12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алена7951
Работаю в школе педагогом-психологом, преподавателем изобразительного искусства. Увлекаюсь ландшафтным дизайном собственного приусадебного участка.
Россия, Волгоградская обл., Краснослободск

Читательская активность обучающихся

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно – мотивированной деятельности создает, сотворяет свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждает их в сознании подрастающего поколения.

Многие педагоги, в том числе в нашей школе, всерьёз озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания, к сожалению, некоторые считают, что это «лишняя трата денежных средств».

При таком положении школа, а не сам ребёнок, определяет необходимость чтения и его репертуар. В нашей школе практикуется ежегодное задание на лето, список литературы для чтения формируют учителя - предметники с опорой на возраст и нравственные жизненные ценности. Ученик идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание учителя. Общение с книгой дома или в библиотеке он воспринимает как продолжение урока за рамками класса. Это так называемое «изучающее чтение» по мотивации – вынужденное чтение. К сожалению, есть ученики, для которых это принудительное чтение, которое отрицательно сказывается на его качестве. С каждым годом таких учеников становится все больше и больше.

Отсюда спрос на книги с готовыми домашними заданиями и сочинениями, на свёрнутую энциклопедическую информацию, на скачивание рефератов из компьютера. Если мотив идёт не от личности школьника, то результат чтения её не касается. Часто стали сталкиваться с проблемой, ученик подготовил реферат, но кратко пересказать текст не может, не умеет работать с текстом, не умеет выбирать, перерабатывать материал реферата для выступления.

Читательская активность - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.

Художественная литература обогащает духовный мир человека, является могучим средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках чтения. Именно здесь, на начальной ступени обучения следует приобщать ребенка к литературе, формировать у него интерес к чтению книг вообще. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет.

Выделяют следующие причины снижения интереса к чтению:

- усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;

- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.», «Спроси у Алисы», «Посмотри в интернете сам.»)

- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Вопрос развития читательской активности всегда волновал преподавателей начальной школы. Формирование читательских интересов проходит под влиянием внутренних причин – возрастных особенностей школьников, так и внешних, к которым в первую очередь относится обучение.

В 2020-2021 учебном году провели анкетирование учащихся начальных классов. В анкетировании приняли участие -288 обучающихся.

Обучающимся была предложена анкета "Читательская активность обучающихся" ​​​​​​​

1. Любишь ли ты читать?

А) да-

Б) нет-

2. Почему ты любишь читать?

А) можно многое узнать

Б) интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

А) да

-Б) нет-

4. Что ты любишь читать?

А) стихи

Б) сказки

В) смешные рассказы

Г) рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

А) читать сам

Б) слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

А) читают

Б) не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

А) хвалят

Б) ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

А) могу

Б) не могу

 

Результаты анкетирования обучающихся 1-4 классов.

Дата проведения: сентябрь - октябрь 2020 года.

1.Любишь ли ты читать? t1624360918aa.gif

2.Почему ты любишь читать?t1624360918ab.gif

3. Посещаешь ли ты библиотеку?

t1624360918ac.gif

4. Что ты любишь читать?

t1624360918ad.gif

5. Какое чтение предпочитаешь?

t1624360918ae.gif

Именно родители должны формировать круг чтения ребенка. Вот как эту мысль сформулировал В. Одоевский — известный писатель и педагог начала XIX в.: "Дитя не может научиться из одних книг всему тому, что ему нужно знать. При книге необходимы объяснения и замечания искусного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочитанного и помог таким образом его разумению".

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

t1624360918af.gif

Существовала некогда прекрасная традиция семейного чтения, когда происходило обучение не только грамоте, речи и письму, но и искусству сопереживания. А ведь известно, что вовремя прочитанная книга может определить будущую судьбу ребенка. Наряду со знаниями о науке и технике, политике не менее важно знать и любить поэзию, воспитывать свои чувства, переживая за героев любимых книг. Роль семьи в приобщении ребенка к книге, к чтению трудно переоценить.

7.Как ведут себя родители во время твоего чтения?t1624360918ag.gif

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочел?

t1624360918ah.png

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: на становление ребенка, как читателя, большое влияние оказывает семья и школа. Ребята любят читать и читают различную литературу: художественную, познавательную, энциклопедическую. Именно поэтому необходимо укреплять традиции семейного чтения, привлекать взрослых членов семьи к процессу воспитания юного читателя, чтобы возродить прежнюю читательскую активность.

В школе ежегодно проходит акция «Подари книгу школьной библиотеке», Министерство культуры Российской Федерации и портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ» стали проводить ежегодную акцию «Библионочь». В 2021 году эта акция прошла в 10 раз, это ежегодная социально-культурная акция, посвящённая чтению, поднятию интереса к чтению и образованию. 

Сухомлинский Василий Александрович сказал: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежа». Конечно, можно возразить этому высказыванию, но с детства мы слышим о пользе чтения книг. Русский писатель Максим Горький советовал: «Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться плодами его непрерывного великого труда».

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.