Доклад на тему «Профориентация и социализация обучающихся средствами музыкального искусства»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Доклад на тему :
«Профориентация и социализация обучающихся средствами музыкального искусства»
Составила:
педагог дополнительного образования
Ломакина О.А.
2016 г.
Становление личности ребенка, процесс его социализации в современное гражданское общество начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Ребенок должен усвоить образцы поведения, психологические установки, получить представление о социальных нормах и требованиях, овладеть знаниями, умениями и навыками. Все выше перечисленное, позволит ему успешно функционировать в обществе.
Но давайте вспомним, с чего же начинается осознание, принятие окружающего мира маленьким ребенком? Абсолютно верно, с музыки.
С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства детей, формирует их моральный облик. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения детей. Чередование различных заданий, видов деятельности (пения, слушания музыки, музыкальной грамоты, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности.
Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности, закладывает первоначальные основы общей культуры человека.
Дети не просто познают язык музыкальной речи, они начинают сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
Войдя в мир музыкального искусства, ребёнок учится передавать свои эмоции, чувства в исполняемом произведении. Вкладывает в него частицу своей души, что отражает его внутренний мир.
Музыкальное образование предопределяет необходимость раннего включения обучающихся в профессиональную деятельность. Изначальная установка на определенную музыкальную специальность позволяет ребенку сориентироваться в различных сферах музыкального искусства и дает возможность самостоятельно выбрать будущую профессию. В то же время, как показывает практика музыкального обучения и воспитания, зачастую выбор и освоение музыкальной специальности происходит неосознанно, без учета мотивационной сферы и интересов ребенка, являющихся побудительно-энергетическим центром его дальнейшего профессионального развития, детерминантами формирования профессиональной направленности.
В ориентации на профессиональную музыкальную деятельность особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает фундаментальные основы профессионального развития - в области вокального искусства.
Структура учебно-воспитательного процесса в вокальной студии представляет собой синтез общих и специальных музыкальных дисциплин, практической и концертной музыкальной деятельности. При этом вокально-хоровая подготовка является основополагающей, вокруг которой строится весь процесс музыкального обучения и воспитания, а вокальное пение - интегрирующей музыкальной дисциплиной.
Профессиональная музыкальная подготовка в вокальной студии предоставляет возможность целенаправленной профессиональной ориентации обучающихся на музыкальные специальности, что создает условия для их раннего самоопределения и творческой самореализации в различных видах музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности.
Процесс профессиональной ориентации в вокальной студии, обеспечивающий самоопределение обучающихся в музыкальном искусстве включает в себя следующие задачи.
1. Осуществление анализа психолого-педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Определение специфики профессиональной ориентации в музыкальном обучении и выявление условий личностно-профессионального самоопределения обучающихся в музыкальном искусстве.
3. Разработка технологии профориентационной работы, направленная на активизацию самоопределения обучающихся в различных областях музыкального искусства.
Для реализации цели и задач исследования использовался комплекс методов:
- теоретических — анализ и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ, сравнение и систематизация теоретического и практического опыта профессиональной ориентации в различных сферах профессиональной деятельности, моделирование содержания, этапов, организации, форм и методов профессиональной ориентации в студии .
- эмпирических — педагогическое наблюдение (прямое и косвенное) за учебной, репетиционной и концертной деятельностью учащихся вокальной студии,, тестовая методика самооценки, психологическое тестирование, беседа (диалог, дискуссия), опрос (анкетирование), итоговая аттестация.
Профессиональная ориентация является эффективным средством самоопределения обучающихся в музыкальном искусстве, так как позволяет обеспечить интегрированное профориентационное взаимодействие музыкальных дисциплин и раннюю актуализацию структуры ценностно-мотивационных установок к выбору музыкальной профессии.
Технология организации профориентационной работы в музыкальном обучении реализуется в последовательности когнитивно-эмпатического, дивергентно-эвристического и конвергентно-эмпирического этапов, обеспечивающих формирование самоопределения учащихся в музыкальном искусстве (познание —► осознание —* проектирование —* апробирование —* принятие решения о выборе профессии —► творческая самореализация).
Включение профессиональной ориентации в учебно-воспитательный процесс в вокальной студии позволяет не только сформировать осознанное отношение и готовность обучающихся к выбору музыкальной профессии, но и расширить их социокультурный кругозор, воспитать нравственно-ценностные ориентации, развить профессиональное мышление и обогатить общемузыкальную эрудицию обучающихся. Организация целенаправленной профориентационной работы обеспечивает широту охвата проблемы выбора и освоения музыкальной специальности, способствует комплексному и всестороннему развитию личностно-профессионального потенциала обучаю
щихся и создает условия для полноценного формирования и реализации их самоопределения в различных областях музыкального искусства.
Организация учебного процесса с учетом реализации целенаправленной профориентаци-онной работы в студии способствует полноценному личностно-профессиональному самоопределению обучающихся в музыкальном искусстве и обеспечивает формирование сознательного, актив-но-деятельностного отношения обучающихся к процессу и содержанию их профессионального музыкального обучения. Творческо-практическая направленность содержания учебно-воспитательного процесса на всех дисциплинах музыкального цикла развивает личностно-профессиональный потенциал учащихся в различных видах музыкальной деятельности, активизирует их познавательную активность, воспитывает самостоятельность и способствует формированию социально ценного отношения к будущей музыкальной профессии, интереса и положительной мотивации к профессиональной музыкальной деятельности.
Реализация единой технологии профориентационной работы в музыкальном обучении позволяет также осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к личности обучащегося, сформировать комплекс ценностно-мотивационных установок к профессиональной музыкальной деятельности посредством актуализации и интенсификации процесса осознания обучащимися своих адекватных возможностей и перспектив в музыкальном искусстве, а также и приоритетных профессиональных предпочтений и обеспечить прочность и полноценность усвоения обучающимися музыкально-теоретических знаний и практических умений и навыков в различных областях музыкального искусства.
Основными методами профориентационной работы в музыкальном обучении являются методы «заражения» музыкальной профессией и «погружения» в содержание профессиональной музыкальной деятельности. Их применение обеспечивает формирование глубокого познавательного интереса обучающихся к музыкальному искусству, разносторонней информированности о специфике и многообразии направлений профессиональной музыкальной деятельности и позволяет целенаправленно ориентировать обучающихся на различные содержательные аспекты их будущей музыкальной профессии.
Профессиональная ориентация является эффективным педагогическим средством самоопределения обучающихся в музыкальном искусстве.
Ориентация на профессию особенно значимым является школьный возраст, во время которого закладываются фундаментальные основы профессионального развития личности, формируется комплекс мотивов, интересов, способностей, нравственных ориентаций, отношений и установок, образующих впоследствии ценностно-мотивационные установки к выбору сферы профессиональной деятельности.
Специфика музыкального обучения и воспитания, заключающаяся в раннем освоении музыкальной профессии, овладении профессиональными умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности, предполагает необходимость профессиональной ориентации обучающихся на музыкальные специальности. Это создает условия раннего самоопределения обучающихся в областях музыкального искусства.
Все занятия и творческие замыслы, идеи, умения, навыки – залог успешности развития ребёнка в его жизнедеятельности и направленность на профориентацию. Каждый нашёл для себя увлечение. Среди обучающихся есть дети, которые в дальнейшем выбрали музыкальную профессию. Итак, Карамнова Екатерина обучалась в Университете культуры на факультете культуры и искусств , а Рогатина Ирина – в музыкально- педагогическом институте им. С.В. Рахманинова на хоровом- дирижёрском отделении.
Вывод:
Самоопределение обучающихся вокальной студии в музыкальном искусстве может быть сформировано при условии интегрированного профориентаци-онного взаимодействия музыкальных дисциплин и ранней актуализации и коррекции структуры ценностно-мотивационных установок обучающихся к выбору музыкальной профессии.
Список литературы:
1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности: Пер. с англ. А. Лука, И. Хорола. С.-Пб.: Лань, 1995. 160 с.
2. Апостолов О.П., Лучков В.В., Цой A.B. Профориентация как организационная система//Вестник МГУ, Серия 14, Психология, 1986, №2. С. 6-18 с.
3. Арчажникрва Л.Г. Профессия — учитель музыки: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. 111 с.
4. Ю.Архипов В.М. Социально-педагогические основы системы профессиональной ориентации школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. 21 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990. 367 с.
6. Бальчитис Э. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ Литвы // Музыкальное воспитание в СССР, В.1. М.: Советский композитор, 1978. С 235-301.
7. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: ВЛАДОС, 1999. 176 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
9. Борисова Е.М., Логинова Г.В. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. 78 с.
10. Боровский А.Б., Потапенко Т.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации. Кн. 1. Основы профессиональной ориентации: Учеб.-метод. пособие. Киев: МЗУУП, 1993. 164 с.
11. Буренина А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. С-Пб, 1995. 16 с.
12. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности. Автореф дис.канд. пед. наук. Тюмень, 1998. 23с.