Методическая разработка «Профилактика психологического насилия в детско-родительских отношениях»
Пояснительная записка к презентации
УДК 159.9.07
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Я.В. МОРОЗОВА – педагог-психолог МБОУ СОШ N 34 г. Владимира
Аннотация: О жестоком обращении с детьми говорят на разных уровнях и в разных учреждениях. Домашнее насилие в семье часто скрывается. Некоторые родители убеждены, что жестокое обращение с детьми помогает их воспитанию. Психологическое насилие часто используется именно как воспитательная мера для воздействия на детей. Родителей не учат, как быть родителями, а требуют хороших результатов и обвиняют в случае неудачи. Сегодня основное внимание уделяется поддержке родителей через организацию различных форм группового взаимодействия, включая реализацию специальных программ, направленных на повышение родительской компетентности. В тоже время такие программы часто затрагивают профилактику насилия с физическими проявлениями и в меньшей степени - психологического насилия. По этой причине существует необходимость в разработке профилактических программ именно психологического насилия.
Основные термины: психологическое насилие, профилактика, работа с родителями, родительская компетентность, программа профилактики.
Профилактическая программа
Профилактические программы психологических семинара-тренинга, направленная на воспитание родительских компетенций, может способствовать снижению психологического насилия над детьми в семьях, с помощью:
- расширения у родителей представлений об возрастных особенностях детей;
- формирования навыков саморегуляции и совладания со своими эмоциональными состояниями и чувствами, возникающими в трудных ситуациях;
- развитие навыков ненасильственной связи;
- сформировать у родителей систему знаний о правах своих детей, осознанно использовать такие понятия, как право, правоотношения, ответственность, договор с детьми.
Актуальность
Сегодня о жестоком обращении с детьми говорится на различных уровнях, в разных органах. Нередко насилие в семье скрывается, некоторые семейные родители считают, что насилие помогает воспитанию. Психологические насилия часто используются именно в качестве воспитательной меры воздействия на ребёнка. В то же время родителям не учат быть родителем, а требуют положительного результата, и в случае неудачи порицаются.
Программы профилактики
На сегодняшний день идет ориентация на оказание помощи родителям путем организации различных форм коллективного взаимодействия, включая реализацию специальных программ по повышения компетенции родителей. В то же время такие программы в большей степени затрагивают предотвращение физического насилия, а психологическое насилие рассматривается в меньшей степени. Это и определяет необходимость создания программы профилактических мероприятий именно по психологическому насилию.
Цель
Цель - анализ пилотных исследований по реализации программы профилактических психологических семинаров-тренингов, направленных на воспитание у родителей представления о недопустимости использования насилия в отношении детей; формирование компетентностей родителей, которые способствуют снизить возможность применения психологического насилия в отношении детей.
Выдвинута гипотеза о том, что подобная форма общения с родителями способствует снижению психологического насилие над детьми.
Основное внимание
Основное внимание акцентируется на том, что проблема жестокого обращения с детьми в семье, в том числе насилия, является одной из социально значимых проблем. Семейное насилие имеет высокую латентность, а по опыту специалистов центров социальной помощи семьям с детьми, и высокую частоту. В особенности это касается психологического насилия над детьми со стороны родителей. Его сложно зафиксировать и доказать, часто оно сопровождает другие виды насилия. Некоторые родители убеждены, что воспитательное насилие пойдет ребенку только на пользу.
Структуры и ведомства
Кроме этого, в отношении жертв насилия, физического, сексуального насилия, пренебрежения потребностями ребенка, работают разные структуры, ведомства, а также органы полиции, органов опеки и попечительства, органы здравоохранения, комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав, для этого существует много опытных алгоритмов, методов. При этом с психологическим насилием работают существенно меньше. Также практически не проводится работа по профилактике психологических насилий над детьми в семье.
Проблема в оценке распространенности насилия
Кроме проблемы восприятия насилия, существует проблема оценки его распространенности. Это связано с невозможностью (например, с маленькие дети) или с нежеланием (например, из-за материальной зависимости детей от родителей или одного родителя от другого) обратиться в органы управления внутренними делами, опеки и попечительства или центры поддержки. В таких ситуациях часто происходит запугивание ребенка, чтобы обеспечить молчание. Диагностика и психодиагностика насилий осложняется тем, что они не имеют физического проявления, то есть их трудно доказывать.
Диагностический инструментарий
Данные психодиагностических срезов
Хотя данные психодиагностики местами противоречивы, отметим несколько важнейших показателей. В целом позитивные изменения фиксируются в отношении ориентации на реальные возможности детей и готовность родителей уделять время своим детям. Уровень компетентности родителей к завершению программы у всех участников повысился и положительно изменился ответ родителей на сложные ситуации в общении с ребенком, снизилось число неконструктивных вариантов общения, увеличение конструктивных. Это важный результат, так как программа направлена именно для повышения компетентности родителей. Оценка детей позволила наблюдать динамику изменений поведения родителей вне группы, в привычном для них домашнем положении. Дети отметили положительные изменения в отношении родителей, что выражается в легкой коммуникации, более длительном общение родителей и детей, снижение количества конфликтных ситуаций, стремление к общению, лучшему пониманию родителем ребенка, более понятном выражении мыслей и требований родителя. Это самое главное достижение реализации этой программы.
Таким образом, гипотеза о том, что программа профилактических психологических семинаров, направленных на воспитание родительских компетенций, способствует снижению психологического насилия в семье, подтвердилась.
Вывод
Для снижения уровня насилия в отношении детей в семьях требуется не только теоретическая разработка и коррекционная работа с детьми, жертвами различного рода насилия, но и внедрение профилактических методов, практик в систему семейного воспитания. Анализ современных российских программ по профилактике психологического насилия показал, что в них слабо реализуется компонент работы по профилактике психологического насилия и не разработаны специализированные программы по профилактике психологического насилия в семьях.
Также не учитывается в программах взаимодействие родителей с детьми в периоды возрастных кризисов. Нужно учитывать возрастные кризисы подростков, а также возможные кризисы родителей: подведение итогов и корректировка жизненных планов в 30 лет, средина жизни в 37-40 лет. Наложение кризисов детского и родительского может привести к созданию стрессовой зоны в их взаимодействиях.
Всё это делает программу психологических семинаров и тренингов, направленных на воспитание родительских компетенций актуальной, в которой фокус должен быть направлен именно на психологическое насилие, так как оно бегло рассматривается в программах профилактики иных видов насилия.