​​Профилактика девиантного поведения младших школьников (конспект занятия для классного руководителя)

1
0
Материал опубликован 18 February 2022

Профилактика девиантного поведения младших школьников

(конспект занятия для классного руководителя)

Вводная часть для ознакомления с проблематикой:

Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов.

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающее  какие - то социальные и культурные нормы (В.М. Цулейко)

В школьной жизни учащегося  с девиантным поведением называют чаще всего трудный ребенок.

Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение (А.И. Селецкий, С.А. Тарарухин).

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.

Чтобы лучше понимать специфику девиантного поведения младших школьников, целесообразно дать краткую характеристику психологических особенностей данной возрастной группы.

Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 9 лет и представляет собой довольно непростой во многих отношениях отрезок времени. Именно на этот период приходится адаптация к школе. Причем, происходит это у всех детей по-разному, в зависимости от типа темперамента и личностных особенностей . Если дети-холерики, или дети-сангвиники постоянно отвлекаются на уроках, мешают учителю и одноклассникам, на переменах шумят и даже дерутся, то, например, меланхолики, чувствуют себя зажатыми и стеснительными. Иногда в период адаптации дети могут терять аппетит, у них может нарушаться сон и увеличиваться плаксивость. Подобные функциональные отклонения связаны, в первую очередь, с психической и физической нагрузкой, которые испытывает ребенок в связи с изменением образа жизни и, соответственно, возросшим к нему требованиям со стороны учителей и родителей.

Также важно учитывать, что в этом возрасте еще не до конца сформировано критическое мышление, соответственно, ребенок еще не в состоянии полностью правильно оценить свои поступки и их последствия. Также важную роль играет и воспитание в семье. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, то, попадая в среду, вводящую правила и ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт, что также может стать причиной проявлений девиантного поведения в разных его формах. В особенной степени это относится к тем детям, которые по каким-либо причинам не посещали детский сад, соответственно, начальная степень социализации ими пройдена не в полной мере.

Безусловно, девиантное поведение поддается корректировке. Его можно исправить совместными усилиями родителей и педагогов. 

Действия учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста:

  1. Наблюдение за поведением: во время уроков, во внеурочное время, во время посещения столовой, во время посещения театров, выставок, экскурсий,

 во время перемены, во время игр.

2. Профилактическая работа с детьми с целью формирования у школьников знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья.

Занятие “Я готов меняться”

Оборудование: стулья, повязка на глаза, мяч, лист бумаги, гуашь.

Цель: формирование навыков конструктивного общения; обучение приемам управления своим поведением, настроением.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия.

Упражнение “Новости”: ребята рассказывают о прожитой неделе — новостях, событиях. 

Игра «Я знаю»: со словами «Я знаю десять имен девочек (названий животных, игрушек, месяцев и так далее по количеству участников) учитель бросает мяч любому ребенку, при каждом броске делается хлопок и называет одно слово, и дальше дети бросают мяч друг другу пока не охватят всех участников.

  1.  Основная часть.

 Упражнение «Артист». Изобрази мимикой, движениями различные эмоции, настроения: «Вот такой малыш» 

«Ох, как плачет малыш — что медведь рычит. 

А смеется малыш — что ручей журчит. 

А уж слезы текут — будто дождик льет. 

Улыбается малыш – будто солнце взойдет. 

Вот такой он малыш – мальчик мой». (Е. Юдин)

«Капризуля мальчик Марк, не унять его никак 

Улыбнется он на миг, засияет солнца лик». (Н. Померанцева)

(1-2 строка: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочередно обоими плечами вперед и назад. 3-4 строка: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.) 

Упражнение «Рисуем эмоции пальцами» (направлено на выражение осознания своего эмоционального благополучия, неважно, сюжетным ли будет рисунок).

Ребятам предлагается нарисовать свои эмоции без кисточки – пальцами. Можно даже просто нарисовать какие–то пятна, важно, чтобы дети имели возможность выразить себя, свои эмоции на листе бумаги. 

Упражнение «Плохо — хорошо». Попробуйте составить список полезного и вредного в ситуации: «Ученик сбежал с урока» ​​​​​​​

Хорошо

Плохо

дышал свежим воздухом

пропустил новую тему

отдохнул

рисковал своей жизнью

общался с друзьями

накажут

Какой столбик получился длиннее? А вы стали бы сбегать с уроков? 

4. Рефлексия. Закончи предложение «Самое важное для меня………..» «Сегодня на занятии я испытал чувства……….» 

5. Релаксация. «Ковер-самолет» Исходная позиция – лежа на спине. «Ты ложишься на волшебный ковер-самолет; он плавно и медленно поднимается, несет тебя по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталое тело, отдыхай. Далеко внизу проплывают дома, леса, поля, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашем классе. Потянись, сделай глубокий вдох и выдох.

Откройте глаза, медленно и аккуратно сядьте. Расскажите, как вы себя чувствуете?

 


Комментарии
Комментариев пока нет.