Статья по профориентации

4
0
Материал опубликован 27 September 2017 в группе

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Дальнейшая судьба выпускников специальных школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений. 

Практика работы показывает, что не все  выпускники успешно проходят социально-трудовую адаптацию, могут трудоустроиться даже на доступные им рабочие места и конкурировать с нормально развивающимися сверстниками на рынке труда.

Профессиональное самоопределение подростков с интеллектуальной недостаточностью затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Поэтому профессиональное самоопределение должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества. Выпускники коррекционной школы не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Однако, при этом, они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества.

Правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Воспитанников коррекционных школ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Оценка своих индивидуальных способностей, профессиональной пригодности и соотношение их с требованиями профессии представляются для выпускников с интеллектуальной недостаточностью весьма сложной и трудной задачей.

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наряду с общим образованием является обеспечение возможности получения трудовой подготовки. Большинству выпускников возможность трудоустройства в сфере материального производства обеспечивает только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития.

В связи с этим, огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся коррекционной школы, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности с нарушением интеллекта и пути ее реализации.

Поэтому ведущими направлениями при организации профориентационной работы в коррекционных школах должны стать профотбор и профконсультации на основе выбора объективных показателей способностей, притязаний, самооценки.

Специфика профессионального определения подростков с интеллектуальной недостаточностью заключается в систематической и целенаправленной работе по профориентации, но для педагогически грамотного проведения профессиональной ориентации, педагоги должны ещё достаточно глубоко понимать, что представляют собой основные методы руководства выбором профессии, каковы главные факторы и движущие силы профессионального самоопределения, что нужно знать о подростке с интеллектуальной недостаточностью, чтобы подготовить его к самостоятельному выбору профессии.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательных, медико-психолого-педагогических мер, направленных на оказание реальной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении в соответствии  с личными склонностями, способностями, возможностями, усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических условиях и профессионально значимых умениях и навыках. 

Главные задачи, стоящие в настоящее время перед коррекционными школами

1. формирование интеллектуальных умений в труде;
2. коррекция и развитие целенаправленных двигательных навыков;
3. обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических и интеллектуальных особенностей, проведение психодиагностики, а также, что особенно важно, занятий с психологом, социальным педагогом. Таким образом, можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации обучающихся с нарушением интеллекта в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии обучающимися в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности обучающегося с нарушением интеллекта, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов. 

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у учащихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей.

Таким образом, в системе коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья четко выявились противоречия между:

- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;
- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;
-ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с ограниченными возможностями здоровья, и еще меньшим их количеством, по которым можно проводить профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ.

Все обозначенные противоречия затрудняют детям с ограниченными возможностями здоровья быть конкурентоспособными на рынке труда, к ним предъявляются те же требования, что и к их нормально развивающимся сверстникам, выпускникам общеобразовательных школ. Поэтому таким детям нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Образовательно-адаптационная и реабилитационная среда коррекционных школ должна, по возможности, компенсировать ограничения подростка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Цели школьной профориентации: 

- оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной деятельности : 

- Формирование положительного отношения обучающихся к труду.

- Изучение обучающимися содержания профессиональной деятельности.

- Выработка у обучающихся умений соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами и возможностями.

- Обучение анализу собственных возможностей и способностей.

- Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений начального профессионального образования, центров занятости населения, центров социальной поддержки населения, общественных молодежных организаций.

- Связь профориентации с жизнью, с требованиями рынка труда города и района.

Для эффективности профориентационной работы необходимо учитывать психологические и возрастные особенности обучающихся с нарушением интеллекта.

На разных возрастных и образовательных уровнях развития умственно отсталых должен соблюдаться соответствующий подход к организации и определению содержания профессионального ориентирования учащихся В связи с этим можно выделить следующие этапы профориентационной работы в коррекционной школе : пропедевтический период, общетехническая подготовка и профессиональное обучение. 

1-4 классы: пропедевтический период представляет собой систему занятий, направленных на пробуждение у учащихся познавательного интереса и подготавливающих к изучению учебных предметов. Пропедевтический период трудового обучения в учебном плане представлен уроками ручного труда и различными видами посильного труда по самообслуживанию во внеурочное время.

 5-7 классы: развитие у школьников с нарушением интеллекта личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. Этому способствуют уроки профессионально-трудового обучения, СБО, экскурсии, летняя трудовая практика.

С 5 класса осуществляется общетехническая подготовка школьников. Учащихся распределяются по школьным мастерским. В программе по трудовому обучению в этот период подчеркивается необходимость формировать в процессе общетехнической подготовки устойчивое положительное отношение школьников к труду; воспитывать организационные умения и навыки работы в мастерской; развивать умение ориентироваться в трудовом задании знакомить с элементарными понятиями по технологии; обучать простым приемам обработки материалов наиболее распространенными инструментами. Именно в этот период формируется у учащегося те умения и навыки, личностные качества, на основе которых может осуществляться профессиональное обучение. Проявление склонностей, интересов, характерологических особенностей личности ребенка в процессе общетехнического обучения (работа с разным материалом, инструментом, в разных условиях индивидуального и коллективного труда ) позволяет раскрыть потенциальные профессиональные возможности ребенка и направить их развитие, создает условия для более объективного его профессионального определения.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Завершающим уровнем трудовой подготовки умственно отсталых является профессиональное обучение , в процессе которого учащиеся изучают определённую профессию и получают разряд на уровне единых квалификационных стандартов.

Профориентационная работа в школе должна проводиться не только заместителем директора по воспитательной работе, воспитателями, психологом, социальным педагогом, но и библиотекарем, медицинским работником, классными руководителями и, конечно же, учителями-предметниками.

Воспитатель, классный руководитель должны использовать в своей работе такие методы как наблюдение за деятельностью и развитием обучающихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик обучающихся.

В ходе преподавания учебных дисциплин должны достигаться задачи трудовой подготовки школьников, ознакомление их с основами современного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирования у них трудовых умений и навыков, побуждение к сознательному выбору профессии.

Обеспечивая помощь обучающимся в выборе профессии, учитель средствами преподаваемых дисциплин имеет возможность: 

- Знакомить обучающихся с различными видами труда и профессиями.

- Изучать склонности, особенности обучающихся, формировать у них мотивы выбора профессии.

- Консультировать обучающихся по вопросам, связанным с продолжением обучения и трудоустройством.

Безусловно, профориентационная деятельность должна осуществляться систематически в процессе всей учебно-воспитательной работы, начиная с первых лет обучения и заканчивая конкретизацией в выпускных классах, с учетом особенностей и возможностей обучающихся.

Правильно организованная профориентационная деятельность в сочетании с трудовым и профессиональным обучением – эффективное средство коррекции и компенсации недостатков развития обучающихся специальных (коррекционных) школ.

Для выпускников коррекционных школ нет каких-то специально созданных профессий, они должны войти в жизнь настолько подготовленными, чтобы найти своё место среди нормальных тружеников, продуктивно трудиться в сфере существующих форм трудовой деятельности. Педагогический опыт и специальные наблюдения свидетельствуют о том, что изучение профессиональных возможностей и способностей умственно отсталого ребенка может быть осуществлено лишь в сочетании с общим изучением учащегося.

В школе должен быть контролирующий данную работу орган - специально созданная комиссия по профориентационной работе во главе с заведующим учебной частью. В состав этой комиссии должен войти представители от учителей младших и старших классов, учителей труда, школьный врач и, по возможности, представитель от родителей. Количество членов комиссии определяет педагогический совет школы, на котором избирается и её состав. В обязанности комиссии входит оказание помощи и осуществление контроля по организации изучения профессиональных склонностей и способностей учащегося, а так же сбор, анализ, систематизация собранного материала. Раз в год на итоговых заседаниях педагогического совета школы слушается информация о работы комиссии. Здесь же решаются сложные или исключительные случаи по профориентации учащегося. Особое внимание комиссия уделяет работе с учащимися выпускных классов, их трудоустройству. В компетенцию комиссии входит и соответствующего содержания работа с родителями, надзор и оказание помощи выпускникам школы в течении первых трёх лет самостоятельной работы.

Наиболее эффективным и доступным методом школьного изучения профессиональных склонностей и возможностей умственно отсталых следует считать специально организованное психологическое наблюдение. В процессе психологического наблюдения обращается внимание на качества, особо важные в профориентационных целях.

При существующей системе профессиональной подготовке умственно отсталых выпускники коррекционных школ устраиваются по приобретенной специальности на соответствующие производство.

На основании всего сказанного можно сделать следующие выводы: Профориентационная работа среди учащихся коррекционных школ проводится с первых лет и на продолжении всего периода их обучения. Центральной задачей этой работы является всестороннее изучение профессиональных возможностей учащегося и всемерное развитие их , психологическая подготовка умственно отсталых к более осознанному, правильному профессиональному определению.

Содержание и формы профориентационной работы разрабатываются с учетом возраста, образовательной подготовки, психофизического развития, уровня трудовой подготовки учащегося.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.