Статья «Профилактика кибербуллинга в образовательном учреждении»
Профилактика кибербуллинга в образовательном учреждении
Подростковый возраст — важный этап становления личности, поэтому издевательства в это время могут нанести серьезный урон психическому благополучию ребенка. Издевательства и унижение в сети — серьезные испытания для психики, которые могут сильно повлиять на психическое здоровье подростка. Последствия буллинга: депрессии, недоверие, тревожность, низкая самооценка, нарушение пищевого поведения, импульсивность, потеря веры в себя и чувство бессилия. Последствия могут быть очень серьезными, поэтому особенно важно, как можно раньше заканчивать травлю, пресекать действия обидчиков.
Исследователи отмечают, что социализация детей и подростков проходит в большей степени в Интернете. Жертвой буллинга может стать любой. В связи с этим требуется повышение общей культуры подростков, родителей, педагогов.
Социально-психологическая служба в школе для педагогов и родителей в целях профилактики кибербуллинга подготавливает информационные материалы, в которых содержится следующая информация:
Что делают подростки, когда сталкиваются со стрессом, трудностями в сети:
Ещё больше уходят от реальности, чаще всего с помощью компьютерных игр
Снижается жизненная активность, поэтому перестают делать уроки, общаться с друзьями и родителями
Становятся раздражительными, агрессивными
Ругают и обвиняют во всём других
Демонстрируют ещё большую внешнюю обособленность
Таким образом, у подростков есть уже некоторые стили совладания. Подросток может попытаться использовать их в ситуации кибербуллинга, но этого не достаточно. Расскажите подростку о более эффективных стратегиях борьбы с обидчиками в Интернете.
Эффективными считаются следующие методы воздействия:
Технический способ
Изменение настроек приватности
Удаление и блокировка обидчика
Удаление старой и создание новой страницы
Обращение за помощью к администраторам интернет-ресурса
Выход из социальной сети на некоторое время
Выключение компьютера, телефона на некоторое время (отдых от гаджетов)
Социальный-психологический способ
Спросить совет у родителей, классного руководителя, психолога, социального педагога
Заняться другими видами деятельности – записаться в кружок, почитать книгу, изучить новую настольную игру и т.п.
Сохранить самообладание. В случаи агрессивных эмоциональных всплесков обратиться за эмоциональной поддержкой к родителям, классному руководителю, психологу, социальному педагогу.
Научиться игнорировать сигналы самообвинения, злости и т.п. Перенаправить поток негативных мыслей на позитивные и оптимистичные.
Родителям в «активном режиме» развивать и поддерживать навыки положительного эмоционального контакта со своими детьми.
Социальный педагог, психолог в школе может педагогическому коллективу презентовать наработки антибуллинговых программ Норвегии и Великобритании:
- в младших классах школалы устанавливают специальные места – «скамейки дружбы»
- проведение уроков «социального образования» - обсуждаются проблемы современных подростков и их взаимоотношениях в сообществах (детских чатах, группах), способов нейтрализации рисков киберагрессии.
- в школе создается онлайн-карта, на которой отмечают актуальные и потенциальные места проявления агрессии и устанавливают дежурства педагогов.
- при организации встречи родителей, применять «метод разделенной тревоги», который направлен на организацию диалога между жертвой и агрессором. Агрессор при разговоре должен быть эмоционально задействован: понять чувства подростка, которому он причинил страдания. Данная встреча способствует осознать чувство вины обидчика.
- классному руководителю управлять процессом взаимодействия субьектов образовательной организации, а именно установить правила и нормы общения. Отправлять лаконичные, краткие сообщения, запретить использование ненормативной лексики. Установить временные рамки, которые не допускают активность в общем чате.
Источники информации:
Газизиьянов, Т. А. Психология кибербуллинга. Виды и причины кибербуллинга / Т. А. Газизиьянов // Юридическая наука в условиях современных вызовов : Материалы II Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Институт права, 26 апреля 2023 года. – Уфа: Научно-исследовательский институт проблем правового государства, 2023. – С. 52-54. – EDN KNRGOZ.
Баранов, А. А. Копинг-стратегии подростка в ситуации кибербуллинга / А. А. Баранов, С. В. Рожина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2016. – Т. 26, № 2. – С. 37-46. – EDN WILZCB.
Сенина, Ю. Е. Уголовно-правовые аспекты регулирования кибербуллинга в Российской Федерации / Ю. Е. Сенина, В. А. Шувалова // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2021. – № 1. – С. 726-731. – EDN ELSYED.
Андреева, А. О. Манипулирование в сети Интернет / А. О. Андреева // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи : Материалы внутривузовской конференции, Магнитогорск, 09–12 октября 2015 года / Под редакцией Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2015. – С. 21-31. – EDN VAZABR.
Шейнов, В. П. Опросник "Оценка степени незащищенности индивидов от кибербуллинга": разработка и предварительная валидизация / В. П. Шейнов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2020. – Т. 17, № 3. – С. 521-541. – DOI 10.22363/2313-1683-2020-17-3-521-541. – EDN JGMOMO.
Кузнецова, А. А. Кибербуллинг как угроза психическому здоровью современного подростка / А. А. Кузнецова, И. С. Карауш // Ментальное здоровье - интеграция подходов : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 10–11 декабря 2019 года. – Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2020. – С. 65-68. – EDN FFVSDW.