12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пудова Кристина Владимировна17
1

Психологическая программа по психологической помощи в кризисных ситуациях Мозаика радости

Бюджетное учреждение Омской области

"Комплексный центр социального обслуживания населения

Большеуковского района"


УТВЕРЖДАЮ:

И. о. руководителя БУ «КЦСОН

Большеуковского района»

____________А.С. Метелёва

_________________ 2021 год




Психологическая программа

помощи в кризисных ситуациях

«Мозаика радости»




Составитель программы:

Пудова Кристина Владимировна

Психолог





Большие Уки

2021 год

Содержание



Пояснительная записка 3-9

Содержание программы 10-15

Календарно-тематический план 16-17

Список использованной литературы 18-19

Приложение 20-23























Пояснительная записка

На исходе XX столетия произошло громадное количество бедствий и катастроф, мир буквально захлестывает эпидемия террористических актов. Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек, так или иначе, психологически вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец.

В настоящее время психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях становится все более и более востребованной. С одной стороны, это связано с возрастанием числа трудных жизненных ситуаций, спровоцированных социальными и экономическими аспектами жизни, с увеличением числа техногенных катастроф, стихийных бедствий, террористических актов, сект, случаев морального, физического и сексуального насилия в обыденной жизни. С другой стороны, кризисное переживание может возникать не только в экстремальной ситуации. Любое значимое изменение жизненной ситуации или внутренней позиции может переживаться как кризис. В литературе широко описаны возрастные кризисы, кризисы, возникающие в межличностных отношениях и так далее. С этой точки зрения кризис представляет собой здоровое состояние развивающегося человека, что, однако не приуменьшает тягостности самого переживания.

Очевидно, что любое кризисное переживание является сложным, имеет богатую феноменологию и структуру. Сложность работы с кризисным переживанием, так же как и большая востребованность психологической помощи в кризисных ситуациях выдвигают высокие требования к компетенции психологов.

Важно, чтобы помогающий мог почувствовать глубину и специфику кризисного переживания, мог понять закономерности протекания кризиса, умел присутствовать рядом. В частности, раскрываются способы и методы психологической работы с пострадавшими от насилия, с жертвами сект, рассматриваются особенности психологической помощи в ситуациях утраты, в ситуации суицидального риска.

Особое внимание уделяется изложению особенностей кризисной психологической помощи детям. Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов.

Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.

Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями.

На этом, втором, этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий.

На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение.

На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличие выраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций, порождающих впоследствии психосоматические нарушения.

У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям.

При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с одной стороны, не только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы их разрушительных действий, их внезапность, распространенность вызываемых ими стрессов и т.п. во многом предопределяются особенностями пред катастрофного развития. А с другой, только в пост катастрофный период можно реально определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей, на демографические процессы в зонах бедствия.

Именно поэтому в современных условиях все более актуальными становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей, побывавших в экстремальных ситуациях.

Тем не менее, несмотря на всю важность и актуальность оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы эти остаются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической практики.

Кризисная психология и психотерапия — относительно новые, но интенсивно развивающиеся сферы психологической практики. Своим возникновением они обязаны, прежде всего, негативным плодам цивилизации — техногенным катастрофам, военным действиям, авариям.

Исследования психического состояния людей — участников, жертв или свидетелей подобных событий либо стихийных бедствий — выявили у многих наличие различных нарушений психики, в том числе и особого состояния — посттравматического стрессового расстройства.

Общество постепенно осознало наличие проблем дезадаптации ветеранов войн, свидетелей аварий на АЭС, природных катастроф и других экстремальных событий.

Существуют жизненные ситуации, которые являются настолько травматичными, что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживаниями не может.

Подростки в этой ситуации являются наиболее уязвимыми, и именно им требуется помощь, чтобы преодолеет возникающие эмоциональные нарушения, которые переполняют их или, напротив, скрыты и выступают, как причина других проблем, не связанных непосредственно со специфической стрессовой ситуацией.

В таких случаях необходима психологическая помощь, так как реально может появиться риск суицидального исхода ситуации из депрессивного состояния. Выявление большого количества суицидов, актов насилия, совершаемых бывшими участниками войн, нарушений психики и проблем дезадаптации у жертв и свидетелей катастроф заставило развернуть программы по изучению долговременных последствий травматических событий и способов их профилактики и устранения. Кризис как поворотный пункт человеческой судьбы, в котором рушатся сами основы предыдущей жизни, а новой еще не существует, требует особого подхода и специфических форм помощи человеку, его переживающему.

К счастью, большинство людей могут справиться с кризисом самостоятельно, причем это утверждение верно и по отношению к жертвам травматических событий. Часто задача профессионала состоит, прежде всего, в выявлении потенциальных возможностей преодоления кризисного состояния и их активизации либо в определении степени риска развития кризиса в неблагоприятном направлении.

Таким образом, данная психологическая программа по психологической помощи в кризисных ситуациях «Мозаика радости», актуальна в связи с тем, что она позволит выявить «группу риска» среди людей и подростков с депрессивным состоянием и провести профилактическую психотерапевтическую работу, позволяющую оказать эффективную помощь людям - обрести здоровую самооценку, ощущение внутренней гармонии и уверенности в себе с тем, чтобы воспрепятствовать обострению жизненных кризисов и предотвратить опасные последствия, которыми они чреваты.

Программа предназначена для взрослых и детей в области психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях на основе понимания особенностей переживаний и поведения человека в ситуациях различной степени сложности.

Данная психологическая программа по психологической помощи в кризисных ситуациях «Мозаика радости», рассчитана на 1 год.

Данная психологическая программа рассчитана для населения разновозрастной категории. В основе программы лежат индивидуальные и коррекционные консультации и занятия. Коррекционные занятия проводятся 1 раза в месяц по 45- 60 мин.

Цель программы: Психологическое консультирование в кризисных ситуациях - направлена на психологическую помощь лицам, пережившим кризисные и чрезвычайные ситуации и события, а также оказание психолого-педагогической поддержки населению разновозрастной категории с депрессивным состоянием, восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру.

Задачи программы:

Восстановление ощущения ценности собственной личности;

Реадаптация: переоценка травматического опыта и преодоление последствий травматических событий;

Проработка и преодоление симптомов посттравматического стресса;

Осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений;

Развитие, совершенствование навыков саморегуляции;

Развитие эмоциональной сферы;

Поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее».

Основные направления работы

Диагностико-аналитическая; консультативная; развивающая; просветительская; профилактическая.

Кадровое обеспечение

автор и непосредственный исполнитель программы – психолог;

куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов;

Условия реализации программы

Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского района» располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы.

Планируемые результаты освоения программы.

Психологическая программа по психологической помощи в кризисных ситуациях «Мозаика радости» адресована специалистам, которые заинтересованы в повышении компетентности в данной области психологического сопровождения и поддержки детей и взрослых. В процессе обучения овладеют методами психологической диагностики и многочисленными технологиями психологической помощи детям и взрослым в кризисном состоянии, навыкам построения программ психологической помощи человеку в кризисный и посткризисный период жизненного пути, что заметно расширит профессиональный инструментарий психолога.

Данная программа может выполнять профессиональную деятельность в организациях разного типа, включая дошкольные, общеобразовательные, производственные и коммерческие организации; психологические службы поддержки и реабилитации, служба МЧС России, семейные консультации и т.д.

Ожидаемый результат программы.

Эмоционально положительно воспринимать себя и окружающих людей.

Эффективно сотрудничать с другими (родителями, одноклассниками и учителями…..).

Адекватно относиться к своим успехам и неудачам.

Управлять своими эмоциями (навык саморегуляции).

Освоить техники конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Сформировать позитивную картину будущего.













Содержание программы.

Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов. Психология экстремальных ситуаций составляет к настоящему времени один из важнейших разделов прикладной психологии, который включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы психологической помощи: психологической коррекции, консультирования и психотерапии.

Значительное внимание уделяется в психологической литературе выявлению, психологическому анализу и классификации разнообразных психических феноменов, возникающих у жертв экстремальных происшествий. В частности, психологические феномены, возникающие в условиях воздействия чрезвычайных факторов, описываются в литературе под названием посттравматического стрессового синдрома, или посттравматического стрессового расстройства, Исследуются разнообразные негативные психические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрация, кризис, депривация, конфликт. Эти состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на интеллектуально-мнестическую деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие, как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекватного выхода из стрессовой ситуации. Эти явления, отражающие феноменологию психического функционирования человека в кризисе, оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов, так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

В значительной части случаев последствиями травматического стресса, связанного с переживанием экстремальных жизненных ситуаций, являются такие формы аддиктивного поведения, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами. Алкоголь или наркотик могут использоваться в качестве релаксирующих средств, позволяющих снять или частично нивелировать острый дискомфорт, напряжение, растерянность, страх. Чрезмерный стресс может влиять и на витальные (жизненные) функции, такие, как сексуальное поведение или питание. Таким образом, последствиями травматического стресса являются не только длительные или острые эмоционально-негативные состояния, затрудняющие жизнедеятельность человека, но также и нарушения поведения, представляющие уже сферу интересов врачей-психиатров. Между тем подобные нарушения поведения имеют психологические причины, связанные с недостаточностью личностных ресурсов для преодоления стресса либо с чрезмерностью и избыточностью дезадаптирующих воздействий в чрезвычайных обстоятельствах.

Существуют жизненные ситуации, знакомые каждому, которые являются настолько травматичными, что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживанием стресса не может. Например, ситуация смерти, потери близкого человека, разрыва отношений – когда личностных ресурсов может оказаться недостаточно. Чтобы справиться с чрезвычайным стрессовым воздействием, люди, переживающие утрату, часто начинают злоупотреблять алкоголем, лекарственными препаратами. Вследствие хронического напряжения у них могут возникнуть также и разнообразные психосоматические расстройства. Психологи активно исследуют причины возникновения так называемых психосоматических заболеваний, при которых наибольшее значение имеют именно психологические факторы. Такие соматические страдания, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертония или ишемическая болезнь сердца, – часто возникают вследствие чрезвычайных обстоятельств на фоне длительных и интенсивных состояний гнева, ярости, злости или страха, отчаяния, депрессии и печали. Таким образом, лица, пережившие стресс, могут оказаться пациентами врача.

Психология экстремальных ситуаций имеет как свой теоретический аспект, связанный с изучением особенностей психического функционирования в кризисе, так и практическое приложение, которое определяется необходимостью оказывать психологическую помощь пострадавшим в критических ситуациях людям. Подобная психологическая помощь необходима для предотвращения нарушений поведения и профилактики психосоматических расстройств. Она предполагает нормализацию психического состояния с нивелированием негативных переживаний, которые оказывают столь разрушительное воздействие, как на психические, так и на соматические функции человека. Основной задачей психологической помощи является актуализация адаптивных и компенсаторных ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных последствий чрезвычайных обстоятельств. Следствием эффективной психологической помощи пострадавшим является оптимизация психического состояния и поведения человека в экстремальных ситуациях.

В справочнике практического психолога, посвященном экстремальным ситуациям, который предлагается вашему вниманию, раскрываются как теоретические аспекты, позволяющие понять специфику этих ситуаций, их значение для человека, так и практические, прикладные аспекты: автор предлагает конкретные способы преодоления травматического стресса, конкретные формы поведения, позволяющие справиться с чрезвычайными ситуациями. Тут также приводятся конкретные рекомендации, которые могут быть полезны не только практическим психологам, но также и всем лицам, оказывающим помощь пострадавшим: врачам, спасателям, военным, пожарным.

Кризисная психология – относительно новая область науки, поэтому ключевые понятия – кризис и кризисное переживание – не имеют пока четких дефиниций.

Понятие кризис происходит от греческого 'kreses' – решение, поворотный пункт, исход. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова «кризис» определяется как: “1) резкий, крутой перелом в чем-нибудь, 2) затруднительное, тяжелое положение”.

Традиционно понятие «кризис» связано с психологией развития, в рамках которой кризис понимается как дискретный момент развития личности, как переходный период между возрастными этапами человеческой жизни. Такие кризисы принято считать нормативными, поскольку они сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

Другое понимание кризиса возникло в клинической психологии, в рамках которой кризис характеризуется как состояние экстремального напряжения сил для преодоления принципиально новых препятствий, опасных для здоровья или жизни человека. Такими препятствиями могут являться, например, катастрофические события, тяжелые заболевания и так далее. Характерным для кризисного переживания такого типа является наличие угрозы для жизни, психического или физического здоровья.

В любом кризисе, связан ли он с процессами взросления и развития или возникает в острой катастрофической ситуации, человек сталкивается с сильными переживаниями. Наиболее острыми среди них выступают переживания невозможности: невозможность существовать прежним, известным человеку способом, невозможность реализовывать свои мотивы, стремления и ценности, невозможность преодолеть кризис способами, известными из прошлого опыта. Кризис разворачивается в пространстве самой жизни, затрагивая жизнь как целое, жизненный замысел. Трудность, сложность и невозможность прежнего способа существования подталкивают человека искать новые формы и способы видения мира и межличностных отношений. Преодоление кризиса всегда приводит к переходу на другой уровень психологического функционирования.

В кризисной психологии наряду с понятием кризис часто употребляются такие понятия как стресс, фрустрация, конфликт, однако значение этих понятий не синонимично понятию кризис. По мнению Ф.Е. Василюка, каждому из них соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования и употребления этого понятия .

Под стрессом, по определению Г. Селье, понимается неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует перестройки организма для адаптации к изменившимся условиям. Стресс затрагивает жизнедеятельность организма, прерывая здесь-и-теперь удовлетворение и нарушая витальность. Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами. По мнению Г. Селье, любая жизненная ситуация вызывает стресс: положительная ситуация вызывает эустресс, негативная – дистресс. Р. Лазарусом было предложено понятие психологический стресс, которое включает не только ответ организма, но и оценку организмом внешней угрозы и защитные механизмы.

Фрустрация – при переводе с английского буквально означает расстройство, уничтожение замыслов, мотивов. Это понятие рассматривается в контексте проблемы выносливости человека по отношению к его жизненным трудностям и этим оно приближается к понятию кризис. Состояние фрустрации характеризуется двумя аспектами: наличием сильной мотивации к достижению цели и наличием преграды, препятствующей достижению этой цели. Препятствия, возникающие на пути к цели, могут быть:

физические (замкнутое пространство);

биологические (болезнь, старость);

психологические (страх, стыд);

культуральные (правила, нормы поведения).

Фрустрационные барьеры могут быть так же внешними или внутренними.

Конфликт – состояние, характеризующееся столкновением интересов при их высокой значимости для человека. Конфликт затрагивает согласованность внутреннего мира человека. Конфликт может быть внешним, когда сталкиваются интересы людей, либо внутренним, при котором сталкиваются разные мотивы, желания, установки.

Структура каждого занятия включает в себя 3 основных этапа:

Вводная часть (разминка)

Рабочее время

Обсуждение (шеринг)

Методическое обеспечение программы: Будут использованы тесты, тренинговые упражнения, техники работы с фобиями, техники позитивной терапии, объяснение, групповая дискуссия, психологические игры.












Календарно-тематический план.

п/п

тема раздела


1. Психодиагностический блок

1

Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, определение степени риска суицида.

2

Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, определение степени риска суицида.


2. Коррекционный блок

3

Беседа на тему: «Альтернативные способы разрешения кризисной ситуации». Экзистенциальное осмысление проблемы. Арт-терапия.

4

Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок. Содействие переориентации поведенческих моделей. Сказкотерапия, притчи.

5

Составление карты ценностей. Беседа на тему: «Ценность жизни». Сказкотерапия, притчи.

6

Позитивизация «Я-концепции», самоценности подростка. Сказкотерапия.

7

Актуализация эмоциональной привязанности. Сказкотерапия.

8

Родственные связи и обязанности. Сказкотерапия.

9

Чувство долга, понятие о чести. Сказкотерапия.

10

Принятие норм общественного поведения, осуждающих самоубийство. Сказкотерапия.

11

Развитие навыков постановки жизненных целей. Коллаж «Мое будущее».

12

Создание плана действий для достижения жизненных целей.

13

Приверженность здоровому образу жизни. Сказкотерапия.

14

Умение видеть ресурсные возможности. Сказкотерапия.

15

Позитивное восприятие жизни. Сказкотерапия.

16

Способность к экзистенциальному осмыслению проблем. Сказкотерапия.

17

Вера. Религиозная идентичность. Сказкотерапия.

18

Мы рады встрече. Вводное занятие. Привет, это я!

19

Это – я, и это замечательно

20

Как научиться дружить

21

Моя и твоя уникальность

22

Трудности взаимопонимания

23

Я глазами других людей

24

Хочу стать уверенным

25

Моё поведение в конфликтной ситуации

26

Страх и тревожность

27

Проблема, как друг

28

Отцы и дети

29

Психологическая поддержка

30

Эмоции правят мной или я ими?

31

Семь преград перед пропастью

32

Мои желания и чувства

33

Я- замечательный!

34

Какими мы стали?

35

Я не такой, как все, и все мы разные.

36

Понимаем ли мы друг друга?

37

Язык общения и его секреты.

38

Хочу стать уверенным. Чувство собственного достоинства.

39

Проблема, как друг.

40

Негативные эмоции – как с ними жить?

41

Стресс. Как я могу себе помочь.

42

Психологическая поддержка. Самооценка.

43

Я могу. Способы преодоления жизненных трудностей.

44

Кто у руля – я или мои эмоции?

45

Как прекрасен этот мир!


Список использованной литературы

Аникеева Н. Психологический климат в коллективе М., 1989

Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004.

Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия С-Пб, 2001

Вроно Е. «Предотвращение самоубийства. Руководство для подрост ков», М., 2001.

Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов, СПб.: Питер, 2008.

Гребенкин Е.В. «Школьная конфликтология» для педагогов и родителей».-Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Григорьева М.Ю. «Я и другие Я. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков», М.: Школьная пресса, 2011.

Зарипова Ю. «Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам», М., 2007.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.

Кочубей Б., Новикова Е. Эмоциональная устойчивость школьников М., 1988

Коробкина С.А., «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», Волгоград: «Учитель», 2014.

Лабиринты психологии. Под ред. С.В. Трушковой. М.: Издат. отдел УНЦ ДО МГУ, 1996.

Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.

Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/ авт-сост. С.А.Пырочкина, О.П.Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008.

Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В.Дубровиной. – 5-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Прихожан А.М.Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. – М., 1994.

Райгородский Д.Я, «Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие», Самара: Изд. дом «БАРАХ-М», 2011.

Родионов В.А. Психология здоровья школьников: технология работы. Лекции 5-8. М., Педагогический университет «Первое сентября», 2008.

Свешникова Л.В. «Рефлексивные техники эмоционального состояния детей», Волгоград: «Учитель», 2012.

Степанов С. Учимся владеть собой. М., 2001

Степанов С. Как помочь себе и другу выйти из кризиса. М., 2001

Пудикова Н. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. Волгоград, 2008

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.2. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001.

Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программа занятий, методические рекомендации М., 2006

Шваб Е. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия Волгоград, 2007








Приложение 1

ОПРОСНИК ДЕПРЕССИВНОСТИ БЕКА

(Ф. И. О._______________________

Дата «_____» 200__г.

ИНСТРУКЦИЯ.

Вам предлагается ряд утверждений. Выберите одно утверждение в каждой группе, которое лучше всего описывает ваше состояние за прошедшую неделю, включая сегодняшний день. Обведите кружком номер утверждения, которое вы выбрали. Если в группе несколько утверждений в равной мере хорошо описывают ваше состояние, обведите каждое из них. Прежде чем сделать свой выбор, внимательно прочтите все утверждения в каждой группе.

1. 0–Я не чувствую себя несчастным.

1-Я чувствую себя несчастным.

2-Я все время несчастен и не могу освободиться от этого чувства.

3-Я настолько несчастен и опечален, что не могу этого вынести.

2. 0–Думая о будущем, я не чувствую себя особенно разочарованным.

1– Думая о будущем, я чувствую себя разочарованным.

2-Я чувствую, что мне нечего ждать в будущем.

3-Я чувствую, что будущее безнадежно и ничто не изменится к лучшему

3.0–Я не чувствую себя неудачником.

1-Я чувствую, что у меня было больше неудач, чем у большинства других людей.

2. Когда я оглядываюсь на прожитую жизнь, все, что я вижу, это череда неудач.

3-Я чувствую себя полным неудачником.

4. 0–Я получаю столько же удовольствия от жизни, как и раньше.

1-Я не получаю столько же удовольствия от жизни, как раньше.

2-Я не получаю настоящего удовлетворения от чего бы то ни было

3-Я всем не удовлетворен, и мне все надоело.

5. 0–Я не чувствую себя особенно виноватым.

1–Довольно часто я чувствую себя виноватым.

2–Почти всегда я чувствую себя виноватым.

3-Я чувствую себя виноватым все время

6. 0–Я не чувствую, что меня за что-то наказывают.

1-Я чувствую, что могу быть наказан за что-то. 2-Я ожидаю, что меня накажут.

3-Я чувствую, что меня наказывают за что-то.

7. 0–Я не испытываю разочарования в себе. 1-Я разочарован в себе.

2-Я внушаю себе отвращение. 3-Я ненавижу себя.

8. 0–У меня нет чувства, что я в чем-то хуже других.

1-Я самокритичен и признаю свои слабости и ошибки.

2-Я все время виню себя за свои ошибки.

3-Я виню себя за все плохое, что происходит.

9. 0–У меня нет мыслей о том, чтобы покончить с собой.

1–У меня есть мысли о том, чтобы покончить с собой, но я этого не сделаю.

2-Я хогел бы покончить жизнь самоубийством.

3-Я бы покончил с собой, если бы представился удобный случай.

10. 0–Я плачу не больше, чем обычно.

1–Сейчас я плачу больше обычного.

2-Я теперь все время плачу.

3–Раньше я еще мог плакать, но теперь не смогу, даже если захочу.

11. 0–Сейчас я не более раздражен, чем обычно.

1-Я раздражаюсь легче, чем раньше, даже по пустякам.

2–Сейчас я все время раздражен.

3–Меня уже ничто не раздражает, потому что все стало безразлично.

12. 0–Я не потерял интереса к другим людям.

1–У меня меньше интереса к другим людям, чем раньше.

2-Я почти утратил интерес к другим людям.

3-Я потерял всякий интерес к другим людям.

13. 0–Я способен принимать решения так же, как всегда.

1-Я откладываю принятие решений чаще, чем обычно.

2-Я испытываю больше трудностей в принятии решений, чем прежде.

3-Я больше не могу принимать каких-либо решений

14. 0–Я не чувствую, что я выгляжу хуже, чем обычно.

1-Я обеспокоен тем, что выгляжу постаревшим или непривлекательным.

2-Я чувствую, что изменения, происшедшие в моей внешности, сделали меня непривлекательным.

3-Я уверен, что выгляжу безобразным.

15. 0–Я могу работать так же, как раньше.

1–Мне надо приложить дополнительные усилия, чтобы начать что-либо делать.

2-Я с большим трудом заставляю себя что-либо делать.

3-Я вообще не могу работать.

16. 0–Я могу спать так же хорошо, как и обычно.

1-Я сплю не так хорошо, как всегда.

2-Я просыпаюсь на 1–2 часа раньше, чем обычно, и с трудом могу заснуть снова.

3-Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и не могу снова заснуть.

17. 0–Я устаю не больше обычного.

1-Я устаю легче обычного.

2-Я устаю почти от всего того, что я делаю.

3-Я слишком устал, чтобы делать что бы то ни было.

18. 0–Мой аппетит не хуже, чем обычно.

1–У меня не такой хороший аппетит, как был раньше.

2–Сейчас мой аппетит стал намного хуже.

3-Я вообще потерял аппетит.

19. О–Если в последнее время я и потерял в весе, то очень немного.

1-Я потерял в весе более 2 кг.

2-Я потерял в весе более 4 кг.

3-Я потерял в весе более 6 кг.

Я специально пытался не есть, чтобы потерять в весе

(обведите кружком): Да, Нет

20. 0–Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.

1–Меня беспокоят такие проблемы, как различные боли, расстройства желудка, запоры.

2-Я настолько обеспокоен своим здоровьем, что мне даже трудно думать о чем-нибудь другом.

3-Я до такой степени обеспокоен своим здоровьем, что вообще ни о чем другом не могу думать.

21. 0 – Я не замечал каких-либо изменений в моих сексуальных интересах.

1-Я меньше, чем обычно, интересуюсь сексом.

2–Сейчас я намного меньше интересуюсь сексом.

3-Я совершенно утратил интерес к сексу.



23


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.