Технологическая карта урока «Виды алгоритмов»
Технологическая карта урока
Тема урока: Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов.
Цель урока: |
познакомиться с типами алгоритмов; научиться распознавать ситуации, в которых они применимы. |
Задачи |
|
Образовательные |
изучение основных признаков линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями, алгоритмов с повторениями; обучение навыкам определения вида алгоритма; выявление знаний по теме: «Формы записи алгоритмов», умение их применять при чтении алгоритмов разных видов на языке блок-схем. |
Развивающие |
способствовать развитию логического мышления, умений проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы. |
Воспитательные |
способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; создание условий, обеспечивающих формированию у учеников навыков самоконтроля. |
Тип урока |
урок первичного предъявления новых знаний. |
Форма организации урока |
фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Опорные понятия, термины |
алгоритм; Словесная (список) Графическая (блок-схемы) Табличная Программа блок-схема; тип алгоритма; линейность; ветвление; цикл |
УУД |
Личностные УУД: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения. Регулятивные УУД: Умение организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проводить самоконтроль и самооценку достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Коммуникативные УУД: Умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие высказывания, осуществлять совместную деятельность. Познавательные УУД: Умение обобщать полученные знания, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности. |
Планируемые результаты |
|
Личностные: |
владение первичными навыками анализа получаемой информации и ее критичной оценки; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом; |
Предметные: |
Знать - смысл понятия «линейность», «ветвление», «цикл»; графическую форму записи алгоритмов разных видов; Уметь- определять виды алгоритмов, формы записи, распознавать ситуации, в которых они применимы и приводить собственные примеры. |
Метапредметные |
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин такого общепредметного понятия как «алгоритм»; владение умениями планирования собственной учебной деятельности — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; умение графически представить решение задачи, плана дейсвий |
Формы контроля |
Фронтальные, индивидуальные, коллективные, групповые |
Организационная структура урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Используемые методы, приемы, формы |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Организационный момент |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. |
Самоконтроль готовности к уроку. |
Личностные: эмоциональный настрой на урок. |
Индивидуальные |
Учащиеся подготовились к уроку |
2. Актуализация знаний. |
Эвристическая беседа: что такое алгоритм, что такое исполнитель, что такое система команд исполнителя, какие свойства имеет алгоритм, какие свойства имеет исполнитель. Напомните мне, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке? (слайд 2) Вопрос: Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату, называется… (слайд 3) Вопрос: Кто может разрабатывать алгоритмы? 1. Человек 2. Компьютер 3. Человек и компьютер (слайд 4) Вопрос: Кто может исполнять алгоритмы? 1. Технические устройства 2. Человек и технические устройства 3. Человек (слайд 5) Вопрос: Как называется человек, группа людей, животные и технические устройства, способные выполнить заданные команды? (слайд 6) Вопрос: Все команды, которые исполнитель может выполнять, образуют… (слайд 7) Вопрос: Кого можно назвать формальным исполнителем? 1. Человека 2. Робота 3. Человека и робота (слайд 8) Вопрос: Для чего нужны алгоритмы? Учитель: Хорошо! На все вопросы вы ответили правильно. Молодцы! |
Отвечают на вопросы учителя. Ответ учащихся: об алгоритмах, об исполнителях алгоритмов, о системе команд исполнителя. Ответ: алгоритмом. Ответ: человек. Ответ: человек и технические устройства. Ответ: исполнитель. Ответ: систему команд исполнителя (СКИ). Ответ: робота. Ответ: чтобы выполнять разнообразные задачи. |
Личностные: активизация имевшихся ранее знаний; Познавательные: формирование умения находить ответы на вопросы; Коммуникативные: формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения |
Коллективные фронтальные |
Плавное погружение в тему |
3. Постановка учебной задачи |
Проводит параллель с ранее изученным материалом: если алгоритм помогает нам решать самые разнообразные задачи, то, наверное, и алгоритмы бывают разные, и записываются они разными способами. |
Определяют тему урока. |
Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Познавательные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные: формирование умения ставить цель деятельности. |
Индивидуальные |
Сформулировали тему, цели и задачи урока. |
4. Проблемное изложение нового материала |
Тема нашего сегодняшнего урока: «Формы записи алгоритмов» «Типы алгоритмов» (слайд 9) Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока. У вас на столе лежат четыре карточки. На каждой из них разными способами записаны алгоритмы. Посмотрите внимательно и скажите, чем они отличаются друг от друга? (Приложение 2). Ответ учащихся: Один записан словами, другой в таблице, третий с помощью геометрических фигур, а четвертый на языке ЛОГО/в виде программы. Учитель: Правильно! Значит, какой вывод можно сделать? Ответ учащихся: алгоритмы можно записать по-разному. Учитель: Верно! Разберем подробнее как же записываются алгоритмы. (слайд 10) Словесная форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности слов и (или) предложений. (слайд 11) Графическая форма записи алгоритма – запись алгоритма в виде последовательности специальных графических блоков-обозначений. (слайд 12) Табличная форма записи алгоритма. (слайд 13) Программа – запись алгоритма в виде последовательности операторов-команд некоторого языка программирования. Скажите пожалуйста, а с какой формой записи алгоритмов нам приходится сталкиваться в повседневной жизни? Приведите примеры. Ответ учащихся: в словесной форме - список покупок, список дел, распорядок дня… Учитель: Да, все правильно! Запишите себе в тетрадь: (слайд 14, первая часть) Для записи алгоритма в блок-схеме используются следующие геометрические фигуры: (слайд 14, вторая часть) 1. овал – начало и конец алгоритма 2. параллелограмм - ввод и вывод данных 3. ромб – логическое условие 4. прямоугольник – выполнение действия Последовательность действий указывается с помощью стрелок, которые соединяют фигуры, обозначающие шаги алгоритма. Давайте разберем как записывается алгоритм «Подготовка к уроку» в блок-схеме. (слайд 15). (объяснение учителя). А теперь я вам предлагаю самостоятельно поработать с алгоритмами. У вас на столе лежит карточка с двумя заданиями: первое задание на выполнение алгоритма, записанного в словесной форме. Второе – составление блок-схемы того же алгоритма. Ответ запишите в правой колонке. (Приложение 3). После выполнения задания учащимися, к доске вызываются два ученика и на доске пишут ответы. Краткое обсуждение правильности выполнения задания. Наводящими вопросами и примерами помогает выявить три вида алгоритмов. А теперь давайте вместе попробуем выделить виды алгоритмов и дать им названия. Всего выделяют 3 вида алгоритмов. Итак, первый вид алгоритмов самый простой. Рассматривается пример «Посади дерево» (Приложение 1. Слайд 2) Как можно назвать такие алгоритмы? Из версий учеников выбирается самая близкая или верная. Определение записывается в тетрадь. (Приложение 1. Слайд 3) Для знакомства с вторым видом алгоритмов, рассмотрим пример «Найди фальшивую монету» (Приложение 1. Слайд 4) Здесь проверяется условие, а затем выполняется то или иное действие. Как мы назовем алгоритмы, содержащие условие? Определение записывается в тетрадь. (Приложение 1. Слайд 5) Посмотрите примеры для третьего вида алгоритмов «Выполни домашнее задание по математике» (Приложение 1. Слайд 6) Как мы назовем алгоритмы с многократным повторением какого-то действия?Определение записывается в тетрадь. (Приложение 1. Слайд 7) |
Изучают теоретический материал, по мере знакомства с новым материалом делает конспект, записывают определения. |
Регулятивные: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; Познавательные: формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Фронтальные |
|
Изучили теоретический материал, сделали конспект к уроку. |
|||||
5. Первичное закрепление знаний учащихся |
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний: просит детей привести свои примеры по группам. |
Высказывают предложения. |
Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Групповые |
Систематизировали полученные знания. |
6.Практическая работа с самопроверкой по эталону. |
Организует работу. В папке своего класса откройте папку “Алгоритмы”. До конца урока вам нужно выполнить 3 задания (Приложение 2,3,4), проверить правильность выполнения, сравнив с эталоном. Баллы за каждое выполненное задание вы вносите в карточку самооценки (Приложение 5). Учитель комментирует каждое задание, ребята работают, затем сравнивают с эталоном (Приложение 1. Слайды 9,10,11) и заполняют карточку самооценки. После выполнения работы карточки самооценки сдаются учителю. |
Выполняют задания практической работы, осуществляют самопроверку. |
Личностные: применение на практике полученных знаний; Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане; Познавательные: умение структурировать знания, построение логической цепи рассуждений. |
Индивидуальные |
Закрепили знания с помощью работы на компьютере. |
8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания. |
Дает пояснения по заданию: найти примеры стихов, сказок, поговорок из которых мы могли бы построить один из типов алгоритмов (записать в тетради). |
Записывают домашнее задание |
Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств. |
Индивидуальные |
Получили задание. |
9. Уборка рабочих мест. |
|||||
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока: С какими понятиями мы познакомились на уроке? Оцените свою работу на уроке, работу класса. Как вы можете использовать полученные знания на уроке при изучении других предметов и в жизни? С какими трудностями вы столкнулись? |
Отвечают на вопросы. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Анализируют работу на уроке через самооценку. Анализируют свою деятельность, оценивают степень освоения материала. |
Коммуникативные: формирование умения полно и точно выражать свои мысли. |
Индивидуальные |
Проанализировали свою деятельность. |
Приложение 2
Расположите в правильном порядке (пронумеруйте) команды линейного алгоритма «Утро Пети». Сохраните полученный алгоритм в папке своего класса, именем файла указав свою фамилию.
Петя позавтракал.
Закрыл дверь.
Открыл глаза.
Увидел машину и остановился.
Петя проснулся.
Пошел в школу.
Петя благополучно дошел до школы.
Взял портфель.
Оделся и умылся.
Петя перешел дорогу.
Машина проехала.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Карточка самооценки.
Фамилия, имя ______________________________________________________________
Задание |
Количество баллов |
Задание 1 |
|
Задание 2 |
|
Задание 3 |
|
Итого: |
Критерии оценивания: «5» - 13-15 баллов
«4» - 12-10 баллов
«3» - 9-6 баллов
Оценка за урок:_____