Презентация «Взаимодействие ДОУ и семьи в целях профилактики школьной дезадаптации»
Управление образования администрации города Новочеркасска. Методический кабинет. Августовская конференция работников образования. Секция педагогов-психологов и учителей-логопедов. «Взаимодействие ДОУ и семьи в целях профилактики школьной дезадаптации». Подготовила: Онищенко Н.В. учитель-логопед МБДОУ д\с № 11
АКТУАЛЬНОСТЬ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации № 273- ФЗ (принят 21.12.2012 г., вступил в силу с 01.09.2013 г.); ст.42. п. 2.пп.2. Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимися; ФГОС ДО «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014); 1.6.пп.9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 3.2. 1. пп.8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. План мероприятий «Дорожная карта» «Введение ФГОС ДО в ДОО Ростовской области». 1.7. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, вовлечение их в образовательную деятельность.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направления деятельности Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями Повышение педагогической культуры родителей Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом Принципы деятельности открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок) - создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ сотрудничество педагогов и родителей в воспитании и коррекции речи детей диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка( с согласия родителей Содержание деятельности Результат Совершенстврвание работы с родителями согласно требований ФГОС ДО Включение в систему мониторинга МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО Представление опыта работы внутри ДОУ и на городских мероприятиях, распростр. Опыта в сети интернет и средствах массовой информации Консультации,семинары-практикумы Открытые индивидуальные и подгруп.занятия Выставки игр и пособий Наглядные материалы Совместные досуги и праздники
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Коррекционная работа строится с учётом особенностей развития и специфических образовательных потребностей детей. Необходимо построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Понятие «подготовка ребёнка к школе» – это комплексный, достаточно длительный и систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада и семьи. Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.
Претензии учителей по подготовке детей к школе и направления работы по профилактике нарушений письменной речи в детском саду. Тип школьных трудностей: 1. Трудности при формировании зрительного образа-представления букв; 2. Трудности при формировании правильной траектории строки при письме; 3. Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше; 4. Затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр; 5. Замена букв, прописывание лишних элементов букв и штрихов; недописывание букв; персеверация написанных букв, слов и фраз; 6. Ошибки при письме; неумение использовать правила при письме; 7. Медленный темп письма. Направления работы в МБДОУ: 1. Работа по формированию зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия; 2. Работа по формированию зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, зрительной памяти; 3. Работа по развитию тонкой моторики руки, зрительно-моторной координации и пространственных представлений; 4. Работа по развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительных образцов букв; 5. Работа по формированию зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти; 6. Работа по формированию звукобуквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия; 7. Работа по формированию зрительно-моторной координации, мелкой моторики руки, произвольного управления движениями, совершенствованию звукобуквенного анализа.
Результаты диагностического обследования родителей МБДОУ. В диагностическом обследовании приняли участие 97%. родителей (47% - имеют достаточно высокий уровень мотивации в отношении сотрудничества со специалистами ДОУ; 29% родителей не имеют должного уровня мотивации в отношении сотрудничества со специалистами ДОУ; 34% родителей при анкетировании высказали мнение, что речевые и другие проблемы их детей «пройдут сами собой». Направления работы: Включение в деятельность: -совместные досуги, праздники, участие в подготовке и проведении речевых праздников -организация открытых занятий с участием родителей; представление опыта семейного воспитания разработка и реализация совместных проектов. Просветительская работа: -рекламная деятельность по ознакомлению с содержанием деятельности МБДОУ -консультации и семинары практикумы; -организации выставок игр и картотек упражнений для работы с детьми, минибиблиотеки; показ отрытых подгрупповых и индивидуальных занятий; Оформление папок-передвижек, логопедических уголков и т.д Ознакомление с опытом работы : -рекламная деятельность ; -ознакомление с опытом работы родителей принимающих активное участие; -консультации и семинары; бюллетень , стенды с наглядным материалом показ открытых занятий.
Задачи стоящие перед МБДОУ по работе с семьёй на этапе подготовки к школе: Совершенствование тактики общения, уровня профессионального мастерства, коммуникативной культуры и навыков взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ с семьей ребенка; Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания ребенка в условиях семьи; Оказание образовательных услуг родителям, имеющим проблемы во взаимоотношениях с детьми, а также пропедевтическая образовательная работа. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательную работу.
Блоки взаимодействия педагогов и родителей. Просветительский Практический Индивидуальные беседы: ☺ «Пальчиковый игротренинг»; ☺ «Речевые игры и упражнения» и т.д. Анкетирование (диагностика условий семейного воспитания, особенностей семей) Консультирование: ☺ «Ваш малыш плохо говорит?»; ☺ «Развиваем речь ребенка дома» и т.д. Родительские собрания Информационные стенды: ☺ «Читаем ребенку сказку»; ☺ «Малые фольклорные жанры в формировании культуры речи» и т.д. Размещение информации на сайте Игротеки: ☺ «Домашняя игротека»; ☺ «Пальчиковые игр для детей 4-5 лет» и т.д. Библиотеки для родителей: ☺ «Готовим руку к письму»; ☺ «Школа умелого карандаша» и т.д. Тетради самостоятельной работы Мастер-класс: «Профилактика нарушений чтения и письма у детей с нарушениями речи» Тренинги: «Игры и упражнения для развития движений пальцев рук»; Открытые занятия с участием родителей: «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи»
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:
Нетрадиционные формы общения с родителями:
Результаты итоговой диагностики. В итоговом анкетировании приняли участие 98% родителей. 95% родителей имеют высокий уровень мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ; 93% обеспокоены речевым развитием своих детей; 2% родителей имеют низкий уровень мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ; 0% родителей не обеспокоенных речевыми нарушениями своих детей.