Управление образования администрации города Новочеркасска.
Методический кабинет.
Августовская конференция работников образования.
Секция педагогов-психологов и учителей-логопедов.
«Взаимодействие ДОУ и семьи в целях профилактики школьной дезадаптации».
Подготовила:
Онищенко Н.В. учитель-логопед
МБДОУ д\с № 11
АКТУАЛЬНОСТЬ
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года ст.42. п. 2.пп.2. Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимися;
ФГОС ДО «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014);
1.6.пп.9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
3.2. 1. пп.8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
План мероприятий «Дорожная карта» «Введение ФГОС ДО в ДОО Ростовской области».
1.7. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, вовлечение их в образовательную деятельность.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направления деятельности
Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями
Повышение педагогической культуры родителей
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом
Принципы деятельности
открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок)
-
создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании и коррекции речи детей
диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка( с согласия родителей
Содержание деятельности
Результат
Совершенстврвание работы с родителями согласно требований ФГОС ДО
Включение в систему мониторинга МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Представление опыта работы внутри ДОУ и на городских мероприятиях, распростр. Опыта в сети интернет и средствах массовой информации
Консультации,семинары-практикумы
Открытые индивидуальные и подгруп.занятия
Выставки игр и пособий
Наглядные материалы
Совместные досуги и праздники
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Коррекционная работа строится с учётом особенностей развития и специфических образовательных потребностей детей.
Необходимо построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Понятие «подготовка ребёнка к школе» – это комплексный, достаточно длительный и систематический процесс дошкольного образования ребенка в условиях детского сада и семьи.
Готовность к школе включает сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, работать по образцу и др., что характеризует переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Именно эти составляющие готовности к учебной деятельности оказываются незнакомыми многим родителям.
Претензии учителей по подготовке детей к школе и направления работы по профилактике нарушений письменной речи в детском саду.
Тип школьных трудностей:
1. Трудности при формировании зрительного образа-представления букв;
2. Трудности при формировании правильной траектории строки при письме;
3. Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше;
4. Затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр;
5. Замена букв, прописывание лишних элементов букв и штрихов; недописывание букв; персеверация написанных букв, слов и фраз;
6. Ошибки при письме; неумение использовать правила при письме;
7. Медленный темп письма.
Направления работы в МБДОУ:
1. Работа по формированию зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия;
2. Работа по формированию зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, зрительной памяти;
3. Работа по развитию тонкой моторики руки, зрительно-моторной координации и пространственных представлений;
4. Работа по развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительных образцов букв;
5. Работа по формированию зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти;
6. Работа по формированию звукобуквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия;
7. Работа по формированию зрительно-моторной координации, мелкой моторики руки, произвольного управления движениями, совершенствованию звукобуквенного анализа.
Результаты диагностического обследования родителей МБДОУ.
В диагностическом обследовании приняли участие 97%. родителей
(47% - имеют достаточно высокий уровень мотивации в отношении сотрудничества со специалистами ДОУ;
29% родителей не имеют должного уровня мотивации в отношении сотрудничества со специалистами ДОУ;
34% родителей при анкетировании высказали мнение, что речевые и другие проблемы их детей «пройдут сами собой».
Направления работы:
Включение в деятельность:
-совместные досуги, праздники, участие в подготовке и проведении речевых праздников
-организация открытых занятий с участием родителей;
представление опыта семейного воспитания
разработка и реализация совместных проектов.
Просветительская работа:
-рекламная деятельность по ознакомлению с содержанием деятельности МБДОУ
-консультации и семинары практикумы;
-организации выставок игр и картотек упражнений для работы с детьми, минибиблиотеки;
показ отрытых подгрупповых и индивидуальных занятий;
Оформление папок-передвижек, логопедических уголков и т.д
Ознакомление с опытом работы :
-рекламная деятельность ;
-ознакомление с опытом работы родителей принимающих активное участие;
-консультации и семинары; бюллетень , стенды с наглядным материалом
показ открытых занятий.
Задачи стоящие перед МБДОУ по работе с семьёй на этапе подготовки к школе:
Совершенствование тактики общения, уровня профессионального мастерства, коммуникативной культуры и навыков взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ с семьей ребенка;
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания ребенка в условиях семьи;
Оказание образовательных услуг родителям, имеющим проблемы во взаимоотношениях с детьми, а также пропедевтическая образовательная работа.
Вовлечение родителей в коррекционно-образовательную работу.
Блоки взаимодействия педагогов и родителей.
Просветительский
Практический
Индивидуальные беседы:
☺ «Пальчиковый игротренинг»;
☺ «Речевые игры и упражнения» и т.д.
Анкетирование (диагностика условий семейного воспитания, особенностей семей)
Консультирование:
☺ «Ваш малыш плохо говорит?»;
☺ «Развиваем речь ребенка дома» и т.д.
Родительские собрания
Информационные стенды:
☺ «Читаем ребенку сказку»;
☺ «Малые фольклорные жанры в формировании культуры речи» и т.д.
Размещение информации на сайте
Игротеки:
☺ «Домашняя игротека»;
☺ «Пальчиковые игр для детей 4-5 лет» и т.д.
Библиотеки для родителей:
☺ «Готовим руку к письму»;
☺ «Школа умелого карандаша» и т.д.
Тетради самостоятельной работы
Мастер-класс:
«Профилактика нарушений чтения и письма у детей с нарушениями речи»
Тренинги:
«Игры и упражнения для развития движений пальцев рук»;
Открытые занятия с участием родителей:
«Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями речи»
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:
Нетрадиционные формы общения с родителями:
Результаты итоговой диагностики.
В итоговом анкетировании приняли участие 98% родителей.
95% родителей имеют высокий уровень мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ;
93% обеспокоены речевым развитием своих детей;
2% родителей имеют низкий уровень мотивации в отношении сотрудничества с педагогами и специалистами ДОУ;
0% родителей не обеспокоенных речевыми нарушениями своих детей.