Урок по информатике на тему «Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов» (8 класс)
Технологическая карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 8______ класс. ФГОС.
Дата __________________________________
Урок 14. Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов
Цели урока:
предметные — формирование понимания смысла понятия «алгоритм»; умения анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; понимания терминов «исполнитель », «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умения исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
метапредметные — развитие понимания смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимания ограничений, накладываемых средой на исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
личностные — алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;
2) рассмотрение свойств алгоритма;
3) рассмотрение возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма.
4) формирование навыков записи алгоритмов на формальных языках.
|
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
|
Организационный момент |
Приветствие |
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - развитие памяти Познавательные УУД: - развитие познавательной активности
|
1 |
Этап мотивации |
Ребята, у вас на партах лежат блоки с различными действиями, попробуйте разложить их в правильном порядке. Проверим, что у вас получилось?
А на что это похоже? |
Раскладывают блоки
Начало Помню Составил Решили Построили
- на план |
|
2 |
Этап актуализации и пробного учебного действия |
Да, правильно Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план Это план нашего сегодняшнего урока, на каждом этапе вы постараетесь оценить свою работу. Сейчас я вас попрошу раскрасить соответствующим цветом блок НАЧАЛО Как вы готовы к уроку? Если вы чувствуете себя уверенно раскрасьте блок красным цветом, если есть сомнения синим цветом, если очень волнуетесь зеленым.
|
Оценивают свою готовность к уроку, раскрашивают блок НАЧАЛО нужным цветом
|
|
3 |
Этап выявления места и причины затруднения |
Ребята, посмотрите на экран и скажите можно ли посадить дерево в таком порядке? Засыпать ямку с саженцем землей. Полить саженец водой. Выкопать в земле ямку Опустить в ямку саженец.
Почему?
Давайте попробуем составить правильный план действий посадки дерева Выполняя все эти действия Мы с вами смогли посадить дерево, Обычно каждое дерево дает плоды Я надеюсь, что благодаря нашей совместной дружной быстрой работе и наше дерево сможет дать свои плоды
А как называется последовательность действий, которая нас привела к такому результату
|
-Нет
-нарушен порядок действий
Составляют
алгоритм |
|
4 |
Этап построения проекта выхода из затруднения
Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ) |
-Подумай, как представленные объекты связаны с понятием «алгоритм»? А как вы думаете, а кто такой исполнитель? А вы умеете записывать алгоритмы? А мы можем этому научиться? Давайте определим тему урока? Цели урока: - узнать: -познакомиться: -научиться: А где в жизни можно встретить алгоритмы?
|
- они являются исполнителями алгоритма;
Затрудняются ответить
- Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов - об алгоритмах; - с видами исполнителей; - составлять алгоритмы и записывать их разными способами. |
Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные УУД: - формирование грамотной речи Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка |
|
|
|
|
|
|
Объяснение темы |
А теперь я предлагаю вам поработать в группах |
Работа в группах
|
Коммуникативные УУД: - развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Познавательные УУД: - развитие познавательной активности Личностные УУД: - развитие умения выделять главное; - формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков структурирования информации.
|
5 |
Этап реализации построенного проекта |
Восстановите определения алгоритма Что такое алгоритм? Какой объект можно назвать исполнителем? Что относится к характеристикам формальный исполнителей?
Какие бывают исполнители?
|
1 группа: Алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату. Исполнитель - это объект, способный выполнять алгоритмы с помощью набора команд. Они бывают формальными и неформальными. Характеристики формальных исполнителей: круг решаемых задач, среда «обитания», система команд (СКИ), режимы работы. 3 группа |
|
6 |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Оцените свою работу на данном этапе Раскрасьте блок ПОМНЮ соответствующим цветом |
Отчет каждой группы по карточкам
ОЦЕНИ СЕБЯ Раскрашивают блок ПОМНЮ нужным цветом
|
|
|
Физминутка Я попрошу вас выполнить мои команды, а вы выполняя их подумайте можно ли все сказанное и сделанное назвать алгоритмом Докажите А вы кто были? А какие вы были исполнители? |
Выполним следующий алгоритм 1. Встаньте, пожалуйста 2. Поднимите левую руку вверх 3. Поднимите правую руку вверх 4. Поставьте руки на пояс 5. Наклонитесь влево 6. Вернитесь в исходное положение 7. Наклонитесь вправо 8. Вернитесь в исходное положение 9. Присядьте 10. Вернитесь в исходное положение 11. Улыбнитесь соседу по парте 12. Погладьте себя по голове 13. Садитесь |
Выполняют действия |
|
7 |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Работа в паре + самопроверка |
Познакомься со способами записи алгоритмов, заполни таблицу. Поднимать руки, кто сделал
Оцените свою работу на данном этапе Раскрасьте блок СОСТАВИЛ соответствующим цветом |
§ 2.2 с. 57 – 61 РАБОТА В ПАРЕ Заполняют таблицу, выполняют проверку
ОЦЕНИ СЕБЯ Раскрашивают блок СОСТАВИЛА нужным цветом
|
|
|
Закрепление |
Выполни вместе с учителем |
|
Регулятивные УУД: -умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.
|
|
Самостоятельная работа + взаимопроверка |
Выполни самостоятельно, одно задание одному и другому другое
выполни взаимопроверку
проверка по эталону Есть такие работы, которые выполнены правильно без ошибок, поднимите руку
2 балла |
||
|
|
Оцените свою работу на данном этапе Раскрасьте блок РЕШИЛИ соответствующим цветом |
ОЦЕНИ СЕБЯ Раскрашивают блок РЕШИЛИ нужным цветом |
|
|
|
|
|
|
8 |
Этап включения в систему знаний и повторения
Компьютерный практикум |
-Выполни задание с помощью компьютера Выполним на компьютере мини-проект «Фрукты» Посмотрите ребята, что у нас получилось.
Оцените свою работу на данном этапе Раскрасьте блок ПОСТРОИЛИ соответствующим цветом |
исполнитель Чертежник в системе Кумир Вспоминают команды исполнителя
ОЦЕНИ СЕБЯ Раскрашивают блок ПОСТРОИЛИ нужным цветом
|
|
|
Межпредметные связи |
Составить синквейн по теме урока Алгоритм работы: 1 строка - существительное /тема/ 2 строка - 2 прилагательных 3 строка - три глагола 4 строка - короткое предложение, отношение автора к теме 5 строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта. |
Составляют синквейн |
|
9 |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Итоги урока, выставление оценок.
|
Вот он наш результат работы Подведем итог - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? У кого этот кубик был закрашен зеленым или синим цветом? Цвет последнего блока изменился? Это хорошо. Не только вы, но и я очень довольна результатом
|
ОЦЕНИ СЕБЯ Раскрашивают блок КОНЕЦ нужным цветом
Поднимают руки
- подсчитывают баллы, выставляют оценки.
Выбирают нужный цвет яблока и вешают на дерево (нарисованное)
|
|
|
Домашнее задание |
Задания на выбор |
|
|