Статья «Профилактика и преодоление дезадаптации учащихся на примере работы объединения "Юный защитник Отечества"»

1
0
Материал опубликован 2 June 2019

Профилактика и преодоление дезадаптации учащихся на примере работы объединения «Юный защитник Отечества»

 

Хадаев С.А., преподаватель-организатор ОБЖ,

ГБОУ СОШ № 164

 

Дезадаптация - это социально-психологическое и социально педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию.

Различные негативные процессы в обществе приводят к увеличению количества дезадаптированных детей и воспитательная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении, приобретает особую остроту и актуальность. В настоящее  время диагностика, профилактика дезадаптации, реадаптация осуществляются в общеобразовательных заведениях социальными педагогами, психологами, учителями, классными руководителями, но их усилия, как правило, не всегда взаимосвязаны, что снижает эффективность их работы. Это заставляет по-новому посмотреть на формы педагогической поддержки учащихся в дезадаптационно опасных ситуациях через создание целостной системы работы педагогического коллектива по профилактике школьной дезадаптации и организации процесса реадаптации подростков.

Внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для успешной работы учителя с дезадаптированными детьми. Цель внеурочной деятельности: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

На основе опыта реализации образовательной программы  внеурочной деятельности «Юный защитник Отечества» для 6-8 классов, можно создать инновационную модель воспитательной работы по профилактике дезадаптации обучающихся. Данная педагогическая модель будет включать в себя следующие составные части:

- взаимодействие и совместная работа со службой комплексного сопровождения: своевременное выявление дезадаптированных, педагогически запущенных подростков, коррекционно-реабилитационная и индивидуальная помощь, социально-правовая защита и педагогическая поддержка несовершеннолетних, в разрешении конфликтов в семье, школе, вне дома;

- реализация индивидуально-дифференцированного похода в обучении и воспитании дезадаптированных подростков: применение доступных педагогических средств, форм и методов воспитательной и образовательной работы;

- создание личностно-развивающих ситуаций и ситуаций успеха, имеющих  личностный  смыл  для   подростков,   позволяющих   повысить  их самостоятельность, активность и заинтересованность в достижении поставленной цели;

- создание здорового психологического климата в коллективе объединения, атмосферы доверия, доброжелательности и непринужденности на основевзаимопонимания,                               добрых доверительных, гуманных взаимоотношений между подростками;

- осуществление взаимодействия с семьей, школой, общественностью и правоохранительными органами.

          Внеурочная деятельность – как средство формирования социально развитой личности. Но главное, надо помнить, что участие обучающихся во внеурочной деятельности строится только на добровольной основе. Нельзя заставить, но можно заинтересовать.

Вступая в ряды «Юнармии», обучающийся посещает занятия внеурочной деятельности «Юный защитник Отечества», где образовательная программа имеет универсальную особенность – модульное построение. Модульная программа - повышает эффективность и качество подготовки обучающихся, способствует формированию универсально-профессиональных компетенций.

 Образовательное пространство создается из 7 модулей, которые предполагают участие обучающихся в мероприятиях, проводимых за приделами общеобразовательного учреждения. Все модули соответствуют одному из направлений работы по внеурочной деятельности: духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному, общекультурному и социальному. В модулях предусмотрена проектная деятельность.

            Обучающиеся имеют возможность посещать музеи и тренажерные классы  Военного института ДПО ВУНЦ ВМФ Военно-морской академии. Программой предусматривается подготовка и участие в различных военно-патриотических слетах и акциях, исследовательских конкурсах. Данные мероприятия отражаются в календарно-тематическом планировании.

            Благодаря расширению образовательного пространства, активному взаимодействию с различными общественными и военно-шефскими организациями программа позволяет создать условия: для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами; для всестороннего развития личности обучающихся 6-8 классов, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; повышения престижа военной службы, сохранения и приумножение патриотических традиций.

            Реализация программы измеряется в удовлетворении стремлений юношей и девушек к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

Личность развивается в процессе деятельности и социализации. Образовательная программа внеурочной деятельности «Юнармеец защитник Отечества» позволяет создать условия:

- для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами;

- для всестороннего развития личности обучающихся 6-8 классов, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании.

Благодаря реализации образовательно программы внеурочной деятельности «Юный защитник Отечества» у обучающихся:    

- развиваются положительные коммуникативные черты характера (гуманность, доброта, терпимость, справедливость, проявления дружбы и товарищества, честность и искренность в отношении к людям и к своим обязанностям и др.);

- значительно повышается уровень культуры поведения;

- повысились дисциплинированность и организованность, появляются навыки работы в команде, формируется адекватная самооценка;

- исчезают             такие        отрицательные   качества,    как    замкнутость, отчужденность, грубость, агрессивность и конфликтность;

- 95% обучающихся, ранее состоявшие на внутришкольном учете из-за плохого поведения, были сняты с данного учета.

           Это свидетельствует об улучшении поведения у дезаптированных и педагогически запущенных обучающихся, повышении их адаптации в социуме.

Данные положительные результаты, полученные нами в процессе проведения педагогической работы, свидетельствуют о перспективности применения созданной модели профилактики подростковой дезадаптации и в других образовательных упражнениях.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.