Методическая разработка «Профориентационная работа на уроках математики и информатики»
Рощектаева Татьяна Ивановна,
учитель математики и информатики МАОУ «Школа № 9»
Кем быть, или Эффективные приемы профориентационной работы на уроках математики и информатики в основной и старшей школе.
Каждый из нас в юности сталкивается с выбором профессии. Выбирая профессию, мы выбираем и образ жизни.
От того, как информирован молодой человек, и зависит выбор профессии. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.
Понимание важности профориентации в обучении математике и информатике играет ключевую роль в формировании успешной учебной траектории учащихся. Профориентация на уроках математики и информатики помогает стимулировать интерес школьников к этим предметам, показывая их применение в различных сферах жизни. Это способствует улучшению мотивации учащихся, что в свою очередь влияет на их успеваемость и результаты обучения. Учитывая индивидуальные склонности и интересы каждого ученика, профориентация позволяет им лучше понять свои потребности и цели обучения. В результате учащиеся могут более осознанно выбирать свои дальнейшие шаги в образовании и будущую профессиональную деятельность.
Школьники большую часть своего времени проводят на уроках, следовательно, каждый школьный предмет должен быть включен в целенаправленную работу по развитию готовности к осознанному выбору профессии.
Для успешной профориентации на уроках математики и информатики важно применять эффективные методы проведения занятий. Один из таких методов – использование игровых элементов и проектную технологию.
Игры, основанные на математических задачах и головоломках, помогают ученикам лучше понять применение математики в реальной жизни и развивают логическое мышление.
В своей практике я применяю деловые игры, как форму организации работы на уроке. Так при изучении темы «Проценты» в 6 классе провожу урок в виде деловой игры. Класс превращается в фирму, делится на группы. Каждая группа – это отдел фирмы, получается свое задание. Например, одно из таких заданий для экономического отдела. Необходимо вычислить прибыль фирмы по переработке пластика, если за месяц будет произведено продукции на сумму 1000000 руб. Затраты на приобретение сырья составляют 20%, на производство – 15%. При продаже продукции фирмы в розницу наценка составить 25%. Кроме того, из полученных средств необходимо выплатить заработную плату рабочим, которая составляет 60%, заплатить налоги – 13%. При работе с этой задачей мы обсуждаем кто такие экономисты, чем они занимаются, какие еще профессии нужны на этой фирме.
В качестве домашнего задания ученики 5-6 классов подбирают задачи теме «Проценты» и составляют буклеты, или расспрашивают своих родителей о том, какие математические задании им приходится решать на работе. Если родители работают в такой сфере, где задачи по указанной теме встречаются ученики включают их в свои буклеты. В результате работы были изготовлены буклеты по банковским задачам, строительству, даже была Книга рецептов.
В качестве домашнего задания при изучении темы «Площадь четырехугольника» предлагаю ребятам составить задачи, в которых необходимо применять знания по этой теме. Ученики, чаще всего составляют задачи о строительстве, ремонте, швейном производстве. Каждый раз решая эти задачи я обращаю внимание обучающихся на перечень профессий, кому в силу своего рода деятельности приходится решать такие задачи.
Учащемуся любого возраста для успешного освоения материала необходимо знать, где он сможет применить полученные знания, умения, навыки в жизни, поэтому на первом уроке изучения новой темы мы обязательно останавливаемся на тех профессиях, где можно применить изучаемый материал.
По информатике в 7 классе проходит изучение тем, связанных с глобальной сетью Интернет. Большинство учащихся имеют дома компьютер, с Интернетом знакомы не понаслышке. Поэтому на каждом уроке стараюсь пополнить знания учащихся, обращаясь профориентации. При изучении браузеров и поисковых систем даю задание на поиск информации, связанный с наиболее востребованными профессиями в нашем регионе, вакансиями, а также о самих профессиях.
На уроках информатики в 9 классе при знакомстве с Microsoft Excel традиционно решаем задачу о штатном расписании больницы. При составлении исходной таблицы нужно указать какие специалисты будут работать в этой больнице, тем самым расширяется круг знаний ребят о медицинских, управленческих специальностях. Затем говорим о количестве этих специалистов в штате учреждения, вводится понятие фонд оплаты труда, налоги, оклад.
В 9 классе при изучении темы «Компьютерные сети» учимся рассылать письма с резюме по электронной почте и отвечать на полученные предложения о работе.
В 9 классе при изучении «Компьютерных ресурсов сети Интернет» организовываю поиск информации по новым профессиям. Знакомясь с образовательными ресурсами сети Интернет посещаем обязательно сайты средних профессиональных учебных заведений, знакомимся с предлагаемыми профессиями, требованиями к ним, условиями отбора. Обязательно знакомлю учащихся с сайтом «Профориентатор», где собраны профориентационные тесты, которые помогают ребятам определится с их будущей профессией.
Одна из наиболее плодотворных тем информатики - тема «Компьютерные презентации». Уроки наполняются музыкой, рисунками, видео. Творческие проекты учеников затрагивают все аспекты нашей жизни, в том числе и профессии. Ученики получают первоначальные навыки таких профессий, как клипмейкер, фрилансер.
При изучении «Технологии обработки текстовой информации» мы с учениками создаем листовки и плакаты, буклеты. А это элементы таких профессий, как копирайтер, корректор, художественный и технический редактор, оператор компьютерного набора.
При изучении графического редактора учащиеся знакомятся с элементами профессии фотограф.
При изучении темы «Обработка информации в электронных таблицах» в 10 классе обращаемся к экологическим задачам и энергосбережению. Профессии, связанные с экологией, ученикам обычно знакомы, так как проблемы мусорных свалок волнуют все прогрессивное человечество. Решение поставленной проблемы ученики предлагают через построение перерабатывающих заводов. Но, выполнив вычисления в электронных таблицах, получают, что при переработке бумаги, которую школа собрала за год, завод терпит убытки. Что делать? Есть ли смысл строить такие заводы? Здесь мы говорим об экономистах и инженерах.
При решении задачи энергосбережения мы говорим о том, что спрос на профессии, связанные с энергосбережением не падает, а возрастает.
Результатом изучения курса информатики: прикладных программ, основ программирования и web-конструирования во второй половине 11 класса становиться проект «Кем быть?». В ходе работы над проектом обучающиеся создают разные информационные продукты: буклеты, презентации, видеоролики, базы данных.
Буклет – это реклама их будущей профессии. Буклет должен содержать информацию о том, чем занимаются люди этой профессии, каким требованиям они должны соответствовать. Обязательно обсуждаем дизайн буклета, расположение текстовых блоков, графическое оформление.
Презентация должна рассказать об учебных заведениях, где можно получить эту профессию. Важно осветить разные аспекты учебы и жизни студентов, историю учебного заведения, преподавательский состав, студенческую жизнь. Как правило, ученики выбирают от 3 до 5 вузов и колледжей. В презентации обязательно должны быть оформлены гиперссылки для управления показом презентации, обеспечивающие возврат к содержанию, переходы между слайдами.
Профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.
Многие темы предметов «Математика» и «Информатика» дают возможность познакомить обучающихся с элементами профессий, причем названия этих профессий, учащиеся иногда слышат впервые.
Целенаправленная профориентационная работа дает возможность учащимся приобрести дополнительные навыки, знания о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор, т.е. выбрать образ будущей жизни.