Статья «Образовательное пространство школы»

3
0
Материал опубликован 1 January 2021 в группе

Белякова Наталья Фёдоровна,

Заслуженный учитель Кубани,

Школа Всероссийского

детского центра «Орлёнок»


Образовательное пространство школы

(Опыт проектировочной работы)


Актуальность и назначение

Современный образовательный процесс, а уж тем более внеурочную деятельность, невозможно представить без включения в них такого компонента, как образовательное пространство. Обживание физического пространства школы – своего рода модель, проба освоения других пространств, например, образовательного, социального. В образовательном пространстве реализуется и потребность в общении как обучающихся, так и педагогов. Поэтому одно из направлений проектной работы посвящено пространству школы. Особое значение этого направления деятельности школы ВДЦ «Орлёнок» связано ещё и с тем, что педагоги представляют собой постоянный коллектив, а обучающиеся– временный. Интенсивность и комплексность освоения пространства школы обусловлена кроме того кратковременностью пребывания в ней школьников. С обучающимися должна проводиться специальная работа, направленная на то, чтобы дети прижились в новом для себя здании, освоили его, захотели и научились использовать возможности разных уголков школы и расширяли таким образом свои образовательные возможности.


Цель проектировочной работы: представить развёрнутую модель образовательного пространства школы с возможностью внутреннего расширения каждого его кластера.

Задачи:

Провести системную классификацию образовательного пространства школы.

Проанализировать имеющийся продуктивный опыт использования пространства.

Выделить возможные зоны расширения образовательного пространства и наметить как материальные, так и интеллектуальные пути расширения.

Содержание

Рассуждая об образовательном пространстве мы рассмотрели разные варианты определения «Образовательное пространство» и увидели, что это явление очень популярно в современной философии, социологии, педагогике. Мы взяли за основу определение из «Педагогического словаря»: «Школа как культурно-образовательное пространство, то есть образовательное пространство, в котором культивируется личностный и профессиональный рост педагогических и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как творческих личностей»   

За исключением родителей, все остальные творческие личности в образовательной деятельности школы имеются.


1


Мы рассмотрели образовательное пространство школы с разных сторон, попробовали систематизировать свои наблюдения и выделяем 3 системных кластера:

Содержательный

Территориальный (по месту и по элементам пространства)

Технический

А) Прежде всего обратимся к содержательной стороне вопроса: какие функции выполняет образовательное пространство школы? Как и кого оно может образовывать?

По нашему мнению, содержательный кластер может включать в себя

Предметное пространство

Развивающий социум

Релаксирующее пространство

Информационное пространство

Просветительское пространство

Больше всего в школе у нас развито, конечно, предметное пространство. Оно расширяет рамки учебной дисциплины, позволяет развивать интерес к предмету. На развитие предметного пространства в основном направлены наши образовательные проекты, тематические смены, предметные недели, тематические дни. В этом вопросе накоплен немалый опыт, что, собственно, и позволило выделить отдельную проектировочную группу для осмысления образовательного пространства школы.

Рассматривая положительный опыт деятельности, мы отмечаем и то, над чем стоит поработать в дальнейшем. Например, разработка и проведение всех внеурочных дел смены осуществляется только педагогами. Здесь есть свои причины: временный детский коллектив, строгие временные рамки пребывания детей в школе. Однако крупицы опыта включения школьников в организацию, разработку творческих дел, оценочную деятельность в жюри конкурсов и т.д. есть, и надо это поддерживать. (конкурс «Классная компания», математические игры на перемене и др.). Кроме того, даже в короткий период учебной смены возможно помочь талантливым ребятам испытать себя во всероссийских конкурсах, публикациях в газетах, журналах, на тематических сайтах.

Следующая содержательная линия – это «развивающий социум», как мы его назвали. Мы имеем в виду продуктивное общение школьников. На этот вопрос, нам показалось, мы не обращали ещё внимания. Такое общение просто стихийное, например, на скамейках и подоконниках. А между тем можно попробовать организовать на переменках группы по интересам, по хобби. Это не обязательно жёстко организовывать, можно просто обозначить темы, место сбора, время. Может быть, всего одну переменку в неделю, а потом по ситуации.

В школе возможна организация «релаксирующего пространства», ведь отвлечься от образовательной нагрузки, расслабиться, посмеяться, отдохнуть – важное дело. Что может входить в релаксирующее пространство? Караоке на переменах (опыт 5 смены этого года доказал интерес, участие ребят), активные переменки в спортзале (опять – таки опыт нынешнего учебного года), а также организация в одном из уголков школы «музыкального релакса» для желающих, свободного показа небольших фильмов или роликов; открыть комнату для разгрузки с креслами или пуфами (хотя бы в неполные смены).

Информационное пространство у нас представлено, например, группой школы ВКонтакте. На этом пока и остановимся с предложениями. Нам кажется, что деятельность группы можно разнообразить. Например, у нас в основном информация о внеурочной деятельности, а можно добавить факты об учебной деятельности, о достижениях школьников. Например, рассказать об интересных детях, имеющих высокие достижения, победы в учёбе, спорте, творчестве и т.д.- «Смотрите, кто приехал!»."BOOK-симпатия" и др. Можно включить в работу группы краткие опросы с выбором ответа по каким-либо темам (у нас почти только про дни рождения), ведь комментарии пишут не многие; предлагаем использовать видеоролики или презентации наряду с фото, придумать какую-то ежедневную «изюминку», как, например, в группе «Орлёнок» у Руслана Марьина: «Ни дня без моря». И, конечно, хотя бы в нескольких сменах организовать участие классов, групп, отдельных школьников.

И «просветительское пространство». Мы посчитали целесообразным его выделить, так как оно чаще всего является для нас неожиданно возникающим и требующим активного приложения сил. Сюда входят различные акции, в которых участвуют сотрудники «Орлёнка». Например, Тотальный диктант, Всероссийское тестирование. Сюда входит программа «Русский язык как иностранный», по которой только в этом году мы принимали немецких, китайских, сирийских школьников. Организация летней программы для детских лагерей «Пушкинский день» и т.д. В чём тут проблема? В стихийности, внеплановости таких дел, в срочной необходимости организовывать школьное пространство для проведения. Какие перспективы? Используя опыт учебного года, включать в перспективный план примерные сроки и мероприятия. Например, Тотальный диктант, Всероссийские акции по истории и географии и др.

Но просветительское пространство школы может и должно действовать не только в ходе порученных администрацией лагеря дел, но и, конечно, самостоятельно. Например, проведение дней открытых дверей для сотрудников разных отделов. Например, экскурсии в маленький музей Чёрного моря. Опыт нынешнего года показал, что для некоторых случайно посетивших школу сотрудников школьное пространство оказалось открытием.


2


Территориальный кластер мы разделили по месту и элементам помещения. За последние года 3-4 мы приучились вовсю использовать пространство как внутри здания школы, так и снаружи. Мы в кратком виде обозначили имеющийся опыт и рассмотрели объекты, которые могут быть освоены с большей пользой. На развитие личности, формирование её интересов в школе работает всё, в том числе и территория, и архитектура, и оформление.


Опыт использования

Что можно использовать с большей эффективностью

По месту:

Коридоры (использовались для проведения лабораторных работ МО химии, физики, математики, квест-марафонов, которые активно организовывались всеми МО)

Вестибюль (в нём организовывались выставки в рамках общешкольных проектов о войне, о спорте; были развёрнуты импровизированные музеи стекла, мусора, размещались небольших химические лабораторий – с них, кажется, и начиналась наша активная жизнь на переменах)

Крыльцо (интересно использовалось МО физкультуры для публичного награждения спортсменов)

Площадь (постоянное её использование для проведения ежесменных организационных линеек, а в течение смены используется редко – 1 раз флешмоб «День победы» в мае 2016, конкурсы стрит-арт на переменах–МО истории)

Спортивный зал (начал использоваться в этом году для активной спортивной перемены)

Дендропарк (для проведения экскурсий и исследований в природе активно использовался в этом году осенью и весной)





Части помещений:

Стены (были задействованы под комплексные, «проектные» выставки – «Лента времени» МО математики; ВОВ- МО истории, «Лента эволюции», баннеры об экологии - МО химии и биологии и др.)

Стекла окон (размещался материал к урокам истории «Лабиринт правовых знаний», МО русского языка, иностранных языков – выставки творческих работ: писем, сочинений, рисунков и т.д.)

Пол (удобное размещение напольных игр-МО русского языка, заданий к урокам иностранного языка, формул по физике и т.д.)

Колонны (активно использовались в ходе предметных недель отдельными МО: ин.яз., рус.яз., химии); в ходе общешкольных проектов «Год культуры», «Год кино»; на них размещался «Олимпийский словарь» "Литературная колоннада")


Лестницы (используются для "литературных ступенек", которые действуют как своеобразный рекомендательный список чтения; "исторические ступеньки" в корпусе с кабинетами истории и т.д.)

По месту:

Крыша (задействовать пространство для выставок на передвижных стендах, а также использовать возможность пространства для ведения урочной и внеурочной деятельности в хорошую погоду; на крыше запланировано обустройство элементов эко-тропы)

Внутренние дворики (проводить в хорошую погоду уроки, конкурсы, квесты, учебные и развивающие игры и т. д.)

Парапет (использовать как концертную площадку, для организации зеркальных выставок на стёклах)

Площадь (продолжить использование в рамках активных перемен, может быть, как-то завершать на ней учебную смену, разместить какой-либо творческий элемент для проведения церемоний многочисленных награждений; сделать комплексное оформление на асфальте, например, карты России, можно использовать многократно разными МО; помнить, что не каждая школа имеет памятник на своей территории, использовать с познавательной целью во время экскурсий памятник Н. Островскому)

Малый актовый зал (29 кабинет) использовать как конференц-зал для проведения семинаров, лекций, дискуссий, конференций, уроков нестандартных форм, кинопоказов и т.д. (к сожалению, кабинет представляет склад разнородной мебели)

Музей Чёрного моря (использовать ежесменно для экскурсий классов, в том числе на переменах; для экскурсий сотрудников лагеря и вожатых)




Части помещений:

Колонны (использовать для оформления познавательного, постоянно необходимого материала, например, по орфоэпии –русский язык, исторические даты, «словарные материалы», связанные с темой года и т.д.)

Подоконники (предлагаем сделать их рабочими, во время проведения предметных недель размешать информацию с заданиями: собрать пазлы, разгадать головоломки, собрать мозаику, аркады, расположение химических элементов; расположить на них малые лаборатории и т.д.)

Лестничные пролёты (использовать для размещения детских творческих работ, фотографий, например, в цифровых рамках)




Стены, стекла окон, пол активно использовать в учебной и внеурочной деятельности.

Расширить возможности использования за счёт оформление фрагментов стен магнитной или грифельной краской; использование в оформлении пробковых покрытий и другие решения, разработанные экспертами в области дизайна.

Для обновления образовательных ступенек активней использовать мнения и предложения школьников.



3

Техническое пространство


Имеем


Нужно


2 телевизионные панели (работающие не в полную силу);

Стенды (флипчарты, пробковые доски, многогранники и др.);

Экран с проектором (практически не работающие из-за светового режима);

Рулапы (баннеры используют МО химии и биологии);

«Бегущая строка» (появилась в этом учебном году, используется продуктивно).


Телевизионные панели в каждом корпусе, работающие не только для образовательного процесса, но и для телеинформации (например, транслирование новостей);

Стенды: обновление содержания по необходимости в каждом корпусе, а также изготовление стационарных, используемых круглый год;

Рулапы (от каждого МО такие, которые актуальны для использования в течение всего учебного года, с универсальным содержанием, работающие на развитие УУД; баннерные выставки очень популярны в современном образовательном пространстве);

Радиорубка (например для школьных объявлений, информации, музыкальных, спортивных переменок и т.д. Подключить школьников к работе радиоузла);

Флипчарты (для проведения различных предметных опросов, записи общественного мнения, анонсов предстоящих событий).




Приложение 1


Презентация «Образовательное пространство школы»









6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации