Родительское собрание по профориентации «Профориентация дома»
Родительское собрание
по профориентации
«Профориентация дома»
Разработчик: Власова Дарина Васильевна
Учитель предпрофессиональной подготовки, технологии, воспитатель ГПДМБОУС(К)ОШ «Надежда»
Г. Симферополь, Республика Крым
Цель родительского собрания:
Мотивировать родителей на оказание помощи детям в профессиональном определении.
Задачи:
Создание условий для осознания родителями важности проблемы профессионального самоопределения;
Развивать интерес родителей к профессиональному самоопределению детей;
Побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.
Участники: родители учащихся 8 класса, классный руководитель, воспитатель ГПД
Время: 45-60 мин.
Форма проведения: час общения
Материалы: раздаточный материал (анкеты)
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1. Вступление
2. Анкетирование
3. Беседа
4. Подведение итогов
5. Приложения
6. Литература
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Вступление
Наверное, каждый из вас задавал вопрос своему ребенку: «Кем хочешь стать, когда вырастешь?». И чем взрослее становится ребенок, тем сильнее тревожит этот вопрос душу и разум как родителя так и ребенка….
Анкетирование
Сегодня, я бы попросила Вас заполнить маленькую анкету, для чего она нужна, я расскажу позже (Раздается ПРИЛОЖЕНИЕ А, родители заполняют)
Ф.И. анкетируемого ……………………………………………
|
|
1 |
Чем вы руководствовались, когда выбирали профессию? |
2 |
Можете ли Вы реализовать свои способности на выбранной работе? |
3 |
Что Вас радует, а что огорчает в Вашей работе? |
4 |
Значима ли Ваша профессия в обществе? Престижна? |
5 |
Что Вас радует на работе, а что огорчает? |
6 |
Дает ли Ваша работа высокое материальное обеспечение? |
7 |
Какими качествами должен обладать человек Вашей профессии? |
На предварительной работе, мы с детьми писали сочинение: «Профессия моих родителей».
Как ни странно, но большинство из деток выбрали ту же область, в которой вращается его отец либо мать. По их мнению, в выбранной Вами профессии присутствуют только положительные стороны, но этих знаний мало, они должны знать и обратную сторону медали, трудности, с которыми могут столкнуться, способности, которые нужно учитывать, и многое другое, о чем мы сегодня с вами и поговорим.
Я раздам вам сочинения детей, вы прикрепите к ним свои анкеты, проанализируете, и тогда полноценно сможете провести беседу с ребенком, вооружившись его доводами и заблуждениями, и конечно своим опытом.
Беседа
С чего же начать? На что следует обратить внимание? Какой ВУЗ выбрать? С этими вопросами, в определенное время встречается каждый родитель…
В России был проведен соцопрос. Двум тысячам выпускников был задан вопрос: «Какие требования Вы предъявляете к своей будущей профессии?» И вот каковы оказались результаты.
Профессия должна быть:
Престижной;
Хорошо оплачиваемой;
Интересной;
С хорошими условиями труда;
Её легко было приобрести;
Соответствовать желанию родителей;
Можно было учиться и работать с друзьями;
Востребованной на рынке труда.
Как видим, свои интересы выпускники ставят аж на 3 место. А возможность трудоустроиться и вовсе на пятое.
На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 тыс. профессий и почти 40 тыс. специальностей!
Необходимо научиться ориентироваться в мире профессий. В основном они классифицируются:
По характеру труда:
Физический или умственный труд
Исполнительский или творческий характер
По уровню квалификации:
Профессии, требующие высшего образования;
Профессии, требующие среднего профессионального образования;
Профессии, не требующие квалификации;
По предмету и характеру труда:
Человек
Техника
Знаковая система (информация)
Художественный образ
Природа.
Остановимся на последнем. Известный психолог Е. А. Климов разделил все профессии на пять групп в соответствии с использованием предметов труда:
Человек - природа
|
Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа. ветеринар агроном гидролог овцевод механизатор тракторист и т.д. |
Человек-техника
|
Это люди, использующие технические устройства. пилоты водители матросы электромонтёры слесари и т.д. |
Человек-человек
|
Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. учитель врач журналист продавец и т.д. |
Человек - знаковая система.
|
Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. бухгалтеры учёные операторы ЭВМ люди, работающие в лабораториях, научных центрах и т.д. |
Человек - художественный образ
|
Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. художники стилисты модельеры парикмахеры и т.д. |
Это общие приблизительные требования к человеку, выбравшему определенный тип деятельности.
Дома с детьми Вы можете проработать эту методику, которая поможет определить интересы и склонности Вашего ребенка, а так же понять, каких профессий стоит остерегаться.
Стратегия выбора профессии. Что же это такое? Это 3 фактора, которые помогут найти оптимальные варианты при выборе профессии:
Помочь подростку оценить его способности и интересы; Выяснить, какие профессии ему нравятся; Определить, имеет ли он представление о том, чем ему придется заниматься каждый трудовой день. |
Помочь определить способности, ЗУН. Рассказать, как можно их применить; Познакомить ребенка с требованиями предъявляемые выбранной профессией. |
Исследовать рынок труда; Обсудить с ребенком, в каких учебных заведениях можно получить интересующую профессию; Обсудить престиж и перспективность выбранной профессии. |
Если ребенок сможет совместить свое ХОЧУ + МОГУ + НАДО – его профессиональный выбор будет удачным.
Но, как известно, при любом выборе возможны ошибки. Чем серьёзнее Вы и Ваш ребёнок отнесётесь к задаче, тем меньше вероятность их совершить.
Ошибки при выборе профессии:
Отношение к выбору профессии как к неизменному.
Бытующие мнения о престижности профессии.
Выбор профессии под влиянием товарищей.
Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Отсутствие умения разобраться, оценить свои способности, возможность в выбранной профессии.
Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
Высокая или низкая самооценка собственных личностных качеств, которая формирует неадекватность в выборе этой или иной профессии.
Сейчас хотелось бы Вам предложить ставить пред собой такие вопросы, и пробовать на них отвечать с учетом всех способностей и наклонностей Вашего ребенка:
Кем хочет стать Ваш ребенок?
Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка?
Что Вы делаете для развития профессиональных интересов?
Учитываете ли Вы особенности его темперамента при поиске подходящей профессии?
Настаиваете ли Вы на выборе какой – то определенной профессии, ВУЗа?
Соглашается ли с этим Ваш ребенок?
Проанализировав результаты, Вы лучше поймете ребенка, в дальнейшем сможете избежать «навязывания» профессии. Вы только поможете ему спланировать совместно с Вами его профессиональное будущее, и поможете выбрать ту профессию, которая будет приносить ему радость, и избежите всех возможных ошибок при таком ответственном выборе.
Подведение итогов
Каждый человек проводит на работе достаточно большое количество времени, и допустить такую ошибку, как неправильный выбор профессии мы попросту не имеем права. Ведь с дипломом человек получает билет в жизнь.
На работе мы должны получать удовольствие, нам должно хотеться туда идти и завтра и послезавтра, и мы должны помочь выбрать такую комфортную среду для ребенка.
Не забывайте, окончив школу, ребенок должен знать:
1. Свои интересы к профессии.
2. Свои способности.
3. Свои склонности.
4. Степень профессиональной пригодности.
Всем спасибо за внимание. До новых встреч.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Ф.И. анкетируемого ................................................................................................
|
|
1 |
Чем вы руководствовались, когда выбирали профессию? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
2 |
Можете ли Вы реализовать свои способности на выбранной работе? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
3 |
Что Вас радует, а что огорчает в Вашей работе? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
4 |
Значима ли Ваша профессия в обществе? Престижна? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
5 |
Что Вас радует на работе, а что огорчает? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
6 |
Дает ли Ваша работа высокое материальное обеспечение? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
7 |
Какими качествами должен обладать человек Вашей профессии? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… |
Литература
Родительские собрания: 9 класс. Автор-составитель Л. А. Егорова. –М.:ВАКО, 2009.
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М.: - Вако, 2005.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 2003.
Субботина Светлана Львовна
Кордубан Елена Васильевна
Васильева Татьяна Сергеевна