Статья «Модель художественно-творческого развития личности средствами музыкального и театрального искусства на уроках предметной области «Искусства».

4
0
Материал опубликован 20 July 2019

Статья «Модель художественно-творческого развития личности средствами музыкального и театрального искусства на уроках предметной области «Искусства».

Автор: Черная Наталья Валерьевна, учитель музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры.

Статья об организации художественно-практической деятельности как средство активизации познавательной деятельности школьников на уроках предметной области «Искусство».

 

 

                                                              «Ни одно искусство не замыкается в себе»

                                                                                                             Цицерон

Тема, над которой работаю: «Организация художественно-практической деятельности как средство активизации творческих способностей школьников на уроках предметной области «Искусство»».

Компетентность в области мотивации учебной деятельности: использую знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности; умею создать доброжелательную атмосферу на уроке; умею активизировать творческие возможности обучающихся.

Систематически использую Интернет-технологию для сбора информации (в проектной работе) и при подготовке к урокам. С помощью этих программ и Интернет-ресурсов создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Наиболее интересными считаю презентации для проведения открытых уроков.
Для оптимизации образовательного процесса применяю игровые технологии, технологию проблемного обучения, много внимания уделяю дифференцированному обучению, групповым технологиям, применяю индивидуальные технологии, творческие, объяснительно-иллюстративные технологии, а также классная, групповая, индивидуальная и коллективная формы организации обучения и воспитания. Размещаю свои методические разработки и материалы в электронных СМИ. Участвую в работе сетевых профессиональных сообществ. В сети Интернет поместила свои методические материалы. Интернет публикации на порталах, имеющих лицензию.

Демонстрация своих достижений через систему мастер – классов. За период работы в школе накопила хорошую методическую базу: электронные разработки, наглядный материал, создала множество презентаций для проведения занятий и внеклассных мероприятий, постоянно использую на уроках информационные средства обучения. В своей работе особое место уделяю интеграции предметов «музыка» и «театр». Театр, а особенно такой его жанр, как музыкальный театр, является интеграцией предметной области «Искусства»: музыки, литературы, танца, изобразительного искусства, истории.

1.«Развивающие музыкально-театральные игры». Целью введения музыкально-театральных развивающих игр в режим работы с школьниками является помощь детям и учителю в создании психологически комфортной атмосферы урока. Игры-упражнения на дыхание, дикцию, память физических движений, воображение и т.д. очень интересны детям и решают задачи двух предметов: «Музыки» и «Изобразительного искусства».

2. «Музыка и кукольный театр». Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на зрителей комплексом художественных средств. Его основной задачей является развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления. Кукольный театр гармонично вливается в структуру уроков музыки.

3. «Театр оперы и балета». На уроках необходимо, чтобы как можно больше детей попробовали свои силы в увлекательной исполнительской деятельности, приняли участие в создании музыкального спектакля, а именно детской оперы. Важно довести вокально-хоровую работу именно до постановки оперного спектакля, чтобы в сознании детей закрепилось понятие об опере как синтетическом жанре.

4. «Народное музыкально-театральное творчество». Знакомство с разнообразными народными музыкально-театральными жанрами на интегрированных уроках играет большую роль в формировании творческой личности прежде всего потому, что они охватывают все виды художественного творчества, в которых каждый ребенок без исключения может с успехом себя проявить.

5. «Дружная семья искусств». Интеграция искусств нашла свое выражение в учебных темах 5 класса программы «Музыка», (но, очень жаль что не по программе Д.Б. Кабалевского), а программа Г.П.Сергеева и Е.Д.Критская «Музыка и изобразительное искусство» «Музыка и литература». Но музыка не ограничивается взаимодействием только с литературой и изобразительным искусством. Хотелось предложить дополнение и обратиться к программе Д.Б.Кабалевского, добавить и расширить музыкальный материал по темам «Музыка и театр», «Музыка и хореография» и как итог – «Дружная семья искусств».

6. «Многообразие музыкально-сценических жанров». Зачастую, на уроках музыки, знакомство с оперой, балетом, опереттой, мюзиклом, рок-оперой сводится лишь к прослушиванию фрагментов. Не смотря на объяснения учителя, в сознании детей может закрепиться понятие о них как об отдельных музыкальных произведениях, а не результате взаимодействия разных видов искусства. Поэтому будет оправданным привлечение в контекст уроков музыки театральное искусство. Целесообразно выбрать один из жанров для постановки с детьми. Опыт показал, что наиболее привлекательным для школьников музыкально-сценическим жанром является мюзикл. Конечно, сложно, но результат есть.

7.«Выразительные средства искусства», «Драматургия». В рамках данных тем школьники осваивают не только чисто музыкальные категории и понятия, но и выявляют параллели между средствами выразительности в разных искусствах. Дети знакомятся с законами развития музыкального произведения крупной формы и сюжета драматической пьесы, самостоятельно находят, общие черты построения произведений разных видов искусства.

8. «Постановка эстрадного номера». Эстрадный номер – сам по себе маленький спектакль, где есть начало, развитие, кульминация и финал. Обучающиеся на этих уроках сами работают над сценарием будущего эстрадного номера, они же и режиссеры, и артисты и критики. Они пытаются создать свое произведение искусства. « Преимущества интегрированных уроков музыки и театра»: способствуют рассмотрению предмета (явления искусства) с двух сторон: теоретической и практической; повышают мотивацию, формируют познавательный интерес; способствуют развитию эстетического восприятия, воображения, памяти, мышления; позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу; способствуют росту профессионального мастерства учителя. Введение интегрированных уроков музыки и театра не меняет изначальной целевой установки программы, а служит гармоничным ее дополнением, способствует решению художественных и педагогических задач, которые ставил когда-то Д.Б.Кабалевский, и конечно, расширяет, обогащает творческий потенциал обучающихся.

Именно поэтому самые интересные открытия совершаются ребятами на стыке искусств. «Основные применяемые методы» (метод размышления, метод игровой импровизации, метод физических действий, метод показа, проблемно-поисковый метод, драматизация). Разнообразные методы театральной и музыкальной педагогики также способствуют созданию на уроке творческой атмосферы общения между учителем, обучающимися и искусством. Схема: Воспитание творческой личности 1. Урочная деятельность (интегрированные уроки музыки и театра). 2. Внеурочная деятельность (реализация проекта «Школьный музыкальный театр»). Цель проекта – творческое развитие личности на основе приоритетов художественного образования и интеграции искусств. В рамках реализации проекта были поставлены музыкальные спектакли разных жанров. Внеурочная деятельность Проект “Школьный музыкальный театр». Спектакль по пьесе В.Шекспира «Ромео и Джульетта» «Что есть любовь?». Мюзикл «Трубадур и его друзья». Музыкальный кукольный спектакль «Репка». Театрализованный фольклорный праздник «Деревенские посиделки», «Масленица» и др.

Результативность: работа МАН. Проводится в форме показа музыкального спектакля.  Проанализировав результаты работы МАН, можно сделать вывод, что наблюдается повышение качества знаний по предметной области «Искусство».

Проводилось исследование влияния интеграции искусств на развитие творческих способностей обучающихся. «Краткий тест творческого мышления» Тест отражает различные проявления креативности в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей. В результате проведенного исследования выявлены существенные различия в показателях креативности в контрольной и экспериментальной группах. Показатели развития творческих способностей в экспериментальной группе в среднем на 28% выше, чем в контрольной. Творческая атмосфера уроков способствовала проявлению таланта многих детей, что позволило добиться высоких результатов на школьных мероприятиях, районных.

Предлагаемая модель художественно-творческого развития личности средствами музыкального и театрального искусства может быть интересна учителям предметной области «Искусства». Надеюсь, что работа в данном направлении поможет в создании творческой среды общения детей с искусством.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации