12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Матузко17
3

Статья на тему «Профессионально-личностное становление будущего специалиста и его связь с образовательной средой»

Профессионально-личностное становление будущего специалиста и его связь с образовательной средой

Матузко Елена Владимировна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Ессентукского филиала ФГБОУ ВО СтГМУ Минздрава России

Ставропольский край, г. Ессентуки

 

Профессиональное становление будущих специалистов – одна из важнейших задач современного образования. Студенчество – это ближайшее будущее нашей страны, ее опора и кадровый ресурс. Организация образовательной среды в каждой образовательной организации должна основываться на научном фундаменте и осуществляться системно, затрагивая все стороны жизни и деятельности учебного учреждения. Студенты должны иметь возможность реализации себя в этом пространстве, только тогда их профессиональное становление будет более успешным и полным.

К настоящему времени единого понятия «образовательная среда» в российской педагогике нет, к его определению различные исследователи подходят по-разному. Анализ исследований показывает, что образовательная среда – многокомпонентное образование, причем компонентами среды являются: ее предметно-пространственная характеристика; люди – педагоги и учащиеся; их ценностные ориентации и характер отношений друг к другу и к тому, что они делают; значимые события, содержание деятельности; информационное поле, на котором осуществляется образовательное взаимодействие. Обобщая подходы различных исследователей, можно определить образовательную среду как сложное по структуре целостное образование, представленное внешней и внутренней составляющими.

Внешняя образовательная среда включает социально-экономические, политические, ментальные и другие компоненты, влияние которых необходимо учитывать в силу их объективного характера. К факторам внешней среды можно отнести составляющие, оказывающие влияние на все образовательные учреждения на уровне всего государства (например, переход к новым образовательным стандартам, динамика финансирования образования, изменения в демографических процессах и др.).

Внутренняя образовательная среда представлена, прежде всего, предметно-пространственным окружением, в котором осуществляется взаимодействие субъектов в учебном учреждении, т.е. внешним и внутренним дизайном аудиторий; сложившимися традициями, символикой и атрибутами, сопровождающими образовательный процесс и учитывающими особенности подготовки специалистов, в том числе и медицинских, и др. Кроме того, компонентом внутренней образовательной среды становится те концепции и программы обучения, воспитания, личностного развития студентов, которые разработаны и используются в образовательном процессе; формы, методы и средства организации процессов обучения, воспитания, личностного развития, учитывающие практическую направленность образовательного процесса, профессионально-педагогические характеристики преподавателей и др. Важнейший компонент внутренней образовательной среды – информационное окружение студентов. Сюда же относится и внеучебная деятельность (участие в работе творческих центров, творческих коллективов, клубов по интересам), которая часто служит неким стержнем личностного и профессионального развития.

Образовательная среда современного образовательного учреждения представляет собой развивающийся пространственно-временной комплекс, аккумулирующий в себе целенаправленно создаваемые условия, обстоятельства взаимодействия субъективного мира развивающейся личности с его уникальными характеристиками (избирательность переживаний, поиск смыслов, потребность в самореализации) и объективного мира (другие личности, научно-педагогические школы, предметно-пространственное окружение материально-технического, учебно-методического обеспечения, наличие правил, традиций, ценностных установок, корпоративных норм, состояние морально-психологического климата, отношений), оказывающих прямое или опосредованное влияние на формирование конкурентоспособной личности специалиста через создание студентам возможностей для развития способностей и профессиональных компетенций и стимулирование к использованию этих возможностей.

Потенциал образовательной среды современной образовательной организации в личностно-профессиональном становлении студентов – будущих специалистов социальной сферы – это интегративные возможности, проявляющиеся в: ценностно-целевой направленности образования на позитивное развитие социальной культуры общества и личности, на формирование гуманитарного социального сознания будущего специалиста; в применении информационных и интерактивных образовательных технологий, в продуктивных связях с социальными партнерами, в практической ориентированности обучения, интеграции учебной, воспитательной и волонтерской деятельности.

Профессионально-личностное становление будущего специалиста в период его обучения – это многокомпонентный процесс индивидуализированного становления профессионально значимых качеств личности будущего медицинского работника, активное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому строю и способу жизнедеятельности – творческой самореализации в избранной профессии. Профессионально-личностное становление предполагает и формирование у студентов положительной мотивационно-ценностной ориентации на предстоящую работу в системе здравоохранения, эффективное освоение ими функциональных обязанностей в соответствии с полученной специальностью.

Личностно-профессиональное становление можно рассматривать с двух позиций: как составная часть формирования личности, включающая профессиональное самоопределение, становление индивида как субъекта профессиональной деятельности, предполагающее различные этапы, направленные на осмысление человеком общественной значимости труда и роли профессии в труде, подготовку его к сознательному овладению профессией, непрерывное повышение квалификации; и как целостный образовательный процесс, направленный на развитие личности будущего специалиста как субъекта профессионального образования и деятельности.

Структурными компонентами личностно-профессионального становления специалиста социальной сферы в образовательной среде являются: цель – подготовка компетентного конкурентноспособного специалиста социальной сферы и разносторонне развитой личности, способной к адаптации в обществе, к успешному решению задач профессиональной деятельности, самообразованию и самосовершенствованию; принципы демократизации и центрации, осознанности сущности образования субъектами образовательной среды, гуманизации и гуманитаризации, социализации личности, индивидуализации или дифференциации, практической направленности, вариативности; характеристика образовательной среды вуза; стадии личностно-профессионального становления студентов; этапы деятельности преподавателей; формы и методы личностно-профессионального становления специалистов социальной сферы – интерактивные, интегративные, исследовательские, практического обучения; результат: уровни, показатели специальных, социальных и личностных компетенций будущего специалиста социальной сферы.

Проблема профессионального становления является ключевым аспектом понимания места и роли студенчества в условиях модернизации российского общества. В отечественной литературе, посвященной проблемам образовательной среды, термин «профессиональное становление» используется достаточно широко. Сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении ее с категориями «развитие» и «формирование». Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения. Развитие – закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Становление является отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений. В отличие от формирования становление – это процесс, не имеющий заданного конечного результата.

Развитие студента в образовательной среде происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню целостности, то есть превращение студента в квалифицированного специалиста. Развитие предполагает изменение сущностных сил студента, преобразование сложившихся установок, ориентаций, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений. Развитие студента осуществляется через выявление профессиональной направленности его деятельности. Профессиональная направленность студента является результатом противоречивого единства социализации, то есть усвоения социального опыта и культуры, и индивидуализации (развитие интеллекта, воли и творческих способностей). В ходе развития происходит становление студента как квалифицированного специалиста. В результате профессионального становления возникает новая социальная целостность. Эта целостность заключается в двух сущностных моментах. Во-первых, в подчинении всех элементов деятельности студента профессиональной направленности. Во-вторых, образовательная среда обеспечивает непрерывность, преемственность всех периодов профессионального становления студентов.

Критерием профессионального развития студента выступает объективная ценность реализации его личностных качеств в профессиональной деятельности. Основная предпосылка профессионального развития – профессиональная направленность. Она выражается в социальных установках и ценностных ориентациях студентов. Началом активного профессионального становления является принятие личностью профессии как жизненной задачи, ее личностно – смысловое «встраивание» в общий жизненный план.

Студент, оказавшись в образовательной среде, формируется в профессиональном плане. Профессиональное становление представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под становлением обычно понимают совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определенных отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, студент сам себя формирует.

На профессиональное становление будущих специалистов влияют различные факторы не только системы образования, но и общества в целом. Образовательной среде учебного заведения принадлежит основная роль в этом процессе. Это влияние будет более полным и направленным, если педагогический коллектив хорошо представляет себе цели профессионального воспитания, организацию образовательного процесса, содержание различных видов деятельности студентов, интеграцию форм и методов взаимодействия на молодежь.

Воспитание профессионала не ограничивается усвоением специальных знаний и умений. Большое значение имеют его мировоззренческое мышление, система ценностей, которые определяют его отношение к назначению выбранной профессии, к требованиям, специфике и условиям профессиональной деятельности. Все это достаточно успешно развивается на основе общей культуры человека. Профессиональное воспитание неразрывно связано с общим культурным развитием личности.

Основная роль образовательной среды должна заключаться в формировании гармоничной личности, сочетающей в себе высокий профессионализм и богатую культуру, честную конкурентоспособность и гуманизм, стремление к духовному и физическому развитию.

Основные направления процесса профессионально-личностного становления будущего специалиста касаются реализации основных функций воспитания молодого поколения: адаптации в современном социуме, дальнейшей социализации, интеграции в современное общество, профессиональной ориентации и самоопределения.

Продуктивность процесса личностно-профессионального становления будущего специалиста в образовательной среде современного образовательного учреждения отражается в уровне сформированности профессиональной компетентности, содержащей: специальные, социальные и личностные компетенции. К социальным компетенциям можно отнести: профессионально-этические, поликультурные, коммуникативность, организаторские способности, умение работать в команде. К личностным – гражданственность, ответственность, познавательная самостоятельность, самооценка, саморазвитие, личностная и профессиональная рефлексия, стремление к самосовершенствованию, креативность, здоровьесбережение. К специальным – профессиональные знания, умения и навыки владения современными технологиями, способность оценивать результаты своей деятельности.

Важной особенностью влияния образовательной среды на профессионально-личностное становление будущих специалистов является то, что образовательная среда является важнейшим ресурсом профессионально-личностного развития личности, если этот ресурс используется позитивно и эффективно, если учитывается то обстоятельство, что образовательная среда – это область совместной деятельности субъектов образовательного процесса, где между ними и элементами образовательных систем выстраиваются определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей подготовки специалистов для системы здравоохранения.

 

 

 

7

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.