Проектно- исследовательская деятельность на уроках английского языка
Дамдинова Туяна Георгиевна,
учитель английского языка
МОУ «АСОШ№3» ГО «Поселок Агинское»
Проектно- исследовательская деятельность учащихся старшей школы
В основной образовательной программе начальной, основной и старшей школы особое место занимает раздел проектирования проектно- исследовательской деятельности.
Обратимся к определениям, предлагаемым нашими известными учеными.«Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска /в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления. В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление. Именно это требуется для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределенности».(Савенков А.И.)[7]
«Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированную, исходя из принятых в науке традиций, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы». (Алексеев Н. Г., Леонтович А.В.) [4]
Проектное обучение не является новым для образовательной практики. Из истории нашей страны оно известно, как бригадно-лабораторный метод. В 1931 году применение этого метода было запрещено под предлогом, что учащиеся получают не систематизированное знание. Однако проектное обучение в советской школе не исчезло, поскольку к нему можно отнести распространенные во внеклассной работе выпуск стенной газеты, подготовка спектакля и т.д.По мнению И.А. Савенкова принципиально новым для современной школы является «Исследовательская обучение», «исследовательские методы обучения».
УМК Азаровой «Милли» предлагает создание проекта в конце прохождения каждого раздела. Навыки работы над проектом закладываются уже в начальной школе. Как показывает практика, темы проектов в младших классах вытекают из сфер общения учащихся, предусмотренных программой. Предпочтение должно отдаваться краткосрочным монопредметным проектам, внутренним, творческим, личностным или групповым, с открытой координацией. Такие проекты могут выполняться и на уроке. Во втором классе ребята готовят мини-проекты «Моя азбука», закладка «Мое любимое животное», «Открытка другу», в третьем классе «Мой домашний питомец», «Мой любимый герой». Дети с удовольствием рисуют, оформляют альбомы, создают коллажи. Этот прием активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.
В средних и старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными и долгосрочными. В 10 классе с этого года в учебном плане выделен курс «Проектно- исследовательская деятельность по английскому языку». Реализация данного курса направлена на развитие коммуникативной, учебной и информационной грамотности.
Ниже представлено тематическое планирование программы курса
Тематическое планирование программы
Курса «Проектно-исследовательская деятельность учащихся по английскому языку»
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов | ||
1 | Вводная лекция: Создание учебно-исследовательских проектов по тематике группы. | Ознакомление с возможными целями исследования, используемыми методиками, оформление результатов | 2 | ||
2 | Ознакомление со структурами тезисов доклада и описания работы. | Ознакомление учащихсяс с разными структурами тезисов и описания доклада. Показ и комментирование работ разного типа: аналитические, экспериментальные, расчётные, компьютерные. Демонстрационный материал | 2 | ||
3 | Ознакомление с предлагаемыми темами работ (или совместное формулирование тем, предлагаемыми самими учащимися). | Кратко по каждой теме: формулировка цели исследования или решаемой задачи, возможные методы, ожидаемый результат, форма доклада. Домашнее задание: посоветоваться с родителями) | 3 | ||
4 | Распределение тем ( исходя из индивидуальных способностей и желаний членов группы(. | Представление рекомендаций по составлению планов работ, список литературы. Домашнее задание: составить планы, выбрать методы | 1 | ||
5 | Редактирование планов работ, обсуждение намеченных методов выполнения. | Домашнее задание: индивидуальное по работе над темой) | 2 | ||
6 | Консультации по содержанию работ | Периодическое заслушивание учащихся о ходе выполнения работ по выбранным темам согласно очередности | 9 | ||
7 | Рекомендации по редактированию тезисов и планов докладов, демонстрационного материала. | редактирование тезисов и планов докладов, демонстрационного материала предлагается на дом | 3 | ||
8 | Предварительная защита проектов | Представление результатов исследования в группе | 5 | ||
9 | Консультации по оформлению работ. | Индивидуальные консультации проводятся раз в неделю в соответствии с запросом учащихся | 5 | ||
10 | Защита работ проектно-исследовательской деятельности | Экспертная оценка учебно-исследовательской работы с привлечением учителей английского языка, администрации школы. | 2 | ||
| | | | ||
Итого: | | 34 часа |
Критерии оценки проектно-исследовательских работ учащихся
1. Оформление работы
№ п/п | Критерий | Оценка |
1 | Оформление (титульный лист, оглавление, обзор литературы, содержание работы, выводы, аккуратность) | 3 |
2 | Формулировка цели исследования или решаемой задачи | 5 |
3 | Описание исторических аспектов проблемы | 2 |
4 | Новизна и полнота изученной литературы | 5 |
5 | Ясность, логичность и последовательность изложения материала при описании работы | 10 |
6 | Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление текстовых и цифровых данных) | 20 |
7 | Сложность выполнения работы | 20 |
8 | Наличие и качество обоснованно необходимого иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.) | 10 |
9 | Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче | 15 |
| Итого: | 90 |
|
2. Защита работы
|
|
|
|
|
№ | Критерий | Оценка (максимальное количество баллов) |
1 | Своевременность представления тезисов доклада | 1 |
2 | Формулировка и обоснование цели исследования или решаемой задачи | 1 |
3 | Последовательность, логичность и ясность изложения сути выполненной работы | 1 |
4 | Лаконизм изложения | 1 |
5 | Наличие и качество иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.) | 4 |
6 | Чёткость обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче | 2 |
| Итого: | 10 |
| | |
Немаловажное значение этапе предварительной защиты имеет экспертная оценка остальных учащихся, оценивающих представляемый проект по критериям, предлагаемым выше. . Они задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и высказывают пожелания, используя иностранный язык как средство общения. Учитель сам может начать обсуждение, задать вопросы, но главная цель – включить учащихся в обсуждение заданной темы. Для эффективного проведения данного этапа возможно использование следующих речевых клише:
Language Support Some expressions to be used while presenting and discussing your projects | |
How to address Good morning, ladies and gentlemen! Dear friends! Dear classmates! | How to discuss Sorry, I don’t quite understand why … I’d like to know … Could you explain …, please? In my opinion … From my point of view, … I consider … Do you really think that…? a good/boring description of … gave a clear/poor explanation why ... … offered some new/dull information about .. had a good suggestion about … convincing arguments for/against .. The project … great/informative The description(s) of … is fantastic/instructive The illustration(s) of … are terrific/boring. |
How to start giving ideas on the topic concerned We’d like to present a project … It was done by … We’ve chosen this topic because … The topic of my presentation today is … I would like to talk about … Thank you for giving me the opportunity to tell you about … I shall start my presentation by asking you questions. In the first part of my presentation, I’ll describe … After that I’ll talk about … Finally I’ll show you … | |
How to proceed the main idea First, we’d like to … I’d like to draw your attention to … And now have a look at the photos (pictures, maps, diagrams, etc.) that illustrate … Next, let me describe … Finally, let me explain … For example…/ For instance … First … Second … Third … Next … Then … After that … Finally… The first … The second … The third … Consequently … Although … Because …Therefore …In addition …However …Because of …Also … … but … … and … | |
Agreement That’s just what I was thinking. I’m with you there. I absolutely agree. I’m of the same opinion. How right you are. That’s (quite) right. I don’t think anyone could disagree. Certainly. I see your point. | |
Describing Visual Aids In my first slide I’d like to show you … If you look at the screen you can see … The horizontal (vertical) axis is … The second row (column) contains … As you can see … This is the … This clearly shows … | Disagreement I’m afraid I disagree with you… I am not sure in fact. No, I don’t think that … That is not the way I see it. I completely disagree that … Don’t forget about the other side of the problem. On the contrary, it is … . I think it’s absolutely wrong to … . |
Ending the presentation In conclusion let me remind you … I’m sure you’ll agree that … In addition to that … In future we plan … In summary, I’ve explained … Thank you for your kind attention (for listening) I’ll be glad to answer all your questions. | You are not sure I see what you mean, but … Yes, maybe, but … I entirely agree that … I doubt whether … On the one hand … , but on the other hand … Actually, I think that … |
Gaining time to think Well, let me see … Well, let me think … That’s a good (difficult) question … If my memory serves me right … I’ll have to think about that … Just a moment, please. | Language of persuasion Believe me … The truth (fact, trouble) is that … You need to think about … I appeal you to … |
Процесс исследования способствовал развитию следующих метапредметных и личностных результатов:
- Умение взаимодействовать в социуме, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
- Умение формулировать проблемы, строить высказывание
- Умение осуществлять рефлексию своей деятельности
- Умение управлять поведением партнера
- Умение планировать сотрудничество
- умение целеполагания, прогнозирования, контроля и т.д.[3,4]
Кроме того, у учащихся данная деятельность развивает уверенность в себе, адекватную самооценку, мотивацию достижений, умение сотрудничать с партнером, а также духовно- нравственные ценности и т.д.
Таким образом, исследовательская деятельность снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов
Литература:
ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, основного общего образования
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.
Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.
Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1 – стр. 121-123
http://www.researcher.ru Савенков В.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании//Исследователь.ru