12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лепешкина Наталья Викторовна34

Конспект занятия «Профилактика девиантного поведения»


Подготовила

социальный педагог МАОУ СШ № 5 г. Павлово

Лепешкина Наталья Викторовна


Актуальность: в настоящее время проблема девиантного поведения подростков
приобрела особую значимость в связи с общесистемным кризисом нашего
общества. Экономическое неравенство, массовая глобализация, свободный
доступ к информации, развитие демократии, а также социальные явления
часто становятся причиной негативных реакций в подростковой среде.
Молодёжь бунтует против несправедливости, устоявшихся или навязанных
моральных принципов.

Целевая аудитория: учащиеся 6-8 классов / 13-15 лет

Цель: формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение.

Задачи:

1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.

2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.

3. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.

Форма проведения:  интеллектуальная игра с элементами беседы и  выступлением учащихся.

Материалы: по 10 жетонов для каждого участника, карточки с названиями ценностей, проектор, ноутбук.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент

Вот они, главные истины эти,
Поздно заметили, поздно учли,
Нет, не рождаются
«ТРУДНЫМИ» дети,
Просто им вовремя не помогли

II. Основная часть

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о разрушающем поведении. И тема нашего занятия «Профилактика девиантного поведения».

Итак, как вы думаете, что такое девиантного поведение? (ответы учащихся)

Учитель: Девиантное поведение (лат. deviation – отклонение) – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Девиантное поведение может быть как позитивным, так и негативным.

Позитивное девиантное поведение не наносит вред обществу (необычный дар или талант, величайшие умственные способности, самоотверженный героизм).

Негативное девиантное поведение разрушает общественные отношения (алкоголизм, наркомания, преступность, суицид, игровая зависимость).

Ребята, а сейчас давайте посмотрим видео «10 самых невероятных добрых поступков», а затем обсудим его (просмотр видео).

https://www.youtube.com/watch?v=Oy7A66cRfZc

Учитель: Что движет людьми на совершение добрых поступков? Какие добрые поступки совершили Вы? (ответы учащихся)

Учитель: Каждый человек в своей жизни каждый день совершает ряд разнообразных поступков. Хороший поступок приносит пользу, радость людям.

Плохой огорчает, приносит неприятности. За плохой поступок нам приходится отвечать, нести ответственность. Одним из примеров плохого поступка является правонарушение. Ведь совершив правонарушение, человек знает последствия, но рискует, видя какой-то плюс для себя.

Для примера давайте с вами выполним упражнение «Что я выиграю / что я потеряю».

Предлагаю вам разделиться на 3 группы. Каждой группе предстоит ответить на два вопроса: «Что я выиграю от совершения правонарушения?», «Что я потеряю от совершения правонарушения?». Варианты ответа необходимо записать на листах.

Для рассмотрения дается конкретная ситуация неправомерного поведения: для первой группы - «кража мобильного телефона», для второй группы - «хулиганство в общественном транспорте», для третьей группы - «избиение одноклассника» (учащиеся выполняют задание).

Учитель: ребята, время окончено, давайте приступим с Вами к обсуждению работ (выслушиваются все возможные варианты ответов, создаются свои групповые определения последствий).

Учитель: молодцы ребята, с заданием справились. А сейчас скажите мне, пожалуйста, что является основой появления негативной девиации? (ответы учащихся)

Учитель: правильно, основой появления негативной девиации является воспитание и поведение, а также общество в которое попадает человек. Контроль девиантного поведения включает 2 элемента.

Общественное мнение – это совокупность представлений, оценок и суждений, разделяемых большинством населения.

Самооценка – информация человека о себе, она может быть как высокой так и низкой.

Повышай свою самооценку. Отойди от негативного девиантного поведения. Ты должен поверить в себя, определить для себя жизненно-важные ценности и помочь своим друзьям. Ценность - это важность, значимость, полезность чего либо.

Какие виды ценности вы знаете?

Здоровье, свобода, любовь, дружба, семья, материальная обеспеченность, благополучие близких, признание (уважение окружающих, популярность, интересная работа, качественное образование, развлечения, отдых, хобби, творчество (ответы учащихся).

Учитель: молодцы ребята, давайте в закрепление темы проведем с вами игру, которая называется «На что потратить свою жизнь?». Данная игра поможет каждому ответить на поставленный вопрос.

Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. (Раздаются каждому обучающемуся жетоны).

Перед вами стоит выбор: потратить жетоны или сэкономить.

На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу. Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить. Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор:

1. Хорошая просторная квартира либо дом (1 жетон) или Новый спортивный автомобиль (1 жетон)

2. Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга (2 жетона) или Полная гарантия того, что девушка (юноша, на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж, действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем) (2 жетона)

3. Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон) или Один настоящий друг (2 жетона)

4. Хорошее образование (2 жетона) или Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона)

5. Здоровая семья (2 жетона) или Всемирная слава (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

6. Изменить любую черту своей внешности (1 жетон) или Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона)

7. Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (2 жетона) или Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

8. Чистая совесть (2 жетона) или Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали (2 жетона)

9. Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите (2 жетона) либо Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого (2 жетона)

10. Семь дополнительных лет жизни (3 жетона) или Безболезненная смерть, когда придет время (3 жетона)

Все, больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают. Переходим к обсуждению игры.

Учитель: я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры? (ответы учащихся)

Учитель: большинство ваших предложений действительно разумны и правильны. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно отменить последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

III. Вывод

Учитель: ребята, вы должны помнить: хорошие, а особенно плохие привычки имеют долгую память. Делайте из этого правильный вывод.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!

Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался не допускать негативных девиаций в своем поведении и тем самым изменил мир в лучшую сторону. У каждого человека есть выбор делать добро или зло. Закончить урок я бы хотела словами Евгения Евтушенко:

Пусть нам не дано

Изменить все немедля, 

как хочется, – 

Когда изменяемся мы,

Изменяется мир.

IV. Рефлексия

Упражнение «Взгляд в будущее». Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте три
глубоких вдоха. Представь себе, что ты ночью лежишь в своей постели и видишь прекрасный сон. Ты видишь самого себя через пять лет… Обрати внимание, как ты выглядишь через пять лет; где ты живешь? что ты делаешь? Ты еще продолжаешь ходить в школу или ты уже работаешь? За что именно ты отвечаешь?

V. Домашнее задание

Напишите эссе  по высказыванию Ф.М. Достоевского «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».  

VI. Список литературы

1. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – Москва: Изд. «Первое сентября», 2003

2.Программа профилактического тренинга для подростков «СТУПЕНИ». Руководство для тренера/Под ред. Р.В.Йорика и А.В.Шаболтас – СПб.: Врачи детям, 2009

3. Хаткевич О. А. Переходный возраст. – Минск: Изд. ООО «Красико – принт», 2003





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.