концепцию и модель продукта. Предлагают

критерии проекта:

1.Единый стиль оформления

2.Достоверность найденной информации.

3.Структурность оформления материала.

4.Логичность оформления информации.

5.Наглядность представленной информации.

За каждый критерий от 0 до 3 баллов:

3 балла – критерий полностью представлен

2 балла – не достаточно представлен

1 балл – представлен частично

0 баллов – критерий отсутствует

Оценка «5» - 15-14 баллов

Оценка «4» - 13-11 баллов

Оценка «3»- 10-7 баллов

Оценка «2» - 8 и менее баллов

1.Достоверность найденной информации.

2. Единый стиль оформления

3.Структурность оформления материала.

4.Логичность оформления информации.

5.Наглядность представленной информации. За каждый критерий от 0 до 3 баллов:

3 балла – критерий полностью представлен

2 балла – не достаточно представлен

1 балл – представлен частично

0 баллов – критерий отсутствует

Оценка «5» - 15-14 баллов

Оценка «4» - 13-11 баллов

Оценка «3»- 10-7 баллов

Оценка «2» -менее 7 баллов

Создана концепция и модель презентации

Разработаны

«Мозговой штурм»

Задания и памятка-алгоритм по разработке концепции проекта и созданию образа и модели проектного продукта (базового и повышенного уровня), алгоритм разработки критериев по оценки проектного продукта,

Приложение №5,6

Дидактический материал «Ранжирование пунктов плана»

Мультимедийный комплекс

ПК

Ресурс интернета

Изучить материал учебника Группы работают по заданиям.

Каждая группа рассматривает представителя по данному плану:

1 группа сказки

2 группа профессии

3 группа

Школьные предметы

Собрать информацию в соответствии с планом действий по созданию проектного продукта

1

Частичная реализация проектного продукта

Предлагает выполнить задания, направленные на реализацию плана освоения содержания учебного материала

В группах выполняют задания:

-Формулируют определение понятиям,

-Составляют блок-схемы

Информационные (иллюстративные) раздаточные (рабочие) материалы

Карточки-задания базового и повышенного уровня.

Памятка-инструкция к выполнению задания

Приложение №7

Индивидуальный маршрут учащихся на уроках при выполнении проектного модуля

Форма 3.

презентация к уроку

 

2-й урок (этап реализации): решение конкретно-практических задач.

2

Реализация

Создает условия для реализации проектного продукта.

Организует работу по проверке домашнего задания, предлагает заполнить обобщающую таблицу

Осуществляет консультационную помощь в создании проектного продукта

Создают слайды презентаций

Информационные (иллюстративные) раздаточные (рабочие) материалы

Карточки-задания базового и повышенного уровня.

Памятка-инструкция к выполнению задания

Приложение №8

Мультимедийный комплекс, интернет

Индивидуальные компьютеры

Придумать вопросы для других групп, подготовиться к защите проекта

3-й урок «Презентация полученного проектного продукта.

Оценка качества продукта и рефлексия действий в проекте его создателей».

3

Социализация

(презентация

продукта)

Организует презентацию проектного продукта

Презентуют созданные проектные продукты

Создан банк презентаций

Памятка-алгоритм презентации проектного продукта

Приложение №9

Мультимедийный комплекс,

 

3

3

Оценка

Предлагает соотнести задачи и результаты создания проекта, оценить правильность выбора метода проекта.

Обобщает полученные знания, выполненные действия.

Оценивают проектный продукт в соответствии критериями, заполняют форму

Заполнен табель индивидуального учета деятельности учащихся

Табель оценки проектного продукта

Табель оценки проектной деятельности

Памятка-алгоритм оценки проекта и проведения рефлексии

Форма 1,2.

Приложение 10

Проектный продукт

Приложение 11

Мультимедийный комплекс, презентация к уроку

 

3

Рефлексия

Организует рефлексию:

Достигли ли вы поставленной цели?

Решает ли проектный продукт обозначенную проблему?

Удовлетворила ли вас работа в группе?

Что получилось хорошо, а над чем необходимо работать?

Использует критерии для оценки результатов.

Оценивает полученные знания и освоенные действия в соответствии с критериями.

Оценивают проектную деятельность в соответствии с критериями оценочного листа.

 

Индивидуальный маршрут учащихся на уроках при выполнении проектного модуля

Форма 3.

 

повторить основные понятия по теме и подготовиться к диагностической работе по данной теме


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

Актуализация.

Дидактическая цель: формирование умения оперировать понятиями.

Формируемый уровень предметной компетентности: базовый уровень

Учебный предмет: информатика

Форма организации выполнения задания: устная фронтальная

Средства: задание на слайде презентации

Описание задания.

Цель: выявить стартовый уровень освоения учащимися ключевых понятий темы

Инструкция для учеников:

Внимательно прочитайте понятия и определения понятий.

Найдите соответствующим понятиям определения.

Проведите от понятий стрелки к соответствующим определениям.

Понятия

Определения

Алгоритм – это

Точное и понятное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи – это …?

линейный алгоритм

Как называется алгоритм, в котором порядок действий зависит от выполнения определенного условия:

алгоритм с повторением

Как называется алгоритм, в котором команды исполняются одна строго за другой

алгоритм с ветвлением

Как называется алгоритм, в котором одни и те же действия повторяются несколько раз:

Команда

Последовательность команд, выполнение которых приведет к решению поставленной задачи

 

Выполнение команды, действия

 

Начало или конец

 

Ввод или вывод

 

условие

Блок-схема

Вид алгоритма

Алгоритм с условием

Линейный алгоритм

Алгоритм с повторением

 

Приложение 2

Задание на формирование базового уровня проектного действия (проблематизация)

Дидактическая цель: формирование умения формулировать проблему.

Формируемый уровень проектной компетентности: базовый уровень

Учебный предмет: информатика

Форма организации выполнения задания: весь класс

Средства: пословица

Описание задания.

Цель: сформулировать проблему.

Ход выполнения задания:

- Что такое алгоритм?

- Какие виды алгоритмов вы знаете?

- Внимательно прочитайте задания на карточках

«Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт»

Что такое хорошо и

что такое плохо

Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
– 
Что такое хорошо и что такое плохо?
У меня секретов нет, –
слушайте, детишки, –
папы этого ответ
помещаю в книжке.

Если ветер крыши рвет,
если град загрохал,-
каждый знает – это вот
для прогулок плохо.
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это – очень хорошо
и большим и детям.

Если сын  чернее ночи,
грязь лежит на рожице,-
ясно, это плохо очень
для ребячьей кожицы.

Если мальчик любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик очень милый,
поступает хорошо.

В. Маяковский

Рецепт приготовления салата

Ингредиенты:

Огурец свежий - 2 шт.

Колбаса полу копчёная - 100 гр.

Кукуруза консервированная - 1 б. (100 гр.)

Яйца - 4 шт.

Зеленый лук - небольшой пучок

Майонез для заправки.

Приготовление:

Яйца взбиваем с солью. Жарим из этой смеси блинчики.

Даем остыть. Колбасу, огурец, блинчики режем соломкой, добавляем кукурузу и мелко нарезанный зеленый лук, перемешиваем и заправляем майонезом. Приятного аппетита

- Что вы заметили во всех трех заданиях? (можно расписать в виде алгоритма)

- А как можно это сделать? (в виде блок-схем)

- А множите это сделать? (нет)

- Посмотрите на записи в таблице. Они называются блок-схемами. Можно ли сказать, что в блок-схемах записан алгоритм? (да, так как действия выполняются по порядку).

- А сейчас снова вернемся к блок-схемам. Внимательно их рассмотрите, можете ли вы сказать, что за алгоритм в них записан.

 

начало

 

 

Посадить репку

 

 

Подождать, пока репка вырастет

 

 

Пойти за репкой

 

 

Позвать бабку

 

 

Позвать Жучку

 

 

Позвать Жучку

 

 

Позвать кошку

 

 

Позвать мышку

 

 

Вытянуть репку

 

 

конец

 

 

начало

 

 

Города, села

 

 

 

да

нет

 

 

Есть зима?

 

 

 

Дни весёлые

 

 

конец

 

 

нет

да

Золушка найдена

Туфелька подошла?

Распрощаться с девушкой

Примерить туфельку

Встретить девушку

конец

начало

 

- Молодцы, отгадали все литературные произведения.

- А можно ли литературные произведения из первого задания тоже представить в блок-схеме? (да, наверное, можно, только мы не знаем как)

- Так какая же нами стоит проблема? (не умеем составлять блок-схемы алгоритмов)

Приложение 3

Задание на формирование базового уровня проектного действия (целеполагание)

Дидактическая цель: формирование умения формулировать цель

Формируемый уровень проектной компетентности: базовый уровень

Учебный предмет: информатика

Форма организации выполнения задания: фронтально, весь класс

Средства: слайд мультимедийной презентации, раздаточные карточки с алгоритмом формулировки цели, групповая папка проекта.

Описание задания:

Цель: сформулируйте цель проекта, пользуясь алгоритмом формулировки цели

Инструкция для учеников:

1. Вспомните сформулированную проблему.

2. Сформулируйте в группах цель проекта, пользуясь предложенным алгоритмом постановки цели.

Возможные ответы обучающихся: создать презентацию

3. Зафиксируйте сформулированную цель в групповой проектной папке

Алгоритм формулировки цели:

1. Воспроизвести сформулированную проблему как различие (несоответствие) между реальным и желаемым состояниями данной ситуации

2. Определить возможные варианты конечного результата (продукта), способные привести к решению проблемы

3. Выбрать и сформулировать конечный результат (продукт)

4. Проанализировать имеющиеся возможности (ресурсы), определите какие из них можно использовать.

5. Выбрать и сформулировать необходимое конкретное действие, которое приведет к получению измеримого ожидаемого результата для решения проблемы.

6. Записать, зафиксировать цель проекта в групповую папку проекта.

Выводят и записывают сформулированную цель в групповую папку проекта: создать банк презентаций «Алгоритмы вокруг нас» (создание блок-схем)

Приложение 4

Задание на формирование базового уровня проектного действия (планирование)

Дидактическая цель: формирование умения планировать свою деятельность

Формируемый уровень проектной компетентности: базовый уровень.

Учебный предмет: информатика

Форма организации выполнения задания: по группам

Средства: раздаточные листы с алгоритмом, дидактический материал «Ранжирование пунктов плана», проектная папка

Описание задания:

Цель: составить план деятельности по созданию проектного продукта, пользуясь алгоритмом планирования деятельности

Инструкция для учеников:

1. Внимательно прочитайте в группах карточку «Ранжирование пунктов плана».

2. Пользуясь алгоритмом составления плана, продумайте свои действия по изготовлению проектного продукта.

3. Выработайте в группе план действий по созданию проектного продукта.

4. Зафиксируйте план действий в проектной папке, определив сроки выполнения, и ответственных за конкретный пункт плана.

Алгоритм составления плана:

1. Определить действия, которые нужно совершить, чтобы достичь цели.

2. Последовательно записать эти действия в таблицу.

3. Указать дату, к которой каждое действие должно быть завершено.

4. Назначить ответственных за каждое действие и записать их имена в таблицу (если деятельность коллективная).

5.Определить перечень остальных ресурсов для осуществления данного действия.

6. Определить результат каждого действия.

Возможные ответы обучающихся:

План действий по созданию проектного продукта

1.Сформировать группы и распределить обязанности в группе.

2. Изучить особенности строения и жизнедеятельности плоских и круглых червей и выяснить их значение в природе и жизни человека.

3.Продумать концепцию и создать модель презентации

4. Выполняют задания в группах.

5. Создать презентацию

6. Подготовить защиту проектного продукта.

7. Презентовать и оценить проектный продукт.

Распределение обязанностей при работе в группе

1. Выбрать руководителя группы.

2. Распределить в группе ответственных за выполнение отдельных заданий.

Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (планирование)

Дидактическая цель: самостоятельное планирование собственной деятельности

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный уровень

Учебный предмет: информатика

Форма организации выполнения задания: по группам

Средства: интерактивная доска, проектная папка

Описание задания:

Цель: составить план деятельности по созданию проектного продукта

Инструкция для учеников:

На основе сформулированной цели и запланированного проектного продукта составьте план действий по его созданию.

Распределите обязанности внутри группы.

Зафиксируйте план действий в проектной папке, определив сроки выполнения, и ответственных за конкретный пункт плана.

Если планирование деятельности вызывает у тебя затруднения, можешь

воспользоваться памяткой с алгоритмом составления плана.

Алгоритм составления плана:

1. Определить действия, которые нужно совершить, чтобы достичь цели.

2. Последовательно записать эти действия в таблицу.

3. Указать дату, к которой каждое действие должно быть завершено.

4. Назначить ответственных за каждое действие и записать их имена в таблицу (если деятельность коллективная).

5.Определить перечень остальных ресурсов для осуществления данного действия.

6. Определить результат каждого действия.

Возможные ответы обучающихся:

План действий по созданию проектного продукта

1.Сформировать группы и распределить обязанности в группе.

2.Изучить серы применения алгоритмов в жизни человека

3.Продумать концепцию и создать модель презентации

4. Выполняют задания в группах.

5. Создать презентацию

6. Подготовить защиту проектного продукта.

7. Презентовать и оценить проектный продукт.

Распределение обязанностей при работе в группе

1. Выбрать руководителя группы.

2. Распределить в группе ответственных за выполнение отдельных заданий.

Приложение 5

Задание на формирование базового уровня проектного действия (концептуализация)

Дидактическая цель: формирование умения определять образ будущего проектного продукта.

Формируемый уровень проектной компетентности: базовый уровень.

Учебный предмет: информатика

Форма организации выполнения задания: групповая

Средства: памятки с алгоритмом, интерактивная доска, групповая проектная папка

Описание задания:

Цель: создать образ проектного продукта, пользуясь алгоритмом определения образа (модели) проектного продукта.

Концептуализация – это создание образа проектного продукта.

Инструкция для учеников:

1. Сформулируйте цель проекта, сформулированную на уроке.

Возможные ответы обучающихся: создать презентацию «Алгоритмы вокруг нас».

2. Охарактеризуйте образ проектного продукта, опираясь на алгоритм определения образа проектного продукта.

Возможные ответы обучающихся: буклет, презентация, альбом, блок-схемы

3. Обсудите в группах образ будущего проектного продукта.

4. Занесите собранную информацию в папку группового проекта.

Образ проектного продукта – ожидаемый результат, то, что в идеале помогает решить проблему.

Окончательный вариант проектного продукта: презентации с блок-схемами

Алгоритм определения образа проектного продукта:

1. Воспроизвести сформулированную цель

2. Проанализировать сформулированную цель

3. Выделить в формулировке цели ту часть, которая отвечает на вопрос «какой объект мы получим в результате действий по достижению цели».

4. Зафиксировать (письменно или устно) вид проектного продукта


 

Приложение 6

Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (моделирование)

Дидактическая цель: формирование умения самостоятельно определять модель будущего проектного продукта.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный уровень.

Учебный предмет: информатика

Форма организации выполнения задания: в группе

Средства: памятка с алгоритмом, групповая проектная папка

Описание задания:

Цель: создать модель проектного продукта, определить критерии оценивания проектного продукта

Инструкция для учеников:

1. Выработайте единую модель проектного продукта.

Возможные ответы обучающихся:

При помощи «мозгового штурма» обучающиеся под руководством учителя обсуждают модель презентации

Количество слайдов;

шрифт и размер шрифта заголовка;

шрифт и размер текста;

содержание;

размещение информационного материала (фото, текста);

объем информации;

2. Разработайте критерии оценивания проектного продукта. Работа ведется по группам.

Возможные ответы обучающихся:

Критерии оценки проектного продукта

Достоверность найденной информации.

Единый стиль оформления

Структурность оформления материала.

Логичность оформления информации.

Наглядность представленной информации.

За каждый критерий от 0 до 3 баллов:

Оценка «5» - 15-14 баллов Оценка «4» - 13-11 баллов Оценка «3»- 10-7 баллов

Оценка «2» - 6 и менее баллов

Если формулировка критериев оценки проектного продукта вызывает у тебя затруднения, можешь воспользоваться памяткой с алгоритмом формулировки критериев оценки проектного продукта

Алгоритм формулировки критериев оценки проектного продукта.

1. Определить проектный продукт, для оценки которого будут составлены критерии.

2. Перечислить все возможные признаки проектного продукта

3. Отобрать из этого списка те признаки, которые будут являться критериями для оценки данного проектного продукта

4. Зафиксировать полученный список

5. Определить степень проявления (соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует) и количество баллов, соответствующих степени проявления по каждому критерию

Приложение 7

Задание на формирование базового уровня проектного действия (реализация)

Дидактическая цель: формирование умения изучать и систематизировать материал в соответствии с разработанным планом

Формируемый уровень проектной компетентности: базовый уровень.

Учебный предмет:информатика

Форма организации выполнения задания: групповая

Средства: памятка с алгоритмом, дидактический материал, групповая проектная папка

Описание задания:

Цель: создать проектный продукт, пользуясь алгоритмом работы с информацией, алгоритмом работы в группе, алгоритмом контроля и корректировки плана реализации проектного продукта.

Инструкция для учеников:

1. Внимательно изучите алгоритм работы в группе. Распределите обязанности в группе.

2. Проработайте информацию в групповой проектной папке.

3. Если необходимо, то скорректируйте план работы над проектом для более эффективного достижения цели.

4. Во время реализации проектного продукта при возникновении затруднений обратитесь к данным алгоритмам.

Цель: освоить предметное содержание по данной теме

Единое задание для всех групп.

Задание 1

Расположите в правильном порядке (пронумеруйте) команды линейного алгоритма «Утро Пети». Сохраните полученный алгоритм в папке своего класса, именем файла указав свою фамилию.

Петя позавтракал.

Закрыл дверь.

Открыл глаза.

Увидел машину и остановился.

Петя проснулся.

Пошел в школу.

Петя благополучно дошел до школы.

Взял портфель.

Оделся и умылся.

Петя перешел дорогу.

Машина проехала.

Задание 2

Определи результат выполнения алгоритма «Полиглот».

да

нет

Выучи 5 английских слов

Возьми учебник английского языка

 

 

начало

 

 

конец

Молодец!

Выучи еще одно слово

 

 

 

Ты знаешь 15 английских слов?

 

 

Приложение 7/1

Карточки-задания для выполнения домашнего задания

(базовый уровень)

Группа №1

Изучите материал учебника на стр. 112-115.

1.Составить блок-схемы к пословицам: Сделал дело – гуляй смело; Что посеешь, то и пожнешь; Где песня поется, там весело живется.

Группа №2

Изучите материал учебника на стр. 112-115.

Выполни действия по заданным алгоритмам. Какой из них можно назвать линейным, разветвляющимся, циклическими? Почему? 

Группа №3

5.4.Изучите материал учебника на стр. 112-115.

При выполнении заданий используйте следующие алгоритмы работы:

Алгоритм работы в группе

1. Выбрать командира группы.

2. Выбрать ответственного за соблюдением времени.

3. Распределить в группе ответственных за выполнение отдельных задач.

4. Выполнить задание, организуя групповую работу по правилам взаимодействия (определение общей цели, путей ее совместного достижения, согласование действий, групповое обсуждение вопросов, договоренности и выработка общего решения).

5. Представить результаты.

6. Оценить работу группы.

Задание на формирование повышенного уровня проектного действия (реализация)

Дидактическая цель: формирование умения изучать и систематизировать материал в соответствии с разработанным планом

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный уровень.

Учебный предмет: биология

Форма организации выполнения задания: групповая

Средства: карточки-задания, групповая проектная папка

Описание задания:

Цель: освоить предметное содержание по данной теме и создать проектный продукт, пользуясь дополнительной информацией и при необходимости алгоритмом работы в группе, алгоритмом контроля и корректировки плана реализации проектного продукта.

Инструкция для учеников:

1. Распределите обязанности в группе.

2. Проработайте информацию в групповой проектной папке.

3. Если необходимо, то скорректируйте план работы над проектом для более эффективного достижения цели.

4. Выполните полученные задания.

1. По блок-схеме составьте пословицу

Ответ: Готовь сани летом, а телегу – зимой, Куй железо, пока горячо

На рисунках алгоритма пришивания пуговицы перепутаны две картинки. Какие?

Ответ: 1

В слове «Парус» замените буквы по алгоритму

Ответ: Вирус

Наступил солнечный день. Пятачок и Винни - Пух договорились встретиться с друзьями на берегу озера. Определите, с кем из своих друзей они встретились?

Ответ: Встретили Ослика и Сову

Буратино подарил Мальвине букет цветов. Из каких цветов был составлен букет ты узнаешь, если выполнишь представленный ниже алгоритм.

Ответ: Ромашки

Задание 1группа.

Написать алгоритм сбора съедобных грибов, и составить к этому алгоритму блок-схему.

Какая команда будет выполняться не всегда? Когда ее нужно пропустить? (команда «сорви гриб» не выполняется, если гриб несъедобный.) обвести прямоугольник с этой командой зеленым карандашом.

Есть ли цикл в этом алгоритме? Какие команды будут выполняться больше одного раза? («найди гриб», «гриб съедобный», «сорви гриб», «все грибы обошел?».)

Сколько раз будут выполняться эти 5 команд? («хитрость этого вопроса в том, что команды в цикле будут выполняться не одинаковое число раз: сорвать гриб нужно столько раз, сколько будет найдено съедобных грибов, а остальные 4 команды нужно выполнять столько раз, сколько будет найдено всех грибов.)

В каком ромбе записано условие повтора?

(во втором ромбе, который нужно обвести красным карандашом.)

Задание 2группа.

Составить алгоритм разбора фасоли из мешка. Если фасоль белая, то её положить в круглую корзину, а если не белая, то в овальную корзину.

(Учесть, что задание допускает разное расположение команд на схеме).

Ответить на вопросы:

Какие команды будут выполняться не всегда?

Какие команды будут выполняться больше одного раза?

Сколько раз будет выполнена каждая из этих команд?

Какой вопрос на схеме является условием повтора?

Задание 3группа.

Составь блок-схему алгоритма для решения задачи.

Красная Шапочка гуляла по лесу и собирала цветочки. Она сорвала 5 колокольчиков, 6 незабудок и 4 василька. Вдруг сзади кто-то захихикал. Красная Шапочка оглянулась и увидела Серого Волка.

- Милая Красная Шапочка, поделись со мной цветами: если у тебя больше 7 цветочков, дай мне 5, а иначе подари, хотя бы 3.

Сколько цветов осталось в букете у Красной Шапочки?


 

Домашнее задание: составить текстовый и графические алгоритмы лепки снеговика.

Приложение 9

Форма задания на формирование базового уровня с инструкцией для учителя (оценка, рефлексия)

Дидактическая цель: формирование умения оценивать результаты своей деятельности.

Формируемый уровень проектной компетентности: базовый уровень

Учебный предмет: информатика

Форма организации выполнения задания: групповая

Средства: раздаточный материал – оценочные листы, индивидуальный лист оценки деятельности учащегося, мультимедийный комплекс

Описание задания: самостоятельная работа в группах и индивидуально.

Цель: оценить проектный продукт, пользуясь алгоритмом оценивания проектного продукта.

Инструкция для учеников:

Вспомните «Критерии оценивания проектного продукта» (лист оценки группового проекта).

Оцените проектный продукт по выбранным критериям, заполняя форму.

Оцените проектную деятельность группы и собственную проектную деятельность в соответствии с алгоритмом, заполните индивидуальный маршрут и оценочный лист проектной деятельности. Форма 2,3.

Алгоритм оценки проектного продукта

1. Вспомнить критерии оценки проектного продукта.

2.Отобрать из этого списка те признаки, которые будут являться критериями для оценки данного проектного продукта.

3. Оценить проектный продукт по выбранным критериям. Форма 1.

4.Определить степень проявления (соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует) и количество баллов, соответствующих степени проявления по каждому критерию.

5. Выставить итоговую оценку.

Оценочный лист

Алгоритм осуществления рефлексии проектной деятельности

1. Вспомнить все этапы проектной деятельности.

2. Разработать критерии оценки проектных действий

3.Оценить по критериям проектную деятельность. Форма 3.

4. Зафиксировать полученные результаты оценки в проектной документации: заполнить таблицу оценки, посчитать баллы.

5. Сформулировать вывод об успешности проектной деятельности


 


 


 

Форма задания на формирование повышенного уровня с инструкцией для учителя (оценка, рефлексия)

Дидактическая цель: формирование умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный уровень

Учебный предмет: информатика

Форма организации выполнения задания: групповая

Средства: раздаточный материал – оценочные листы, индивидуальный лист оценки деятельности учащегося, мультимедийный комплекс

Описание задания: самостоятельная работа в группах и индивидуально.

Цель: оценить проектный продукт, собственную проектную деятельность

Инструкция для учеников:

1. На основе критериев оценивания проектного продукта» (лист оценки группового проекта) оцените проектный продукт. Форма 1.

2. Оцените работу групп, собственный вклад в создание проекта, заполняя индивидуальную карту и оценочный лист проектной деятельности. Форма 2,3.

Если оценивание проектного продукта и собственной деятельности вызывает у тебя затруднения, можешь воспользоваться памяткой с алгоритмом оценки проектного продукта и проектной деятельности.

Алгоритм оценки проектного продукта

1. Вспомнить критерии оценки проектного продукта.

2.Отобрать из этого списка те признаки, которые будут являться критериями для оценки данного проектного продукта.

3. Оценить проектный продукт по выбранным критериям.

4.Определить степень проявления (соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует) и количество баллов, соответствующих степени проявления по каждому критерию.

5. Выставить итоговую оценку.

Оценочный лист

Алгоритм осуществления рефлексии проектной деятельности

1. Вспомнить все этапы проектной деятельности.

2. Разработать критерии оценки проектных действий

3.Оценить по критериям проектную деятельность

4. Зафиксировать полученные результаты оценки в проектной документации: заполнить таблицу оценки, посчитать баллы.

5. Сформулировать вывод об успешности проектной деятельности

Приложение 4

Социализация (представление проектного продукта).

Дидактическая цель: формирование умения представлять свою работу.

Формируемый уровень проектной компетентности: базовый уровень

Учебный предмет: информатика

Форма организации выполнения задания: весь класс

Средства: презентации творческих групп.

Описание задания.

Цель: представить проектный продукт.

Ход выполнения задания:

- Ребята, какую цель мы ставили в начале проекта (ответы детей).

- Сегодня нам надо выяснить достигли мы своей цели или нет.

Обучающиеся защищают проектный продукт «Блок-схемы алгоритмов в литературных произведениях».

Обучающиеся других групп делают пометки в индивидуальных листах согласно критериям оценивания проектных продуктов.

Инструкция для учеников

Внимательно выслушайте выступающих.

Подготовьте вопросы группам.

Корректно и объективно оцените выступление творческих групп.

Выскажите свои пожелания, поблагодарите за выступление.

- Все ли группы достигли цели, которую мы ставили вначале проекта (ответы детей).

Форма 1.

Лист оценки проекта

Сфера применения алгоритма

1. Достоверность найденной информации.

2. Единый стиль

оформления

3.Структурность оформления материала

4. Логичность оформления информации

5. Наглядность представленной информации.

           
           
           
           
           

Достоверность найденной информации.

Единый стиль оформления

Структурность оформления материала.

Логичность оформления информации.

Наглядность представленной информации.

За каждый критерий от 0 до 3 баллов:

Оценка «5» - 15-14 баллов

Оценка «4» - 13-11 баллов

Оценка «3»- 10-7 баллов

Оценка «2» - 6 и менее баллов


 


 


 


 


 


 

Форма 2.

Индивидуальный маршрут учащихся на уроках при выполнении проектного модуля (ведется с 1-го урока)

Группа:______________________

Руководитель группы:____________________

Тема проекта_______________

Проблема__________________

Цель______________________

Проектный продукт_________

Дата урока

Фамилия Имя учащегося

Обязанность в группе

1.Устная работа

на уроке по заданиям

(актуализация)

2.Работа с информацией и письменная работа в тетрадях

(с понятиями, составление блок-схемы)

3.Работа в группе

4.Выполнение домашнего задания

5.Высказывание собственного мнения, представление результатов работы (четкость, понятность и доступность изложения материала)

Итого:

Средний балл

                 
                 
                 

Общий итог:

               

За каждый критерий от 0 до 3 баллов:

15-13 баллов – «5»

12-10 баллов – «4»

9-7 баллов - «3»

6 и меньше баллов – «2»


 

 

3 балла - критерий полностью представлен

2 балла – критерий представлен на допустимом уровне

1 балл – критерий представлен частично, 0 баллов – критерий отсутствует


 


 


 

Форма 3.

Лист оценки проектной деятельности


 

Критерии оценки

Самооценка

Оценка педагога

Оценка одноклассника

Насколько реализован план проекта?

     

Решает ли проектный продукт обозначенную проблему?

     

Позволили выбранные способы и методы получить ожидаемый результат?

     

Удовлетворила ли вас работа в группе?

     

Насколько вы оцениваете свой вклад в реализацию проекта?

     

За каждый критерий от 0 до 3 баллов:

3 балла - критерий полностью представлен

2 балла – критерий представлен на допустимом уровне

1 балл – критерий представлен частично

0 баллов – критерий отсутствует

15-13 баллов – «5»

12-10 баллов – «4»

9-7 баллов - «3»

6 и меньше баллов – «2»

     


 

Контрольная работа по теме «Алгоритмика»

Вариант 1

Задание 1.

Составить блок-схему линейного алгоритма: а=100; b=15. Необходимо сложить числа а и b, из полученной суммы вычесть 20 и к результату прибавить 40.

Задание 2.

Составить блок-схему линейного алгоритма:

Перемой-ка всю посуду.

Да натри полы повсюду,

Дров на месяц наколи,

Кофе на год намели,

Посади среди цветов

Сорок розовых кустов,

И, пока не подрастут,

Подметай дорожки тут

Задание 3.

Составить блок-схему разветвляющегося алгоритма:

задумайте число,

прибавь 8,

если полученное число меньше 22, то прибавь 5, иначе отнять 5.

Вывести полученный результат.

Задание 4.

Составить блок-схему разветвляющегося алгоритма:

Если вдруг дадут орехи,
Ссыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.

Задание 5.

Составить блок-схему циклического алгоритма: Покраска забора.

Задание 6.

Выполните алгоритм для заданных чисел.

Х = 16, У = 20.

Х = 32, У = 20.

Контрольная работа по теме «Алгоритмика»

Вариант 2

Задание 1.

Составить блок-схему линейного алгоритма: а=100; b=15. Необходимо вычесть из большего числа меньшее и к полученной сумме прибавить 14 и результат умножить на 3.

Задание 2.

Составить блок-схему линейного алгоритма:

Человеку, находящемуся на берегу реки, нужно переправить на противоположный берег волка, козу и капусту. В лодку человек может взять одновременно только одного «пассажира». Нельзя оставить вместе волка с козой и козу с капустой.

Задание 3.

Составить блок-схему разветвляющегося алгоритма:

дано число 123,

поделить число 123 на 5,

если полученное число меньше 30, то прибавить к полученному числу столько, чтобы получилось число 30, если больше 30, то отнять такое число, чтобы результат стал равен 30.

Вывести результат.

Задание 4.

Составить блок-схему разветвляющегося алгоритма:

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

То оставь подарок дома –

Пригодиться самому…

Задание 5.

Составить блок-схему циклического алгоритма: Сбора ягод в лукошко.

Задание 6.

Выполните алгоритм для заданных чисел.

Х = 3, У = 16.

Х = 9, У = 5.

Контрольная работа по теме «Алгоритмика»

Вариант 3

Задание 1.

Составьте блок-схему линейного алгоритма:

Определение периметра прямоугольника:

Дано: а, в – стороны прямоугольника.

Найти: Р – периметр прямоугольника.

Задание 2.

Составить блок-схему линейного алгоритма:

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Задание 3.

Составить блок-схему разветвляющегося алгоритма:

задумайте число,

прибавь 5,

если полученное число меньше 20, то прибавь 8, иначе отнять 8.

Вывести полученный результат.

Задание 4.

Составить блок-схему разветвляющегося алгоритма:

Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: “Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - сам пропадешь …”

Задание 5.

Составить блок-схему циклического алгоритма: копания траншеи “от забора и до обеда”.

Задание 6.

Выполните алгоритм для заданных чисел.

Х = 10; У = 0

Х = 8; У = -4

 

Контрольная работа по теме «Алгоритмика»

Вариант 3

Задание 1.

Составьте блок-схему линейного алгоритма решения примера: (80+10)-(3+5)*5

Задание 2.

Составить блок-схему линейного алгоритма:

«…Прибегали светляки,

Зажигали огоньки - …

Эй, сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром».

Задание 3.

Составить блок-схему разветвляющегося алгоритма:

дано число 159,

поделить число 159 на 3,

если полученное число меньше 50, то прибавить к полученному числу столько, чтобы получилось число 30, если больше 50, то отнять такое число, чтобы результат стал равен 30.

Вывести результат.

Задание 4.

Составить блок-схему разветвляющегося алгоритма:

Если ветер крыши рвет,

Если град загрохотал, -

Каждый знает – это вот

Для прогулок плохо.

Задание 5.

Составить блок-схему циклического алгоритма: Приседаний пока не устанешь.

Задание 6.

Выполните алгоритм для заданных чисел.

Х = -3; У =-2

Х = -1; У = 4

 

Опубликовано в группе «Уроки информатики в условиях ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.