Тренинг-профилактика эмоционального выгорания педагогов «Наше здоровье – в наших руках»

5
1
Материал опубликован 14 April 2020

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

«Наше здоровье – в наших руках».

В жизни каждого педагога периодически возникают так называемые кризисы профессионального развития. После нескольких лет занятий одной и той же деятельностью педагог начинает терять интерес к своей специальности, снижается ценностное отношение к собственной деятельности. Педагог испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, возникают конфликтные ситуации с коллегами, и чем больше неблагоприятных факторов воздействуют на него одновременно, тем быстрее исчезает стремление человека к творчеству, самосовершенствованию. При этом у педагога основным мотивом деятельности становиться не желание достичь успеха, а избежать неудач и замечаний. В связи с этим возникает необходимость в организации мероприятий, способствующих гармонизации взаимоотношений с коллегами, повышение мотивации к профессиональной деятельности и формирования позитивного отношения к работе. Всем известно, что эмоциональное самочувствие и психологическое здоровье личности, группы, коллектива поддается профилактике и коррекции средствами художественной деятельности, методами арт-терапии. Поэтому, нами был разработан тренинг с элементами оригами .

Среди современных средств и направлений арт-терапии в работе с людьми разного возраста все чаще используется относительное новое перспективное направление – оригами. Это традиционно японское искусство – конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания. Бумага - очень привычна для нас, «послушна» и носит неагрессивный характер. А в оригами бумага выполняет совершенно другую роль - из нее можно сложить множество интересных моделей. Появляется мотивация, желание научиться этому. Освоить технику оригами очень легко. Занятия по изготовлению поделок оригами формируют не только воображение и аккуратность, но также изрядную ловкость пальцев и кистей рук. Ведь для изготовления отдельных деталей ладони человека выполняют самые разнообразные операции – сгибают и разгибают кусочки бумаги.

Занятия оригами: - способствуют формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;

- повышает уровень интеллекта;

- активизирует творческое мышление;

-стабилизирует психоэмоциональное состояние.

Тренинг.

Цель: повышение мотивации и позитивного отношения к своей деятельности, создание атмосферы сотрудничества в коллективе.

Задачи:

1. Создание и укрепление благоприятного психологического климата.

2. Сплочение коллектива.

3. Повышение эффективности труда.

Упражнение «Знакомство».

Группа строится в круг и каждый педагог представляется по имени и называет то качество, которое помогает ему в общении с людьми.

Упражнение «Посидите так, как сидит…»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий предлагает участникам посидеть на стульях так, как сидели бы:

* король

* курица на насесте;

* начальник милиции

* преступник на допросе

* слон


Упражнение “Моечная машина” Цель: снятие эмоционального напряжения.

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

Упражнение “Растем”

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10—20 стадий.

Упражнение « Бабочка»

Ведущий предлагает педагогам разместиться на стульях (стулья расставлены по кругу вокруг стола).

1.Выберите цвет картона, с которым ассоциируете свое настроение в данный момент времени. (Цветовая диагностика психоэмоционального состояния).

2.Изготовим бабочку по инструкции оригами.

Цветным песком разукрасим крылья бабочки.

Уважаемые коллеги, посмотрите на своих бабочек, какие яркие, разные и красивые бабочки у нас получились. Расскажите о своей бабочке, какая она. (Ответы участников).

Все они разные, как и люди. Бабочки тоже бывают разными, и каждой бабочке – свое, но даже их, таких разных что-то объединяет вместе.

Поэтому все мы сейчас изготовим цветы и приклеим их на «поляну» (ватман) создадим мир, в котором все наши бабочки смогли жить и трудиться вместе, помогая и поддерживая друг друга в трудную минуту.



Изготовление цветов и приклеивание их на ватман.

Дорогие мои, посмотрите, какая поляна у нас получилась. Как прекрасны бабочки на ней! Нам стоит поучиться у природы. Давайте, помогать друг другу, уважать и поддерживать!

Заключение: Закройте глаза и протяните руку (это диагностический момент: положение ладони символизирует доверие – если ладонь раскрыта вверх или недоверие к миру – если человек протягивает ладонь тыльной стороной к верху. Ведущий приклеивает на руку участникам наклейки – цветных бабочек). Откройте глаза. Мир не черный и не белый, он такой, каким мы его видим. Все в ваших руках. Пусть эти бабочки будут вам напоминанием о нашем мире».

Рефлексия.







Литература

1.Агапова И.А., Давыдова М.А., Оригами для всей семьи. М.:ООО Издательство «Дом 21 век», 2007.

2. Дошкольное воспитание.-2004.-№ 12.-С.57.

3. Маслова В., Цветопсихология, цветотерапия. Чебоксары,2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный материал!

14 April 2020