К вопросу об улучшении понимания текста художественного произведения
Исмагулова Анжела Зинешовна
преподаватель русского языка и литературы,
Назарбаев Интеллектуальная школа, город Атырау
Молдагалиева Эльза Зинеденовна
учитель русского языка и литературы,
государственное учреждение среднего общеобразовательного образования «Аккольская общая средняя школа»,Атырауская область
TO THE QUESTION OF IMPROVING UNDERSTANDING OF THE TEXT OF ARTISTIC COMPOSITION
Ismagulova Anzhela Zineshevna
teacher of Russian and literature,
Nazarbayev is Intellectual school, city Аtyrau
Moldagaliyeva Elza Zinedenovna
teacher of Russian and literature,
public institution of secondary general education of
"Akkol is general high school",Atyrau oblust
В работе обосновывается актуальность проблемы понимания художественного текста для современного школьного обучения на уроках литературы, связанная с формированием грамотности чтения, и описывается методика диагностики понимания текста учащимися 5-12 классов, разработанная авторами данной статьи на основе типологии понимания. Школьная практика показывает, что учащиеся не могут самостоятельно разбираться в смысловом содержании литературного произведения, не умеют выявить основную идею, а работа по анализу содержания художественного произведения, которая обычно проводится учителем на уроке, сама по себе не обеспечивает достаточного проникновения в его глубинные смысловые пласты. Авторы данной статьи предполагают , что обучение пониманию художественного текста будет проходить более успешно, если стимулировать у учащихся самостоятельную поисковую творческую деятельность и использовать в процессе обучения приемы и методы, основанные на стратегиях критического мышления
В статье представлены результаты исследования собственной практики авторов по вопросу улучшения понимания текстов художественного произведения в учебном процессе.
Авторами обосновывается необходимость внесения изменений в планирование и организацию деятельности на уроке через внедрение эффективных методов и приемов работы.
In this article substantiates the relevance of the problem of understanding of artistic text for modern school training in the literature subject, connecting with forming of speech literacy and describes method of diagnosis of understanding of text for pupils of 5-11 forms, developed by the authors of this article, based on a typology of understanding.
School practise shows that students can not independently sort out the semantic content of composition, and they are not able to identify the main idea,and the content analysis of artistic work, which is usually held by teacher in class,and does not provide by itself the sufficient insight into its underlying layers of meaning.
The authors of this article suggest, that training of understanding a literary text will be more successful, if stimulate students' independent search creativity and use techniques and methods in learning process, based on critical thinking strategies.
The article includes the author`s results of researching of their own practise on improving understanding of the artistic text in the learning process.
The authors justified the need for changes in planning and organization of activities in the classroom through the implementation of efficient working methods and techniques.
Ключевые слова : понимание текста; чтение; интерпретация; исследования; обучение; методы ;приемы.
Key words: text comprehension, reading: interpretation, research, training, methods, techniques.
Стратегия новых образовательных стандартов направлена на «формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном процессе.Ученики могут хорошо владеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач и ситуаций»,поэтому основной целью предмета «Русский язык и литература» является формирование и развитие способности практического применения коммуникативной компетенции учащихся как способности организовать свою речевую деятельность в различных ситуациях общения при помощи соответствующих языковых средств.
Новые подходы к обучению предполагают использование различных видов речевой деятельности в реальной жизни для получения и отбора, обработки и передачи необходимой информации в соответствии с коммуникативными задачами, поэтому основное внимание на уроках литературы уделяется работе с текстом.
В процессе преподавания предмета "Русский язык и литература" учителя сталкиваются с рядом проблем, связанных с формированием грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способность к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексия на них.
Такие проблемы вызвали следующие вопросы:
Какие методы наиболее эффективны в работе с текстом?
Как организовать работу в на уроке?
Каким образом стимулировать интерес учащихся к чтению?
Как создать оптимальные условия для реализации потребностей учащихся при работе с текстом?
Чтение текста - это не только воспроизведение и понимание текста, но и его осмысление, интерпретация и оценивание. Главное в данной работе, прежде всего, - это развитие навыков поискового и исследовательского чтения.
Чтобы улучшить навыки чтения и стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность учащихся, были апробированы разные методы и приемы, основанные на стратегиях критического мышления.
Применяя эффективные стратегии работы с текстом, можно улучшить не только собственную практику работы с текстом, но и научить учащихся лучше понимать содержание текста, осмысливать авторскую позицию, выражать свою точку зрения и аргументировать ее, обогатить словарный запас учеников.
Для начала был составлен подробный план действий, который включает в себя определение круга вопросов и проблем по применению новых подходов к чтению текстов, составления вопросов к анкетированию по выявлению уровня восприятия материала, выбору методов активного чтения, изучение литературы по данной проблеме.
Первым шагом в исследовании было изучение литературы по данной проблеме. К вопросам изучения текстов художественной литературы обращались многие ученые. Прежде всего внимательно были изучены труды Лотмана Ю.М., Рыбниковой М.А., в которых подчеркивалось , что "..литература — это познание мира, жизни человека, общества. Литература — это школа мировоззрения",что уроки литературы помогают в «нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста» [3,58].
Познакомившись с различными методами работы над текстом, основной целью в работе было найти те, которые раскроют потенциал каждого ученика. Наиболее актуальными стали методы, предложенные в книге «Учим детей мыслить критически»[1,14]- направленные на развитие у учащихся мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире.
Следующим шагом было проведение анкетирования с целью выявления уровня мотивации, восприятия и понимания художественного текста учащимися .
Было проведено небольшое анкетирование и получены результаты:
Анкета
Высказывания |
Верно |
Пожалуй, верно |
Пожалуй, неверно |
Нет, неверно |
1. Мне нравится читать |
||||
2. Мне трудно заставить себя читать. |
|
|||
3.Я стараюсь читать тексты внимательно , чтобы понять смысл. |
||||
4.Стараюсь узнать содержание текста у товарища. |
||||
5. Трудности в понимании текста делают его для меня еще более увлекательным. |
||||
6.Если тексты трудные для понимания и объемные , я быстро теряю интерес к дальнейшему чтению. |
||||
7. Знание содержания текста важнее ,чем его обсуждение |
||||
8.Если я понял текст ,то особо не расстраиваюсь |
||||
9. Я стараюсь осмыслить содержание текста , обсуждая его с кем-то |
||||
10.Мне нравится выражать свои мысли в устной форме |
||||
11. Мне нравится выражать свои мысли в письменной форме. |
Результаты опроса показали , что у учащихся имеются проблемы в чтении, в понимании прочитанного и умении работать с текстом (особенно, когда информация подается «в скрытом виде» ). Результаты анкетирования показали необходимость планирования активных форм и методов работы с текстом для улучшения его понимания.
«Подлинный познавательный процесс на любом этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей». По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению, поэтому следующим шагом стало определение предпочтений учеников согласно теории множественного интеллекта Гарднера и планирование эффективных методов на уроке , способствующих развитию мотивации и интереса к чтению.
Наблюдения за учащимися 11(12) класса на уроках литературы во время работы с текстом показали, во-первых, что многие из них предпочитают знакомство с произведением в кратком изложении или через пересказы других. Однако в таких условиях очень сложно строить конструктивный диалог.
Во-вторых, учащиеся имеют разный уровень владения речевыми компетенциями, поэтому не все ученики принимали участие в обсуждении произведения.
Предварительная работа с текстом показала, что ученики понимают текст поверхностно, не обращают внимание на детали,
не могут аргументировать свои ответы на поставленные вопросы,
не умеют сравнивать и делать выводы.
Это наблюдение еще раз заставило убедиться в необходимости использования интерактивных методов в работе с текстом.
Следующим этапом работы стало планирование уроков с использованием новых технологий с тщательным отбором материала для работы , « ставя себе целью научить на этом избранном материале искусству чтения, умению мыслить, видеть словом»[4.42].
На первом уроке по произведению М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
выяснилось, что многие ученики не до конца поняли текст, поэтому им сложно было понять мотивы поведения героев и их поступки. Детальное изучение текста по смысловым частям позволило учащимся лучше понять поступки героев и обратить внимание на художественные детали, помогающие раскрыть характеры персонажей.
Из всех стратегий работы с текстом хочется выделить стратегию «чтение в кружок» .Это такая форма работа , когда один из учащихся читает или пересказывает текст, а остальные слушают, следят по тексту, задают вопросы читающему. Само название этой стратегии предполагает, что учащиеся садятся в круг, имея постоянный зрительный и речевой контакт со всеми .Произведения, изучаемые в старших классах, очень объемные, поэтому, учитывая ответы учащихся при анкетировании ( они быстро теряют интерес при чтении больших текстов ),текст был разделен на смысловые части. Каждый ученик получил свой отрывок для чтения. Во время прочтения заданного текста ребята не отвлекались, а внимательно читали отрывки. Следуя правилам стратегии, каждый ученик старался внимательно слушать читающего, чтоб потом задать ему вопрос. Такой вид работы вызвал огромный интерес учеников к содержанию произведения М.Булгакова.
Еще одной из проблем стало вовлечение всех учащихся в обсуждение произведения, так как на уроке работали активно только 2-3 ученика ,
а остальные соглашались с мнением и не предлагали свои идеи.
Для решения данной задачи была организована групповая работа. Четкая дифференциация заданий дала возможность каждому участнику группы реализовать свои возможности. Так, в каждой группе были эксперт,спикер,генератор идей,секретарь,художник,оратор.
Выступления учащихся показали уровень осмысления содержания текста романа ,понимание авторской позиции, навыки сравнительной характеристики , кроме того устная презентация проекта способствовала развитию не только навыков чтения , но и говорения.
Новые подходы к изучению текста художественного произведения помогли учащимся не только понимать текст, но и делать выводы, выражать собственное отношение к событиям, героям, определять актуальность темы.
Литературовед Лотман Ю.М.утверждал, что "художественный текст обладает свойством выдавать различным читателям различную информацию - каждому в меру его понимания, именно ту, в которой он нуждается и к восприятию которой он подготовлен".Поэтому на уроке никогда не давался правильный ответ, не навязывался правильный ответ учителя, просто строился процесс поиска. Важным правилом на уроке стало включение личного,пусть небольшого жизненного опыта обучающихся в систему работы на уроке.
Подтверждением успешности используемых стратегий чтения и осмысления материала на уроке могут быть рефлексивные творческие работы учащихся.
Интерес к произведению вылился в инсценировании отрывка по пьесе А.Вампилова "Утиная охота", в которой участвовали все ученики класса.
Анализируя деятельность на уроках и еще раз убеждаясь в эффективности используемых стратегий, хочется выделить главное: учащиеся работают с интересом и осмысливают текст, если им предлагать задания исследовательского характера. Важно, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, которые необходимы для работы с художественным текстом .
Список литературы
1.Биярова С.Б. «К вопросу о воздействии обучающей среды на
мотивацию учащихся к чтению» Астана 2013г.(стр.86)
2.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. ,Муштавинская И.В. Развитие критического мышления 2003г.
3.Рыбникова М.А.Очерки по методике литературного чтения.-М.1985.-
с.58
4.Смелкова С.З. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроке словесности. Наука,1999.-с.55