Доклад га тему «Профориентация на логопедических занятиях»

6
1
Материал опубликован 6 May 2018 в группе

Целенаправленно такой работы в рамках логопедического сопровождения не ведётся, однако при изучении некоторых тем или в реализации проектов прямо и косвенно затрагивается эта тема.

В программе коррекции смешанной дисграфии во 2 классе отдельно выделено 3 часа на изучение лексической темы «Профессии», где подробно рассматриваются различные профессии: повар, пекарь, шофёр, архитектор, археолог, радист, астроном, библиотекарь, водолаз, ветеринар, модельер и т.д. Также отрабатывается умение образовывать существительные ж.р. на примере названия профессий: пианист—пианистка, певец—певица, стюард—стюардесса и т.д.; проводится игра «Угадай, что это и людям какой профессии нужны эти предметы».

В 3 классе на фронтальных занятиях по коррекции дисграфии при изучении темы «Суффиксальный способ образования слов» большое внимание уделяется образованию с помощью суффиксов названий различных профессий. Например, при изучении суффикса –ёр- вводится тема «Театральные профессии», на которой дети знакомятся с работой дирижёра, гримёра, суфлёра, каскадёра, дублёра, билетёра, актёра, жонглёра и т.д.

При формировании навыков словообразования широко применяется приём «профессиональный» суффикс. Например, суффикс –ТЕЛЬ-: учит детей—учитель, пишет книги—писатель, строит дома—строитель; суффикс –НИК-: рисует картины—художник, добывает нефть—нефтяник, работает в саду—садовник; суффикс –АРЬ-: печёт хлеб—пекарь, пашет землю—пахарь, работает в аптеке—аптекарь, точит детали—токарь. Изучение суффикса –ИСТ- проходит на основе лексических тем «Спортивные профессии» и «Музыканты». Детям предлагается назвать спортсменов играющих в перечисленные игры и составить рассказ на тему «Олимпиада»: хоккей—хоккеист, теннис—теннисист, волейбол—волейболист, футбол—футболист, баскетбол—баскетболист. По теме «Музыканты» учащимся следует назвать музыкантов, играющих на перечисленных музыкальных инструментах и составить рассказ «Экскурсия в филармонию»: гитара, аккордеон, гармонь, флейта, арфа, виолончель, трамбон, орган. Для отработки словообразования существительных ж.р., обозначающих лиц по их действиям, качествам используется игра «И я тоже», которая проходит в форме диалога мальчика и девочки: Я умник—я тоже умница, я ученик—я тоже ученица, я учитель, я отличник, я писатель, я наладчик, я охотник, я шутник, я лыжник, я воспитатель, я укротитель, я разведчик и т.д. При изучении суффикса –ЩИК- подробно разбираются строительные профессии: пильщик, стекольщик, каменщик, кровельщик, бетонщик, арматурщик, сварщик. Так же при изучении темы «Суффиксальный способ образования слов» детям предлагается следующее задание: сгруппировать слова по профессиям, и составить рассказ с одной из групп (преподаватель, каменщик, булочник, футболист, арфист, водитель, штукатур, теннисист, баянист, шахматист, флейтист, маляр, стекольщик, гитарист, библиотекарь, директор, крановщик, штангист. Для закрепления навыка выделения суффикса в словах предлагаются задания типа: Найди лишнее слово и объясни, по каким двум причинам оно лишнее: объездчик, прокатчик, грузчик, ключик; фонарщик, танцовщик, ящик, прицепщик. Широко применяется приём «Назови профессию по описанию»: шахтёр, работающий в забое; железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов; рабочий, осуществляющий погрузку и выгрузку; солдат, обслуживающий пулемёт; типографский рабочий, делающий переплёты книг; специалист по переводам с одного языка на другой.

При реализации долгосрочного проекта «Избранные сочинения» в процессе изготовления авторских книг дети знакомятся с профессиями редактора, копирайтера, рерайтера, переплётчика, писателя, художника-оформителя. Также в содержание избранных сочинений входят рассказы на темы «Кем я стану, когда вырасту», «Зачем нужно учиться?», «Героические профессии».

При проведении фронтальных занятий по коррекции дисграфии и дислексии, я часто прибегаю к нетрадиционной форме урока в виде интеграции логопедических задач, задач по социализации, повышению осведомлённости с приготовлением каких-либо блюд. На интегрированных занятиях дети учатся готовить, тем самым познают профессию повара в непосредственной деятельности.

В индивидуальной работе по коррекции звукопроизношения автоматизация и дифференциация поставленных звуков часто проходит на речевом материале по теме «Профессии». Дети не только учатся правильно проговаривать названия профессий, но и узнают, чем эти люди занимаются, где можно получить данную профессию.

Во время проведённой общешкольной акции «История моей фамилии» затрагивалась тема происхождение фамилии от профессии предка. Дети познакомились с родом деятельности своих предков: кузнец, изготовитель лаптей, извозчик, пекарь, изготовитель квашеных овощей, семинарист, священник, разбойник, мореплаватель и т.д.

Комментарии

Интересный материал!

21 December 2018