12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Косякова Марина Николаевна6162
Учитель начальных классов высшей категории, стаж работы 36 лет.
Россия, Пензенская обл., Сердобск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

 

Выполнила:
ученица 1-Б класса МОУ СОШ № 4

Гуркина Анастасия


 

Содержание

I.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..2

Актуальность темы………………………………………………….3

Цель и задачи проекта………………………………………………5

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………….………………………6

Легенды о возникновении реки Сердобы………………………….6

Статистические исследования……………………………………….7

Географические исследования ……………………………………...8

Экологические исследования………………………………………..9

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………...................10

Список использованной литературы……………………………....11

Приложение…………………………………………………………..12

 

I.ВВЕДЕНИЕ.

Много знаменитых рек в России,
Но куда б ни бросила судьба,
Снятся мне берёзы и осины,
Снится мне речушка Сердоба.

Пусть она не каждому известна,
Поросли осокой берега.
Но её застенчивая песня,
Как ничья другая мне близка.

Соловьиные с ней слышу трели,
Шёпот трав весенних и берёз.
С Сердобой знаком я с колыбели,
Под её напевы я возрос.

И пускай давно промчалось детство,
Рек немало в жизни я встречал.
От неё мне никуда не деться:
Сердоба – навеки мой причал.
                              Михаил Бахарев

1. Актуальность темы.
Река моего детства…

Какая она? У каждого своя, у нас река Сердоба. Это не только река нашего детства, но и детства наших родителей! Так же как и мы, они с нетерпением ждали встречи с ласковой и тёплой водой Сердобы, ждали наступления лета, чтобы все дни напролет пропадать на речке: загорать, лежа на пляже с белым чистым песком; сидеть, не вылезая из воды, или неотрывно, целыми часами глядеть на удочку в ожидании щедрого улова. А уж если кто с блесной, то обязательно жди ухи из щуки.

Сердоба наша красивая, извилистая речка, по обоим берегам её выстроились плакучие красавицы -ивы, ветви которых почти касаются воды, а осенью они горят как жар, отражаясь в темной красавице Сердобе!
Зимой она покрывается тёплым покровом из белого снега - отдыхает, лишь только изредка можно увидеть следы лесных обитателей на нём.
Весной многочисленные ручейки, дающие жизнь нашей Сердобе, наполняют ее живительной влагой, и выходит из берегов наша речка, шумит по всей округе. А какой манящий запах цветущей черемухи переполняет воздух в окрестностях речки. Мы очень любим в это время сидеть на берегу, любоваться нашей красавицей. А она бежит, бежит, догоняя более зрелую нашу знаменитость - Хопёр, опоясав наш городок красавицей лентой.
Практически по центру города Сердобска протекает река Сердоба. Для многих сердобчан, в том числе и ребят нашего класса, берега Сердобы летом являются любимым местом отдыха. Но, к большому сожалению, во многих местах реки купаться запрещено из-за её загрязнённости. Источниками загрязнения стали промышленные предприятия, дорога, сброс бытовых отходов. В результате предварительного анализа проблемы установлено, что основными источниками загрязнения являются:

Автомобильный мост, построенный через реку ;

Владельцы частных автомобилей, моющие свои машины в реке;

Отдыхающие, оставляющие мусор на берегу.

Многие жители и руководители предприятий относятся к Сердобе пренебрежительно, как к сточной канаве, и не задумываются о том, что они сами делают её такой.

Для решения проблемы необходимо постоянно и целенаправленно вести работу не только по очистке берега реки, но и просветительскую работу, направленную на повышение её статуса, воспитанию уважения к Сердобе и окружающей среде в целом.

2. Цели и задачи проекта.

Цель: узнать о реке Сердобе и её роли в жизни сердобчан.

Задачи:

Выяснить: почему происходит загрязнение рек.

Представить результаты исследования.

Собрать материал о реке Сердобе.

Повысить ответственность у детей за сохранность окружающей среды.

Привлечь внимание общественности к экологической проблеме реки.

Воспитывать любовь к малой родине.

Объект исследования: река Сердоба

Гипотеза: Могут ли учащиеся начальной школы привлечь внимание к природоохранной деятельности в городе.

Методы работы над проектом:

анкетирование;

наблюдение;

сбор информации из книг, журналов, газет, Интернета;

акция по уборке берега реки.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .

Легенды о возникновении реки Сердобы

Рассказ деда Макара:

Было это в далёкое от нас время. Жили в здешних местах пришлые
люди, бежавшие от угнетения московских бояр. И была у одного из них дочка красы неписаной – краше месяца ясного. Звали её Сердобой. Это значит, как бы сердечной, сердобольной. Одним словом, была она благодушна и добра. Как-то увидел Сердобу пророк Илья и взгляда от красоты человеческой не мог оторвать.
- Это что ещё такое? – возмутился громовержец. – Не может быть, чтобы на земле красота была лучше небесной.
Сказал так и разгневался на Сердобу. И чтобы погубить её красоту, стал пророк отводить тучи от здешних мест. Небо от жары раскалилось до бела, нестерпимо жгло яркое солнце. Затихли в лесах птицы, засохли листья и молодые побеги на деревьях, земля покрылась глубокими трещинами. Лес горел в ту пору, как камыш густой. И не было спасенья ни людям, ни зверям.
Тогда Сердоба и принесла себя в жертву людям и земле-матушке. Взошла она на крутую гору Сазанью и ударилась о землю. И там, где пролегла на земле коса девичья, змейкой между деревьев полилась река полноводная. Потекли воды шумные на запад, к тихому Дону, напоили вокруг землю жаждущую. Зашумели снова леса листвою зелёною, загомонили птицы всякие… Говорят, это они гимн Сердобе распевают.

Советник Пресс-центра Государственной Думы Федерального Собрания РФ, член союза журналистов, автор многочисленных статей в периодической печати по вопросам краеведения М.С.Полубояров в книге «Драгунские горы» делает предположение, что название реки состоит из двух частей: Сарт+оба. «Оба» означает «племя, род, семья», а «Сарт» - личное имя половца. В переводе означает «племя Сарта».
Предположительно, племя Сарта имело кочевье на нашей реке, отсюда река и получила такое название. К 1602 году гидроним изменился, вместо Сартаба писали Сертаба. А переход Сертаба в Сердоба осуществился в результате изменения глухого согласного «т» под влиянием соседних звонких согласных «р», «б».

Статистические исследования (Приложение 1)

Среди учащихся нашего класса и их родителей был проведён опрос.

Задавались следующие вопросы:

- Как часто Вы посещаете реку Сердобу?

- С какой целью Вы посещаете реку Сердобу?

- Довольны ли Вы состоянием реки Сердобы?

- Можете ли Вы оказать посильную помощь в очистке берегов реки Сердобы?

Мы получили следующие результаты:

Из 56 опрошенных

- часто посещают реку Сердобу – 34 человека

- иногда – 12 человек

- никогда – 10 человек

Цель посещения

- отдых, купание – 27 человек

- рыбалка – 19 человек

Довольны состоянием реки Сердобы- 7 человек

- не довольны состоянием реки – 49 человек

Могут оказать посильную помощь в очистке берегов реки Сердобы – 38 человек
- не могут оказать посильную помощь – 12 человек
- затруднились ответить – 16 человек

Географические исследования (Приложение 2)

Из литературы мы узнали:
Сердоба́ — средняя река в Пензенской и Саратовской областях России, левый приток Хопра (бассейн Дона).

Длина  реки — 160 км, площадь бассейна — 4 040 км². Исток на Приволжской возвышенности. Русло реки умеренно извилистое. Левый берег пологий, правый — крутой, высокий. В долине реки много лиственных и хвойных лесов. Питание реки смешанное. Весеннее половодье характеризуется резким непродолжительным подъемом уровня, который начинается за несколько дней до вскрытия. Разрушение ледового покрова сопровождается кратковременным ледоходом (3-5 дней). Сроки начала весеннего ледохода колеблются в пределах третьей декады марта — начале апреля. Подъем уровня происходит интенсивно, средняя продолжительность подъема 5-6 дней. Максимальный уровень наблюдается в первой декаде апреля.

Летне-осенняя межень наступает в конце мая — начале июня и редко нарушается дождевыми паводками. Минимальные меженные уровни отмечены в июле-августе. В периоде с октября по ноябрь уровни незначительно повышаются за счет осенних дождей.

Первые ледовые образования наблюдаются в конце октября — начале ноября, средняя дата появления ледовых образований — 7 ноября. Ледостав устанавливается в конце ноября — начале декабря. Продолжительность периода с устойчивым ледовым покровом колеблется от 114 до 160 дней. Толщина льда составляет 75 см. Основная масса годового стока проходит весной в период с марта по май. Справа в Сердобу впадают реки Колемасс, Шингал и Камзолка, слева – Саполга, Песчанка, Абодим, Бакурка, Альшанка, Еланка и Байка. Помимо основных притоков воды Сердобы пополняют ручьи нескольких безымянных оврагов (преимущественно в верхнем течении), в пойме реки также расположено большое количество озёр и стариц. Истоки
Сердобы находятся к западу от мордовского села Новое Назимкино Малосердобинского района Пензенской области. Оттуда река течёт через Новое Дёмкино, Дружаевку, Липовку, Огарёвку и Малую Сердобу, после чего в Екатериновском районе Саратовской области протекает через Жулевский, Шашкино, Комаровку, Бакуры, Корсакову Поляну, Михайловку, Бутурлинку и Боровую Полянщину, за которой возвращается в Пензенскую область. В своём нижнем течении пересекает далее Салтыково Сердобского района, Сердобск, Подгоренки, Сазанье, Рощино, Карповку, Александро-Ростовку, Новонадеждино и Куракино, на севере которого впадает в Хопёр.

 

Экологические исследования

Во время экскурсии на реку Сердобу мы смогли выявить характер растительности, обитателей реки и ее берегов. Среди растений встречаются: рогоз, ива, осока, чистотел, крапива, ряска, щавель канадский, одуванчик, кубышка. Из водорослей: спирогира, нитчатые водоросли, вольвокс. Следует отметить, что берега реки сильно заросшие, не везде есть возможность близко подойти к воде. Да и сама река сильно засорена ветками, поваленными деревьями, корягами. Обитателями Сердобы являются: слизни, тритоны, водомерки, лягушки, личинки комаров.

Визуально исследовали берега речки (см. приложение № 3). Нами было обнаружено большое количество бытового мусора оставленного местными жителями, а также отходы от домашнего подсобного хозяйства. Результаты нашей работы показали, что экологическое состояние реки Сердобы неблагополучное. Берега ее завалены различным, в том числе бытовым, мусором, есть и «огородики», обнесенные чем попало. Предприятия и гаражи загрязняют речку, о чем свидетельствуют масляные пятна на поверхности водоёма. Вместе с родителями мы провели очистку прибрежной территории в центре города. (Приложение 3)

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам своих исследований, можно сделать вывод, что глобального загрязнения в нашей реке нет. Но в последние годы наша речка, как и многие другие такие же речки, становятся все мельче и мельче. Мы считаем, что причин здесь очень много. Хозяйственная деятельность человека наносит большой ущерб реке. Захламление русла Сердобы мусором, кустарниками, повальными деревьями. Это лишь несколько причин, но малые речки мы должны сохранить, т.к. от них зависит жизнь больших рек.

Мы предлагаем:

- Очищать русло реки и впредь больше не захламлять его.

- Охранять лес от пожаров.

- Сажать лес там, где он был вырублен.

- Не допускать случаев помывки автомобилей в реке.

Мы очень хотим, чтобы наша река Сердоба всегда была полноводной, красивой, чтобы в ней было много рыбы, и чтобы она постоянно пополняла Хопёр . Мы призываем всех принять участие в решении этой проблемы. Если мы будем всегда вместе в любом деле, то наша планета будет прекрасной!

Мы призываем всех:

 

Берегите водоёмы!

Не оставляйте мусор в местах отдыха!

Не разрешайте взрослым мыть машины на берегу реки!

Не сбрасывайте химические вещества в реку!

Спасём Сердобу – реку нашего детства и потомки нам скажут спасибо!

Давайте заботиться о природе: ведь это наше будущее!
 

Приложения 

Приложение 1

Анкета

Ф.И.О._____________________________________________________________

Возраст__________

1.Как часто вы посещаете нашу реку?___________________________________

2.С какой целью вы посещаете нашу реку?______________________________

3.Довольны ли вы состоянием реки?___________________________________

4.Можете ли оказать посильную помощь в очистке берегов?_______________

Как часто вы посещаете нашу реку?

 С какой целью вы посещаете нашу реку?



Приложения


Довольны ли вы состоянием реки?
Можете ли оказать посильную помощь в очистке берегов?


Приложение 2

Сердоба с высоты птичьего полёта
Ледоход на реке Сердоба


Сердоба. Вид с «Лысой горы»



Сердоба в мае



Приложение 3




Берега реки завалены мусором


Поработали на славу!

Список использованной литературы и интернет ресурсов

http://saratovregion.ucoz.ru/nature/water/serdoba.htm

http://sos-pnz.narod.ru/2008/2_4.html

https://ru.wikipedia.org/

  • Полубояров М.С. «На реке Сердобе и в иных урочищах…». Саратов, СГАП, 1999 г.

    Полубояров М.С. Драгунские горы. Историко-публицистическое повествование. – Саратов. СГАП, 2000.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Рагулина Любовь Давыдовна
Комментарий был удалён пользователем 28 авг 2017 в 12:58
Рагулина Любовь Давыдовна
Комментарий был удалён пользователем 28 авг 2017 в 12:58
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.