Статья «Инновационная деятельность как фактор повышения качества профессионального образования»
Инновационная деятельность как фактор повышения качества профессионального образования
Литовская Светлана Николаевна, преподаватель,
Врублевская Татьяна Митрофановна,преподаватель,
ГБПОУ ВО
«Лискинский аграрно-технологический техникум»,
г. Лиски, Воронежской обл.
Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике, потому что она связана с формированием личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к высокопрофессиональному труду. Не последнюю роль в этом играют используемые преподавателями образовательные технологии.
Основной целью инновационной программы подготовки специалистов является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества, рынка труда в качественном образовании путём совершенствования содержания образования, внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий и развития практической направленности образовательных программ.
В современных условиях одним из приоритетных направлений развития средней профессиональной школы является формирование устойчивого взаимодействия образования и производства, направленного на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи процесса обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать.
Предприятия все больше заинтересованы в насыщении всех звеньев производства рабочей силой с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностью к поиску нового в сфере своей деятельности, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы. Речь идет, по существу, о стратегической кадровой политике, в которой в качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий и специальностей.
Предприятия социальных партнеров совместно с нашим учебным заведением при проектировании профессиональных образовательных программ имеют возможность определять те знания, умения, которые будут востребованы на производстве.
Наше учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров по сельскохозяйственным специальностям, при проектировании профессиональных образовательных программ в режиме социального партнерства с предприятиями стремится максимально использовать возможности совместно разрабатывать содержание обучения и реализовывать его.
В качестве основного механизма, который призван обеспечить студента (обучающегося) необходимыми как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение жизни»), т.к. его целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования - с другой [1].
Модульно-компетентностный подход в обучении предоставляет студенту широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные (технические), но и общие, сквозные и ключевые компетенции.
Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда.
Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения.
Модульно-компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей. Использование модульно-компетентностного подхода к обучению специалистов позволяет учебному заведению стать владельцем обучающего интеллектуального ресурса.
Преимущество данных программ для учебного заведения также состоит в том, что задачи программ обучения соответствуют потребностям работодателей, реальной подготовке обучающихся к трудовой деятельности, способствуют росту доверия социальных партнеров, формированию производственной культуры в учебном заведении, созданию стандартных, объективных, независимых условий оценки качества, освоения программ обучения.
Следует особо подчеркнуть при модульно-компетентностном подходе важность тщательного планирования и организации производственной практики, чтобы она на самом деле была связана с целями и задачами обучения, для чего необходимы тесные рабочие контакты с работодателями. Традиционные периоды производственной практики играют свою положительную роль, и они необходимы, однако их недостаточно, в то время как освоение компетенций должно происходить постоянно и закрепляться в период производственной практики. Обучающимся должны предоставляться широкие возможности обучаться на рабочем месте или в ситуации, максимально имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет обучающемуся адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только технические, но и сквозные и ключевые компетенции в различных трудовых ситуациях [1].
При разработке концепции нового федерального государственного стандарта в рамках Постановления Правительства РФ №36 от 2006 г. было принято решение о широком привлечении работодателей к разработке образовательных стандартов профессионального образования. Построение образовательных стандартов и образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей не только к знаниям, умениям или навыкам, но и к специфическому умению исполнять необходимые обязанности на своем рабочем месте.
Именно в интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и работодателей мы видим основной путь развития профессионального образования.
Процессы становления новой экономики и производства привели к росту потребности общества в специалистах средней квалификации и вызвали изменение требований, предъявляемых обществом к качеству профессионального обучения. В этих условиях создаются предпосылки совершенствования содержания образовательных программ, организации учебного процесса, технологий обучения и др. Необходимость преобразований диктует поиск новых подходов к проектированию методической системы обучения, один из которых связан с применением инновационных образовательных технологий. Слово «инновация» обозначает такое новшество и (или) нововведение, которое, во-первых, делает соответствующую систему существенно более эффективной, и, во-вторых, как следствие, имеет положительную оценку.
Инновации условно делятся на базисные (принципиально новая продукция или технология) и улучшающие (продукция или технология с улучшенными параметрами). [2].
Согласно «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», под «инновацией» понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что инновацией применительно к сфере образования можно считать изменения и нововведения в содержании и технологии обучения и воспитания, с целью повышения их эффективности. В сфере образования инновационной деятельностью является, создание мультимедийных курсов лекций, электронных учебников, электронных учебных пособий и т.д.
Инновационная инфраструктура – это подсистема в структуре инновационной деятельности, которая направлена на содействие и поддержку ее осуществления. Эта подсистема сама имеет сложную структуру. Ее элементы – это программы и проекты поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации; эти элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и с другими элементами в структуре инновационной деятельности.
Итак, инновации в профессиональном образовании на всех уровнях должны:
овладеть новизной.
удовлетворять рыночному спросу.
приносить прибыль производителю услуг.
качественно изменять и улучшать процесс обучения.
В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система, которая представляет собой глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей жизни.
Таким образом, основная идея инновационной образовательной программы заключается в создании инновационной образовательной среды путем перестройки учебного процесса, инновационного изменения содержания, ресурсной базы, технологий обучения, совершенствовании учебно-методической базы по всем дисциплинам, профессиональным образовательным модулям. Для решения этих проблем сформирован инновационный механизм социального партнерства. Совместно разрабатываются структуры и содержание профессиональных образовательных модулей. Главным элементом является оценка качества подготовки выпускников, объективность которой обеспечивается привлечением работодателей, составляющих мнение о качестве выпускаемых специалистов. Концепция интеграции техникума и производства, заложенная в инновационной образовательной программе направлена на достижение современного качества подготовки выпускников со средним профессиональным образованием, обеспечивающего соразмерность содержания запросам предприятии.
Реализация инновационной образовательной программы способствует превращению техникума в инновационно - ориентированное учебное заведение, главными направлениями которого является ориентация на потребителя, на интеграцию образования и науки, на высокое качество образовательных услуг, ориентация на опережающее образование.
Таким образом, современная система СПО должна отражать требования сферы труда и специфику социально-экономических условий и обеспечивать обучающегося как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями [1].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Методические рекомендации по анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. – СПб.: ГОУ ИПК СПО, 2010. – 63 с.
2. Современные образовательные технологии/ кол. авторов; под ред. Н.В.Бордовского. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.