Доклад «Организация профориентации обучающихся с ОВЗ в начальных классах»
Тема: «Организация профориентации обучающихся I ступени обучения»
Цель: формирование представлений обучающихся о будущих профессиях и формировании первичных трудовых навыков.
Через активную организацию
жизни в школе ученик придет
к умению войти в жизнь
Лев Семенович Выготский
На I ступени обучения обучающийся попадает к нам, приходя в 1 класс. Структура дефектов детей абсолютно разная. Как вы видите есть дети и их сейчас очень много.. с сопутствующим расстройством аутистического спектра и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В классе обучается 14человек.
Из них:
с легкой умственной отсталостью -6 обучающихся;
с легкой умственной отсталостью с сопутствующим расстройством аутистического спектра- 6 обучающихся;
Остальные дети с сопутствующими заболеваниями разного характера:
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперреактивности);
с нарушением опорно-двигательного аппарата.
И тем не менее I ступень обучения на мой взгляд самая важная ступень в подготовке ребенка к трудовой деятельности и все моменты , вся система направлена на формирование представлений обучающихся о будущих профессиях и формировании первичных трудовых навыков.
Только на I ступени учитель так плотно работает с учеником, что может сделать вывод о тех видах деятельности, где ребенок наиболее успешен.
Каждый компонент своей работы я связываю с прикладным применением.
В своей работе я определяю следующие формы работы профориентации с обучающимися I ступени:
уроки по общеобразовательным предметам;
уроки ручного труда;
экскурсии в школьные мастерские;
участие в субботниках;
занятия в различных кружках по интересам;
участие в мастер-классах;
социальные пробы.
На уроках по предмету « Математика( Математика и информатика)».
На уроках математики изучая тему единицы измерения длины я сразу детям показываю, где могут пригодиться эти знания и как воспитанники могут использовать в трудовой деятельности.
Тема счета приобретает практическое применение. Уже в 1 классе обучающиеся знакомятся с рекламными буклетами :считают, конфеты, овощи, фрукты…
На уроках по предмету «Мир природы и человека » мы обязательно говорим о профессиях. Защищаем мини-проекты
Проводим уроки-экскурсии. Уроки экскурссии позволяют применить на практике полученные знания на уроках. Ребята увидели как растут оывощи и фрукты, и даже самостоятельно смогли собрать урожай. Тем самым получили представление о профессии «Садовник».
Урок-практикум. мы знакомимся с профессией «дворник» и пробуем себя в роли дворника.
Проведение таких уроков формирует навыки работы с уборочным инструментом, знакомит с профессией Дворник.
Оказывая помощь матушке, мы не только закрепляем трудовые навыки, но пытаемся преодолеть иждивенческую позицию, которая зачастую складывается у детей-инвалидов.
Помощь Матушке Свято- Никольского женского монастыря
Кроме основных трудовых навыков мы формируем навыки самообслуживания и навыки бытового туда. Формирование этих навыков продолжается в домашних условиях(подметаем , моем псуду, вытираем пыль, пылесосим).
В школе активно участвуем в субботниках
Содержание программы предмета «Ручной труд» состоит из основных разделов:
работа с бумагой;
работа с пластилином, глиной, соленым тестом;
работа с тканью;
работа с древесиной.
Содержание программы мы составляем с учетом необходимости формирования тех трудовых навыков, которые пригодятся детям при работе в мастерских. Получив первичные трудовые навыки мы закрепляем их на тех школьных мастерских, где в последствии обучающиеся могли бы продолжить свое обучение.
Так освоив курс работы с древесиной, мы выходим на школьную мастерскую «столярное дело», где учитель труда показывает детям де и как они могут применить полученные на уроках знания.
Изучая раздел «Работа с тканью» обучающиеся посетили школьную швейную мастерскую, где познакомились со швейным оборудованием, с профессией портной, на уроках ручного труда познакомились с иглой, нитками, научились выполнять простые стежки. Результатом стал подарок маме «Салфетка».
Изучая каждый раздел обучающиеся формируют определенные навыки.
Получив основные навыки работы с пластилином (скатывание, раскатывание, сплющивание, придание определенной формы), обучающиеся закрепляют на занятиях в кружках
Кружок «Волшебное тесто» изготовление сувениров из соленого теста. Предметы ручной работы в настоящее время очень ценятся, а значит умение изготавливать сувениры ручной работы могут быть дополнительным заработком в будущем.
Таким образом мы готовим детей к возможной самостоятельности. Урочная деятельность очень тесно переплетается с внеурочной деятельностью, где закрепляются трудовые навыки.
Социальные пробы
Выходим на социальные пробы: мануфактура «Карамельково», «ОО Русский хлеб», пиццерия «Табаско» -навыки которые мы приобрели на уроках ручного труда работая с пластилином, соленым тестом были использованы при изготовлении конфет ручной работы, «Медового пряника», Пиццы «Котик»…
«Медовый пряник» «Сладкая вата» Пицца «Котик»
Вся эта работа заканчивается проведением круглого стола по определению возможного профиля профильного трудового обучения
Круглый стол организуется приказом директора. На него приглашаются специалисты: логопед, психолог, педагоги профессионально-трудового обучения, родители. Родители высказывают свои пожелания о желаемом профиле. Обсуждается по какой профессии ребенок будет успешен.
Учитель предоставляет фото, показывает результаты ребенка (индивидуальная карта ребенка). Никита графомоторные навыки слабо развиты, внимание слабо развито может быть успешным в копании грядки, подметании дорожек, сгребании осенних листьев… Подходит предмет «Сельхозтруд»
Катя неговорящий ребенок, очень возбудимый. Не может быть успешной во всех видах деятельности с частым переключением, но при этом моторные навыки развиты хорошо: может вышивать, хорошо рисует может заниматься всеми видами прикладного творчества. Поэтому ей прекрасно подходит предмет «Валяние».