Урок информатики «Алгоритмы. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык» (8–9 классы)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока
Предмет: информатика
Класс: 9 класс
УМК: Информатика и ИКТ. Базовый курс. 9 класс. Босова Л.Л.
Тема урока: Алгоритмы. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык.
Тип урока: Комбинированный урок
Цель: Формирование у учащихся общих представлений об алгоритмических языках.
Задачи:
Образовательные: обеспечить усвоение понятий алгоритм, исполнитель алгоритма, свойства алгоритма, дать представление об основных алгоритмических структурах, умение работать с блок-схемами, изучить основные конструкции школьного алгоритмического языка и уметь сравнивать способы записи алгоритмов на конкретных примерах.
Развивающие: способствовать развитию алгоритмического мышления, информационной культуры, развивать интеллектуальные качества, познавательный интерес и способности, используя данные из окружающей жизни, формировать альтернативность мышления (решение задач различными способами)
Воспитательные: формировать навыки самостоятельной и групповой работы, самоконтролю, работы за ПК, правильной организации рабочего времени на уроке, содействовать профориентации учащихся.
Основные понятия: алгоритм, словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык.
Используемые средства ИКТ:
ПК учителя, мультимедийная приставка, проектор, экран
ПК учащихся
Электронные образовательные ресурсы:
Презентация «Способы записи алгоритмов» (Приложение 1)
ПО Pencil Project – программа для рисования блок-схем
Система КуМир – Комплект учебных миров
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь оперировать основными понятиями: алгоритм, свойства алгоритма, блок-схема, алгоритмический язык;
Знать различных способов записи алгоритмов;
Уметь составлять алгоритмы с помощью различных форм записи;
Умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче.
Метапредметные:
Уметь анализировать предлагаемые алгоритмы на предмет наличия определенных свойств;
Развивать познавательный интерес посредством четко построенного поэтапного процесса получения знаний.
Уметь применять навыки применения полученных знаний в повседневной жизни.
Личностные:
Воспитывать культуру речи.
Развивать алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Формировать и развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах.
План урока:
Организационный момент (1')
Мотивация к учебной деятельности (2')
Постановка учебной задачи (3')
Усвоение новых знаний (10')
Динамическая пауза (1')
Закрепление полученных знаний. Практическая работа (20')
Домашнее задание (1')
Подведение итогов урока (2')
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная
Ход урока.
Организационный момент
Приветствие учащихся. Настрой на урок. Проверка посещаемости, готовности к уроку. (Слайд 1. Приложение 1)
Мотивация к учебной деятельности.
Посмотрите на слайд. Какая блок-схема соответствует следующей задаче: «Волк пригласил на свой день рождения трех поросят и семерых козлят. Сколько аппетитных гостей будет у волка, если он пригласит еще Красную Шапочку?» (Слайд 2. Приложение 1)
Какие способы записи алгоритмов мы здесь рассмотрели? (словесное описание, блок-схема)
Какой тип алгоритма представлен в решении данного задания? (алгоритм с полным ветвлением)
Какие еще типы алгоритмов вам известны? (линейный, циклический)
Какой способ представления алгоритмов по вашему мнению более понятен? Почему?
Для каких исполнителей понятны данные способы представления алгоритмов?
Постановка учебной задачи
Учитель направляет детей для формулирования темы урока, вовлекает учащихся в процесс определения цели урока, задавая наводящие вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, участвуют в беседе, выдвигают предположения относительно темы и цели урока. Учащиеся совместно с учителем формулируют цели урока.
А как же научить ПК понимать нас?
Правильно. Т.е. есть еще один способ записи алгоритмов – программ, понятных и электронным устройствам, это языки программирования. Сегодня на уроке мы познакомимся с самым простым языком программирования. Чтобы узнать его название, вам необходимо расшифровать ребус. (Слайд 3. Приложение 1)
Сформулируем вопросы, на которые вам бы хотелось получить ответы на уроке. (Слайд 4. Приложение 1)
Усвоение новых знаний
Новый материал излагается в сопровождении презентации (Слайды 6-11. Приложение 1). Учитель знакомит учащихся с АЯ, с общим видом программы на АЯ, с основными алгоритмическими операциями. Учащиеся делают конспект в рабочих тетрадях.
Алгоритмический язык — это формальный язык для записи алгоритмов в виде, промежуточном между записью алгоритма на естественном (человеческом) языке и записью на языке ПК (языке программирования). Для изучения основ алгоритмизации применяется так называемый Русский алгоритмический язык (школьный алгоритмический язык).
Алгоритмический язык с русским синтаксисом был введён в употребление академиком А. П. Ершовым в середине 1980-х годов, в качестве основы для "безмашинного" курса информатики.
К достоинствам учебного алгоритмического языка относится его простота, а также то, что алгоритм записывается на русском языке при помощи некоторого ограниченного числа слов, смысл и способ употребления которых строго определены. Эти слова называются служебными словами.
Рассмотрим основные алгоритмические конструкции на АЯ.
Линейная |
Ветвление |
Цикл |
алг |
Полная форма ветвления: если <условие> то Неполная форма ветвления: если <условие> то |
Цикл со счетчиком нц <количество повторений> раз Цикл с условием нц пока <условие> |
Более подробно АЯ мы изучим на следующем уроке с помощью среды программирования Кумир на примере исполнителя Робот. Разберем решение задачи № 20.1 ОГЭ с использованием данного исполнителя.
Динамическая пауза
Учащиеся выполняют упражнения для глаз под руководством учителя (слайд 12. Приложение 1)
Закрепление полученных знаний. Практическая работа.
Я предлагаю вам дать сравнительную характеристику всех типов представления алгоритмов, заполнив в тетради соответствующую таблицу. Работаем по технологическим картам.
Учитель раздает технологические карты с заданиями (Приложение 2). Учащиеся выполняют на комбинированную работу: строят блок-схемы с помощью программы Pencil Project (программа ранее освоена учащимися), заполняют таблицу, делают выводы в тетради. Учитель отвечает на возникшие вопросы в индивидуальном порядке. Предусмотрено, что учащиеся уже знакомы с основными алгоритмическими конструкциями: линейный, ветвление, цикл, знают команду присваивания. Учащиеся, завершив работу, сдают тетради учителю.
Домашняя работа (слайд 13. Приложение 1)
Предлагаю самостоятельно изучить принцип работы исполнителя Робот. На сайте «Среда программирования Кумир» вы найдете нужную информацию: https://sites.google.com/site/sredaprogrammirovaniakumir/ispolnitel-robot
Подведение итогов работы
Посмотрите на доску. Нашли ли мы ответы на поставленные в начале урока вопросы? Достигли цели?
Вопросы на экране (слайд 13-14. Приложение 1)
:
1.На уроке я работал |
активно / пассивно |
Учитель выставляет оценки учащимся в электронный журнал. Благодарит за урок.
Список литературы
Босова Л.Л. Информатика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/-М.: Просвещение, 2017 г. – 144 с. – (Работаем по новым стандартам)
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса/ - М.: Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015 г.
Тренажер «гимнастика для глаз» для школы: https://free4print.ru/dlya-shkoly/trenazher-gimnastika-dlya-glaz/