Конспект занятия в рамках программы «Профилактика девиантного поведения»
Конспект занятия в рамках программы «Профилактика девиантного поведения »
Цель: формирование устойчивого понимания негативных и позитивных поведенческих проявлений с точки зрения этики
Задачи: .
1.Формирование ответственности у подростка за свои поступки.
2. Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.
3. Профилактика безнадзорности и беспризорности, социальной дезадаптации и правонарушений подростков.
Основные задачи:
1. Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.
2. Помочь участникам оценить и скорректировать установки относительно противоправного поведения в целом и своего, в частности.
3. Повысить уровень знаний участников тренинга об их правах, обязанностях, причинах и последствиях правонарушений.
4. Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
5. Вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений.
Методология: использование элементов когнитивно-поведенческой терапии.
Форма занятия – обсуждение, беседа.
Ход занятия:
Упр. « Знакомство».
Каждый участник тренинга по очереди называет своё имя и кратко описывает своё эмоциональное состояние.
Упражнение «Правила группы»
Ознакомление с правилами группы.
- Активность каждого участника.
-Откровенность, искренность.
- «Правило поднятой руки».
-Добровольное высказывание собственного мнения.
- Чувство уважения ко мнению каждого участника.
- Не критиковать себя и других.
- Не перебивать, слушать других.
-Говорить от своего имени.
-Личную, конфиденциальную информацию не выносить за пределы тренинга.
- Говорить по очереди, кратко и разборчиво, предоставляя слово каждому.
3)Упр. «Что такое хорошо, что такое плохо»
детям последовательно предъявляется набор сюжетных картинок. Обязательно соблюдается последовательность – от негативных сюжетов к позитивным. В процессе работы детям задаются одни и те же вопросы (допускаются модификации, изменения и импровизации). Психолог мотивирует детей на обсуждение, высказывание своей точки зрения, поощряет активность, поддерживает неуверенных и не умеющих внятно выразить свою точку зрения.
Вопросы:
Что вы видите на картинке?
Действия, изображенные на картинке, хорошие или плохие?
Можете ли вы представить себя на этой картинке? Где вы?
Какие действия являются хорошими? Почему?
Какие действия вы считаете плохими? Почему?
Что такое бездействие? Всегда ли это плохо?
Что чувствуют люди, которым плохо?
Что чувствуют люди, которым хорошо?
Нужно ли помогать тем, кому плохо?
Что могли бы сделать вы, чтобы помочь тому, кому плохо?
Что вы чувствуете, когда помогаете тому, кому плохо?
Вы всегда понимаете, когда поступаете плохо?
Что вы чувствуете, когда совершаете плохой поступок?
Что вы чувствуете, когда совершаете добрый поступок?
Стимульный материал
Падение | Драка |
Травля | Насмешка |
Баловство Кража | Агрессия Ссора родителей |
Злоба | Доброта |
Помощь | Дружба |
4)Упражнение «Ассоциации»
Участникам тренинга предлагают по очереди называть ассоциации, возникающие у них по отношению к слову «закон». Ассоциации записывают на доске. Обсуждение Š Сразу ли вы нашли ассоциации к слову «закон»? Š Что вызывает это слово — покой или тревогу в душе? Š Почему?
5) Упражнение «Как сдержать агрессию?»
Участники работают в группах.
- Предложите свой вариант, как удержаться от агрессивного поведения. Каждая группа выдвигает свои предложения, которые записываются на доске.
6) Упражнение «Спасибо тебе, что ты есть».
«Сейчас мы будем перебрасывать друг другу вот этот предмет». И показывает маленький мячик (клубочек, маленькую мягкую игрушку и т.д.). «Тот, кому я дам его, должен будет поймать мячик, выбрать другого участника, бросить ему мячик и сказать: «Спасибо тебе, что ты есть. Благодаря тебе я...» – и продолжить фразу. Тот участник, которому кинули предмет и сказали фразу, отвечает: «Спасибо тебе. Мне нужно, чтобы меня кто-то ценил». Потом он кидает предмет любому другому участнику, и все повторяется. Начали!»
В завершении занятия стоит спросить детей об их состоянии, поблагодарить за активность и откровенность. Сделать акцент на том, что проговаривание ситуаций является осознанием этих ситуаций. Постараться донести мысль о том, что истинная природа человека заключается в том, чтобы быть добрым. А быть добрым - значит быть сильным, благородным и справедливым.