12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шарыпова Елена Владимировна96
Россия, Томская обл., Томск

Щарыпова Елена Владимировна,

педагог-психолог МАОУ Мариинская СОШ №3 города Томска


Практикоориентированное родительское собрание «Формирование стрессовой устойчивости обучающихся. Профилактика школьных стрессов»


Сценарий родительского собрания ориентирован на специалистов в сфере образования, психологов, социальных педагогов, тьюторов, специалистов по работе с детьми и подростками, а также любых заинтересованных лиц, работающих в сфере образования.

В результате работы на практикоориентированном собрании родители приобретут:

Знания о физиологии стресса.

Информацию о влиянии стилей родительского поведения на последующее реагирование на стресс.

Познакомятся с причинами школьного стресса.

Умению помогать детям в преодолении стресса.

Научатся находить стрессор; работать над восстановлением после стресс.

Приобретут навыки практической работы в рамках вопроса стрессоустойчивости детей и подростков.


Участники: родители/законные представители обучающиеся.

Цель: формирование умения управлять психофизическим состоянием своих детей; профилактика школьного стресса.

Задачи:

Научиться выявлять причины школьного стресса.

Помощь в преодолении стрессовых ситуаций.

Обучиться применять техники и приемы восстановления после стресса и методам нервно-мышечной релаксации.

Развитие педагогической культуры родителей.

Материалы и оборудование: листы бумаги, ватман, ручки, карандаши, мелки, памятки с упражнениями (по количеству родителей); компьютер, проектор.

Время проведения: 1 час 40 минут.

Часть 1. Вступление. Мини-лекция «Что такое школьный стресс?»

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о стрессе.

Стресс - одна из самых болезненных примет нашего времени. Долгое время стресс рассматривался как проблема взрослого человека. Но сегодня она все больше и больше распространяется на детский мир. Дети, также как и взрослые, страдают от избыточных физиологических и информационных нагрузок, непосильного для них психологического давления. Не случайно психологами выделяется термин «школьный стресс». Стресс в той или иной степени переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей. У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться.

Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то внешнее, неизвестное, нехорошее, насильно вторгается в жизнь ребёнка, начинает в виде воспоминаний или страхов преследовать его. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как эффективно помочь нашим детям справляться со школьными стрессами и тревогами; что приводит к стрессам; как психологически настроиться на умение ребёнку противостоять стрессам.

Ведущий формулирует основные вопросы родителям.

Давайте для начала выясним главный вопрос – существует ли школьный стресс?

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя (стрессора). Стресс получил название болезни XX - XXI века. Современная медицина утверждает, что основная причина многих заболеваний именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызывать многие тяжелые заболевания.

Со школьным стрессом дети сталкиваются буквально с первых дней пребывания в школе. Это связано с тем, что дети часто не готовы к новой для них роли школьника, к выполнению требований учителя как к пониманию и запоминанию нового материала, так и к поведению во время урока и на переменах.

Также источниками школьных стрессов являются: постоянный рост потока информации; трудности в отношениях с одноклассниками, учителями, особенно это касается детей, которые до школы не посещали детский сад, какие-либо кружки или секции, в которых они могли бы приобрести необходимый опыт общения.

Часто школьный стресс бывает вызван неадекватным отношением самих родителей к процессу обучения. Многие родители, не учитывая физических и психических особенностей своего ребенка, желая видеть его круглым отличником, отдают его в школу с углубленной или расширенной программой, заставляют целыми днями сидеть над уроками, не поднимая головы, или помимо школы, таскают по многочисленным кружкам, призывая и там быть лучшим. В результате такие родители получают не великолепные результаты и золотую медаль, а больного, изможденного ребенка. Ни иностранный язык, ни математика в разумных количествах не перегрузят ребенка, но если родители расписали по секундам весь день ребенка только интеллектуальными занятиями, не оставив ему времени на необходимые детям игры и прогулки с друзьями, спорт, занятия любимым делом, т.е. лишив обычных детских радостей, то стресс такому ребенку обеспечен.

Достаточно распространенные причины стресса и у подростков.

Переход в другую школу. Если семья переезжает из одного района города в другой или уезжает вовсе в другой регион, дети вынуждены оставлять привычное для себя окружение. Ребенок должен поменять школу, найти новых друзей, адаптироваться к новому окружению и вписаться в новые социальные группы. Бывает так, что дети трудно адаптируются к таким изменениям и это может стать причиной тяжелого стресса в жизни подростка. В случае, когда целесообразность переезда на новое место вызывает споры внутри семьи и ребенок не до конца понимает, зачем его перевели в другую школу, ситуация с адаптацией может значительно усложниться.

Буллинг в школе. Запугивание одних детей другими – извечная школьная проблема. Обязательно найдется один человек, который будет прилагать дополнительные усилия, чтобы удовлетворить свои эгоистические интересы. Чтобы получить то, что ему сильно хочется, он может прибегать к физическому насилию или словесным оскорблениям. Если ребенок стал жертвой издевательств, то для него это означает — постоянный стресс. Он будет чувствовать себя загнанным в глухой угол, из которого нет выхода и жить в постоянном страхе.

Трудности с учебой. Неспособность понять определенные темы или трудности в изучении некоторых школьных предметов является одной из распространенных причин стресса у подростков. Не каждый ребенок обладает способностями, позволяющими схватывать все «на лету». Некоторые дети нуждаются в дополнительном внеклассном обучении, чтобы ухватить суть темы или предмета. Низкая успеваемость подростка может стать причиной высокомерного отношения к нему или насмешек, как со стороны одноклассников, так и (чего греха таить) учителей. В результате подросток будет чувствовать себя изгоем. А если родители дома будут оказывать дополнительное давление, то все это в совокупности дает стресс очень высокого уровня напряженности, что еще больше усугубит проблемы ребенка. Вопросы взаимоотношений. Стрессы, вызываемые результатами определенных взаимоотношений или событий, встречаются довольно часто. Развод родителей, начало их раздельного проживания, смерть члена семьи и другие события могут спровоцировать стрессовое состояние. Неожиданные «открытия», когда подросток впервые узнает о том, что скрывалось от него до сих пор, приводят к эмоциональным потрясениям. Например, он вдруг узнает, что мама и папа друг друга не любят, или неожиданно оказывается, что мама способна на откровенную ложь.

«Перегибы» с внешкольной деятельностью. Занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, кружках, студиях или посещение других внеклассных занятий, несомненно, оказывают воздействие на нервную систему подростка. Постоянное балансирование между школой и внеклассными занятиями может оказаться тяжелым бременем для неокрепшего мозга ребенка. Когда подросток, желая преуспеть везде, в конце концов, не выдерживает давления, наступает хроническая усталость и все попытки сконцентрироваться не дают результата.

Старание оправдать надежды. Старание постоянно соответствовать высоким ожиданиям родителей: «Ты должен быть лучшим во всем!», также может стать причиной хронического стресса. Несправедливо и неправильно ожидать, что ваш ребенок, должен преуспеть в любом виде деятельности. Постоянные требования и мониторинг со стороны родителей всего, чем занимается ребенок, может истощить его эмоционально и физически. Это основные причины стресса у подростков, которые необходимо рассматривать с учетом признаков и симптомов стресса, таких как: перепады настроения, ухудшение памяти, раздражительность, негативное и пессимистическое отношение ко всему, беспокойстве, чувстве подавленности и одиночества, стремление к самоизоляции и потеря аппетита.

Это всё стресс! Стресс - естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.

Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе и у своего ребёнка признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение стресса и его последствий.


Практическая работа с родителями

Уважаемые родители, попробуйте определить наиболее распространенную ситуацию, вызывающую школьный стресс, исходя из собственного школьного опыта или опыта своего ребёнка.

Своим мнением делятся все желающие.

Ведущий подводит итоги обсуждения и формулирует следующую проблему.

Таким образом, мы видим, что в школьной жизни полно ситуаций и причин, приводящих к стрессу. Но как родителям понять, что у ребёнка стресс? (обсуждение)

Стресс – не просто плохое настроение, но и серьезная угроза физическому и психическому здоровью. Из этого состояния есть выход. И сегодня мы об этом поговорим.

Задание родителям

Рисуночная техника «Мой стресс» (авторы Колошина Т.Ю., Трусь А.А.)

Стресс - категория абстрактная. О нём все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, У каждого из нас есть своё понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами:

материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму;

поймем, какие факторы влияют на возникновение стресса;

определим показатели (маркеры), показывающие, что человек находится в стрессовом состоянии.

Сделаем это следующим образом: в течение 5 - 7 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется «Мой стресс». На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Я не хочу вас наталкивать на какие-либо идеи – это ваш произвольный рисунок. Не спешите, подумайте некоторое время над тем, что вы изобразите, и приступайте рисовать. Каждый работает самостоятельно.

Перед тем, как обсуждать полученные результаты, ведущий просит участников по часовой стрелке передать друг другу свои работы, чтобы каждый мог ознакомиться с рисунками присутствующих и задать интересующие вопросы:

Кто желает сделать презентацию своей работы? Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?

Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем?), не нравится (что в нем не нравится), вы его боитесь?

Где вы на рисунке? Как вы взаимодействует со своим стрессом (боретесь с ним, противостоите ему, убегаете от него, стресс овладел вами, вы в стрессе, вы приручили свой стресс, вы подружились с ним, он вам безразличен)?

Изображены ли на рисунке факторы, влияющие на возникновение стресса? Каковы они?

Изображены ли на рисунке показатели (маркера), по которым можно определить состояние стресса? Каковы они?

Что является результатом вашего взаимодействия со стрессом?

Ведущий уточняет, спрашивает, какие есть вопросы у участников друг к другу, подводит итоги всего сказанного (факторы стресса, способы преодоления стресса).

Психологическое тестирование «Стресс, вес и прогресс»

Предлагаем Вам ответить на вопросы теста, для того, чтобы выяснить на сколько Вы сами подвержены влиянию стрессов.

На каждый вопрос может быть дан один из следующих ответов:

Почти никогда – 1 балл

Редко – 2 балла

Часто – 3 балла

Почти всегда – 4 балла

Рядом с вопросом проставьте баллы 1, 2, 3, 4.

Вопросы:

Меня легко раздражают мелочи.

Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.

Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.

Когда я сержусь, могу кого-нибудь обидеть.

Не переношу критику, выхожу из себя.

Если в транспорте меня кто-нибудь толкнет, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.

Все мое свободное время чем-нибудь заполнено.

На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.

Не умею выслушивать, вставляю реплики.

Страдаю отсутствием аппетита.

Беспричинно бываю беспокоен.

По утрам чувствую себя плохо.

Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.

И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.

Думаю, что сердце у меня не в порядке.

У меня бывают боли в спине и в шее.

Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу - покачиваю ногой.

Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что делаю.

Думаю, что лучше многих, но никто этого не признает.

Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется.

Суммируем все баллы:

30 баллов и меньше: Вы живёте спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни отложного честолюбия, ни от чрезмерной скромности. Было бы неплохо обязательно проверить ответить с человеком, который хорошо вас знает. Люди с такой маленькой суммой баллов часто видят себя в «розовом» свете.

31-45 баллов: Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением. Страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (то есть у вас есть стремление чего-то достичь), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените свой образ жизни, но оставьте немного времени и для себя.

46-60 баллов: Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других это постоянно держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьётесь, но вряд ли это доставит вам радость. Вроде как самое главное просочилось сквозь пальцы. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь добиваться всегда максимального результата, время от времени давайте себе полную передышку.

61 балл и более: Вы живёте, как водитель машины, который одновременно жмёт на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.

Вывод: результаты теста показали, что многие из Вас подвержены стрессам. Для того, чтобы Вы самии смогли справляться со стрессовыми ситуациями и помогать своим детям, мы предлагаем Вам методы, приёмы и упражнения для их преодоления.


Часть 2. Что такое психологическая поддержка?

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка и в период обучения, и в период сдачи экзаменов. Как же поддерживать ребенка?

Поддерживать ребенка – значит верить в него! Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать!». Поддержка - это психотехнический прием, являющийся основным мотивирующим фактором любого действия, т.е. этот навык помогает нам решить еще одну злободневную проблему – формирование положительной самооценки.

Подростки, стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, сохраняют на глубинном уровне необходимость психологической поддержки, а её отсутствие является фактором, повышающим личностную тревожность.

Таким образом, освоение навыка оказания и принятия психологической поддержки, является важным фактором в решении многих значимых для подростка проблем.

Упражнение «Поддержка»

Существуют слова, которые поддерживают как детей, так и взрослых, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо!», «Ты знаешь это очень хорошо!». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

Запишите, пожалуйста, пять ваших основных (наиболее употребляемых) слов (фраз) поддержки в адрес ваших детей.

После индивидуальной работы на местах, родители зачитывают свои фразы.


В практической работе психологи часто встречаются с тем, что многие дети и подростки жалуются на то, что окружающие их люди, в том числе самые близкие - родители, не высказывают в их адрес достаточного одобрения, любви, внимания, поддержки и заботы.

Давайте посмотрим, насколько удовлетворяется лично ваша потребность в знаках внимания.

Напишите на листе бумаги три области вашей жизни, которые для вас значимы, и оцените каждый из перечисленных пунктов знаком «+»,«-» или «0» по пятибалльной шкале (например, работа, семья, карьера, достаток, друзья, дети и т.д.).

«+» поставьте против тех пунктов, где, на ваш взгляд вы, получаете достаточно знаков внимания;

«-» поставьте там, где, на ваш взгляд, вас недооценивают;

«0» поставьте против тех пунктов, где вы вообще не получаете или почти не получаете знаков внимания.

Посмотрите на список и определите свой баланс знаков внимания.

Что мы имеем в виду, когда говорим о знаках внимания со стороны окружающих?

Давайте введем понятие «знак внимания» и входящие в него понятия «комплимент», «похвала», «поддержка».

Знак внимания – высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.

Комплимент – знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент.

Похвала – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу.

Обратимся к толковому словарю: «Поддержать – придержать, не дать упасть».

Поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающейся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.

Психолог подводит итог упражнения:

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо всегда опираться на сильные стороны ребенка; обязательно избегать подчеркивания промахов ребенка; всегда проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах; всегда создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Упражнение «Комплименты»

Все участники родительского собрания делятся на пары, повернувшись друг к другу. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, сидящему рядом, т.е. говорит ему что-либо приятное. Тот отвечает: «Да, конечно, но, кроме того, я еще и …» (называет то, что он в себе ценит, и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Затем партнеры меняются ролями, после чего образуют новую пару. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. После этого члены родительского коллектива обмениваются переживаниями.

Упражнение «Похвала»

Все участники группы образуют два круга (внутренний и внешний), стоя лицом друг к другу. Участники, стоящие лицом друг к другу, образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, т.е. хвалит его за что-либо. Тот отвечает: «Да, я знаю, а еще я лучше, чем другие …» (называет то, что он в себе ценит, и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новую пару. Все повторяется до тех пор, пока не будет сделан полный круг. После этого члены группы обмениваются переживаниями.

Упражнение «Сильные стороны»

Участники делятся на пары. Первый член пары в течение минуты или двух рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать описанную ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них. Потом партнеры меняются ролями. После этого члены группы обмениваются переживаниями.


Часть 3. Практический блок «Оперативные способы борьбы со стрессом»

Чтобы избежать срывов, предлагаю познакомиться со способами, которые оперативно помогут справиться с волнением и тревогой, снять напряжение – в любой волнительной, стрессовой ситуации.

На этом этапе разучиваем совместно с родителями несколько способов.

«Сколько зубов?..» Посчитайте зубы кончиком языка.

«Комок». Чтобы снять напряжение, скомкайте газетный лист и выбросите его в ведро.

«Контакт с водой». В период возникновения стрессовой ситуации, чтобы снять напряжение, сполосните руки и лицо прохладной водой, захватите область за ушами. Вода снимает негатив и активизирует ресурсы организма.

«Переход во времени». Если есть возможность, покиньте помещение, в котором возник острый стресс. Если обстоятельства не позволяют, мысленно переместитесь во времени: вспомните приятные мгновения (поездка на море, в гости, неожиданный сюрприз, недавняя смешная ситуация). Если есть домашние животные, подумайте, чем бы они могли быть заняты в ваше отсутствие (спят, гуляют, ждут вас, хулиганят). Помните - такой «переход во времени» не должен длиться более 3 – 4 минут, иначе будет трудно вновь настроиться на рабочий лад.

Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне «йоговского дыхания»: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте своё дыхание: оно спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполнят лёгкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождая лёгкие.

«Растяжка». Чувство тревоги «живёт» на шее ниже затылка. Научимся его снимать. Руки сложить за спиной «замком». Потянуть их, напрягая спину. Расслабить мышцы. Расцепить руки.


Часть 4. Упражнение «У нас все получится!»

Способы и средства оказания помощи.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Чтобы помочь тревожному ребенку, необходимо создать теплую атмосферу взаимопонимания и доверия, не забывать поддерживать его, поощрять, научить управлять своим поведением, по мере необходимости снимая мышечное и эмоциональное напряжение. И тогда проявятся все его многочисленные таланты. Важно повысить самооценку каждого ребенка.

Для этого необходимо в семье придерживаться следующих правил:

Никогда не говорить ребенку, что он плохой, потому что приносит домой плохие оценки (оценки – это его достижения, а не он сам).

Выслушивать все – ребенку крайне важно видеть глаза взрослого, чувствовать его реакцию.

Помнить, что ребенок, возможно, переживает в данный конкретный момент кризис и нуждается в поддержке взрослого.

Верить, что он хочет хорошо учиться, даже если это и не совсем так – вера взрослого должна передаться ему.

Быть с ним вместе, дом должен быть безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи, выносятся приговоры.

Оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о ребенке и как можно чаще давать позитивную оценку его действиям и поступкам.

Как можно чаще хвалить ребенка в присутствии других людей.

Сравнивать результаты деятельности с результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.

Тревожного ребенка надо научить управлять своим поведением и тогда это не приведёт к стрессу. Как правило, эти дети не сообщают о своих проблемах открыто, иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В данном случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с ним о его чувствах и переживаниях, которые он испытывал в волнующих его ситуациях. Желательно, чтобы ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Для развития умения управлять собой в ситуациях, травмирующих ребенка, можно придумать и использовать сюжетно-ролевые игры, в которых в качестве сюжетов выбирать «трудные» случаи из жизни.


Часть 5.Помощь с домашними заданиями как профилактика школьного стресса

Среди родителей и педагогов нет единого мнения по поводу помощи детям с занятиями, однако самое главное – не бросать ребёнка с его проблемами один на один и во всём поддерживать.

С одной стороны, в школе ребёнок учится самостоятельно разбираться с делами, планировать время, решать математические и творческие задачи, справляется с неудачами и стремится достигать больше. Если вы полностью делаете домашнее задание за ребёнка – он не усваивает этот материал и привыкает перекладывать ответственность на вас. При этом на самостоятельной или контрольной работе у ребёнка не будет возможности обратиться к вам при малейшей трудности, а тройка после пятёрок за домашние работы вызовет только разочарование.

С другой стороны – если вы не интересуетесь жизнью ребёнка, его успехами и проблемами, он не будет вам доверять, у него не будет ощущения, что в сложной ситуации он может на вас положиться. Кроме того, если он будет не высыпаться из-за подготовки к контрольным после всех своих многочисленных кружков, если будет не успевать общаться с друзьями – его жизнь будет сплошным стрессом. Если вы к тому же склонны ругать детей за тройки и двойки – ребёнку не позавидуешь. Готовность ошибаться и учиться на ошибках – один из важнейших навыков в жизни, а дети, которые боятся приходить домой с плохими оценками, затем боятся принимать и другие решения в жизни.

Найдите баланс: не берите всё на себя, но будьте рядом. Всегда интересуйтесь у ребенка, есть ли у него проблемы и сложности, попробуйте своими словами объяснить правила, найдите вместе реки и города на карте. Помогите, например, собрать жёлуди для поделки «Золотая осень» или занимательные факты для доклада – и первоклашкам, и старшеклассникам бывает нужна помощь. А ещё важно правильно организовать рабочее место школьника дома: светлое, комфортное, с достаточным пространством для книг, тетрадок и канцелярских принадлежностей.


Часть 6. Подведение итогов собрания

Мы продуктивно поработали. Надеюсь, вы сможете вовремя и правильно применить психологические техники, с которыми мы сегодня познакомились. А, самое главное, вовремя распознавать сигналы тревоги, общаясь со своими детьми и вовремя прийти им на помощь.

В заключение хотелось бы узнать ваше мнение о собрании.

С пользой ли вы провели время или же зря его потратили?

Что из сказанного сегодня вам запомнилось больше всего?

Попросите высказаться несколько участников.

8



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.