Статья «Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития»
Учитель-логопед О.Е. Стрижевская
Муниципальное бюджетного дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка» г. Тамбов,
Речевые нарушения являются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей жизни ребенка. Такие нарушения речевого развития детей, как фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи, заикание и др., рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Наряду с нарушениями устной речи у данной группы детей несформированные или недостаточно развитые различные психические процессы могут серьезно затруднить коррекционный процесс в целом, а затем вызвать сложности усвоения школьной программы.
Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что особенности речевого развития препятствуют осуществлению полноценного общения, и как следствие, к снижению потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованности в контакте и неумению ориентироваться в ситуации общения.
В настоящий момент весьма актуальна разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Однако при некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено.
В последние годы возрос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на детей с нормативным психическим развитием, а так же детей с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения. В настоящий момент имеются все основания рассматривать искусство в качестве уникального источника развития коммуникативной адаптации ребенка к социальной среде.
Известно, что основные мотивы, побуждающие ребенка к коммуникации, связаны с тремя главными потребностями: в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Выступление на сцене в качестве исполнителя роли, признание и поддержка зрителей значительно повышает собственную самооценку ребенка, помогает развитию уверенности, самостоятельности, веры в собственные силы. Я считаю, что театрализованная деятельность стимулирует развитие реальных внутренних мотивов, которые обязательно включают мотивацию успешности, продвижения вперед. Театрализация логопедического процесса привлекательна также и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет проявить инициативу, способствует выработке чувства взаимопомощи и коллективных умений.
Исходя из этого, я решила связать логопедическую работу с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Поэтому я обратилась к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребенка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах.
Целью использования театральной деятельности на логопедических занятиях является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Основные направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической форм речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Я считаю, что театрально-игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.
Исследования по логопедической ритмике, проведенные Г.А. Волковой, убедительно показали, что театральные игры детей способствуют активизации разных сторон речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др.. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но и художественно-речевую деятельность. Именно поэтому я считаю, что театрализованная деятельность позволяет мне решать многие коррекционно-педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
В своей работе я использую следующие виды театральной деятельности:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха, творческие игры);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, элементы сказкотерапии и арт-терапии).
Устная речь всегда имеет большой запас средств, для передачи мыслей и чувств: это мимика, жесты и т.д. Прежде чем развивать у ребенка мимическую выразительность, следует сначала научить его узнавать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональное состояние при помощи мимики. Опыт показывает, что формирование мимики у дошкольников можно осуществлять с помощью игры и отдельных игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности. Очень интересно обыгрывать с детьми литературный текст с выраженной эмоциональной динамикой происходящего, например, произведения К.И.Чуковского. Дети должны выразительно улыбаться или даже хохотать над «Путаницей», когда «утки замяукали», а «кошечки захрюкали». Они должны, по крайней мере, нахмуриться (а кто-то и заплачет), когда паук «Муху-цокотуху в уголок поволок».
В работе по развитию художественно-речевой деятельности я использую игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умения владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Данные упражнения составляют три группы: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; а так же творческие (со словом). Сюда также включаю игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Театрально-игровую деятельность использую на всех этапах коррекционной работы с детьми для активизации интереса и создания мотивации. Кроме того активно ввожу элементы театрализации на стадии автоматизации и дифференциации звуков. Известно, что основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Поэтому в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка и совершенствуется звуковая культура речи.
Общение с театром оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, что естественно повышает эффективность коррекционной работы. Разнообразные игровые ситуации, созданные с учетом конкретных коррекционных задач, побуждают ребенка к свободному речевому общению, которое становится более интенсивным и продуктивным. Таким образом, предоставляется богатая возможность для осуществления целенаправленной коррекции.
Театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений речевой и коммуникативной сферы. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации и формированию основ образного мышления на этапе подготовки к процессу обучения в школе.