Профилактика кризисных ситуаций в образовательном пространстве

0
0
Материал опубликован 17 April

Выступление на педагогическом совете

«Профилактика кризисных ситуаций в образовательном пространстве»


Потребность в безопасности относится к числу фундаментальных человеческих потребностей. Как отмечал А. Маслоу, отсутствие чувства защищенности порождает тревожность и недоверие. Для детей это особенно актуально, поскольку они во многом зависят от взрослых, их поддержки и руководства. Школа, обеспечивающая безопасность, способствует не только качественному обучению, но и создает условия для удовлетворения этой базовой потребности, что крайне важно для благополучия каждого ученика и школьного коллектива в целом. Грамотные действия в кризисных ситуациях минимизируют их негативное влияние на учебный процесс и психическое здоровье, а также помогают быстрее восстановить нормальную жизнедеятельность и избежать психосоциальных проблем.

Кризисная ситуация возникает, когда человек сталкивается с непреодолимым, на его взгляд, препятствием на пути к значимой цели и не может справиться с ним привычными способами.

Предотвратить кризисные ситуации можно, формируя здоровую атмосферу в школе и вовлекая учащихся в творческую и продуктивную деятельность. Это особенно важно для профилактики школьного насилия - одной из самых острых проблем в образовательной среде во многих странах.

Школьное насилие включает агрессивные действия, угрозы и антисоциальное поведение в отношении других. Оно может проявляться в физической или психологической форме, причиняя боль, страдания или страх. Подобные действия разрушают школьную среду, негативно влияют на личностное развитие и могут вызывать чувство безысходности.

Меры профилактики насилия:

- Поддержание дисциплины и академической успеваемости.

- Создание позитивного климата в классе и школе.

- Обеспечение эмоционального благополучия через доброжелательную атмосферу.

- Развитие у педагогов навыков решения проблем и активной позиции.

- Сотрудничество с семьями учащихся.


Если насилие уже произошло, важно:

1. Показать ребенку, что его переживания важны для вас.

2. Обеспечить чувство безопасности (физический контакт, спокойный разговор, участие в его делах).

3. Напомнить о положительных моментах из его жизни, чтобы снизить остроту негативных воспоминаний.

4. Сфокусироваться на обсуждении чувств, а не деталей произошедшего.

5. Подчеркнуть, что испытывать страх, гнев или беспомощность — нормально.

6. Повышать самооценку ребенка, отмечая его успехи.

7. Избегать чрезмерной опеки, чтобы не поощрять манипулятивное поведение.

Некоторые дети адаптируются к любой среде, другим требуется помощь в развитии навыков обучения и разрешения конфликтов.

Конфликты в школе и пути их решения

Конфликты - неотъемлемая часть школьной жизни. Их грамотное разрешение способствует улучшению взаимоотношений и создает условия для личностного роста.

1. Конфликт между учащимися

Педагог может вмешаться следующим образом:

- Устранить предмет спора (например, забрать спорный мяч).

- Привлечь нейтрального арбитра, если стороны готовы принять его решение.

- Сократить число участников конфликта.

- Развести конфликтующих, чтобы предотвратить дальнейшее столкновение.

- Предложить учащимся самостоятельно найти решение и обсудить последствия конфликта.

- Использовать юмор для снижения напряженности.

Конструктивное разрешение конфликта помогает детям развивать социальные навыки, которые пригодятся им в будущем. Если ребенок проявляет агрессию из-за отсутствия друзей или увлечений, педагог может порекомендовать родителям записать его в кружок или секцию.

2. Конфликт между педагогом и родителем

Недовольство может исходить от обеих сторон. Важно:

- Спокойно разобраться в ситуации.

- Провести открытый диалог на равных.

- Совместно найти решение и сделать выводы для предотвращения подобных ситуаций в будущем.

3. Конфликт между педагогом и учеником

Такие ситуации возникают часто из-за тесного взаимодействия. Чтобы снизить напряженность, педагогу следует:

- Сохранять спокойный и доброжелательный тон.

- Вдохновлять отстающих учеников, доверяя им ответственные задания.

- Избегать унизительных наказаний.

Доброжелательное и справедливое отношение педагога - залог здоровой атмосферы в классе.

В школе действует Служба медиации (примирения), которая помогает снизить количество конфликтов и правонарушений среди учащихся. Информация о медиации размещена на школьном стенде, и педагоги могут ознакомить с ней учащихся и родителей.

Профилактика суицидального поведения

Суицидальное поведение требует особого внимания. Формы профилактики:

1. Воздействие на социальную среду - формирование негативного отношения к девиантному поведению через социальную рекламу и пропаганду здорового образа жизни.

2. Обучение социальным навыкам - тренинги, классные часы, развитие умения говорить «нет», повышение самооценки и навыков разрешения конфликтов.

3. Пропаганда здорового образа жизни - спорт, правильное питание, режим дня.

4. Активизация личностных ресурсов - участие в творческих и спортивных мероприятиях.

Признаки проблем у ребенка:

- Низкая успеваемость.

- Изоляция, агрессия, дисциплинарные нарушения.

- Употребление психоактивных веществ.

Как помочь:

1. Выслушать и дать возможность высказаться.

2. Открыто обсудить проблемы.

3. Совместно искать выход.

4. Напомнить о значимых людях.

5. Подчеркнуть временный характер трудностей.

Иногда ребенку нужно не оценивание, а поддержка. Успех воспитания зависит не только от знаний, но и от умения чувствовать и понимать детей.

В завершение педагоги получат памятки по профилактике конфликтов и методам борьбы со стрессом, а также рекомендации по помощи детям, пережившим насилие.


Спасибо за внимание!

Приёмы против стресса на работе и дома:

1. Сразу, как только почувствовали, что теряете контроль над собой, скажите себе: «Стоп!». Так, будто вы сидите за рулём автомобиля и вам надо резко остановиться. И потом, каждый раз, когда волна паники, раздражения, обиды будет подниматься к горлу, снова и снова говорите себе: «Стоп!».

2. Покиньте то место, где только что получили острый стресс. По возможности подойдите к воде, если есть зеркало, посмотрите на своё отражение: расслабьте уголки сжатого рта (мышечный зажим), увлажните губы водой, умойтесь прохладной водой, представив, как она снимает напряжение с вашего лица.

3. Начните противострессовые дыхательные упражнения: глубокий вдох через нос – задержка дыхания – выдох через нос как можно медленнее (выдох в два раза длиннее).

4. Если стресс привел вас в состояние гнева, вам нужно избавиться от лишней энергии, которая сейчас распирает вас. Займитесь любой физической деятельностью: дома начните ручную стирку, передвиньте мебель, устройте генеральную уборку в классе, дома, добираясь до тех углов, в которые давно не заглядывали. Физический труд в стрессовой ситуации играет роль громоотвода – помогает отвлечься от внутреннего напряжения. Этот же способ можно использовать и в состоянии тревоги, когда находитесь в состоянии стресса и ожидания.

5. Стресс может оказать и иное действие: эмоции настолько переполняют вас, что могут выйти из – под контроля. И вам надо собрать волю в кулак, успокоиться, сосредоточиться. Для этого можно использовать следующее упражнение. Оглянитесь вокруг, осмотрите помещение, где вы находитесь. Медленно и не торопясь, назовите про себя все детали, которые вы видите сейчас: красный телефон с серыми кнопками, настольная лампа с белым абажуром, бежевые шторы на окне. Постарайтесь сосредоточиться на каждом предмете не менее 30 секунд. В данном упражнении вы концентрируете внимание на рациональном восприятии окружающей среды.

6. Наведите порядок в ящиках письменного стола, в шкафах. Делайте это медленно, осмысленно, полностью сосредотачиваясь на процессе, продумывая, почему этот предмет должен лежать на этом месте.

7. Испытанный способ снять стресс – поделиться своими чувствами с кем – либо. Позвоните или поговорите с ними, иногда помогает даже разговор на отвлеченную тему, которая вам интересна. Эта беседа помогает отвлечь от внутреннего монолога, который возник у вас в связи со стрессовым событием.

8. Теперь, взяв себя в руки, возьмитесь за дела, которые были прерваны стрессом. Вспоминая о неприятности, подумайте фразой «я подумаю об этом завтра» или «утро вечера мудренее», «все пройдет, и это тоже».



t1744885401aa.jpgПамятка педагогу по профилактике конфликтов


1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить.

2. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции, поскольку они:

оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

ухудшают качество мышления;

снижают объективность оценки окружающих;

по закону эмоционального заряжения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.

3. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии обучающихся.

4. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать обучающихся.

5. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь.

6. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других педагогов, администрации школы, родителей.

7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но и большую общественную ценность.

8. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого обучающегося. Однако не стоит злоупотреблять своим педагогическим авторитетом.

9. Постоянно учитесь без каких-либо условий любить или, по крайней мере, уважать всех, начиная с себя.




Способы, как педагог может вмешаться и прекратить конфликт между обучающимися:


1. Устранить реальный предмет спора (например, мяч, игра, книга и т.д.).

2. Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо при готовности конфликтующих подчиниться его решению.

3. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.

4. Создать условия, при которых конфликтующие стороны не могли бы вступить в непосредственное взаимодействие (драку).

5. Спросить у конфликтующих, как бы они сами разрешили данный конфликт, попытаться изменить их представление о конфликте (придать предмету конфликта меньшую значимость; показать негативные стороны конфликта и его последствий для самих конфликтующих, для людей, мнением которых они дорожат; показать, как этот конфликт выглядит со стороны).

6. Изменить отношение одного конфликтующего к другому (уменьшить роль в конфликте противоположной стороны).

7. Убедить в необходимости уступки другому.

8. Попытаться свести причину конфликта к юмористической стороне.

Помощь ребёнку, пережившему насилие:

Дайте ребёнку понять: вы всерьёз относитесь к его переживаниям.

Создайте атмосферу безопасности (обнимите ребёнка, возьмите за руку, разговаривайте с ним, принимайте участие в его делах).

Вспоминайте хорошие, добрые случаи из жизни произошедшие с ним – это позволит обратится к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.

Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально.

Повышайте самооценку ребёнку (чаще хвалите его за хорошие поступки).

Нельзя позволять ребёнку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости.




Помощь ребёнку, пережившему насилие:

Дайте ребёнку понять: вы всерьёз относитесь к его переживаниям.

Создайте атмосферу безопасности (обнимите ребёнка, возьмите за руку, разговаривайте с ним, принимайте участие в его делах).

Вспоминайте хорошие, добрые случаи из жизни произошедшие с ним – это позволит обратится к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.

Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально.

Повышайте самооценку ребёнку (чаще хвалите его за хорошие поступки).

Нельзя позволять ребёнку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости.



Помощь ребёнку, пережившему насилие:

Дайте ребёнку понять: вы всерьёз относитесь к его переживаниям.

Создайте атмосферу безопасности (обнимите ребёнка, возьмите за руку, разговаривайте с ним, принимайте участие в его делах).

Вспоминайте хорошие, добрые случаи из жизни произошедшие с ним – это позволит обратится к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.

Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально.

Повышайте самооценку ребёнку (чаще хвалите его за хорошие поступки).

Нельзя позволять ребёнку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости.



Помощь ребёнку, пережившему насилие:

Дайте ребёнку понять: вы всерьёз относитесь к его переживаниям.

Создайте атмосферу безопасности (обнимите ребёнка, возьмите за руку, разговаривайте с ним, принимайте участие в его делах).

Вспоминайте хорошие, добрые случаи из жизни произошедшие с ним – это позволит обратится к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.

Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально.

Повышайте самооценку ребёнку (чаще хвалите его за хорошие поступки).

Нельзя позволять ребёнку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.