12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузнецова Юлия Николаевна34

План - конспект занятия с элементами тренинга

для обучающихся 9, 11 классов «Все в твоих руках»

Цель занятия: развитие навыков саморегуляции обучающихся при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Задачи: обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; обучение приемам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия во время подготовки и сдачи экзаменов.

Необходимые материалы для проведения занятия: ручки, бланки к упр. «Ассоциации», карточки с текстом к упр. «Эксперимент», мягкая игрушка «солнышко».

Ход занятия:

1.Вступительное слово ведущего.

Выпускной класс очень ответственный момент в жизни. Государственная итоговая аттестация– это экзамены: в 9 классе – ОГЭ, в 11 – ЕГЭ.

Ситуация сдачи экзамена для всех обучающихся одинакова, а переживает ее каждый по-разному. С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете предмет, с тем, насколько вы уверены в своих силах.

Иногда бывает так – вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, вы не можете сосредоточиться на задании, быстро и сильно бьется сердце. Для того, чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.

Наше с вами занятие будет посвящено психологической подготовке к экзаменам. В ходе занятия вы приобретете некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзамена. Упражнения помогут вам научиться быстро включаться в работу, правильно настроиться на выполнение экзаменационных заданий.

Применяя регулярно эти упражнения, вы увидите, как изменится ваш учебный настрой.

2. Упражнение «Часы» (5 минут).

Цель: тренировка внимания и рабочего самочувствия.

В этом упражнении заняты 13 обучающихся — 12 «часов» и 1 «диспетчер».

Инструкция для обучающихся:«Встаньте широким кругом, рассчитайтесь по порядку номеров слева направо, от единицы до двенадцати. Диспетчер —посредине круга.

Если бы это был циферблат больших часов, а каждый из вас — определенным «звучащим» часом, — как можно было бы отбить на этих часах время? Сейчас ровно 11 часов. Цифра 11, ударьте в ладоши, затем цифра 12 — спойте «бам-мм!» Так и расположены стрелки в это время — одна – на одиннадцати, другая - на двенадцати. Сначала озвучивается показание маленькой стрелки (хлопок), показание большой стрелки при «озвучивании» часов должно быть вторым (звук колокола)».

Далее «диспетчер» называет различные варианты показаний часов, темп игры ускоряется.

3. Упражнение «Ассоциации» (15-20 минут).

Цель: обсуждение ситуации экзамена и связанных с ней психоэмоциональных состояний, выявление иррациональных установок, связанных с ГИА, преобразование негативных установок в позитивные.

Необходимые материалы: ручки, бланки к упражнению.

Инструкция для обучающихся: «Разбейтесь на группы. Обсудите в группе и запишите, с чем у каждого из вас ассоциируется слово «экзамен»?»

Ведущий записывает на доске или листе ватмана те ассоциации, которые встречаются во всех группах, а также заполняет таблицу, используя дополнительное обсуждение с обучающимися тех трудностей, о которых сигнализирует та или иная ассоциация, и способов их преодоления:

Группа ассоциаций

Трудности, которые мы испытываем в процессе подготовки и сдачи экзаменов

Способы преодоления трудностей

     
     

Ведущий: «Как отметили многие из вас, экзамены – это стресс. Как же научиться самообладанию во время стресса?»

4. Тренинговое упражнение «Эксперимент»(15-20 минут).

Цель: обучение самообладанию в стрессовых условиях.

Необходимые материалы: карточки с текстом.

Каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным, на первый взгляд, набором букв, и дается задание прочитать текст.

Инструкция для обучающихся: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка»:

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО

наКОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГУщиХ ног

Групповое обсуждение:

- Сразу ли вы справились с заданием?

- Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?

- В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?

- Как развить самообладание?

5. Мини-лекция «Экспресс-приемы волевой мобилизации» (10 минут).

Цель: ознакомление обучающихся с некоторыми способами снятия нервно-психического напряжения, саморегуляции, приемами волевой мобилизации.

В сложных условиях учебной деятельности, например во время контрольных работ, экзаменов, физической подготовки, часто возникает необходимость успокоиться и мобилизоваться. В этом случае удобны в применении экспресс-методы.

А) Способы снятия нервно-психического напряжения

Когда вы отдыхаете между занятиями во время подготовки к экзаменам, иногда важно потратить на это как можно меньше времени, но отдохнуть за это время максимально. Я перечислю вам некоторые способы, а вы выберите те, которые подойдут лично каждому из вас. Вот эти способы:

- Спортивные занятия

- Контрастный душ

- Стирка белья

- Мытье посуды

- Свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше. Другую газету порвать на мелкие кусочки, затем выбросить в мусор. Из другой газеты слепить свое настроение. Закрасить газетный разворот (рисование кляксами, пальчиковое рисование гуашью).

- Потанцевать под музыку, громко спеть свою любимую песню.

- Погулять в тихом месте на природе.

Групповое обсуждение: какими еще способами можно воспользоваться? Дайте советы друг другу.

Б) Способы управления своими эмоциями

Негативные эмоции мешают нам приступить к работе, либо продолжать работу, мешают собраться с мыслями. Как же можно помочь себе в ситуации, когда вы уже испытываете эти эмоции?

Можно разрядить свои эмоции, высказавшись тем людям, которые поймут и посочувствуют.

Если ты один, можешь поколотить подушку или выжать мокрое полотенце – это поможет расслабиться, так как обычно при негативных эмоциях большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук ив пальцах.

Производи любые спонтанные звуки – напряжение может быть «заперто» в горле.

Можно использовать такой прием, как дыхание уступами: три-четыре коротких выдоха подряд, затем такое же количество коротких вдохов.

6. Тренинговые упражнения на снятие эмоционального напряжения(10 минут).

Инструкция для обучающихся:

- Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

- Слегка помассируйте кончик мизинца.

- Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Аааааа». Представьте себе, что при этом из вас «вытекает» ощущение напряжения, усталости. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока неприятные ощущения не покинут вас полностью.

- На минутку превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Иииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука. А теперь попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене – произносите его то выше, то ниже (30 сек.)

Вы заметили, что сохранили свои силы?

7.Упражнение «Волевое дыхание»(5 минут).

Цель:обучение саморегуляции с помощью дыхания.

Инструкция для обучающихся:«Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, вдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.

После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.

Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.

8.Упражнение «Приятно вспомнить»(5 минут).

Цель:обучение саморегуляции через механизм само убеждения.

Инструкция для обучающихся:«В случае неуверенности в своих силах при решении задачи надо представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и посложнее, решу и эту!»

9. Заключительное слово ведущего.

Упражнения, с которыми вы познакомились сегодня в ходе занятия, желательно использовать каждый день в процессе подготовки к урокам, к контрольным, тестовым и проверочным работам. Тогда к экзаменам вы будете отлично их выполнять!

10.Рефлексия.

Цель: получение обратной связи от участников, подведение итогов занятия.

Инструкция для обучающихся:«У меня в руках чудесное солнышко (мягкая игрушка или нарисованное на бумаге). Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это солнце и делиться впечатлениями о сегодняшнем занятии (что вам дало занятие, что нового узнали, что будете использовать и т.д.), дарить свои пожелания».

Список используемой литературы:

1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005.

2. Заморев, С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь,2002.

3. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации: Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных организаций / Сост. М.А. Мягкова; ГБУ «Центр помощи детям». - Курган, 2017.

4. Ромек, В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь,2005.

5. Стебенева, Н., Королева Н. Программа психолого-педагогическихмероприятий для выпускников в период подготовки к единомугосударственному экзамену «Путь к успеху».

6. Чибисова, М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися,

педагогами, родителями. – М.: Генезис, 2009.

7. Шевцова, И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.