12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Волкова Ирина Степо769
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Методические и игровые приемы на уроке и после уроков

Знакомство

Классный руководитель перед проведением классного часа, посвященного знакомству одноклассников друг с другом, собирает информацию о каждом учащемся: его увлечениях, любимых книгах, фильмах, о каких-либо достижениях. Форма проведения такого классного часа может быть разной: учащиеся сами могут рассказывать о себе, учитель добавляет, можно принести рисунки детей, поделки из конструктора, вышивки, модели, фотографии, сделанные детьми. Главное, чтобы каждый ребенок почувствовал свою ценность, уважение сверстников и классного руководителя.

Можно использовать прием «Чудо-дерево»: «Не листочки на нем, не цветочки на нем, а таблички с именами первоклассников». Классный руководитель снимает яркие карточки с веток и представляет каждого ребенка. Одноклассники и гости узнают, какие книги, фильмы любят ребята, кто умеет читать, кто — писать. Среди детей бывают и художники, и фотографы, и поэты, и способные декламаторы стихов, и начинающие спортсмены. Важно, чтобы все без исключения оказались способными, талантливыми и готовыми к началу трудного школьного пути.

Далее можно провести веселый урок — игровую программу с преодолением шуточных препятствий, с забавами, играми, где необходимо прийти на помощь товарищу.

Игровая деятельность на уроке .

На первых порах желательно использовать в учебной деятельности уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-театрализации, а также игровые приемы обучения, различные виды игр: ролевые, соревнования, подвижные и др.

Использование игры при освоении школьных правил

Игра, как освоенная форма моделирования человеческих отношений (Д.Б. Эльконин), помогает малышу быстро овладеть всем тем сложным церемониалом школьного общения со взрослым, который обрушивается на первоклассника в виде гигантского количества правил и регламентации всех сторон поведения (как сидеть, как вставать, как держать голову, руку, тетрадь, куда смотреть, когда, как и о чем говорить...). Школа как огромная и (пока еще) увлекательная игра с трудными, но интересными правилами, с такой (пока еще) соблазнительной ролью «хорошего ученика» — вот нормальный детский образ ученичества в период адаптации. И далеко не сразу ребенок разберется, что правила «дважды два — четыре» и «если хочешь говорить на уроке, подними руку» имеют совершенно разную природу и что лишь одно из них относится к роли ученика.

Прием «Школа клоунов»

Этот прием используется для того, чтобы, с одной стороны, усвоить необходимость выполнения школьных правил, а с другой — снять излишнюю напряженность и тревожность детей.

Дети читают (или им читают) отрывки из одноименной книги Э. Успенского, рассказывают о каких-нибудь правилах этой школы, придумывают уроки, отметки (учитель принимает во всем самое активное участие). При этом каждый ребенок обязательно должен что-нибудь рассказывать или показывать. Класс предварительно договаривается, какое правило для «Школы клоунов» будет выполняться, и оно включается в ход «учебных», игровых занятий, что способствует, помимо всего прочего, и развитию произвольности.

Задача такой работы-игры, с одной стороны, показать относительность рамок «хорошо — плохо», снять восприятие правил как категорических требований, а с другой — помочь детям осознать, для чего эти правила нужны. Другими словами, применяется прием отстранения. Дети начинают понимать, что требования, правила относительны и вместе с тем необходимы.

Оценка

На начальных этапах обучения особенно осторожно надо использовать оценки. Можно даже на первых порах спрашивать ребят на уроках лишь в том случае, если они сами хотят ответить. При хороших ответах нужно поощрять детей не только отметкой, но и эмоциональной похвалой.

По отношению к тревожным детям используются специальные оценки: максимально развертываются критерии той или иной оценки, замечания, похвалы (используется содержательная оценка) и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а ее отдельные элементы, особенно успешные). При этом, естественно, большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал, что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов. Через оценку взрослого, сверстника он понимает, что может, чего не может, что умеет, а чему еще должен поучиться.

Принципиально важным является формирование такого отношения не только к оценке, но и шире — к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу — к любому результату, когда он воспринимается ребенком прежде всего как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно такое отношение позволяет снять ориентацию только на результат, сделать детей более свободными по отношению к собственным успехам и неудачам, сфокусировать внимание на самой деятельности. Для этого можно использовать и шуточные соревнования, в которых победа или поражение относительны, не требуют значительных усилий, легко переходят от одного ребенка к другому.

Прием «Я не могу — я могу — я сумею»

Одним из центральных мотивов учения является мотив компетентности. Надо поддержать маленького школьника в его стремлении быть не хуже других. Для этого педагог может акцентировать соответствующие моменты в содержательной оценке и использовать ряд специальных приемов. Суть одного из них, условно названного «Я не могу — я могу — я сумею», состоит в следующем.

Если ребенок отказывается выполнять какое-либо задание, говоря, что он наверняка с ним не справится, учитель просит его представить, что он сейчас не он, а другой ребенок, совсем малыш, который знает намного меньше и на самом деле не может справиться с заданием (не знает букв, цифр, не умеет говорить), и изобразить такого малыша.

Затем педагог просит ребенка представить себя таким учеником, который' сумеет справиться с заданием, и изобразить такого ученика. При этом дети обычно убеждаются, что они достаточно далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют, продвинуться еще дальше.

Ребенок кладет кисти рук на открытые ладони взрослого, и весь класс произносит «волшебное заклинание»:

«Я не могу...» — и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание;

«Я могу...» — дети по очереди говорят, что они могут сделать самостоятельно;

«Я сумею...».— каждый пытается сказать, насколько он может выполнить задание, если приложит все усилия.

' При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчеркивается только, что каждый чего-то не умеет, чего-то не может и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперед и, следовательно, быть не хуже других.

Прием «Предупреди заранее»

Первоклассники легче переходят от одной задачи к другой (а значит, потребуется принимать меньше дисциплинарных мер и делать замечаний), если учитель на уроке заранее предупреждает детей об этом.

За три минуты до перехода учитель объявляет классу, что у каждого есть несколько минут для завершения выполняемого, затем ставится новая задача. Без такого подготовительного времени дети, особенно мальчики, не готовы переключиться, поэтому приходится тратить время на установление дисциплины.

Прием «Движение разрешено»

Физическое движение ребенка в классе (особенно когда правилами определено, что можно делать, а что нельзя) — это мощное средство для управления стрессом, приводящее к.улучшению восприятия знаний во всех сферах. Учителя часто считают, полезным разрешить ребенку двигаться по классу, когда он пытается рассказать о причинивших ему боль, поставивших его в унизительное положение или других затронувших его чувства инцидентах.

Прием «Ударь в щит»

Особо следует сказать о приемах, помогающих детям снять повышенную напряженность. Как известно, именно с ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. В этих случаях можно использовать щит, который держит взрослый или другой ребенок и в который можно стучать мячом, бить кулаком и пр. Этот прием можно менять в зависимости от условий.

1 Амбросимова Нелли Антоновна

1 Атмашкина Мария Евгеньевна

3 Батылин Матвей Дмитриевич

4 Бубнов Владимир Александрович

5 Вангонина Ангелина Игоревна

6 Дудина Анастасия Сергеевна

7 Жигалов Иван Денисович

8 Красова Виктория Дмитриевна

9 Кротович Тимофей Вадимович

10 Кудрявцев Макар Дмитриевич

11 Кутузов Александр Сергеевич

12 Лапшина Мария Андреевна

13 Леваньков Александр Иванович

14 Мальцева Злата Александровна

15 Новиков Александр Николаевич

16 Пидгирная Софья Александровна

17 Поздняков Матвей Сергеевич

18 Полторанин Данила Владимирович

19 Рыжикова Виктория Артёмовна

20 Сахарова Софья Михайловна

21 Сергиенко Ульяна Романовна

22 Слепчук Данил Денисович

23 Соловьёв Ярослав Евгеньевич

24 Тарьян Денис Вячеславович

25 Тренина Ольга Юрьевна

26 Тулапина Елизавета Евгеньевна

27 Харченко Арина Владимировна

28 Шакиров Данила Александрович

29 Шашкова София Геннадьевна

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.