Конспект занятий по профилактике девиантного поведения
Конспект занятий с элементами тренинга по профилактике девиантного поведения среди обучающихся 8-х классов.
Подготовила
педагог-психолог Нарышкинской средней общеобразовательной школы №1 им. Н.И. Зубилина
Афоничева Елена Васильевна
Цель: профилактика девиантного поведения подростков
Задачи:
- показать подросткам необходимость анализа собственных эмоций и чувств.
- научить обучающихся сотрудничать, поддерживать дружеские отношения.
- повышение мотивационной сферы личности обучающихся.
- повышение уверенности в себе.
- научить обучающихся ставить перед собой реальные жизненные цели, учитывая свои способности и желания.
Цикл занятий: рассчитан на 2 учебные недели, занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут.
Оборудование: бланки с заданиями, мяч, колокольчики, повязки на глаза, старые газеты, клей, скотч, ватман, карточки «Мафия», листы бумаги, ручки.
№ п\п | Ход занятия | Содержание занятия |
Занятие № 1 | ||
1 | Ритуал приветствия | Дети встают и хором говорят: «Здравствуйте!» при этом хлопая в ладоши на каждом слоге. |
2 | Активатор «Мяч по кругу» | Участники встают в круг, держа руки с открытыми вверх ладонями на уровне талии. Необходимо прокатить мяч по ладоням по кругу так, чтобы он не упал на пол. Сначала пускают мяч по кругу по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Желательно, чтобы темп игры был как можно более быстрым. |
3 | «Опиши состояние» | Участники получают карточки с названиями состояний, чувств, эмоций (сосредоточенность, страх, вдохновение, радость, обида, возбуждение, скука, рассеянность, удивление и т.п.). Им нужно как можно точнее описать эти состояния. |
4 | «Иван-царевич и Кощей» | Психолог предлагает одному из участников играть роль Ивана-царевича, который ищет свою жену. Другому – роль Кощея, который ее заколдовал и хочет обмануть Ивана. Также психолог выбирает трех девочек, одна из которых жена Ивана-царевича. Незаметно от Кощея она пытается дать какой-то знак мужу – подмигнуть, почесать нос и т.п. Задача Ивана – увидеть знак и быстро схватить жену. Задача Кощея – ее не пустить. Побеждает тот, кто увидит знак жены первым и быстрее среагирует. |
5 | «Хранители клада» | Соревнуются две пары подростков. Участникам первой пары на шею вешаются маленькие колокольчики. Они встают у одной из стен класса. Около другой стены кладут «клад» - любой предмет. Участникам второй пары завязывают глаза. Они – хранители клада. Участникам первой пары нужно тихо пройти мимо хранителей (держать колокольчик руками нельзя) и добраться до клада. Цель хранителей - поймать воришек. |
6 | Рефлексия | Детям раздаются бланки с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить. Спасибо за… Хорошо, что… Мне понравилось… |
7 | Ритуал прощания | Дети хором произносят: «Спасибо за отличную работу!» |
Занятие № 2 | ||
1 | Ритуал приветствия | Дети встают и хором говорят: «Здравствуйте!» при этом хлопая в ладоши на каждом слоге. |
2 | Активатор «Помощь» | Дайте каждому участнику банковскую резинку. Предложите надеть резинку на мизинец и большой палец левой руки так, чтобы резинка была с внешней стороны ладони. Попросите участников без помощи правой руки снять резинку. Пусть участники попробуют все способы, которые приходят им в голову. Единственное решение – это попросить помощи у других участников, которые могут снять резинку, не нарушая условия. |
3 | «Путаница» | Психолог разбивает участников на группы. Просит их встать в круг. Каждый участник должен протянуть руки вперед и по сигналу психолога группа должна соединить руки внутри круга. При этом следует учесть, что нельзя держать руку человека, стоящего рядом, и нельзя держать обе руки одного человека. В результате должен получиться узел (запутанный круг). По сигналу психолога группе необходимо распутаться, чтобы создать круг, не отпуская рук. В круге стоять как лицом, так и спиной внутрь. |
4 | «Башня» | Психолог разбивает участников на группы, которым дается задание: используя старые газеты, клей, скотч, построить башню. Победить та группа, у которой получится самая высокая и самая устойчивая башня. |
5 | «Картина» | Психолог на листе ватмана начинает рисовать один элемент картины, после каждый участник рисует на ней свой элемент и передает другому. |
6 | Рефлексия | Детям раздаются бланки с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить. Спасибо за… Хорошо, что… Мне понравилось… |
7 | Ритуал прощания | Дети хором произносят: «Спасибо за отличную работу!» |
Занятие № 3 | ||
1 | Ритуал приветствия | Дети встают и хором говорят: «Здравствуйте!» при этом хлопая в ладоши на каждом слоге. |
2 | Активатор «Печатная машинка» | Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждым по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши. |
3 | «Что делать, когда мотивы борются друг с другом» | Психолог предлагает подросткам обсудить ситуации, когда им необходимо выбирать между противоположными мотивами, и рассказать о своих действиях в таких ситуациях. Например, хочется поздно уйти гулять – но не хочется наказания от мамы за поздние прогулки. Хочется получать много «лайков» - но не хочется готовить материалы, которые надо выложить. Хочется получить хорошие отметки в четверти – но не хочется регулярно выполнять домашние задания. |
4 | «Возьми пятерку» | Соревнуются двое подростков. Им завязывают глаза, а позади каждого на полу кладется лист бумаги с написанной на нем «пятеркой». По команде психолога подростки делают 5 шагов вперед, затем три раза поворачиваются вокруг себя. После этого им предлагается вернуться назад и понять лист с «пятеркой». Побеждает тот, кто сумеет это сделать хотя бы после нескольких попыток. |
5 | «Город уверенности» | Психолог предлагает всем вместе написать рассказ о городе, в котором собрались и живут самые неуверенные люди из всех живущих на Земле. Кто-то начинает первым и говорит одну-две фразы, с которых начинается повествование. Далее участники по очереди продолжают рассказ. |
6 | Рефлексия | Детям раздаются бланки с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить. Спасибо за… Хорошо, что… Мне понравилось… |
7 | Ритуал прощания | Дети хором произносят: «Спасибо за отличную работу!» |
Занятие № 4 | ||
1 | Ритуал приветствия | Дети встают и хором говорят: «Здравствуйте!» при этом хлопая в ладоши на каждом слоге. |
2 | Активатор «Бананы-бананы» | Участники встают в круг. Психолог предлагает повторять за ним слова, интонацию и движения. Интонация к каждому циклу слов и движений: обычная, грозным голосом, низким, пискляво и т.п. Цикл слов и движений: «Бананы-бананы» - обе руки выбрасываются сначала влево, потом вправо, пальцы как будто брызжут водой на кото-то; «Срываем бананы» - то же движение рук, пальцы как будто срывают что-то; «Чистим бананы» - то же движение рук, пальцы как будто снимают кожуру с банана; «Едим бананы» - поочередно подносим руки ко рту, словно едим воображаемые бананы. |
3 | «Жизненные трудности человека» | Учащимся предлагается определить и записать те жизненные трудности, которые поджидают человека на жизненном пути. Затем психолог открывает доску, на которой записаны трудности в жизни человека. Учащимся предлагается сравнить и обсудить то, что у них получилось. Трудности могут быть связаны: с деятельностью человека, особенностями его характера, жизненными ситуациями, его поведением. Трудности могут быть вызваны: плохими привычками, недостатком общения, плохими качествами характера, манерой поведения. |
4 | «Советы родителям» | Учащимся предлагается подготовить советы родителям по преодолению жизненных трудностей их детьми. На каждом листочке – один совет. Все листочки перемешиваются, а потом вслух зачитываются психологом. |
5 | «Мафия» | Участникам предлагается представиться – выбрать любое имяи любую социальную роль для дальнейшей игры. Например: «Моника – владелица цветочного магазина». Далее раздаются карточки, где тоже заданы определенные роли: мирный житель, мафия. Психолог предлагает участникам закрыть глаза («Приходит ночь – все спят»), глаза открывает мафия и без слов договаривается, кого она убьет. После сообщается, кто выбывает из игры. Задача группы – в ходе обсуждения вычислить мафию. При помощи прямого голосования группа решает, кого она «убьет», этот участник выбывает из игры. Если в результате последним остается мирный житель, то побеждают мирные жители, если все мирные жители погибают, то побеждает мафия. |
6 | Рефлексия | Детям раздаются бланки с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить. Спасибо за… Хорошо, что… Мне понравилось… |
7 | Ритуал прощания | Дети хором произносят: «Спасибо за отличную работу!» |
Список использованной литературы:
Павлова М.А. Психогимнастические упражнения для школьников: разминки, энергизаторы, активаторы / авт.-сост. М.А. Павлова. – Изд. 3-е – Волгоград: Учитель. – 87с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – 4-е изд., перераб. – М.: Генезис, 2019. – 160с.
Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного пведения. 5-11 классы: поведенческие программы, социально-психологические тренинги / авт.-сост. И.А. Устюгова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 148 с.
Голубева Ю.А. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / авт.-сост. Ю.А. Голубева. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Методкнига. – 196 с.