Проектная деятельность на уроках английского языка
Внедрение современных технологий обучения позволяет ещё в большей степени задействовать воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета.
В последнее время в практике обучения иностранным языкам в школах России широко используется метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы обучающихся, организовать обучение в сотрудничестве.
Доктор педагогических наук, известная в области современных технологий обучения Е.С. Полат определяет метод проектов как “ определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата”.
Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь».
Это созвучно с принципами современной прогрессивной школы:
1) стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения;
2) учащиеся должны уметь применять и интерпретировать (т.е. толковать) информацию, а не просто заучивать её.
При работе над проектом очень важно правильно структурировать проект, предусмотреть все логически необходимые этапы, возможность сбора и обработки данных, обобщения и выводы для последующей исследовательской деятельности. Рассмотрим, как метод проектов может быть использован на уроках английского языка.
Предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Отсюда следуют методические вывод.
Мы используем метод проектов:
1. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы английского языка.
2.Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок английского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать на английском языке над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а английский язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
3. Чтобы учащиеся воспринимали английский язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой. Необходимо искать способы включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского языка в новой для них культуре.
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:
использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
акцент делается на самостоятельную работу учащихся;
выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью;
наглядное представление результата.
Основная идея подобного подхода к обучению английского языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.
Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении английскому языку.
Суммируем основные требования к использованию метода проектов:
1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи…);
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке английского языка;
4. Структурирование содержательной части проекта;
5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Отправной точкой при выборе этого вида деятельности являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерна повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно – ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Проекты предполагают активизацию их деятельности. Посредством своих работ ребята учатся концентрировать усилие, управлять своей деятельностью и добиваться результатов. В этом возрасте важно получить оценку не только со стороны учителя, но и со стороны сверстников, поэтому очень важно, чтобы учащиеся с разным уровнем языковой подготовкой могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.
Проектная деятельность в рамках курса дает много преимуществ и позитивных моментов, а именно:
- вовлечение и активизация всех учащихся в работу;
- реализация личностно-ориентированного подхода, что способствует успешности каждого учащегося. Дети с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной деятельности в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать или владеть компьютером;
- способствовать развитию познавательного интереса, кругозора. Проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал;
- развитие не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся;
- коммуникативная направленность. Проектная деятельность обладает уникальными возможностями коммуникативного общения на иностранном языке;
- достижение сразу несколько целей методического, педагогического и психологического характера: осуществляется контроль знаний учащихся, обеспечивается рабочая атмосфера, непроизвольное запоминание лексики и грамматики, стимуляция творческого мышления, воображения;
- автономия и самостоятельность учащихся;
- снятие психологического барьера, так как практически каждый проект – это праздник, который проходит в нетрадиционной обстановке.
Использование метода проектов на уроках английского языка повышает у учащихся интерес к английскому языку; мотивацию к изучению английского языка, благодаря использованию новой информации и выполнению проектных работ; активность и самостоятельность в планировании своих работ; сознательность и творчество обеспечивают прочность знаний, навыков и умений. После использования данного проекта возрастает потребность к познанию культуры других народов, учащиеся приобщаются к новым техническим средствам передачи информации.