Профилактика экзаменационного стресса |
Работа с родителями - Беседы, консультации для родителей |
Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Стресс возникает не только не только при нагрузке, но и при отсутствии её. Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью.
Уважаемые родители!
Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу …».
Что бы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, - явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем
Тревожность - это поток чувств, сфокусированных на страхе: что- то плохое должно случиться. Это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди.
3 фазы реагирования на стресс:
-1 реакция – тревоги (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.). -2 реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком) -3 реакция – истощения (после длительного напряжения, понижается способность организма к сопротивлению) Признаки стрессового напряжения:
К выпускному классу у учеников вырабатывается стереотипы работы. Ребенок много раз отвечал устно и письменно, ситуация проверки знаний не является новой. Определенное волнение, связанное с новизной самой процедуры экзаменов, достаточно легко нормализуется путем представления необходимой информации, т.е. подробного рассказа о том, каким образом проходят экзамены, и мысленно проигрыванием волнующей ситуации. Проблема заключается в следующем: Первые выпускные экзамены совпадают с периодом, когда человек прекращает заниматься деятельностью предписанной всем. Встает двойная необходимость: 1- Выбор дальнейшего жизненного пути. Чтобы сделать выбор, необходимо разобраться в своих особенностях, желаниях, интересах. 2- Даже в случае, если выбор сделан, нет никакой гарантии, что он может быть реализован. Нужно доказать и выдержать определенную конкуренцию. Вывод: Решение возникшей двойной задачи, требует от подростка принять на себя ответственность за дальнейшую жизнь. Выводы, сделанные в данный период, могут существенно скорректировать направление личностного развития. 1-м шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Создание условий успеха для подростков: - Осознать ребенком, от чего же зависит успешность в том или ином начинании, - Возможные стратегии выбора, - Способствование повышению уверенности в своих силах, - Укрепление чувства собственного достоинства, - Научиться выявлять область, в которой требуется помощь от других людей, и просить о помощи без ущерба чувству собственного достоинства Рекомендации по преодолению стресса:
http://www.vashpsixolog.ru http://spc-zhodino.by |
Амина Ю.
Дмитриева Оксана Леонидовна
Седова Ольга Анатольевна
Дмитриева Оксана Леонидовна
Александрова Марина Александровна