Занятия «Профилактика стрессов и укрепление эмоционального здоровья подростков»
Профилактика стрессов и укрепление эмоционального
здоровья подростков
Девиантное поведение – это общее название для различных нарушений правил поведения, используемое в зарубежной литературе. Девиантным обычно называется поведение школьников, вызванное неспецифическими (то есть враждебными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушение дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершать, а не внутренними причинами, психическими расстройствами. Такое поведение – обычные трудности развития ребенка.
Во всех случаях отклоняющего поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижением самоконтроля, неспособностями правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищенный слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего поведения? Таким образом, девиантное поведение – это изменение реакции ребенка на неприемлемую для него ситуацию.
Кроме главной и всеобъемлющей причины, вызывающей потаенную тревожность у людей и деформирующей их поведение, нарастание напряженности жизни.
Школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева и страха и только с годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Сиюминутные эмоции вызывают конкретные действия, поступки. А общее поведение, в том числе и отклоняющееся, определяют эмоциональные состояния. Их можно определить как продолжительное пребывание на определенном эмоциональном уровне, как подверженность одним и тем же эмоциям. В состояниях эмоции как бы зациклены, бесконечно повторяются в различных вариантах, образуют комплексы. Все отклонения в поведении школьника первоначально провоцируются и «запускаются» его эмоциональными состояниями. Поэтому и понять, и скорректировать поведение ребенка можно только тогда, когда известны его эмоциональное состояние, а так же конкретная ситуация, вызванная освобождением эмоций.
Американский психолог Д. Келли (1905 – 1967) выделил четыре эмоциональных состояния: тревогу, вину, угрозу и враждебность. Каждое из них способно «запустить» девиантное и даже деструктивное поведение. Если педагог научится их хотя бы отделять, дифференцировать, то получит реальные возможности помочь ребенку.
Сегодня физиологами и гигиенистами основным фактором риска нарушения здоровья детей и подростков в школе видится стресс, который переживают школьники. При этом необходимо ясно осознавать, что вреден не сам по себе стресс, а неспособность ребёнка позитивно пережить отрицательные эмоции. Длительное пребывание в состояние стресса может послужить толчком к развитию различных болезней. Особенно высока вероятность развития такого заболевания, если ребёнок страдает хроническими недугами. Другое свойство негативных аффективных состояний состоит в том, что отрицательными эмоции могут накапливаться, в результате чего может случиться «аффективный взрыв». Это происходит в результате повторения травмирующей ситуации или отсутствия внешних раздражителей, на которые негативные эмоции могут получить разрядку. Таким образом, профилактика психосоматических расстройств и «аффективных взрывов» заключается в формировании готовности «переадресовывания» негативных аффективных импульсов неживым объектам или «отыгрывания» без ущерба для своего здоровья и для здоровья окружающих.
В основе коррекционной работы не препятствие его действиям, а изменение внутренней установки, «взрыв» неправильных отношений и представлений. Если диагноз «враждебность» установлен, необходима система личностно-сориентированных, последовательно нарастающих упражнений, чтобы постепенно снимать эмоциональное напряжение, или мощный разовый «взрыв», способный сразу разрушить скверную установку. Взрыв этот выдержит не каждый, поэтому воспитателю нужно быть осторожным.
Такая профилактика должна быть связана с формированием речевых и моторных навыков выражения эмоциональных состояний. Человек, обладающий небогатым арсеналом средств для выражения эмоции, вынужден будет подавлять их. Это, в свою очередь, приводит к нарушениям взаимоотношений, страхам, депрессиям, психосоматическим расстройствам. Функциональное назначение эмоций — информационное. Посредством эмоций, которые испытывает человек по отношению к тому или иному явлению, он может оценить его с точки зрения полезности или вредности для себя. Иными словами, эмоции дают возможность сформировать субъективную картину мира и осознать своё место в ней. Но это произойдёт только в том случае, если человек сможет отрефлексировать собственные эмоциональные переживания. Также эмоции играют роль «сил быстрого реагирования» (особенно в стрессовых ситуациях). В случае, если стресс достаточно сильный, а человек не в состоянии выразить переживания, есть вероятность, что они перерастут в депрессию. Потребность в выражении эмоций существует у человека с самого раннего детства, и начинать учить ребёнка выражению своих эмоций следует как можно раньше. Однако наиболее актуальной эта потребность становится в подростковом возрасте. Связана она с тем, что подросток по-новому начинает осознавать себя в мире; на него обрушивается огромное количество новых чувств и переживаний которые ему необходимо как-то осознать. Как выразить эмоции и «сохранить лицо» в среде сверстников, как реагировать на эмоции других людей, как вести себя, чтобы быть правильно понятым? Все эти вопросы рано или поздно приходится решать каждому подростку. Задача педагога — помочь ему в этом. В данной работе мы проводим серию классных часов, основная цель которых состоит в улучшении способности подростков к эмоциональному самовыражению; они направлены на повышение осознание эмоциональных переживаний. Дидактически каждое занятие включает в себя два основных этапа: переживание эмоционального состояния (опыт) и осознание (отражение) эмоционального опыта. Первый этап состоит из игр, а второй — из вербализации своих переживаний, их «проигрывания», рисования и т.д.
Коррекционно-развивающие задачи:
Расширить представления подростков об эмоциональных состояниях.
Расширить эмоциональный опыт подростков.
Расширить арсенал проявления эмоциональных переживаний.
Важно создать условия, где подростки смогут отрешиться от школьной ситуации. Необходимо создать такую обстановку, в которой ребята смогут настроиться на свои переживания, открыто рассказывать о них. Определяющую роль в этом будет играть мастерство педагога. Принципиальный момент тренинга — опора на личный опыт каждого участника по переживанию различных эмоциональных состояний.
Ожидаемый результат: предполагается, что у подростков расширится опыт рефлексии эмоциональных состояний, арсенал способов выражения эмоциональных состояний и появится возможность говорить о них.
Занятие 1. Вводное занятие.
Задачи:
Знакомство педагога с участниками занятий.
Знакомство учащихся между собой.
Установление правил работы в группе.
I. Вводная часть
Сначала необходимо познакомиться с участниками занятий — учащиеся делают «визитки» и в свободном порядке говорят о себе, своих увлечениях о том, что им нравится и не нравится в этой жизни.
В ходе беседы уточняется назначение создания группы, необходимость установления общих правил поведения.
Ознакомление с информацией о правилах работы в группе:
Каждый имеет право отказаться от предложения выступить, пропустить игру.
Всё, что происходит в группе, не выносится за её «границы».
Нельзя критиковать точку зрения другого.
Нельзя перебивать говорящего.
Высказываться можно только от своего имени — «Я считаю», «Я чувствую» и т.д.
Санкции, предъявляемые к нарушителям, исходят от самих учащихся. На каждом занятии педагог выбирает «помощника», который наблюдает за соблюдением правил, и «аналитика», который в конце занятия сообщает всем остальным о проделанной работе.
Групповая игра «Комплимент». Педагог даёт следующее задание: «Каждый из участников (по часовой стрелке) должен сделать комплимент своему соседу в форме прилагательного, который бы начинался на одну из букв его имени этого. Вам сделали комплимент, а затем вы, в свою очередь, должны преподнести комплимент своему соседу по левую руку».
П. Основная часть
Как и для чего люди знакомились друг с другом на разных этапах развития общества? Привете примеры, когда и почему людям бывает трудно познакомиться? Как можно эти трудности преодолеть?
Ролевая игра « Давайте познакомимся». Группа разбивается на пары. Перед этим педагог говорит о задаче игры — познакомиться, не имея общего языка. При этом каждый участник сам выбирает себе эпоху, народность, профессию (ремесло). В ходе игры учащиеся должны представить себя и назвать своё имя. Затем проигрывается та же ситуация, но применительно к «нашему времени».
Ролевая игра «Необычные приветствия». Игра тоже проводится в парах. Учащиеся приветствуют друг друга при помощи всех частей тела (необходимо предупредить о том, что недопустимо причинять друг другу боль). Поощряется любая выдумка.
Групповая игра «Ассоциация». По выбранной теме ассоциаций доброволец должен отгадать одного из участников занятий. Остальные члены группы в свободном порядке говорят ему, с чем или с кем ассоциируется заданный ими человек.
Рисунок «Эмблема группы». Подгруппы должны нарисовать эскиз предполагаемой эмблемы группы. После завершения работы участники подгрупп определяют, что из этих эскизов войдёт в окончательный вариант эмблемы всей группы (коллектива).
III. Заключительная часть.
Занятие 2. «Эмоции. Функции эмоций»
Задачи:
Актуализировать представления о различных эмоциональных состояниях.
Улучшить способность к самонаблюдению.
I. Вводная часть
Упражнение-разогрев «Взаимные презентации». Учащиеся разбиваются на пары по принципу объединения с соседом, который оказался справа после первого упражнения. Его задача состоит в том, чтобы в течение трёх минут участники как можно больше узнали о своём партнёре. Затем ребята меняются ролями. Через 5 минут каждый участник (по кругу) представляет своего соседа: рассказывает всё, что ему далось узнать о нём за это время.
II. Основная часть
Групповая дискуссия на тему «Эмоции». Сообщение, посвященное эмоциями их проявлениям. Вопросы для беседы: Что такое эмоции? Какие эмоции вы знаете? Как часто человек испытывает эмоции? Для чего нужны эмоции? Какие эмоции вы испытывали сегодня и чем они были вызваны? Важно ли осознавать какие эмоции ты испытываешь, и что является их причиной? По каким признакам мы замечаем, что испытываем какие-то эмоции?
Упражнение «Калейдоскоп эмоций». Педагог предлагает подросткам разбиться на 4 команды (по любому признаку). Каждая команда получает карточку, на которой описана ситуация. Задача каждой команды — разыграть её в соответствии с заданной на карточке эмоцией. При обсуждении действий каждой группы педагог должен подчеркнуть, что одно и то же событие может вызвать у разных людей разные эмоции, т.е. эмоции зависят не от событий, а от отношения к ним человека.
Домашнее задание: до следующего занятия попытаться испытать как можно больше эмоций и выписать их на лист. Можно учащимся предложить заполнить в личных тетрадях-дневниках следующие страницы (ответы на вопросы).
Мои ценности
Ценности — это то, что люди считают важным в своей жизни. Для некоторых людей ценности — это быть честным, не красть, не говорить у других за спиной гадости. А какие ценности у меня? Делаю я что-нибудь, что противоречит моим ценностям? Что я думаю и чувствую по этому поводу?
Ещё немного обо мне
Что я думаю о себе, как я себя воспринимаю? Что я люблю в себе? Что другим нравится во мне (родителям, учителям, друзьям)? Что мне очень не нравится в себе? Есть ли различия в моём внешнем поведении и тем, как я на самом деле отношусь к этой жизни, к себе, к друзьям?
Мои чувства
Мне хорошо Мне плохо
Последний раз, когда я себя так чувствовал...
В моём теле я ощущал... Я реагировал так... Появление этих чувств связано с...
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Опишите эмоции, которые вы испытали на занятии.
Задание на дом. Опишите в дневнике эмоции, которые вы испытали в течении дня и как они выражались.
Занятие 3. Способы выражения эмоций
Задачи:
Актуализировать имеющийся арсенал выражения эмоций.
Развивать способности к рефлексии.
Освоить разные формы выражения эмоционального состояния.
Материалы: два конверта с карточками (два комплекта). Название карточек для первого конверта: «Радость», «Гнев», «Обида», «Стыд», «Интерес», «Страх», «Удивление», «Печаль», «Любовь», «Разочарование». Название карточек для второго конверта: «Смех», «Слёзы», «Учащённое сердцебиение», «Покраснение лица», «Широко раскрытые глаза», «Потливость», «Вот это да!», «Поцелуй», «Битьё посуды», «Хлопанье дверьми», «Сжатие кулаков», «Задержка дыхания», «Подпрыгивание», «Отказ от общения», «Преподнесение подарка», «Желание встречи», «Непоседливость», «Распевание песен», «Отключение телефона», «Употребление алкоголя, сигарет, наркотиков».
I. Вводная часть.
Разбор домашнего задания. Какие эмоции испытывали школьники в течение дня, и как они выражались. Беседа о способах проявления эмоций. Вопросы для беседы: В каких ситуациях мы сдерживаем эмоции? В каких ситуациях мы проявляем эмоции более открыто? Что происходит с нами, когда мы долго сдерживаем эмоции? Какие существуют опасные и неопасные способы выражения эмоций?
II. Основная часть
Упражнение «Проявление эмоций» (см. материалы к данному занятию). Педагог предлагает подросткам разделиться на две команды. Обе получают по два одинаковых конверта. Задача команд — подобрать к каждой эмоции из первого конверта соответствующее ей проявление из второго конверта.
Упражнение «Крокодил». Группа разбивается на две команды. Одна команда загадывает какую-то эмоцию. Участник противоположной команды должен изобразить её так, чтобы члены его команды смогли назвать эту эмоцию. Условие — показывающий не имеет права говорить. Побеждает команда, которая смогла отгадать наибольшее количество эмоций.
Упражнение «Картина эмоций». Педагог должен подготовить к упражнению альбомные листы, фломастеры, карандаши. Во время работы может звучать спокойная музыка. Педагог раздаёт листы, фломастеры и предлагает нарисовать контур человека. Инструкция для подростков: «Вспомните, как обычно вы ощущаете радость, в чём это проявляется, какие ощущения при этом возникают в теле. Постарайтесь вспомнить какое-нибудь радостное событие. Попробуйте окунуться в состояние, в котором вы тогда находились. Представьте себе это чувство — чувство радости. В какой части тела радость чувствуется наиболее сильно? Попытайтесь почувствовать это «место» — «место концентрации радости». Теперь закрасьте это место на своём рисунке подходящим цветом». Эта же последовательность действий воспроизводится и с другими эмоциями (злостью, интересом, стыдом, удивлением, отвращением, удовольствием, виной). Все рисунки (контуры человека) выполняются на одной стороне листа — в итоге получается разноцветная картинка. Затем педагог предлагает перевернуть лист на другую сторону (рисуется такой же контур человека). Инструкция: «Сейчас попытайтесь почувствовать своё состояние в данный момент. Какие эмоции вы испытываете? Наполните контур человека своим эмоциональным состоянием, которое вы испытываете сейчас». Обсуждение. Педагог предлагает сравнить картинки всех учащихся между собой. Для удобства можно положить картинки перед собой, чтобы подростки увидели, что все картинки получились разные. Вопросы для обсуждения: Почему все они разные? Все находились в одной и той же ситуации, а испытывали раз-,,' ные эмоции — и даже похожие состояния у разных людей выражаются по-разному. Важно ли чувствовать эмоциональное состояние другого человека? Ш. Заключительная часть.
Домашнее задание: выбрать какую-то эмоцию и попытаться её выразить наибольшим количеством способов. Заполнение страницы в тетрадях-дневниках.
Мои эмоции в разных ситуациях |
|
Ситуация 1. (краткое описание) |
Моё внутреннее состояние было следующим... |
Ситуация 2. (краткое описание) |
Моё внутреннее состояние было следующим... |
Ситуация 3. (краткое описание) |
Моё внутреннее состояние было следующим... |
Занятие 3. Стресс
Задачи:
Познакомить учащихся с понятиями «стресс» и «саморегуляция» как черта сильного характера.
Сформировать навыки расслабления
Материал: релаксационная музыка.
Вводная часть.
Беседа «Стресс и здоровье человека». Вопросы для обсуждения: Кто может я. объяснить понятие слова «стресс»? Кто испытывает стресс? При каких обстоятельствах? Знаете ли вы, чем чаще всего вызывается стресс? (Тревога, страх, неуверенность в себе, длительное напряжение). Как вы думаете, стресс — это хорошо или плохо?
Учитель обобщает ответы и даёт определение понятию стресса: «Стресс — реакция организма при резких и сильных воздействиях на него, когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность. Он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникать дрожь и»т.д. В состояние стресса человек плохо контролирует себя и действует неэффективно». Можно привести известное латинское изречение: «Управляй своим настроением, ибо оно, если не повинуется, то повелевает». И ещё: «Сильнее всех — владеющий собой».
Сообщение ученика «Симптомы стресса»
Физиологические симптомы стресса:
покрываться потом от несварения в желудке, головная боль, слабость, окаменение, учащённое/трудное дыхание, боли в животе, боли в спине, диарея, холодные руки/ноги, чрезмерная сонливость, подёргивания, судороги, тошнота, боль в сердце, высокое давление, боль в запястьях, бессонница, частое мочеиспускание, язва, раздражение на языке, во рту, головокружение, потеря веса, простуда, случайные головокружения (обмороки).
Эмоциональные симптомы стресса: раздражительность, потеря концентрации, смущение, депрессия, плач, скачки мыслей, беспокойство, тревога, ночные кошмары, мысли о самоубийстве, мысли о несчастливой жизни, крушение надежд, расстройство планов частые перепады настроения, злость, самобичевание, паника, неугомонность, нетерпеливость, ощущение своей ненужности, ненависть к себе, к другим.
Поведенческие симптомы стресса: барабанит пальцами, грызёт ногти, шагает по комнате, расхаживает, нервный смех, опоздания, агрессивность, суетливость, употребление алкоголя, употребление наркотиков, чрезмерная еда (жор), чрезмерная диета, скрипит зубами, теребит волосы.
Основная часть
Беседа «Как справляться со стрессом?». Вопросы для обсуждения: Знаете ли вы, как люди пытаются побороть тревогу и справиться с неприятными ощущениями? Какие способы позволяют быстро восстановить контроль над собой?
Если среди ответов учащихся будет названо употребление алкоголя и других ПАВ как способа снятия стресса, то учитель должен найти яркие примеры и убедить учащихся, что употребление алкоголя и других ПАВ — это /добровольное» безумие и только иллюзия ухода от действительности. Основный вывод, к которому должны прийти учащиеся: справляться со стрессом позволяет саморегуляция как особая черта характера. Человек с сильным характером обязательно обладает саморегуляцией, которая позволяет ему не только эффективно действовать в ситуациях стресса, но и быть уверенным себе и в своих силах.
Очень эффективным методом, снимающим напряжение и утомление, является аутогенная тренировка. Практически каждый человек может по собственной воле совершенно расслабиться и погрузиться на любое время в состояние спокойствия. Эти навыки относятся к элементам нашей культуры, умению быть здоровым.
Обучение расслаблению в форме совместных действий под контролем педагога. Учащиеся повторяют действия, которые им показывает педагог. Могут хором (но не громко!) повторять за ним слова. Обучение проводится под музыку. Предлагаются два варианта аутогенной тренировки, рассчитанные на учащихся младшего школьного и более старшего возраста.
1. Сядьте поудобнее в кресло, руки положите на колени, закройте глаза. Формула внушения: «На счёт «десять» мои руки станут тяжёлыми, крепко-накрепко прилипнут к ногам, и я не смогу их поднять. Раз — руки начинают прилипать к ногам. Два — руки отяжелели. Три, четыре — руки плотно прижаты. Пять, шесть — руки крепко-накрепко прилипли. Семь, восемь — я не могу оторвать их от ног. Чем больше я отрываю руки, тем крепче они прилипают. Девять, десять — руки крепко-накрепко притянуты к ногам, и я не могу их поднять. (Пауза.) Раз, два — руки лёгкие; три, четыре — руки лёгкие, свободные и подвижные. А теперь на счёт «пять» руки станут лёгкими, подвижными и отлипнут от ног. Я открываю глаза: у меня хорошее настроение. Я могу управлять своим настроением и своими эмоциями».
Поза та же, глаза закрыты. Формула внушения: «На счёт «тринадцать» моя нервная система укрепится, тело станет лёгким, свежим и подвижным. Раз, два — каждая клетка моей центральной нервной системы сильная, спокойная и управляемая мною. Три, четыре — нервная система укрепилась и успокоилась. Пять, шесть — нервная система сильная, спокойная и управляемая мною. Семь, восемь — я спокойный, сильный и уверенный в себе человек. Девять, десять — любой мой мысленный приказ будет мгновенно реализован моей психикой. Одиннадцать, двенадцать — я всегда, везде, даже в экстремальной ситуации, найду правильное решение. Тринадцать — моя психика сильная, спокойная и управляемая мною. В любой момент любой мой мысленный приказ будет всегда, везде и всюду реализован моей психикой. На счёт «пять» моё тело станет свежим, лёгким, спокойным; я заканчиваю упражнение. Раз — тело лёгкое, свежее, спокойное. Два — руки и ноги лёгкие. Три — туловище лёгкое. Четыре — мысли приятные, свежие, спокойные. Пять — голова чистая, свежая, ясная. Я открываю глаза».
После окончания упражнения необходимо встать, встряхнуться, прогулять по комнате.
Ш. Заключительная часть.
5 минутное эссе «Могу ли я собой управлять?».
Домашнее задание: Учащиеся заполняют страничку в тетрадях-дневниках.
Мой стресс
Для каждого направления из списка выпишите ситуации, которые вы считаете стрессовыми. Направления: «Родственники», «С друзьями», «В школе», «Здоровье», «В обществе», «Милиция», «Деньги», «Алкоголь, наркотики», другое.
Для любых двух ситуаций заполните табличку
Ситуация 1. (краткое описание) |
Почему это был стресс? |
Как я поступил? |
Что нужно было сделать, чтобы ситуация стала менее стрессовой? |
Ситуация 1. (краткое описание) |
Почему это был стресс? |
Как я поступил? |
Что нужно было сделать, чтобы ситуация стала менее стрессовой? |
Занятие 4. Способы борьбы со стрессом
Задачи:
Закрепление понятия «стресс» и «стрессовая ситуация»; знакомство с понятием «приобретённая беспомощность».
Продолжение обучения способам снятия стресса; развитие саморегуляции как черты характера.
Материал: релаксационная музыка, тетради для записи.
Ход занятия.
Вводная часть
Игра-активатор «Море волнуется».
Учитель говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура — на месте замри!». Вместо слов «морская фигура» он, вставляет названия разных эмоций, чувств, например, «фигура страха», «фигура обиды», «фигура гнева» и т.д. Дети должны замирать, изображая на названия названную эмоцию. Выбираются самые удачные фигуры.
Основная часть.
Обобщающая беседа «Способы снятия стресса». Педагог спрашивает учеников, смогли ли они воспользоваться методом расслабления, с которым познакомились на прошлом занятии. Могут ли они рассказать, чем была вызвана потребность расслабиться? Педагог предлагает познакомиться с другими эффективными способами борьбы со стрессом: «Хорошо, когда вы знаете, что где-то в мире есть кто-то, кто вас понимает и готов выслушать. Очень показателен девиз одного известного психолога — заслужи любовь ближнего! Это и дружба, и любовь, и расположение. Для любого человека лучший способ достигнуть этой цели — стараться быть как можно полезнее для окружающих людей, постарайтесь стать поддержкой друг для друга».
Работа в тетрадях. Учащимся предлагается заполнить следующую таблицу.
Любовь к себе |
|
Я должен чувствовать свою привязанность к кому-то, стремиться сделать для кого-то хорошее |
Я чувствую себя частью (указать кого и почему). Я хочу быть частью (указать кого и почему). Я могу стать частью (указать кого и почему). |
Мне необходимо почувствовать свою уникальность. Всем людям необходимо осознать её и понимать: у нас есть что-то, чего нету других. Нам необходимо знать, наша уникальность правильно воспринимается окружающими людьми |
Я уникален, потому что (указать почему). Я талантлив, так как (указать почему). Я могу воспринимать новое (указать почему). Окружающие правильно воспринимают мою что уникальность (указать почему). Для того, чтобы окружающие правильно воспринимали мою неповторимость, я должен (указать почему) |
Мне необходимо чувствовать себя способным. Всем людям нужно верить в свои силы — в то, что мы можем что-то сделать. Нам необходимо держать себя под контролем. Мы должны чувствовать себя комфортно, когда говорим «Нет». |
Я считаю себя способным человеком (указать почему) Я могу контролировать себя (указать почему). Я считаю, что могу сказать «Нет» (указать почему) Чтобы чувствовать себя более способным, я должен (указать, что и почему) |
У всех людей должна быть цель в жизни. Каждому необходимо представлять, каким он хочет быть; знать: жизнь состоит из этапов; иметь представление о том, что такое хорошо и что такое плохо |
1.Я бы хотел, чтобы через 5 лет... 2.Что я могу сделать, чтобы двигаться в этом |
Забота о себе
У меня есть волшебная коробочка, в которую я сложу то хорошее, что в состоянии сказать о себе — все добрые слова и те дела, которые я могу сделать для себя. Время от времени я буду подсматривать в эту коробочку, чтобы поддержать себя в трудную минуту или освежить в памяти, что мне нужно сделать.
ХОРОШИЕ СЛОВА ОБО МНЕ.
МОИ ХОРОШИЕ ДЕЛА ДЛЯ МЕНЯ.
Я—ХОРОШИЙ, УМНЫЙ, ТАЛАНТЛИВЫЙ!
Обсуждение таблицы возможно только при добровольном согласии учащихся. При этом никаких оценок не выносится. Учащиеся делятся той информацией, которой сочтут нужной. Завершая эту часть, педагог делает следующий вывод: «Чаще говорите себе приятные слова о себе самом. Практикуйтесь в говорении себе приятного каждый день. Постарайтесь найти и поддерживать в себе хорошие черты».
После этого необходимо перейти ко второй части — формированию представления о приобретённой беспомощности. Педагог предлагает следующее определение: «Приобретённая беспомощность — особое состояние человека, вызванное неспособностью принять (попросить) эмоциональную поддержку от окружающих или неготовностью найти данную эмоциональную помощь в окружающем мире. В результате такой человек остаётся один на один со своими отрицательными эмоциями; он не способен к позитивному проживанию жизни».
Работа в тетрадях. Педагог предлагает выбрать из текста на доске те тезисы, которые, как кажется учащимся, помогут им справиться с плохим настроением, победить «приобретённую беспомощность».
Возможные тезисы:
Настраивайтесь только на хорошие мысли, и тогда они помогут вам справиться с плохим настроением и, как магнит, будут притягивать к вам людей.
Окружайте себя приятным цветом и цветами: чтобы погасить раздражение и гнев, избегайте красного цвета; если у вас плохое настроение или депрессия, не окружайте себя чёрной и тёмно-синей цветовой гаммой; выбирайте тёплые, яркие, чистые цвета; для снятия напряжения лучше подойдут нейтральные тона (мягкие синие и зеленоватые).
Растения способны вызывать различные ассоциации. Существенную роль играет зелёный тон, светло- и тёмно-зелёная листва хорошо успокаивает.
Важная роль в снятии напряжения и стресса принадлежит музыке, которую следует подбирать соответственно настроению, а затем — постепенно — менять её характер с минорного на мажорный. Не стоит брать сложных, объёмных произведений.
Правильный режим дня, полноценное питание, чередование активной работы с периодами отдыха, прогулки на природе, достаточный по длительности сон, общение с друзьями, занятия спортом, игры.
III. Заключительная часть.
Учитель предлагает сыграть в одну из игр — «Помогу другу»: «Поговорите с близким человеком, попытайтесь с ним «проиграть» то или иное неприятное для него событие. Найдите выход и помните: «Худа без добра не бывает». Если человек не научился расслабляться, то постепенно теряется смысл жизни, у него обедняются чувства. Он становится неуверенным в себе, живёт с постоянным ощущением тревоги; у него появляется «приобретенная беспомощность». Жизненная стойкость человека — это способность преодолевать стрессы без ущерба для здоровья». Затем ученики проигрывают ситуации «После двойки», «Предательство друга», «Проигрыш команды» и т.п.
Занятие 5. Неприятные эмоции и способы их преодоления
Задачи:
Проследить механизмы возникновения неприятных эмоций.
Освоить способы преодоления неприятных эмоций.
I. Вводная часть
Педагог предлагает желающим привести примеры стрессовых ситуаций, которые они испытывали в течение дня, и каким образом пытались их преодолеть.
II: Основная часть
Беседа «Нужно ли понимать эмоциональное состояние окружающих?». Вопросы для беседы. Насколько важно, чтобы другие люди понимали, что ты чувствуешь? Какие проблемы могут возникнуть, если другие не понимают, какие эмоции ты испытываешь (обида, прекращение взаимоотношений и т.д.)? Как показать другому человеку, что ты на самом деле ощущаешь?
Педагог должен особо подчеркнуть, что наиболее эффективный способ в таких ситуациях — разговор о своих чувствах. Причём говорить нужно от первого лица (Я-высказывание): «Я чувствую, что...», «У меня такое ощущение, что...», «Мне кажется, что...».
Упражнение «Выход из конфликта». Педагог предлагает разбиться на пары. Одна пара разыгрывает обычное для подростков развитие конфликта, другая обыгрывает ту же ситуацию, но с Я-высказываниями. Можно предложить нескольким парам создать одну и ту же ситуацию. При обсуждении необходимо выяснить, какой паре удалось наиболее удачным способом выйти из конфликтной ситуации.
Упражнение «Прости меня...». Учащиеся разбиваются на две группы, образуя два круга — внешний и внутренний. Круги начинают двигаться: один по часовой стрелке, другой — против. По сигналу педагога подростки останавливаются и поворачиваются друг к другу лицом. Участники, оказавшиеся во внутреннем круге, должны попросить за что-то прощения у тех, кто находится во внешнем круге. При этом подростки внешнего круга либо ничего не говорят, либо прощают. Затем внешний и внутренний круги меняются местами. При обсуждении необходимо актуализироваться на том, что именно чувствовали учащиеся. «Зачем вообще просить прощение? Что это нам даёт?» (возможность начать обсуждать проблему, налаживание взаимоотношений).
III. Заключительная часть.
Домашнее задание: заполнить страничку в тетрадях-дневниках следующую таблицу.
Моя злость |
|
Ситуация 1. (краткое описание) |
Я подумал (что). Я почувствовал (что). Я отвечал (что и как). Результат был (какой). Я ног бы изменить свои мысли (какие и как). Результат мог бы быть (какой и почему). |
Ситуация 2. (краткое описание) |
Я подумал (что). Я почувствовал (что). Я отвечал (что и как). Результат был (какой). Я мог бы изменить свои мысли (какие и как). Результат мог бы быть (какой и почему). |
Ситуация 3. (краткое описание) |
Я подумал (что). Я почувствовал (что). Я отвечал (что и как). Результат был (какой). Я мог бы изменить свои мысли (какие и как). Результат мог бы быть (какой и почему). |
Занятие 6. Я и взрослые. Я и сверстники
Задачи:
Формирование представления о терпимом отношении к людям, чьи взгляды не совпадают с мнением большинства.
Формирование уважительного отношения к точке зрения другого человека.
Формирование навыков дипломатического разрешения спорных вопросов между сверстниками.
I. Вводная часть
Игра-активатор «Крокодил». Группа разбивается на две команды, одна из которых загадывает какую-то эмоцию. Участник другой команды должен изобразить её так, чтобы члены его команды смогли назвать эту эмоцию. Условие — показывающий не имеет права говорить. Побеждает команда, которая смогла отгадать наибольшее количество эмоций.
Игра-активатор «Море волнуется».
Учитель говорит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три... Морская фигура на месте замри!». Вместо слов «морская фигура» он вставляет названия разных эмоций, чувств, например, «фигура страха», «фигура обиды», «фигура гнева» и т.д. Дети должны замирать, изображая названную эмоцию. Выбираются I самые удачные фигуры.
II. Основная часть
Дискуссия «Я и взрослые». Вопросы для обсуждения: С кем из взрослых людей вам приходится общаться изо дня в день? Чем отличаются манера обращения и содержание беседы с перечисленными вами взрослыми людьми? Что о вас думают и как относятся к вам эти взрослые люди? Нет ли противоречия между тем, что они думают о вас и как ведут себя с вами? Нет ли такого противоречивого отношения со взрослыми у вас?
Упражнение «Я хочу попросить...». Участники занятия делятся на подгруппы из пяти человек и распределяют между собой роли: подросток, папа (мама), преподаватель, незнакомый взрослый человек, хорошо знакомый взрослый человек (например, сосед). Участник игры, исполняющий роль «подростка», должен по очереди попросить у остальных участников помочь нарисовать ему в полный рост тело человека. (Для проведения игры используются карандаши, маркеры, однотонные обои.) При обсуждении необходимо обратить внимание на то, как взрослые отреагировали на столь необычную просьбу — о чём подумали и как себя повели в такой ситуации. Обязательно следует попросить «актёров» объяснить выбранную им трактовку роли.
Информация для размышления и обсуждения. Понятие о форме обращения к различным категориям взрослых людей. Рассмотрение атрибутов взрослой и подростковой «картины мира» (интересы, заботы, род занятий и т.п.). Вопросы для обсуждения: Чем похожи и чем отличаются в отношении к жизни подростки и взрослые? Чему «во взрослых действиях» можно и чему не следует подражать подростку?
Упражнение «Стенка на стенку».
Участники занятий делятся на две подгруппы. Одна представляет интересы
взрослых, другая защищает интересы подростков. Игра проходит в форме вопросов-ответов. «Подростки» задают какой-либо каверзный вопрос касающийся взаимоотношений со взрослыми, а команда «взрослых» должна на него ответить. Затем в качестве «ответчиков» выступает команда «подростков» и т.д. Желательно, чтобы каждый из участников игры имел возможность задать и ответить на вопрос. Примерные вопросы: Зачем подростки носят такие широкие (узкие) штаны? Почему взрослые постоянно учат нас, как надо жить? (Возможны варианты.) При обсуждении целесообразно акцентировать внимание учащихся на том, когда было трудно, а когда — легко принимать участие в обсуждении проблемы взаимоотношений со взрослыми. Почему возникли эти трудности? Обсуждение проблемы формирования групп в подростковой среде. Вопросы для беседы. Каким образом можно поделить ребят вашего возраста, с которыми вы общаетесь изо дня в день? По каким признакам ребята объединяются в различного рода группы? Чем отличаются ваши отношения со сверстниками, которых вы отнесли в разные группы?
Упражнение «Подписание мирного договора». Учащиеся делятся на четыре подгруппы: «металлисты», «рэпперы», «ботаники», «футбольные фанаты». Командам предлагается написать историю возникновения их группы, правила, по которым они живут в мире, девиз, а также то, кто может стать участником их «тусовки». Затем один из представителей каждой команды зачитывает этот своеобразный «устав» группы. Далее участники высказываются о том, что их больше всего раздражает в поведении ребят, которые принадлежат к другой группе. Заканчивается игра совместным сочинением мирного договора, под которым должны согласиться подписаться все участники игры. При обсуждении игры желательно акцентировать внимание участников на примерах реальных ситуаций противоборства между различными неформальными объединениями молодёжи.
Вопросы для обсуждения: Почему важно терпимо относиться к людям, чьи взгляды на жизнь и интересы не совпадают с мнением других людей? Почему подростки с негодованием относятся к сверстникам, которые каким-либо образом отличаются от них?
Упражнение «Сказка для взрослых».
Участники делятся на две команды, каждая из которой определяет сказку, которая станет основой для создания новой «сказки для взрослых». Педагог даёт следующее задание: «Придумайте новый сценарий сказки, которую вы выбрали. Для этого положительные герои должны примерить на себя маску злодеяния, а отрицательные — маску добродетели. В связи с этим, конечно, изменится сюжет сказки. Для начала определите, кто в команде будет исполнять роль перечисленных вами сказочных героев. Постарайтесь наполнить сюжет многочисленными выяснениями отношений между «сильными» и «слабыми», «умными» и «глупыми». Отношения могут принимать характер унижения, оскорбления, глумления, издевательства и т.п.». После того как учащиеся придумали сюжет, команды по очереди показывают свою «новую сказку». При обсуждении важно услышать не только впечатление учащихся от игры, но и ощущения, которые они испытывали в ситуации «выяснения отношений». Возможно, кто-то приведёт примеры из жизни, когда он сталкивался с недоброжелательным отношением со стороны сверстников или взрослых людей. Вопросы для организации дискуссии: как себя вести в ситуации вымогания денег, придирок, шантажа и других козней сверстников? Какие черты характера, особенности личности человека, определяют уживчивый и конфликтный стиль отношений с людьми?
Упражнение «Наезд». Участники делятся на три группы: первая и вторая команды, а также два эксперта. Перед началом игры педагог просит, чтобы внутри обеих команд учащиеся поделились на пары. Игра состоит из нескольких раундов (по числу пар в играющих командах). Педагог на каждый раунд задаёт проблемную ситуацию, связанную с «острыми» коммуникациями между подростками («выбивание» денег, шантаж, угроза физической расправы, вовлечение в драку, оскорбление и т.п.). От каждой команды в игре принимает участие по одной паре, т.е. раунд состоит из «выяснения отношений» между двумя парами, защищающими интересы своих команд. Перед началом «выяснения отношений» педагог определяет, какая из пар будет «наезжать» (кто нападающий и кто защищающийся в инсценируемой ситуации). Игру оценивают два эксперта, которые засчитывают баллы по двум пунктам: «за конструктивный способ разрешения проблемы» и «за находчивость в деле обострения конфликта».
Первая команда |
Вторая команда |
|||
«Нападение |
«Защита |
«Нападение |
«Защита» |
|
В начале игры только один представитель от каждой пары принимает участие в «завязке» проблемы. Интрига игры состоит в том, что эксперт в любой момент разыгрывания ситуации может хлопнуть в ладоши, и участники пар сменят друг друга. Эксперты договариваются между собой о том, какой из команд они будут сигнализировать о смене участника игры. Таким образом, сюжетная линия «выяснения отношений» может состоять из взлетов и падений, успехов и неудач. При каждом новом раунде команды меняются ролевыми позициями — кто был нападающим, теперь должен отразить противоположный характер «выяснения отношений». В конце игры эксперты суммируют баллы, полученные командами, и определяют победителя. При обсуждении основными вопросами должны стать трудности в выполнении задания.
III. Заключительная часть.
Домашнее задание: заполнить в тетрадях-дневниках следующую таблицу:
Мои неудачные встречи со взрослыми |
|
Ситуация 1. (краткое описание) |
Я подумал (что). Я почувствовал (что). Я отвечал (что и как). Результат был (какой). Я мог бы изменить свои мысли (какие и как). Результат мог бы быть (какой и почему). |
Ситуация 2. (краткое описание) |
Я подумал (что). Я почувствовал (что). Я отвечал (что и как). Результат был (какой). Я мог бы изменить свои мысли (какие и как). Результат мог бы быть (какой и почему). |
Ситуация 3. (краткое описание) |
Я подумал (что). Я почувствовал (что). Я отвечал (что и как). Результат был (какой). Я мог бы изменить свои мысли (какие и как). Результат мог бы быть (какой и почему). |
Конспект
родительского собрания
проведенного в __ классе «__»
средней школы № __
г._________________
Дата: __________________
Оценка: __________________
Учитель: _________________
Методист:________________
Тема собрания: «Эмоции положительные и отрицательные».
Задачи собрания:
Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Знакомство родителей с самооценкой учащихся класса и причинами преобладания у детей негативных или позитивных эмоций.
Подготовительная работа.
Изучение психолого-педагогической и специальной литературы.
Изучение самооценки учащихся. Методика «Десять моих «Я».
Изучение причин, влияющих на появление положительных и отрицательных эмоций.
Учащимся класса предлагается заполнить таблицу следующего содержания:
Все, что я делаю |
Все, что я делаю |
Все, что |
Все, что |
по собственному |
по собственному |
допускается мне |
запрещено всегда |
желанию и |
выбору, но в |
в особых |
|
усмотрению |
определенных границах |
обстоятельствах |
|
Таблица состоит из четырех колонок.
В первой колонке ребята должны перечислить действия, которые они могут делать по собственному желанию и усмотрению. Например, покапать интересующие их диски, смотреть телепередачи и т.д.
Во второй колонке они перечисляют действия, которые они делают по собственному выбору, но в определенных границах дозволенного. Ты можешь пойти гулять, но вернуться не позднее 22 часов, ты можешь надеть куртку только с шапкой и т.д.
В третью колонку помещаются лишь те действия, которые возможны лишь в особых случаях. Например, только потому что Новый год ты ляжешь спать позже и т.д.
В четвертую колонку помещают ребята те действия, которые запрещены всегда, при любых обстоятельствах. Например, меняться одеждой с подружками, красить ногти и т.д.
Затем ребятам предлагается отметить те запреты родителей, которыми они особенно недовольны и которые приводят к конфликтам и непослушанию.
2) Подготовка проблемных вопросов для обсуждения в ходе собрания. Вопросы могут быть такими:
Что стоит за словом «трудный» ребенок? (портрет трудности)
Какие причины приводят к тому, что ребенок становится трудным?
Как решать проблемы взросления без конфликтов?
Как можно избежать появления негативных эмоций у детей? и подобные.
Проведение родительского собрания
Вступительное слово учителя.
Общение - это коммуникативный процесс. Способность к общению обеспечивает совместимость людей друг с другом, ведет к жизненному успеху.
Это набор следующих характеристик:
1)активность (желание вступать в контакт).
2)умения (слушать, сопереживать, решать спорные ситуации, поддерживать диалог).
3)знания (правил по взаимодействию)
Нарушение взаимодействия, возникновение барьеров в общении -показатель отклонений в развитии личности молодого человека. Выражается такое отклонение в поведении, а также в появлении негативных эмоций и эмоциональных состояний: тревожности, агрессии, страха.
Давайте с вами изучим данную проблему, а также подумаем, как этого можно избежать при общении с ребенком.
Выступление учителя по теме.
Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения — гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания — боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.
гнев злоба агрессия
Эмоции
боль, страх, обида
Боль, страх, обида — эмоции страдания.
Гнев, злоба, агрессия - эмоции разрушения.
Анализ изучения самооценки учащихся и причин, влияющих на появление негативных эмоций ( см. подготовительную работу)
Обмен мнениями.
По результатам анализа анкет родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества? Происходит обмен мнениями.
Родительский тренинг
Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.
Можете ли вы сказать, что в ответах ребят па- вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают , признают, уважают, принимают, а отрицательные — при неудовлетворении потребностей). Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?
Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в семье и рекомендуемые и желательные.
Сравните выражения, записанные вами, с представленными на доске.
Как вы думаете, какие выражения не следует употреблять при общении с детьми?
А какие выражения следует использовать?
При общении с детьми не следует употреблять следующие выражения:
я тысячу раз говорил тебе, что...
сколько раз надо повторять...
о чем ты только думаешь...
неужели тебе трудно запомнить, что..
ты становишься...
ты такой же, как...
отстань, некогда мне...
почему Лена ( Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет...
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
ты у меня самый умный (красивый и т. д.)
как хорошо, что у меня есть ты
ты у меня молодец...
я тебя очень люблю
как ты хорошо это сделал, научи меня
спасибо тебе, я тебе очень благодарна
если бы не ты, я бы никогда с этим не справился
5. Постарайтесь использовать желательные выражения, перечисленные на доске, как можно чаще.
Анкета для родителей
Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это делаете?
Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10-15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, который использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.
В родительский дневник
Безусловно принимайте своего ребенка.
Активно слушайте его переживания, мнения.
Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите
друг другу письма и записки.
Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
Помогайте, когда просит.
Поддерживайте и отмечайте успехи.
Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
Разрешайте конфликты мирно.
Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.
Домашнее задание родителям
Напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы. В конце родительского собрания родители получают памятку «Способы регулирования негативных эмоций»
Способы регулирования негативных эмоций.
«Груша» - в качестве груши может с успехом использоваться подушка. Удары по ней снимут негативные эмоции, ненужное напряжение.
«Силовик» - выполните любое из силовых упражнений, например, отожмитесь от пола (на пальцах рук) 40 раз.
3. «Символ» - на листе бумаги изобразите в цвете (цветным
карандашом) символически свои негативные переживания. Затем
рассмотрите рисунок на вытянутых руках и разорвите его в клочья.
4. «Штрихи» - на листе бумаги, думая о негативных переживаниях,
рисуйте произвольно, не глядя на лист. Закончив «рисунок», с яростью
заштрихуйте его.