Реализация аспектов образовательного проекта «ТЕМП» в условиях общеобразовательной организации

1
0
Материал опубликован 7 November 2016

Е.М. Серова

Челябинская область, г. Магнитогорск

Использование НРЭО региона во внеурочной деятельности

Основной задачей образовательной политики на современном этапе становится достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В Челябинской области был представлен новый образовательный проект «ТЕМП», направленный на подготовку квалифицированных кадров для экономики региона. Инициатива в первую очередь направлена на профориентацию и повышение мотивации школьников к выбору инженерных специальностей, что в дальнейшем поможет в решении главной задачи – подготовки кадров для региональной экономики. Решение её невозможно без интеграции всех уровней образования, производственной и социокультурной сферы. Содержание естественно-математического и технологического образования характеризуется многообразием и разнонаправленностью ценностей. Соответствующие ценности могут быть представлены в нескольких аспектах, в том числе и исторически-культурологическом, так как дисциплины естественно-математического и технологического плана насыщены примерами, идеями и методами, оказывающими непосредственное влияние на развитие культурного облика обучающихся, эрудиции и научного кругозора (например, некоторые математические или физические объекты являются памятниками культуры, знание которых соизмеримо со знанием исторических событий или произведений литературы) [1].

В рамках реализации данного аспекта образовательного проекта «ТЕМП» педагогами проблемно-творческой группы города Магнитогорска был разработан дистанционный лингвокраеведческий конкурс «Следуй за мной». Основными целями которого стали:

создание условия для формирования у обучающихся представления об Уральском регионе как привлекательном для реализации образовательных потребностей и профессиональных возможностей;

развитие лингвострановедческой компетенции обучающихся 9-11 классов;

формирование у обучающихся старших классов целостного представления об истории, культуре и промышленности города Магнитогорска и Челябинской области.

Организаторами конкурса выступили управление образования администрации города Магнитогорска, МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», городская проблемно-творческая группа «Материалы НРЭО при подготовке к итоговой аттестации», а также ресурсный центр по работе с одаренными детьми МАОУ «СОШ №56 УИМ». Конкурс имел познавательный характер и состоял из двух содержательных этапов: филологического, направленного на проверку знаний учащихся краеведческого характера и технологического, предполагавшего работу со статистической информацией об ОАО «ММК», представленной в виде схем и инструкций к организации и осуществлению производственных процессов.

Взяв за основу главную задачу образования - научить обучаемого самостоятельно работать, самому выстраивать систему своих знаний, исходя из собственных запросов, возможностей и устремлений, при разработке комплекса заданий группой был применен широкий спектр современных педагогических технологий: использование цифровых ресурсов, технология учебного исследования при обучении, технология смыслового чтения, дистанционные технологии.

Дистанционный режим конкурса всегда отличается от традиционного. Протяженный во времени (от нескольких недель до двух месяцев) дистанционный конкурс предоставлял участнику возможность «добыть» информацию, воспользовавшись различными источниками, обдумать решение и отправить выполненное задание, самостоятельно изучив тот или иной вопрос. Приоритетной деятельностью становится исследовательская деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Следует отметить разнообразие заданий: от самых простых на знание общих сведений о родном городе до сложных, требующих консультации различных источников. В заданиях первого этапа преобладали вопросы с множественным выбором - ответить на вербальный стимул (вопрос или незаконченное высказывание), выбрав ответ из списка предложенных вариантов. Один из этих вариантов является правильным, а остальные (в количестве двух или трех) – отвлекающими, так как содержат дистракторы. (рис. 1)

Рис. 1

Вопросы с выбором ответа использовались для проверки как языковой (лексико-грамматические тесты), так и дискурсивной компетенции (понимание письменных текстов). Лексико-грамматические тесты с выбором ответа были созданы на базе связного текста, для понимания которого недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. При создании данного задания учителями принимались во внимание стратегии смыслового чтения.

Задания второго этапа отличались использованием схем (ступени производства, структура менеджмента) и изображений продукции, которые помогали не только сориентироваться в задании, но и лучше усвоить лексический материал, в данном случае названия продукции, выпускаемой ОАО «ММК» (рис.2).

Рис.2

Ввиду того, что конкурс виртуальный (предполагает наличие АРМ участника), то ряд заданий носил характер взаимодействия и ориентирования в Интернете. Так для успешного выполнения заданий второго этапа учащимся было предложено обратиться к официальному сайту ОАО «ММК». Позднее многие ребята признались, что и не подозревали о существовании разнообразия выпускаемой продукции и широты спектра ее применения в различных областях не только региональной и российской промышленности, но и промышленности мирового уровня.

Очень важной составляющей и показателем высокого статуса конкурса является участие специалистов: работники краеведческого музея города Магнитогорска, преподаватели-энтузиасты, представители ОАО «ММК». За длинными названиями важных учреждений стоят реальные люди, которых тоже нужно было заинтересовать.

Конкурс завершился. Осталось подвести итоги, наградить победителей, отметить участников, проанализировать плюсы и минусы, провести рефлексию проделанной работы: что понравилось, а что нет, что надо сохранить, а формат какого задания следует подвергнуть изменениям. Но уже можно сделать вывод, что включение подобных конкурсов в программу образовательного процесса позволяет реализовать часть аспектов образовательной программы “ТЕМП”, таких как знакомство с деятельностью градообразующего предприятия, формирование навыков работы исследовательского характера и мотивация к выбору профессии.


 

Список литературы:

Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации