Занятие на тему: «Профилактика нарушений среди подростков»
Министерство образования Ставропольского края
Государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
« ДЕТСКИЙ ДОМ (смешанный) №32 »
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
357500 г. Пятигорск, ул. Лермонтова, 3
(88799) 33 – 58 – 90 detdom32@mail.ru
ЗАНЯТИЕ
в группе «Космос»
на тему :
«ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
(детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)»
Воспитатель М.В. Дмитриевская
г.Пятигорск 2020
Цели занятия:
формирование представлений о сущности конфликтов;
развитие навыков конструктивного взаимодействия и разрешения конфликтных ситуаций;
знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за нанесение морального и физического ущерба.
Задачи:
формирование положительного эмоционального состояния, с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы;
снижение негативных состояний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния;
проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;
показать основные факторы, определяющие поведение в конфликте;
показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта.
ознакомить с правовыми нормами в отношении ответственности за нанесение морального и физического ущерба.
Права человека – ключевое понятие всей государственной и правовой системы. Личные права неразрывно связаны с такими понятиями, как «равенство», «свобода», «неприкосновенность личности». Социальная ценность личностных прав состоит главным образом в том, что они сами по себе, гарантии их реального осуществления определяют положение человека в обществе, а , следовательно, и уровень развития самого общества. Признанием этого явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Всеобщей декларации прав человека, а также Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966г.
К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относится:
Право жить и воспитываться в семье;
Право на общение с родителями и другими родственниками;
Право на защиту;
Право выражать своё мнение;
Право на имя, отчество и фамилию.
Семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, стать ему полноценным членом общества. Общественные же формы воспитания не могут заменить ребенку семью, что подтверждается практикой.
Право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями, включает такие права ребенка, как право знать своих родителей, право на заботу родителей, на воспитание своими родителями, на обеспечение его интересов и всестороннее развитие, на уважение его человеческого достоинства.
Семейный кодекс закрепляет права ребенка на защиту своих прав и законных интересов в ст.56
Правонарушения
Существуют специальные юридические термины, касающиеся ответственности, в том числе несовершеннолетних.
Противоправное действие – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. За преступления подростки в возрасте от 14 до 16 лет могут быть привлечены к уголовной ответственности и осуждены.
К ответственности подростки привлекаются с 16 лет в соответствии с требованиями Уголовного Кодекса Российской Федерации. А за такие преступления, как злостное хулиганство, кража, изнасилование, убийство уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Что такое ответственность?
Ответственность – необходимость, обязанность гражданина отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.
Существует 4 вида юридической ответственности в зависимости от вида нарушениях:
Административная ответственность несовершеннолетних.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).
К административным правонарушениям относятся:
- появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- распитие спиртных напитков в общественных местах;
- совершение мелкого хулиганства;
- нарушение правил дорожного движения;
- нарушение противопожарной безопасности и др
За административные правонарушения к ответственности привлекаются граждане РФ с 16 лет и предусмотрены следующие виды административной ответственности:
штраф,
предупреждение,
исправительные работы.
Если подросток, не достигший 16 лет, совершает административное правонарушение, то наказание несут его родители.
Уголовная ответственность.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов,
предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом как общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Пример:
Представьте себе ситуацию: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация.
Под какие юридические нормы попадает шутка» несовершеннолетнего Саши?
Статья 87 УК «Уголовная ответственность несовершеннолетних»: Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать лет.
Статья 88 УК «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним»:
– штраф;
–лишение права заниматься определённой деятельностью;
–обязательные работы;
–исправительные работы;
–арест;
–лишение свободы на определённый срок.
Несовершеннолетние за совершение преступлений, противоправных деяний также могут быть помещены в специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа. Причем, в такие учреждения подростки могут быть направлены с 11 лет.
Срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать 10 лет. Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательных колониях общего режима.
Дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
Гражданско-правовая ответственность.
Регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю:
возмещение вреда,
уплата ущерба.
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».
Рассмотрим понятие видов нарушений:
Существует три вида нарушений: «Проступок. Правонарушение. Преступление».
Проступок – это нарушение правил поведения или вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько примеров:
Пример № 1.
Пятиклассник Дима не приступил к занятиям в школе после каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Это проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил).
Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
Устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
Учащиеся в образовательном учреждении обязаны:
добросовестно учиться;
выполнять задания по теме занятий;
не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания;
не опаздывать на занятия;
бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей;
уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? (Проступком)
Пример №2.
Попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.
Как можно расценить их поведение?
(В данном примере имеют место 2 административных правонарушения)
1. Административную ответственность за правонарушение несет продавец за продажу учащимся (несовершеннолетним) спиртного,
2. Сами учащиеся – за приобретение и распитие спиртного.
(Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».)
Пример № 3
Семиклассники Игорь, Женя и Максим поджидали ребят из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.
Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили уголовное преступление)
Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
Вывод.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Всегда помните о том, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает Уголовный Кодекс РФ. Помните, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.
Упражнение «Автобус»
Цель: моделирование ситуации возникновения конфликта.
Содержание: стулья расставляются, имитируя сиденья в автобусе. Часть подростков занимают
сиденья, а часть «едут» стоя. Когда «автобус» делает повороты и подпрыгивает на неровностях,
«пассажиры» толкают друг друга, падают на сидящих, высказывают свое недовольство. Расталкивая пассажиров, по салону автобуса пробирается кондуктор и требует плату за проезд. Участникам группы необходимо воссоздать реальную поездку и конфликты, возникающие среди пассажиров.
Обсуждение:
- Как вы себя чувствовали во время «поездки»?
- Что вы чувствовали, когда вас вовлекали в ссору?
- Хотелось ли вам участвовать в конфликте или нет?
Упражнение «Конфликты и способы их разрешения»
Цель: знакомство со способами разрешения конфликтов.
Содержание: В предыдущей игре вы участвовали в конфликтах. Что же такое конфликт? Это противоборства двух или нескольких сторон. В конфликтных ситуациях присутствуют оппоненты (участники) и предмет конфликта, т.е. из-за чего пришли к разногласию. Конфликты бывают конструктивными и деструктивными. В конструктивных конфликтах возникают новые связи, взаимодействия. В деструктивных – разрушаются отношения.
Предлагаю вам вспомнить конфликты, участниками которых вы были. Вспомните, какие чувства у вас при этом возникали? Какие поступки последовали за чувствами? Какими оказались последствия этих поступков? Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы конфликты не приносили негативных последствий? Их нужно уметь разрешать, находить компромиссные решения.
Существует 5 основных методов разрешения конфликтов:
- Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации не разрешая её.
- Приспособление: изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
При этом человек подавляет свои негативные эмоции.
- Конкуренция: соперничество, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции,
стремление доказать, что другой неправ, попытки перекричать его, применить физическое насилие.
Обычно человек проявляет агрессию, озлобленность.
- Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки, поддерживаются дружеские
отношения, предмет спора делится поровну.
- Сотрудничество: совместный поиск нового решения конфликта, стараются, чтобы обе стороны были удовлетворены принятым решением.
Групповая дискуссия «Ответственность за исход конфликта»
Цель: актуализация знаний о характере правовой ответственности за конфликты, разрешенные силовыми методами.
Содержание: Подросткам предлагается вспомнить ситуации из своего опыта, когда конфликты разрешались насильственными методами. Каков был исход? Привлекались ли участники конфликта к ответственности?
Информационно-правовая часть «Ответственность за причинение вреда здоровью»
Цель: получение знаний по правовой ответственности за причинение вреда здоровью.
Содержание: совместно с участниками группы рассматриваются статьи УК РФ 105, ст. 110,ст.111, ст. 112, ст. 113, ст. 114, ст. 116, ст. 37.
Когда между подростками возникают конфликты с применением физической силы, могут возникнуть тяжелые последствия для виновных. В УК РФ есть особенная часть, в которую входят разделы «Преступления против личности» и «Преступление против жизни и здоровья».
Статья 105. Убийство. Убийство, т.е. умышленное причинение смерти другому человеку, - наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет.
Статья 110. Доведение до самоубийства. Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, - наказывается ограничением свободы до 3-х лет или лишением свободы
на срок до 5 лет.
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функции, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной
трудоспособности, – наказывается лишением свободы на срок от 2-х до 8-ми лет.
Те же деяния совершенные:
а) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
б) с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, а равно в отношении
лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии;
в) общеопасным способом;
г) по найму;
д) из хулиганских побуждений;
е) по мотиву национальной, расовой религиозной ненависти или вражды, - наказываются лишением
свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.
Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего тяжелых
последствий, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть, - наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.
То же деяние, совершенное:
а) в отношении двух или более лиц;
б) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
в) с особой жестокостью, издевательством или мучением для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии;
г) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
д) из хулиганских побуждений;
г) по мотиву национальной, расовой религиозной ненависти или вражды, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта.
Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения(аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием), потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же
срок.
Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, - наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на срок до одного года.
Статья 116. Побои. Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших тяжелых последствий, наказываются штрафом либо исправительными работами, либо арестом на срок до трех месяцев.
Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, - наказываются обязательными, либо исправительными работами, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением
свободы на срок до двух лет.
Как мы увидели, безобидная, на ваш взгляд, драка при конфликтной ситуации может привести к печальным последствиям и отравить жизнь вам и вашим близким надолго, даже в том случае, если вы защищали себя. Наверное, лучше разрешать конфликты без применения физической силы.
Статья 37. необходимая оборона. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
Защита от посягательства, не сопряженного с насилием опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено пределов необходимой обороны, т.е. умышленные действия, явно несоответствующих характеру и опасности посягательства, не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося характера обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.
Право на необходимою оборону имеют в равной степени все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. Если возникла опасность, что ваша жизнь и здоровье в опасности, вы можете защищать себя, ведь ваши действия в этом случае не являются умышленными. Если случится, что в своей защите вы причинили вред другому человеку, то «предел необходимой обороны» устанавливается следственными органами и судом. Но лучше избегать ситуаций, когда вы сами подвергаете себя опасности или провоцируете нападение на себя.
Упражнение «Дельфин»
Цель: формирование умения находить выход из сложных ситуаций, противостоять манипуляциям.
Содержание: приглашаются 3 добровольца. Один из них остается в группе, а двое других выходят за дверь. Группе дается задание придумать какое-либо действие для участников, которые
находятся за дверью. При этом задачей группы является не говорить ничего вошедшим, просто молчать. Оставшийся в группе доброволец является ведущим и подсказчиком. Его задача, ничего не говоря, хлопками обозначать правильные действия 2-х других игроков. Игра заканчивается, когда игроки угадают и выполнят задуманные группой действия. После упражнения проводится рефлексия.
Рефлексия занятия. Упражнение «Пожелания».
Программа «Профилактика правонарушений среди подростков с основами правовых знаний» направлена на непосредственную профилактику правонарушений среди подростков.
Изменения, происходящие в обществе в последние годы, касаются самых разных сторон жизни. В настоящее время наблюдается рост количества детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами и склонных к асоциальному поведению. Помочь этим подросткам повысить адаптивные возможности, сформировать позитивное отношение к самому себе и окружающим, развить навыки конструктивного общения, способности к адекватной оценке своего поведения в проблемной ситуации за счет мнений других, информировать о своих правах и обязанностях, формировать терпимость к различным мнениям позволит данная программа занятий.
Цели и задачи программы:
Программа направлена на достижение следующих целей:
- повышение ответственности за свое собственное поведение;
- развитие самосознания;
- развитие саморегуляции;
- развитие способности планирования поступков.
Программа направлена на выполнение следующих задач:
1. развитие личностных качеств у детей-сирот, способствующих самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию;
2. Формирование у несовершеннолетних детей-сирот представлений о правах и обязанностях;
3. Развитие у подростков осознанной мотивации на отказ от злоупотребления ПАВ;
4. Сопротивление давлению сверстников;
5. Обучение приемам и методам снятия нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.
Источники:
https://66.xn--b1aew.xn--p1ai/document/12337924