12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Шукшина100
Россия, Удмуртская респ., Сарапул

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»

В.А. Сухомлинский

 

Наверное, все знают, что у детей часто встречаются нарушения физического развития в частности нарушения опорно-двигательного аппарата.

Частым отклонением со стороны опорно - двигательного аппарата является ПЛОСКОСТОПИЕ, которое проявляется в виде уплощения стопы и считается одним из тяжелых ортопедических заболеваний.

По статистике более 65 процентов детей уже к школьному возрасту имеют различные формы плоскостопия. Еще больше больных выходит из школы.

Зачастую взрослые (родители) даже не понимают всю серьезность этого заболевания, они считают, что это пройдет – ведь ребенок же не инвалид. Но плоскостопие само никогда не проходит. Хорошо известно, что запущенные случаи плоскостопия нередко ведут за собой глубокие расстройства здоровья и даже приводят к инвалидности. Стопа является дистальным (дальним) сегментом нижней конечности, при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию. Вследствии деформации стопы нарушается ходьба, ребенку трудно при ходьбе выполнять перекаты с пятки на носок. При ходьбе поворачивают туловище направо и налево им свойственна «гусиная ходьба», дети быстро устают. В прыжках трудно энергично оттолкнуться, бег выполняется тяжело – на всей ступне, координация между движениями рук и ног, ухудшается устойчивость в равновесии. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы - справа или слева - приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза. Все это отрицательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов и систем, ведет к нарушению осанки и всего опорно – двигательного аппарата, к снижению двигательной активности. В раннем детском возрасте плоскостопие обычно безболезненно, в дальнейшем же по мере роста ребенка, этот недостаток может увеличиваться и причинить много неприятностей.

Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на вес организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы начиная уже с раннего возраста.

Спровоцировать развитие плоскостопия как патологии у детей могут, прежде всего факторы, ослабляющие мышечно-связочный аппарат стопы: прежде всего это интенсивный рост ребенка, где формирование скелета еще не закончено, длительное пребывание на ногах, нерациональные нагрузки (длительное пребывание на ногах, поднятие тяжестей), травмы стопы и голеностопного сустава, некоторые врожденные состояния (косолапость), тяжелые инфекции и их осложнения (полиомиелит), перенесенный в детстве рахит, избыточный вес (быстрое нарастание массы тела ведет к уплощению стопы), ношение неудобной обуви.

Из всех перечисленных факторов можно сделать один вывод, что плоскостопие у детей может появиться и у здорового ребенка, причем спровоцировать его могут сами взрослые (родители). По статистике 80% плоскостопия приходится на статическое, то есть возникшее при избыточном весе, нагрузок или неправильной обуви. Бороться с уже имеющимся плоскостопием непросто. Процесс этот длительный и трудоемкий и порой требует немалых материальных вложений. Особенно тогда, когда патологический процесс зашел далеко. Поэтому необходимо предпринимать меры заранее. Обсудим сегодня две важные проблемы:

обувь, которую носит ребенок,

упражнения, предупреждающие развитие патологии (ребенок, не занимающийся утренней зарядкой и физической культурой, подвержен большей степени развитию плоскостопия).

Какой же должна быть обувь, способствующая предупреждению деформации стопы дошкольника?

Можно сколько угодно издеваться над безвкусной и страшноватой

советской детской обувью, но медицинские требования выполнялись в них неукоснительно.

Для правильного формирования растущей детской стопы обувь обязательно должна иметь:

жесткий задник, фиксирующий пятку,

небольшой каблучок высотой полсантиметра (не больше и не меньше)

стельку с небольшим упругим утолщением (супинатором) на внутренней стороне стопы.

А теперь посмотрите на современную обувь для малышей, которую предлагают нам торговцы. Шлепанцы, тапочки на абсолютно плоской подошве. Туфельки с носами от нарочито тупых до сверхзауженных.

Другая крайность - современные кроссовки: настолько пружинящие при ходьбе и беге, что полностью освобождают от этой функции стопу, и она, как и любая мышечная конструкция, начинает “лениться”. Вышеописанная обувь, может быть, и привьет хороший вкус вашему ребенку (а, скорее всего, просто потешит ваше собственное тщеславие), но вполне реально наградит его плоскостопием.

Также хочется заострить внимание на то что, донашивать чужую, пусть крепкую, красивую обувь нельзя ни в коем случае, так как разношенная чужой ногой колодка по сути дела становится отпечатком чужой стопы и неправильно распределяет нагрузку на ступни.

Перед тем как надеть обувь на ребенка, нужно учитывать то, что на 2, а то и на 3 размера больше его собственного размера, обувь только навредит ему. Свободная обувь не поможет утомленным мышцам стоп удержать ее в правильном положении, а тесная нарушит кровообращение и ноги не восстанавливаются после нагрузок.

Помните, надевая на ребенка обувь от старшей сестры или брата – это не всегда экономия на средствах, можно заработать такую болячку как детское плоскостопие. Так как же правильно подобрать для ребенка обувь?

"Виновницей" приобретенного плоскостопия может оказаться неверно подобранная обувь. Как только ребенок начинает вставать значит, пришла пора покупать ему первые ботики. Обычно это происходит в период с 7- 8 месяцев.

 

Критерии "правильной" детской обуви обозначаются довольно четко.

* Обувь должна соответствовала форме и размеру стопы. Иметь в носочной части припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок.

*В ее изготовлении (включая стельки) должны использоваться дышащие, натуральные материалы. Для обеспечения оптимального температурно-влажностного режима внутриобувного пространства необходимы такие конструктивные решения (переплетение ремешков, дополнительные «окошки» и др.), которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви. Перегрев стопы ведет к расслаблению мышц и, в следствие, снижению свода стопы формированием в последующем плоскостопия.

*Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш не натер кожу вокруг голеностопных суставов.

*Обувь должна плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или "липучек", но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть слишком свободными. 

*Задник должен быть высоким, жестким, достигающим границы нижней или средней трети голени. Это необходимо для того, чтобы избежать бокового искривления в голеностопном суставе.

*Подошва должна быть жесткой и гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, при этом способствует быстрому утомлению. Нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную).

*Слишком мягкая подошва (например в чешках) также недопустима, так как способствует формированию плоскостопия при ходьбе по жесткому грунту, асфальту или полу.

*А также устойчивой, не скользкой и с каблучком. (высота каблука не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, ее рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар о твердую поверхность при ходьбе, и, кроме того, повышает износоустойчивость обуви).

*Подошва должна быть устойчивой и нескользкой, с маленьким каблучком. Кроме того, она должна быть жесткой и гибкой. Это препятствует переразгибанию в суставах стопы и перерастяжению связок. А для дома малышу вполне подойдут ботиночки на кожаной подошве.

*В обуви для детей до 2-х лет не должно быть супинатора, ведь функцию амортизатора выполняет та самая "жировая подушечка", в противном случае он будет препятствовать нормальному формированию сводов стопы. Правда, все очень индивидуально. Возможно, некоторым малышам придется выбирать обувь без супинатора и в старшем возрасте. Этот вопрос лучше обсудить с врачом.

Говоря об обуви дошкольников, следует несколько слов сказать об обуви для воспитателей. Проблемной обувью считаются туфли на высоком каблуке. Почему? Во-первых, в таком положении икроножные мышцы находятся в состоянии сокращения. Длительное использование туфель на высоком каблуке приводит укорочению этих мышц. Попытка снять туфли сопровождается, как правило, болью. Во-вторых, значительно возрастает нагрузка на передний отдел стопы. Уплощается поперечный свод, формируется болевой синдром основание второго и третьего пальцев, а первый палец отклоняется наружу - в сторону от других пальцев. При этом со временем формируется опухолевидное разрастание – так называемые косточки, которые способствую дальнейшей деформации стопы, ее суставов.

Роль питания в формирования стопы. Для правильного формирования стопы детям нужна не только хорошая обувь. Имеет значение и питание. Соединительная ткань по своему составу отчасти сходна с костной тканью. И точно так же страдает от рахита, то есть неправильного фосфорно - кальциевого обмена в организме. При недостатке кальция, как известно, кости становятся мягкими и деформируются под действием веса и мышц, а соединительная ткань стопы перестает быть эластичной и упругой и точно так же подчиняется давлению веса тела. Так что даже если у вашего малыша не наблюдается признаков рахита, не забывайте и о плоскостопии - еще одном последствии дефицита кальция. 

А значит, поддерживайте в ежедневном рационе ребенка достаточное количество богатых фосфором и кальцием продуктов. Не забывайте и о достаточном количестве солнечных ванн или профилактическом приеме витамина Д в зимнее время.

Физические упражнения, предупреждающие развитие патологии стопы.

Существует ошибочное мнение, что плоскостопие у детей до шести лет является физиологическим и не требует коррекции. Это не правильно, в дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы. А после уже поможет только лечение, что намного сложнее. Основную роль в профилактике плоскостопия играют специально подобранные физические упражнения, способствующие увеличению силы мышц и натягиванию связок, поддерживающих сводчатую форму стопы.

Для этой цели Сергееня, кандидат педагогических наук, предлагает использовать упражнения в «подошвенном сгибании» стопы, а также движения вокруг вертикальной оси голеностопного сустава, и выполняются они из различных исходных положений: сидя, лежа, стоя.

Специальные упражнения для укрепления мышц и связок стопы, он рекомендует включать : в утреннюю гимнастику по 2-3 упражнения, в физкультурное занятие по 3-4 упражнения, в комплексы для специальных занятий с детьми , по 8-10 упражнений, а также использовать во время прогулок. Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком. Время пребывания ребенка босиком увеличивается от 2 до 20 минут в соответствии с рекомендациями В.Н. Шебеко и других авторов). 

Т. Сулимцев, кандидат медицинских наук, Т.Шанина, предлагают, в работе с детьми, у которых выявлены нарушения рессорного аппарата стопы, использовать :

В утренние или вечерние часы проводить комплексы специальных упражнений (6-10 мин): собрать веревку пальцами ног, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне свода стопы, прокатить палку по полу стопами и т. д.

В летнее время на участке организовывать ходьбу

босиком по рыхлой неровной поверхности, гальке, траве, песку.

На физкультурных занятиях в вводную или заключительную часть обязательно вводить ходьбу на носках, пятках, по канату, обручу.

 

Использовать малогабаритные физкультурные снаряды: гимнастические палки, теннисные мячи, кубики, канаты, скакалки, ребристую доску, которые способствуют более правильному выполнению физических упражнений.

Для предупреждения и коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников А. Саркисян, Г.Овакимян предлагают упражнения, которые проводятся в определенной последовательности в три этапа.

Первый этап, дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения - вверх - вниз, вправо - влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

Второй этап. детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мешочки с песком и т. д.), перекатывание стопой набивного мяча. Кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке - массажеру.

Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

Третий этап. Усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивается), по дорожкам, лесенке, мостику - качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичам и т. д. все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.

При планировании системы закаливания предусматривается применение специальных закаливающих процедур для стоп. Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе, и является прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия. Кроме того, стопа человека богато снабжена тактильными рецепторами, рефлекторно связанными с соответствующими зонами носоглотки и верхних дыхательных путей, в связи с чем закаливанию стоп отводится огромная роль в повышении резистентности организма. Хорошим средством закаливания и профилактики плоскостопия является регулярное применение природно-оздоровительных факторов, например ходьба босиком, особенно по песку, траве или рельефному грунту.

Благодаря этому рефлекторно вызывается сокращение мышц подошвы, что приводит к усиленному их развитию, а также укреплению связок и сухожилий стопы. На групповых участках оборудуются естественные грунтовые дорожки (из песка, гальки, мелкой щебенки и т.п.) для хождения босиком в теплое время года. Для хождения босиком по естественному грунту в холодное время года изготавливаются ящики (длина — 100 см, ширина 60 см, высота — 15 см), которые заполняются промытой речной галькой, устанавливаются в помещении и используются по назначению. Время пребывания ребенка босиком вначале составляет 30-40 минут в день, а затем оно увеличивается.

И так из всего выше сказанного можно сделать вывод: для профилактики плоскостопия у детей необходимо проводить динамические осмотры, чтобы как можно раньше распознать плоскостопие. В связи с этим назначить специальные упражнения. Своевременное его лечение общедоступными упражнениями, помогут избавить детей от этого недостатка или, уменьшить его. Проводить общекоррегирующую гимнастику после дневного сна, под наблюдением медицинского персонала. С родителями, у детей которых выявлена плоскостопия, проводить беседы на темы, какую обувь необходимо носить, о подборки и проведении специальных упражнений, в домашних условиях. В дошкольном учреждении необходимо проводить специально подобранные общеукрепляющие упражнения, которые способствуют коррекции стоп. Так как от сформированности стопы в значительной мере зависит и правильная осанка, и походка, и двигательная активность ребенка, необходимо постоянно применять в работе с детьми упражнения для профилактики плоскостопия.

Систематически и последовательно применяя специальные физические упражнения, закаляющие процедуры, массаж, можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить его. Александр Очерет.

Желаю ВАМ успехов в работе.

 

Литература:

Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость //Д/В.-1991.-№7.-с.19-25

 Сергееня И. Профилактика плоскостопия // Д/В.-1985.-№6.-с.58-60

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.