Профориентационный тренинг «Как добиться успеха?» (9–11 класс)
Профориентационный тренинг
«Как добиться успеха?»
(КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ )
Подготовила и провела:
Большакова Любовь Анатольевна,
классный руководитель 9 класса,
учитель биологии и географии
Выдропужской ОШ
филиала МОУ СОШ №2 п. Спирово
«Как добиться успеха?»
Цель: расширить представление учащихся о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Задачи:
Учить обрабатывать и обобщать, информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях;
Формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие;
Формировать потребность в успешной самореализации, побуждать к самостоятельному и ответственному самоопределению выпускников;
Развивать монологическую речь обучающихся, умение работать в группах, выполнять проблемные задания, объяснять и оценивать их; Развивать творческие способности учащихся;
Воспитывать убежденность в том, что благодаря силе воли, желанию можно развить свои способности и добиться высоких результатов.
Универсальные учебные действия:
Личностные: смыслообразование, осознать необходимость профессионального выбора.
Регулятивные: формирование умения формулировать тему и цели, планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение общаться и взаимодействовать друг с другом; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа с детьми: предложить ученикам подготовить видеофильмы о выпускниках Выдропужской школы, которые, по мнению учащихся, добились успехов в профессии или обществе.
Оборудование: презентация /data/files/v1588968410.pptx (Как добиться успеха), интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет, карточки с названиями профессий
Этап занятия | Деятельность классного руководителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Оргмомент | Взаимное приветствие. | | Личностные: формирование положительного эмоционального настроя |
1. Интерактивная беседа по теме | (Слайд №1) Пусть наша школа не в центре столицы, Здесь спокойно и радостно детям учиться. Здесь считают от ста до миллиона без скуки, Здесь готовятся кадры для различной науки. - Пройдет совсем немного времени, и вы выйдите из стен нашей Выдропужской школы, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. (Слайд №2) Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. (Слайд №3) Но вы не сразу начнете работать, а продолжите обучение в других учебных заведения. Куда может пойти учиться выпускник основной школы? | Слушают учителя, отвечают на вопросы, совместно с учителем работают со схемой: слайд №3 Дают определения ВУЗ, ССУЗ, трудовая деятельность. Высшее учебное заведение (сокращенно ВУЗ) — образовательное учреждение, дающее высшее профессиональное образование (институты, университеты, академии). Среднее специальное учебное заведение (сокращенно ССУЗ) образовательное учреждение, дающее среднее профессиональное образование (колледжи, техникумы, лицеи). Трудовая деятельность людей — это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ. Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития. | Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности. осознавать успешность своей деятельности. Регулятивные саморегуляция способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные: умение опознавать изученные объекты и сравнивать, объяснение явлений, процессов, связей и отношений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
«Парад профессий» | (Слайд №4) - Ребята, как вы думаете, что значит понятие «рынок труда»? Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. -Давайте познакомимся с некоторыми профессиями. Предлагает учащимся карточки с названиями профессий и просит дать их характеристику, если возникают трудности можно использовать справочные материалы на столах. | Отвечают на вопросы, дают определения. | Личностные: ответственное отношение к выполнению учебных задач. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,; смысловое чтение определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста научного стиля |
Групповая работа «Престижно – непрестижно» | (Слайд №5) - Придумайте несколько словосочетаний со словами «престиж», «престижный». Как вы понимаете слово «престиж»? Как престиж влияет на выбор профессии? Продолжаем работать с карточками профессий . Отметьте в этом списке три, на ваш взгляд, самые престижные и три самые непрестижные профессии. - Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. (Слайд №6) Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам. | Обсуждают задания. Учащиеся зачитывают свои списки, желательно, с комментариями, и составляют схему на доске профессий, которые звучали чаще всего. | Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: организация учебного взаимодействия в группе |
Мини-лекция «Формула профессии» | (Слайд №7) Что получится, если сложить три слова: «хочу», «могу» и «надо»? Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии. Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины: -хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа; -могу - это все, что мне по силам, по способностям; -надо - это все, что нужно для общества, страны. Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо). (Слайд №8) А теперь давайте посмотрим, кем вы хотите стать в будущем, и какими качествами вы должны обладать. | Дети высказывают предположения. Работа в парах: - Я хочу стать учителем! - Тебе надо любить детей! | Регулятивные саморегуляция способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные: умение опознавать изученные объекты и сравнивать, объяснение явлений, процессов, связей и отношений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других. |
Демонстрация выбора профессии «Формула успеха» | (Слайд №9) В последнее время мы много слышим и говорим об успешности, об удачливых людях, что успешным быть престижно, хорошо. И как правило это известные всем люди. А давайте посмотрим, есть успешные люди среди выпускников нашей школы? Вы подготовили ролики о выпускниках нашей школы. Что они говорят о себе, о выборе профессии? - И что говорит о выборе профессии наш Президент В.В. Путин. | Смотрят видеоролики, участвуют в обсуждении. Высказывают своё мнение после каждого ролика | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: организация учебного взаимодействия в группе |
Обсуждение | -Можно ли наших героев назвать успешными людьми? - Что привело наших героев к успеху?. -Таким образом, мы можем сделать вывод: удача – это стечение обстоятельств, а к успеху ведет долгая и упорная работа. -Но может ли быть успешным человек, если у него нет надежного «тыла», семьи? | Участвуют в обсуждении, высказывают своё мнение. Примерные ответы: - востребованная на рынке труда профессия; - высокий профессиональный уровень; - творческий подход; - дополнительные знания; - стартовый капитал; - черты характера предпринимателя. - Благополучная счастливая семья – еще одна составляющая для достижения успеха в жизни. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. |
Знакомство с сайтом «Атлас новых профессий» | (Слайд №10) Что бы вы могли сделать правильный выбор, Для знакомства с новыми и востребованными профессиями предлагаю вам поработать с интерактивным «Атласом новых профессий». Надеюсь, вы познакомите своих родителей и вместе с ними продолжите работу с этим ресурсом. | Знакомятся с сайтом, желающие выходят к доске и работают с «Атласом новых профессий». | Познавательные: использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета) |
Рефлексия | (Слайд №11) О чем мы с вами сегодня говорили? Что важного я сегодня узнал (а)? Что пригодится мне в будущем? Как Ты думаешь, почему к выбору профессии надо относиться очень серьезно? Почему важно узнать о профессии как можно больше? Почему необходимо учитывать свои внутренние склонности, способности при выборе профессии? Как для себя Вы ответили на этот вопрос? Какова ваша формула успеха? Запишите свою формулу успеха. | Учащиеся делятся своими достижениями и своими «формулами успеха». . Записывают свою формулу успеха. | Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: Участие в подведении итогов урока; |
Заключение. | (Слайд №12) Желаю вам успехов на вашем жизненном пути. Я очень надеюсь, что вы тоже получите от жизни всё, что вам нужно. Оцените беседу нашу работу: если понравилось, то нарисуйте на листке с вашей формулой успеха цифру пять. Улыбнитесь друг другу. (Слайд №13) | Оценивают работу. | Регулятивные: Самооценка. |
Источники:
https://info-profi.net/professii-budushhego/
https://proforientatsia.ru/career-guidance/kak-vybrat-professiyu/
Видеоролики учащихся.
Приложение №1
РЕЦЕПШИОНИСТ – (англ. – reception – прием) – сотрудник низшего звена, работающий на первичном приеме клиентов по телефону или лично; встречают и приветствуют клиентов, адресуют их к соответствующим сотрудникам фирмы; занимаются регистрацией посетителей и телефонных звонков, сортировкой корреспонденции.
КОПИРАЙТЕР составитель рекламных и презентационных текстов. Задача заключается в том, чтобы кратко и доходчиво сформулировать идеи заказчика о достоинствах и преимуществах предлагаемых товаров и услуг.
БЛОГЕР - Человек, который получает деньги за размещение скрытой рекламы в собственном блоге (авторский интернет-дневник на свободную тему) вперемешку с личными записями. Пиар в блогосфере приносит компаниям результаты постольку, поскольку позволяет выйти за рамки глупой прямолинейной рекламы и пленить наивного потребителя в режиме дружеского разговора. Для такой работы надо уметь писать и быть в теме.
Дефектоскопист – это специалист, который занимается выявлением дефектов, механических повреждений и брака на производстве.
Программи́ст — специалист, занимающийся непосредственной разработкой программного обеспечения для различного рода вычислительно-операционных систем.
Экстрасенс — человек, предположительно обладающий способностями к экстрасенсорному восприятию. Поскольку нет научно подтверждённых случаев существования таких людей, то обычно словом «экстрасенс» называют людей, которые заявляют, что обладают экстрасенсорными способностями.
Экономи́ст — должность, специальность, специалист в экономике или её разделах, эксперт по экономическим вопросам промышленности, сельского хозяйства, банковского дела и так далее.
Автомеханик (автослесарь) — рабочий, выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта, а также осуществляющий контроль над техническим состоянием автомобилей с помощью диагностического оборудования .
ДОЯРКА — дояр, имеет следующие обязанности: доение, кормление и уход за коровами.
Учи́тель, учи́тельница — ныне одна из самых распространённых общественных профессий, преподаватель, педагог. Содержание профессии учителя — воспитание и обучение следующих поколений.
Актёр - Профессиональный исполнитель ролей в театральных представлениях.
Юри́ст — специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права.
Полицейский – это служащий, который уполномочен следить за соблюдением общественного порядка, а также охранять жизнь, здоровье и имущество как граждан.
Санте́хник — работник, занимающийся монтажом, эксплуатацией или ремонтом санитарно-технического оборудования.
Режиссёр — творческий работник зрелищных видов искусства: кинематографа, телевидения, цирка, эстрады.
Строитель – это работник, который занимается постройкой чего-либо. Основная цель профессии – качественное строительство объектов.
Врач — человек, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.
Дизайнер — художник-конструктор, человек, занимающийся художественно-технической деятельностью в разных отраслях (в том числе архитектор, проектировщик, иллюстратор, дизайнер плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнер)
Продаве́ц — профессия, специальность, человек или организация, которая продаёт что-либо (товар, услугу и так далее). Продавец за соответствующее вознаграждение передаёт покупателю товар или услугу.
Агроно́м — специалист сельского хозяйства, обладающий всесторонними знаниями в области растениеводства , сельский хозяин, получивший высшее специальное образование.
Дво́рник — человек, связанный с поддержанием чистоты и порядка во дворе и на улице.
Шофёр (водитель) — должность, специальность, профессия, человек управляющий транспортным средством (автомобиль, повозка, автобус, троллейбус, трамвай и другие).
Инженер – это квалифицированный специалист, имеющий техническое образование и занимающийся оптимизацией уже существующих разработок, а также внедрением новаторских проектов.
Ямщик – это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях.
Маля́р (нем. Maler — живописец) — рабочий, специалист, занимающийся окраской зданий, сооружений, оборудования, инструмента и прочих предметов интерьера.