Профориентационный тренинг для обучающихся 9–11 классов «Сделай шаг»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Профориентационный урок для учащихся 1-11 классов»
Профориентационный тренинг для обучающихся 9-11 классов «Сделай шаг».
«Сделай шаг и дорога появится сама собой»
Стив Джобс
Цель тренинга: профориентация обучающихся 9-11 классов.
Упражнение «Сочини сказку»
Цель: осознание обучающимися важности правильного профессионального выбора и занятия подходящей профессиональной роли.
Инструкция участникам:
Сейчас я расскажу вам сказку. Ваша задача внимательно её послушать и придумать окончание сказки.
«Сказка про зайца».
На зиму многие животные меняют свою шубку. Для этого они приходят на склад, сдают свою летнюю (серую) и берут зимнюю (белую), более пушистую и тёплую. Но так случилось, что одному зайцу не хватило новой шубки и кладовщик сжалился над ним и дал ему лисью, чтобы заяц не замёрз…
Упражнение «Мой путь»
Цель: провести анализ своего профессионального выбора с разных сторон.
Необходимый материал:
Метафорические ассоциативные карты «Пути-дороги». Метафора жизненного пути. Авторы: Кац Г. Мухаматулина Е.
Инструкция участникам:
Сейчас вам необходимо выбрать несколько карт и с помощью них составить небольшой рассказ на тему:
Мой путь глазами моих родителей.
Мой путь моими глазами.
Мой путь каким я его ещё не вижу.
Вопросы психолога:
- Почему Вы выбрали именно эту карту?
- Какие эмоции Вы испытываете глядя на свой путь?
- Какие преграды Вы видите на своем пути?
- Что поможет Вам преодолеть их?
- Вы выбрали этот путь или путь выбрал Вас?
- С кем бы Вы хотели пройти этот путь?
- Это точно Ваш путь?
Упражнение «SWOT-анализ»
Цель:
- изучить свои достоинства и недостатки;
- продумать внешние стимулы и барьеры в достижении профессиональной цели.
Необходимый материал: чистый лист бумаги формата А4, ручка.
Инструкция участникам:
Сейчас вам будет необходимо выполнить «SWOT-анализ» , а для этого необходимо разделить лист на 4 части и написать следующее:
Мои достоинства: - - - … | Мои недостатки: - - - … |
Внешние стимулы (то, что поможет мне в получении будущей профессии): - - - … | Внешние барьеры (то, что возможно помешает мне в получении будущей профессии): … |
Упражнение «Подходящий зонтик»
Цель:
осознание своих внутренних ресурсов;
проработка алгоритма действий для достижения цели.
Необходимый материал: метафорические ассоциативные карты «Зонтики». Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями. Автор: Гераськина Г.В.
Инструкция участникам:
Выберите карту или несколько карт с изображением зонтика, образ которого раскрывает ту стратегию поведения, которую Вы используете сейчас в вопросе профессионального выбора (например, Вы избегаете выбора профессии, Вы находитесь в состоянии сильной тревоги по этому вопросу, Вы конфликтуете с родными по вопросу профессионального выбора и т.д.).
Вопросы психолога:
- Почему Вы выбрали именно этот зонт?
- Как этот зонт может помочь Вам в достижении Вашей цели? Как помешать?
- Какие эмоции Вы испытываете глядя на этот зонт? Почему?
Инструкция участникам:
Выберите зонт или несколько зонтиков, которые Вы бы хотели использовать или которые помогут Вам в профориентационном вопросе.
Вопросы психолога:
- Какие конкретные действия символизирует Ваш зонт?
- Можете ли Вы действовать таким образом?
- Какие Ваши сильные качества помогут Вам в этом?
- Как именно будет разрешаться Ваш вопрос, если Вы будете использовать данную стратегию поведения?
Упражнение «Дорожная карта»
Цель: осознание участниками конкретных шагов для профессионального самоопределения.
Необходимый материал: лист бумаги, ручка.
Инструкция участникам:
Разделите лист бумаги на три части. В первом столбике напишите: «Начать», во втором «Продолжать», в третьем «Прекратить». Далее задайте себе вопрос: «Что я должен начать делать (в вопросе профессионального самоопределения), что продолжать и что прекратить?». Запишите не менее пяти пунктов в каждом столбце.
Рефлексия
- Что полезного для себя я сегодня узнал?
- Как этот опыт может повлиять на мои дальнейшие действия?