12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дамдинова Туяна53

Дамдинова Туяна Георгиевна,

учитель английского языка

МОУ «АСОШ№3» ГО «Поселок Агинское»

Проектно- исследовательская деятельность учащихся старшей школы

В основной образовательной программе начальной, основной и старшей школы особое место занимает раздел проектирования проектно- исследовательской деятельности.

Обратимся к определениям, предлагаемым нашими известными учеными.

«Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Но если поисковая активность определяется лишь наличием самого факта поиска /в условиях неопределенной ситуации, а исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в этой ситуации, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления. В их роли выступает дивергентное и конвергентное мышление. Именно это требуется для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределенности».(Савенков А.И.)[7]

«Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: нормированную, исходя из принятых в науке традиций, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы». (Алексеев Н. Г., Леонтович А.В.) [4]

Проектное обучение не является новым для образовательной практики. Из истории нашей страны оно известно, как бригадно-лабораторный метод. В 1931 году применение этого метода было запрещено под предлогом, что учащиеся получают не систематизированное знание. Однако проектное обучение в советской школе не исчезло, поскольку к нему можно отнести распространенные во внеклассной работе выпуск стенной газеты, подготовка спектакля и т.д.По мнению И.А. Савенкова принципиально новым для современной школы является «Исследовательская обучение», «исследовательские методы обучения».

УМК Азаровой «Милли» предлагает создание проекта в конце прохождения каждого раздела. Навыки работы над проектом закладываются уже в начальной школе. Как показывает практика, темы проектов в младших классах вытекают из сфер общения учащихся, предусмотренных программой. Предпочтение должно отдаваться краткосрочным монопредметным проектам, внутренним, творческим, личностным или групповым, с открытой координацией. Такие проекты могут выполняться и на уроке. Во втором классе ребята готовят мини-проекты «Моя азбука», закладка «Мое любимое животное», «Открытка другу», в третьем классе «Мой домашний питомец», «Мой любимый герой». Дети с удовольствием рисуют, оформляют альбомы, создают коллажи. Этот прием активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.

В средних и старших классах проекты усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к их оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными и долгосрочными. В 10 классе с этого года в учебном плане выделен курс «Проектно- исследовательская деятельность по английскому языку». Реализация данного курса направлена на развитие коммуникативной, учебной и информационной грамотности.

Ниже представлено тематическое планирование программы курса


Тематическое планирование программы

Курса «Проектно-исследовательская деятельность учащихся по английскому языку»

п/п

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

Вводная лекция: Создание учебно-исследовательских проектов по тематике группы.


Ознакомление с возможными целями исследования, используемыми методиками, оформление результатов

2

2

Ознакомление со структурами тезисов доклада и описания работы.


Ознакомление учащихсяс с разными структурами тезисов и описания доклада. Показ и комментирование работ разного типа: аналитические, экспериментальные, расчётные, компьютерные. Демонстрационный материал

2

3

Ознакомление с предлагаемыми темами работ (или совместное формулирование тем, предлагаемыми самими учащимися).


Кратко по каждой теме: формулировка цели исследования или решаемой задачи, возможные методы, ожидаемый результат, форма доклада. Домашнее задание: посоветоваться с родителями)

3

4

Распределение тем ( исходя из индивидуальных способностей и желаний членов группы(.


Представление рекомендаций по составлению планов работ, список литературы. Домашнее задание: составить планы, выбрать методы

1

5

Редактирование планов работ, обсуждение намеченных методов выполнения.


Домашнее задание: индивидуальное по работе над темой)

2

6

Консультации по содержанию работ


Периодическое заслушивание учащихся о ходе выполнения работ по выбранным темам согласно очередности

9

7

Рекомендации по редактированию тезисов и планов докладов, демонстрационного материала.


редактирование тезисов и планов докладов, демонстрационного материала предлагается на дом

3

8

Предварительная защита проектов

Представление результатов исследования в группе

5

9

Консультации по оформлению работ.


Индивидуальные консультации проводятся раз в неделю в соответствии с запросом учащихся

5

10

Защита работ проектно-исследовательской деятельности

Экспертная оценка учебно-исследовательской работы с привлечением учителей английского языка, администрации школы.

2





Итого:


34 часа

Критерии оценки проектно-исследовательских работ учащихся

1. Оформление работы

п/п

Критерий

Оценка 
(максимальное количество баллов)

1

Оформление (титульный лист, оглавление, обзор литературы, содержание работы, выводы, аккуратность)

3

2

Формулировка цели исследования или решаемой задачи

5

3

Описание исторических аспектов проблемы

2

4

Новизна и полнота изученной литературы

5

5

Ясность, логичность и последовательность изложения материала при описании работы

10

6

Наличие аналитических моментов (анализ, сравнение, сопоставление текстовых и цифровых данных)

20

7

Сложность выполнения работы

20

8

Наличие и качество обоснованно необходимого иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.)

10

9

Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче

15

 

Итого:

90





2. Защита работы











Критерий

Оценка (максимальное количество баллов)

1

Своевременность представления тезисов доклада

1

2

Формулировка и обоснование цели исследования или решаемой задачи

1

3

Последовательность, логичность и ясность изложения сути выполненной работы

1

4

Лаконизм изложения

1

5

Наличие и качество иллюстрирующего материала (графики, таблицы, рисунки и т.п.)

4

6

Чёткость обобщений, выводов, их соответствие поставленной задаче

2

 

 Итого:

10






Немаловажное значение этапе предварительной защиты имеет экспертная оценка остальных учащихся, оценивающих представляемый проект по критериям, предлагаемым выше. . Они задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и высказывают пожелания, используя иностранный язык как средство общения. Учитель сам может начать обсуждение, задать вопросы, но главная цель – включить учащихся в обсуждение заданной темы. Для эффективного проведения данного этапа возможно использование следующих речевых клише:



Language Support

Some expressions to be used while presenting and discussing your projects

How to address

Good morning, ladies and gentlemen!

Dear friends!

Dear classmates!

How to discuss


Sorry, I don’t quite understand why …

I’d like to know …

Could you explain …, please?

In my opinion …

From my point of view, …

I consider …

Do you really think that…?

t1619684996aa.gift1619684996aa.gif

a good/boring description of …

gave a clear/poor explanation why ...

offered some new/dull information about ..

had a good suggestion about …

convincing arguments for/against ..

t1619684996aa.gift1619684996aa.gif

The project … great/informative

The description(s) of … is fantastic/instructive

The illustration(s) of … are terrific/boring.

How to start giving ideas on the topic concerned

We’d like to present a project …

It was done by …

We’ve chosen this topic because …

The topic of my presentation today is …

I would like to talk about …

Thank you for giving me the opportunity to tell you about …

I shall start my presentation by asking you questions.

In the first part of my presentation, I’ll describe …

After that I’ll talk about …

Finally I’ll show you …

How to proceed the main idea

First, we’d like to …

I’d like to draw your attention to …

And now have a look at the photos (pictures, maps, diagrams, etc.) that illustrate …

Next, let me describe …

Finally, let me explain …

For example…/ For instance …

First … Second … Third … Next … Then … After that … Finally…

The first … The second … The third … Consequently … Although … Because …Therefore …In addition …However …Because of …Also … … but … … and …

Agreement

That’s just what I was thinking.

I’m with you there.

I absolutely agree.

I’m of the same opinion.

How right you are.

That’s (quite) right.

I don’t think anyone could disagree.

Certainly.

I see your point.

Describing Visual Aids

In my first slide I’d like to show you …

If you look at the screen you can see …

The horizontal (vertical) axis is …

The second row (column) contains …

As you can see …

This is the …

This clearly shows …

Disagreement

I’m afraid I disagree with you…

I am not sure in fact.

No, I don’t think that …

That is not the way I see it.

I completely disagree that …

Don’t forget about the other side of the problem.

On the contrary, it is … .

I think it’s absolutely wrong to … .

Ending the presentation

In conclusion let me remind you …

I’m sure you’ll agree that …

In addition to that …

In future we plan …

In summary, I’ve explained …

Thank you for your kind attention (for listening)

I’ll be glad to answer all your questions.

You are not sure

I see what you mean, but …

Yes, maybe, but …

I entirely agree that …

I doubt whether …

On the one hand … , but on the other hand …

Actually, I think that …


Gaining time to think

Well, let me see …

Well, let me think …

That’s a good (difficult) question …

If my memory serves me right …

I’ll have to think about that …

Just a moment, please.

Language of persuasion

Believe me …

The truth (fact, trouble) is that …

You need to think about …

I appeal you to …



Процесс исследования способствовал развитию следующих метапредметных и личностных результатов:

- Умение взаимодействовать в социуме, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

- Умение формулировать проблемы, строить высказывание

- Умение осуществлять рефлексию своей деятельности

- Умение управлять поведением партнера

- Умение планировать сотрудничество

- умение целеполагания, прогнозирования, контроля и т.д.[3,4]

Кроме того, у учащихся данная деятельность развивает уверенность в себе, адекватную самооценку, мотивацию достижений, умение сотрудничать с партнером, а также духовно- нравственные ценности и т.д.

Таким образом, исследовательская деятельность снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов

Литература:

ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, основного общего образования

Алексеев Н. Г., Леонтович А. В. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.

Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.

Мазяркина Т.В., Первак С.В. Исследовательская деятельность школьников // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1 – стр. 121-123

http://www.researcher.ru Савенков В.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании//Исследователь.ru



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.