ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В.Г. Казакова
МБДОУ «Детский сад № 1 «Золотой ключик», г. Шумерля, kazakova-vera31@yandex.ru
Аннотация. Профессиональное становление педагогов является ключевым процессом, обеспечивающим качество образования и развитие детей. Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами повышает их профессиональную деятельность и стимулирует к творческому поиску различных видов и форм образовательной работы с детьми. Методическая разработка поможет старшему воспитателю дошкольной образовательной организации активизировать самообразовательную деятельность педагога, а также поможет выявить точки роста каждого педагога.
Данная методразработка позволит педагогам активно включиться в познавательно-творческую, профессионально-ориентированную деятельность. А также ее можно также использовать как одну из мер профилактики профессионального выгорания, или помочь молодым педагогам обрести себя в профессии.
Ключевые слова: педагог, профессиональное становление, знания, умения, ребенок, дети.
Цель проведение совета педагогов: повышение профессиональной деятельности через использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами; содействие творческому поиску различных видов и форм образовательной работы с детьми.
Ведущий: Уважаемые коллеги, что по-вашему означает понятие «профессиональное становление»? В словаре Ожегова профессиональное становление рассматривается как возникновение, образование профессиональных качеств, необходимых для данной профессии. И сегодня мы с вами проверим, обладаете ли вы педагогическими умениями и качествами, необходимыми для профессии педагога?
Хочу вам напомнить, что педагогическое умение – это приобретенная человеком способность на основе знаний и навыков выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условий. А сейчас скажите, какими профессионально-личностными качествами по-вашему мнению должен обладать воспитатель? (воспитатели называют: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, организованность и другое).
Есть перечень обязательных профессионально-личностных качеств педагога. В него входит такое качество как педагогическая рефлексия - способность осуществлять анализ содержания и результатов своей педагогической деятельности, соотносить эти данные с поставленными целями и задачами, выявлять причины успехов и неудач в работе с детьми. Это качество предполагает также наличие у педагога объективности и самокритичности.
Ну, а сейчас давайте проверим, правильно ли мы с вами выбрали свою профессию и располагает ли к ней наш с вами внутренний мир?
Выполните следующее задание.
(педагогам дается задание)
Какие черты личности необходимо развить в себе? | |
Какие черты личности как педагогу необходимо развивать в себе? | |
По вашему мнению каких черт личности не хватает окружающим вас людям? | |
Какие черты личности вы хотели бы видеть к ваших воспитанников? | |
Ответы на поставленные вопросы запишите в графе рядом. Внимательно посмотрите ответы и сравните требования к себе и к другим людям. Не прослеживается ли в желанных для вас личностных качествах тенденции агрессивного поведения по отношению к другому человеку. Например, вы видите себя целеустремленным, сильным и решительным человеком. В тоже время от другого ждете самообладания, уравновешенности, благосклонности.
Посмотрите внимательно, нет ли среди ваших пожеланий в себе развивать такие качества как строгость, требовательность, упорство и т. д., а среди требований к детям – послушание, собранность, организованность.
Задумайтесь, почему среди того, чего не хватает вам, нет любви к детям, кротости, добродушия, чувства юмора, наконец, или вы считаете, что они вам не нужны?
Задумайтесь, почему среди требований к другим людям и детям нет таких качеств, как творческая направленность, активности, самостоятельности?
Возможно стоит кому-то задуматься о своём ином предназначении в жизни.
Это была разминка, переходим к нашей игре.
Сегодня мы свами устроим «Педагогический турнир». А предметом соревнования будут наши знания и умения. Для этого нам необходимо разделиться на две команды. Первая команды называется… (придумывают название) «Мастера образования», вторая – «Коллектив мудрых воспитателей».
Турнир состоит из нескольких состязательных площадок.
1 площадка – Для ума есть витаминка – состязание «Разминка».
Проявите смекалку и сообразительность. Каждой команде на ответ дается не больше 15 секунд. Засчитывается только правильный ответ и ответ без подсказки.
1. Что становится больше, если его поставить вверх ногами? (число 6)
2. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
3. Что может быть больше слона и одновременно невесомым (тень слона)
4. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не может говорить)
5. Какой месяц короче всех? (май – в слове 3 буквы)
6. Что распускается весной: деревья, партии, население, союзы?
7. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, Дед Мороз, МЧС России?
8. Что Красная Шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?
9. Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, туфельку, ориентацию?
10. Назовите общее между деревом, книгой и венгерской музыкой. (Лист)
(Подведение итогов)
2 площадка – Вполне прозаическая – площадка «Логическая».
Для педагога большое значение имеет умение мыслить, а главное - поступать логично, правильно классифицировать предметы и явления. Я буду называть ряд слов. Ваша задача найти лишнее слово.
Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
Лист, почка, кора, дерево, сук.
Дом, сарай, постройка, изба, хижина.
Неудача, крах, провал, поражение, волнение.
Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.
Грамота, математика, физкультура, развитие речи, прогулка
Комплексное, интегрированное, внедряющее, обобщающее.
3 площадка – Состязание значительное – площадка «Мыслительная».
С помощью этого состязания мы проверим реакцию, логическое мышление, а также умение находить аргументы в подтверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.
Продолжить фразу: «Воспитателем быть хорошо – это…(интересная, динамичная работа; это счастье видеть горящие глаза, учить их добру, давать им знания, наблюдать, как воспитанники растут и развиваются, и в этом моя заслуга….).
Воспитателем быть плохо – ...(работа очень трудная, требует обширных знаний, требует повышенного внимания, очень ответственная, постоянно что-то требуют…).
площадка – «О, педагогика – ты мать науки!»
1.Принцип наглядности получил очень широкое применение в дошкольной педагогике. Его еще называют золотым правилом дидактики. Кто его впервые сформулировал? (Я.А. Коменский)
2.С какой группы начинается дежурство детей по занятиям? (со 2 полугодия средней группы)
3. Как часто проводят НОД с использованием ИКТ для детей 5-7 лет? (не более 1 раза в день, и не чаще 3-х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг)
4. В каком году был открыт первый детский сад в России? (1859 г., Гельсингфорс)
5. В 1866 году в Петербурге был открыт детский сад семейной парой и считался современниками наилучшим. Позже эта пара стала издавать журнал «Детский сад». Как фамилия этих людей? (Симонович)
6. Кто считается основоположником советской дошкольной педагогики? (Н.К. Крупская)
7. Кому принадлежат слова, что счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке ребенка? (М.Ф. Достоевскому)
8. Основным методом педагогической диагностики является: тестирование, анкетирование, наблюдение, социологическое исследование?
5 площадка – Наука психология
Стучится в нашу дверь.
Стремятся очень многие
Познать ее теперь. «Психологическая»
1. Закончите фразу «Воспитатель личность может только…» (личность)
2. Определите тип темперамента ребенка по описанию: движения и речь медлительные, но все делает очень хорошо, досконально. Больше молчит, никогда не хохочет, иногда улыбается. Друзей выбирает долго, но отношения строятся крепкие, надежные, на долгие годы. Умный, видит то, что не замечают другие. (флегматик)
3. Мозговой штурм, эмпатия, метод фокальных объектов, морфологический анализ, моделирование маленькими человечками – к какой технологии относятся эти термины? (ТРИЗ)
4.Какие два нервных процесса взаимодействуют в коре головного мозга? (торможение и возбуждение)
5.Выберите из этого верное. На развитие личности оказывают влияние следующие факторы: наследственность, воспитание, окружающая среда. (все верно)
6. Как называется прием, который развивает умение чувствовать, понимать состояние другого человека, животного, поставить на их место? (эмпатия, децентрация).
6 площадка – Раз, два, три, четыре, пять – задачи будем мы решать – «Ситуационные задачи».
Каждой команде предстоит решить по одной ситуационной задачке. 2024 год – Год экологии и бережного природопользования в Чувашии, поэтому и задачи будут по теме экологии.
Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Саша увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть бабочку и сделать фото на телефон: «Дома мы посмотрим в книге или в интернете и узнаем ее название».
Вопросы:
Правильно ли поступила мать? Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы ребенка? Чему способствовала мать постановкой такой задачи? Как вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом? Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
Сережа, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков появляются ягоды. Бабушка предложила внуку понаблюдать за растениями, как из цветка образуются завязи, как завязи растут, меняют форму и цвет. Наблюдения за растениями под руководством бабушки обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Сережа смог самостоятельно объяснить процесс образования из цветков плодов огурцов.
Вопросы:
Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдение и уход за растениями в саду и огороде? Что это им дает? Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми в цветнике, саду, огороде, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям, животным, людям?
Подведение итогов, вынесения решения по педсовету.
Список литературы:
1. Копытонова Н.Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 96 c.